Скрыть
Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем

Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся. Пророк изображает суд над почитателями ложных богов за то, что они в упорстве своем нечествовали перед истинным Богом, и открывает, что языческие боги не знают будущего.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем

Так как вы в отведении иудеев в плен полагали победу идолов, то, говорит, Я теперь буду судить вас. Пришел конец, так как Я желаю навести наказания, о которых впрочем Я предвозвестил прежде их совершения. Идолы же не смеют даже подступиться к вам. Почему же? Потому что они неподвижны; они не только не могут предсказать того, что будет, но не могут даже двигаться. Я же не только возвестил сначала, но показал и путь, которым могло все это произойти. Итак, смотрите на прежнее. Если вы не можете рассказать об этом, то кто может поверить вам относительно будущего? Идолам не свойственно возвещать будущее, ни также демонам, которые создали идолов. Только Бог, Который предвозвещает, может исполнить предвозвещенное. Теперь же, для того, чтобы служители идолов покрылись стыдом и позором, Он подвергает идолов и демонов наказаниям.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-24 Приблизьте суд ваш, говорит Господь; представьте, если что имеете, сказал царь Иакова. Пусть приблизятся и возвестят нам, что произойдет: возвестите прежде бывшее, и мы вникнем умом нашим и будем знать последствия их: объявите нам будущее. Возвестите то, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги. Сделайте также, если можете, доброе или худое, и мы стали бы говорить и смотреть вместе. Вот бы как ничто, и дело ваше ничтожно, мерзость тот, кто избрал вас

Как мы выше сказали, есть двоякий Иаков и Израиль: неверующих и верующих в Господа Спасителя; таким образом по призвании язычников и когда в церкви, бывшей некогда пустынею, исторглись реки и источники и разнообразные деревья покрылись чудесною зеленью и все получили полное обилие: те из язычников, которые не хотели уверовать во Христа, призываются на суд, чтобы ответили, почему они не захотели видеть, и познать, и вникнуть и уразуметь, что рука Господня соделала это и Святый Израилев сотворил все. Пусть приблизятся, говорит, идолы ваши, которых вы считаете весьма сильными. Или же представьте, если вы что либо имеете у себя, и откройте ваши планы, на каком основании и ради чего вы не хотели принять открытой истины. Вместе с тем делается обращение и к самим идолам, хотя они лишены чувства и не обладают способностью ни слышать, ни отвечать. Скажите, говорит, нам или о прошедшем или о будущем, и из хода событий докажите свое могущество. Означается же этим то, что после пришествия Христова все идолы умолкли: где Аполлон дельфийский и лакейский, делийский и Кларой и прочие идолы, обещавшие знание будущего и обольщавшие весьма могущественных царей? Почему они ничего не могли предсказать о Христе, ничего об Его апостолах, ничего о разрушении и уничтожении храмов? Итак, если они не могли предсказать собственную погибель, то как могли они предвозвещать чужое, худое ли то или хорошее?

Если же кто либо скажет, что многое было предсказано идолами, то нужно знать, что они всегда ложь примешивали к истине и так излагали ответы, чтобы можно было,— случалось ли что либо худое или хорошее, — разуметь и то и другое. Таково известное предсказание Пирру, царю эпиротов: «Говорю тебе, Эакид, что возможна победа римлян», и Крезу: «Крез, перешедши Галис губит обширные царства». Другим признаком того, что идолы не боги, служит то, что они не могут делать ни хорошего, ни худого. И это не в том смысле, что идолы или демоны, пребывающие в идолах, не делали часто худого, а в том, что они только тогда могли делать это, когда им давалась власть Господом. Поэтому они в Евангелии умоляют, чтобы им дана была власть над стадом свиней (Мф. 8). И в Иове мы читаем, что он [диавол] не мог погубить даже скот и имущество святого мужа (Иов. 1). И нет ничего удивительного в этом относительно Бога, когда апостол Павел предал некоторых сатане, чтобы научились не богохульствовать (1Тим. 1).

Или же то следует сказать, что они-немые изображения людей, и лишены чувства, и не могут делать ни хорошего ни худого и знать ни прошедшего ни будущего, потому что они произошли из ничтожества и из того, что не имеет бытия, и не столько сами они достойны омерзения, сколько тот, кто почитает их. Ибо идолы язык сребро и злато, дела рук человеческих; уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят (Пс. 113:12—13). Итак, следовательно, они могут знать и возвещать будущее и рассказывать прошедшее и делать хорошее или худое, не имея чувствительной способности, свойственной людям или бессловесным животным? И не важно то, из какого вещества они сделаны, когда все они состоят из земли.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.22-24 Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся, или яже прежде быша, рцыте: и приставим ум и уразумеем, что последняя и будущая: рцыте нам, возвестите нам грядущая на последок, и увемы, яко бози есте: благо сотворите и зло сотворите, и почудимся и узрим вкупе. Яко откуду есте вы, и откуду дело ваше? от земли мерзость избраша вас

Свойство и преимущество божественной и неизреченной славы – знать все и не быть в неведении относительно чего бы то ни было – прошедшего, настоящего или будущего. Так, чрез всемудрого Моисея ясно воспроизводит то, что было до сложения сего мира и в начале, говоря: в начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима, и неустроена, и тма верху бездны (Быт. 1:1-2), и весьма подробно излагает творение всего мира. А Господь наш Иисус Христос, древле глаголавший оное чрез Моисея, возвестил нам и то, что будет напоследок, ибо, как говорит ученик Его, нова небесе и новы земли и обетований Его чаем (2Пет. 3:13). Можно услышать, как Он прямо говорит (о сем): еда от Мене утаится что? (Иер. 32:27). Живо бо, поистине, слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4:12-13). поелику же Он Бог, то Он спасает, благотворит и исполняет всяким веселием (разумеется, духовным) чтущих Его, а навыкших гордости и не прилежащих к добрым делам озлобляет и подвергает наказаниям.

Но ничего подобного невозможно усмотреть в (богах) сделанных из камня, ибо к чему способно бездушное вещество, или как могут оказать кому добро, или озлобить те, которые не в состоянии помочь сами себе, но лишь от других получают и устойчивость, и вид? Итак, говорит, пусть придут признанные у них за богов, пусть возвестят, что имеет случиться, пусть скажут первое, последнее и грядущее: тогда, говорит, узнаем, что вы боги. Но, если, говорит, не можете возвестить, то, по крайней мере, окажите добро или зло. Если же сего не можете сделать, то уже ничего более не видать, то есть легко узнать, откуда есте вы, и откуду дело ваше: вы мерзость, сделанная из земли; ибо скажем ли, что идол сделан из дерева, или из камня блестящего и избранного, или из другого вещества, – все это из земли. Нужно, думаю, удивляться идолопоклонникам, если они не могли узнать от них даже и того, что некогда прекратятся деяния их: они не знали и не предсказали, что сожжены будут с самыми капищами и со временем станут посмешищем для тех, которые прежде заблуждались.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-23 Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели

Пусть они… скажут, что произойдет… в будущем, и мы будем знать, что вы боги… Всеведение богов и прорицание ими будущего считалось у всех народов древности одним из самых главных и наиболее очевидных признаков их истинности (Ксеноф. Кирт. L, 1. Цицер. «De devinatione» L, 1, с. XXXVIII).

Или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились… Испытание божества путем каких бы то ни было чудотворений, было точно так же весьма распространено в языческой древности, как это можно видеть хотя бы из известного по Библии состязания Моисея и Аарона с египетскими волхвами (Исх. 7 гл.). Но разве это так трудно? Cпросят нас: разве диавол не может сотворить какого-либо поразительного для нас, злого чуда? Именно, нет, как это доказывает нам история праведного Иова (Иов. 1:12) и гадаринского чуда (Мф. 8:31) и как прекрасно разъясняет блаженный Иероним: «другим признаком того, что идолы не боги, - говорит он, - служит то, что они не могут делать ни хорошего, ни худого. И это не в том смысле, что идолы, или демоны, пребывающие в идолах, не делали часто худого, а в том, что они только тогда могли делать это, когда им давалась власть Господом» (Иов. 1, и Мф. 8 гл. и друг.).

См. также Толкование на Ис. 41:21

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 21–24. Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас.

Пророк, обращаясь к язычникам, открывает суд Божий над их богами. Обличая их, он говорит: приближаются, точнее – пусть приблизятся ваш суд и ваши советы, т.е. дело суда Божьего над образом жизни язычников и над идолами открывается; они должны сказать правду, – кто они и что могут сделать, – могут они доказать, что они действительно достойны имени бога, по своим свойствам и совершенству дел. Идолы должны сказать народу то, что будет, ибо Бог знает будущее, которое от Него зависит вполне; если же идолы не могут открыть будущее, то, по крайней мере, должны разъяснить, что было прежде – в отношении к будущему, разъяснить прошедшие события, как начала будущих. Народ с усердием приложил бы свой ум к пониманию этого откровения, как к божественному истолкованию своих будущих судеб. Но если идолы не могут открыть этого, то пусть они сделают что-либо доброе или злое, или то, что приносит бедствия и страдания ему, как это совершает Господь ради своего народа (ср. ст. Ис.41:2, 10, 15-16, 17-20). Если бы идолы могли сделать что-либо такое, то народ подивился бы их могуществу и прославил бы их, как богов. Но, увы, идолы ничего такого сделать не могут; они ничтожны. Избирая их от земли, т.е. устраивая их грубое подобие из вещества, люди тем самым унижают себя, и, служа изделию своих рук, возвышая его над собой и даже над Богом всемогущим, оскверняют себя, тогда как истинные чтители Бога небесного освящают себя, и, как святые перед Богом, не погибают, а приобщаются вечности.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible