Скрыть
Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев

Не бойся, червь Иаков, малый Израилю, потому что низложишь ты и царства, и гордые их замыслы. Червем Иакова и малолюдным Израилем Бог называет народ Свой, потому что он, как червь, подточит и погубит крепость царей языческих.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-14 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев

Хотя дни твои коротки, и ты червь, однако сознавай величайшую помощь Божию. Не смотри на наступающие бедствия, но уразумевай всемогущую силу.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-16 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего. В нем Я взял тебя от концов земли и призвал тебя из отдаленных [частей] ея и сказал тебе: раб Мой ты, Я избрал тебя и не отверг тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не уклоняйся, ибо Я Бог твой; Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержала тебя десница праведного Моего. Вот будут постижены и посрамлены все, борющиеся против тебя, будут, как несуществующие, и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь; восстающие против тебя будут, как ничто, и воюющие с тобою как несуществующие. Ибо Я, Господь Бог твой, взял тебя за правую руку твою, говоря тебе: не бойся, Я помог тебе. Не бойся, червь Иаков, умершие из Израиля. Я помог тебе, говорит Господь, и искупитель твой, Святый Израилев. Я сделал тебя молотильнею новою, имеющею острея зубчатыя. Ты будешь молотить горы и растирать их; и превратишь холмы в пыль. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их и вихрь разобьет их, а ты будешь ликовать о Господе, радоваться о Святом Израилеве

Иаков и Израиль есть телесный и духовный, как учит апостол Павел: видите Исраиля по плоти (1Кор. 10:18), откуда мы заключаем, что есть и другой, по духу, и к Израилю по плоти говорится: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамли бысте творили (Ин. 8:39). К ним и выше говорится: зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнул от Бога моего» (Ис. 40:27).

Теперь, напротив того, Бог говорит к духовному Израилю, который принял пришествие Господа своего, которого Он называет сначала рабом, потом избранным, наконец семенем Авраамовым. Ибо прежде мы приняли дух рабства в страхе (Рим. 8), а потом быв избраны, достигаем любви Божией.

Итак после призвания народов, когда увидели острова и убоялись, концы земли изумились, приблизились и подошли призываются остатки по избранию благодати, о чем пишет и Евангелие: избра от них Иисус дванадесяте, ихже и апостолы нарече (Лк. 6:13), которые после рабства детоводительному закону, избраны в Евангелии и удостоились быть семенем Авраама, друга Божия. Ибо в нем Он взял их от края земли, и от отдаленных пределов ея призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки (Деян. 13:46).

Итак тебе, — и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи неопытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею, как перевели LXX. Ибо вот противники твои, народ иудейский и все ведущие борьбу против тебя и преследователи твои обратятся в ничто, и ты будешь искать противников своих, и не найдешь их. И указывается причина, почему не найдет он противников своих: ибо будут как несуществующие. Об этих противниках говорится, что они неистовствуют против апостолов, или по еврейскому, истреблены.

Не должен же ты бояться потому, что Я взял руку твою, говорящий тебе: не бойся, Я помог тебе, не бойся, червь Иаков, умершие из Израиля, или как перевели LXX: малейшие из Израиля. Поставленного мною: Я помог тебе, не бойся, червь Иаков, у Семидесяти нет. Червем же, который по-еврейски называется tholath, именуется, вследствие уничижения и поношения, сонм апостолов, подражающий Спасителю, говорящему в псалме: Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21:7). Ибо как червь проникает в землю; так речь апостольская проникла в города языческие и вступила в сердца, бывшие прежде крайне жестокими. И справедливо говорится о немногих из Израиля, потому что сравнительно со всем миром уверовали весьма немногие из народа иудейского, которым Господь говорит в Евангелии: не бойся, малое стадо (Лк. 12:32), или, по еврейскому, об умерших из Израиля, которые говорят с апостолом: по вся дни умираю (1Кор. 15:31). И в другом месте: Христови сораспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).

Следующее же затем: Я сделал тебя молотильнею новою, имеющею острея зубчатыя, означает то, что проповедь евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковые, по различию превозношения, называются горами и холмами. И когда они [противные силы и духовная испорченность, восстающая на разум Божий] будут унесены и разсеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатыя острея евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушит жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех ересиархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Ст. 13-14 ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев

Плывя по мысленному морю, дерзай о Иисусе; ибо Он Сам внутри тебя – в сердце твоем, таинственно взывает к тебе: «не бойся Иакове, малый Израилю, Аз Бог твой, держай десницу твою» (Ис. 41:13-14). «Аще убо Бог по нас», какой лукавый «на нас» (Рим. 8:31)? По нас Бог, Который ублажил чистых сердцем и законоположил, чтобы Сладчайший Иисус Единый Чистый Божественно наитствовал чистые сердца и обитал в них. Не престанем же, по Божественному Павлу, обучать ум свой ко благочестью (1Тим. 4:7).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-14 Се, постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе, будут бо яко не сущии, и погибнут вси соперницы твои: взыщеши их, и не обрящеши человеков, иже поругаются тебе: будут бо аки не бывшии и не будут ратующии тебе. Яко Аз Бог твой, держай десницу твою, глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю, Аз помогох ти, глаголет Бог твой избавляяй тя Святый Израилев

И это (составляет) изъяснение предшествующего: ты, говорит, Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих (Ис. 41:8); се постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе. Ибо весьма много бывало по временам таких, которые нечестиво умышляли против святых тайноводителей и пытались противополагать спасительным вещаниям вещания их собственной закоснелости; но обратились в ничто и погибли противники благочестия, так как противодействие священнодействователям божественной проповеди есть, конечно, не что иное, как борьба против догматов благочестия. Итак, не будет (их), говорит, но взыщеши их, и не обрящеши поругавшихся тебе, будут бо аки не бывшии. Это тоже, что воспевается гласом блаженного Давида: видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския, и мимо идох, и се не бе, и взысках его и не обретеся место его. (Пс. 36:35-36). Восстают многие из привыкших высокомудрствовать против достоинства святых тайноводителей, но они, как говорит Священное Писание, от земли искоренятся (Притч. 15:5), и высокоумствующие подвергнутся страшному и неожиданному истреблению, ибо написано: иже высок творит свой дом, ищет сокрушения (Притч. 17:16).

Итак, не будут, говорит, ратующие тебе, не будут, говорит, – конечно потому, что никто не устоит против апостолов, а также потому, что во всяком случае настанет пришествие славного мира. Не правда ли? – Нет числа тем, которые вели брань против них (апостолов), однако не найдешь их существующими: они усмиряются и подвергаются прещению божественного гнева. Потому возбуждает их к мужеству, говоря: аз Бог твой держай десницу твою, то есть предпочитающий тебя и поставляющий превыше всякого искушения: аз глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю. Что касается численности воюющих или начальствующих, то совершенно мал был Израиль (не весь народ разумею, но взятых из него к апостольству); велик, силен и крепок в помощи был спаситель их имеющий необоримую руку. А если Бог освобождает, то кто может озлобить?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев

Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль… говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. [В Славянском переводе с 70-и - Не бойся Иакове, малый Израилю, аз помогох ти.... И не подходит ли здесь больше будущее время? См. стих 15. Прим. ред.] Если уже предшествующий стих, как мы видели, составляет как бы переход от речей о плотском Израиле к рассуждению о духовном, то настоящий и последующие стихи уже прямо касаются будущих судеб новозаветной церкви.

Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль… Возглас, почти буквально повторенный Спасителем: «не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32). Конечно, было бы грубой ошибкой вовсе исключать из состава этого пророчества судьбы плотского, исторического Израиля, так как пророчества произносились, прежде всего, для него (с целью его утешить), так как он, далее, служил прообразом духовного Израиля и он же, наконец, выделил из своей среды первых прозелитов христианства (12 апостолов и 70 учеников, ставших позднее апостолами).

Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. В Израиле обетования, в христианстве спасение, ибо «спасение от Иудеев» (Ин. 4:22 ср. 35-38). Поэтому чрезвычайно знаменательно в ст. 14 соединение характеристик Божиих Искупитель и Святый Израилев. Последнее характеристика, провозглашенная Исаией, связана неразрывно с дорогим нам именем Искупителя, Который после победы над адом и смертью заповедал своим апостолам проповедать спасение всему миру и дал верующим в Него силу - сделаться «молотилом» вселенной (см. след. стих - Властов).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 11–14. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 

Противники Израиля и соперники его – все народы, с которыми он вел войны и которые его притесняли, как то: Сирийцы, Ассирийцы и в особенности Идумеяне и Вавилоняне, эти ожесточеннейшие его ненавистники, как враги царства Божия и осужденные Правдой Божией, погибнут бесследно; и эту погибель увидит сам Израиль, – он их будет высматривать и не найдет. Это совершит Господь – Царь Израиля; а потому, хотя Израиль, как народ, мал, по числу, не силен на войне и его легко мог бы раздавить сильнейший завоеватель Востока, как мощный путник нечувствительно раздавливает червячка, пресмыкающегося в пыли; однако он будет невредим среди общей погибели языческих царей и царств (ст. Ис.41:2), его спасет Господь, ибо Он свят в отношении к Израилю, т.е. верен Своим обетованиям, неизменяем в Своих предопределениях в отношении к судьбам избранного народа.

Образ страждущего и уничиженного, а затем избавленного и прославленного Богом Израиля, есть прообраз Христа-Спасителя, который, в минуты предсмертных Своих страданий на кресте, обливаясь кровью от головы до ног, был в подобии червя, а не человека (ст. Ис.53:3; Пс.21:7), но затем, низложивши державу зла смертью и воскресением, вознесшись на небо, Он стал царем славы во веки.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible