Скрыть
Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину

Аз же возставих, иже от севера… да приидет от восток солнечных. Это - Зоровавель, священник Иисус, сын первосвященника Иоседека, и прочии с ними. Да приидут князи и попрани будут, то есть народ Гога и Греки.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину

Обнаруживая слабость их, Бог вместе с тем показывает свою силу: «Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину», т.е. во время возвращения из плена, не желающие удаления их из Вавилона.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 25-29 Воздвиг [его] с севера, и он приидет от восхода солнца; будет призывать (или призвал) имя Мое и приведет сановников как грязь и как горшечник, топчущий (или топтал) глину. Кто возвестил изначала, чтобы нам знать, и от основания, чтобы мы могли сказать: «Он правдив». Нет ни возвещающего, ни предсказывающего, ни слушающего слова ваши. Он первый скажет Сиону: вот они, и дам Иерусалиму благовестника. И посмотрел Я, и не было из них никого, кто бы дал совет и спрошенный ответил бы словом

Доселе говорит против идолов и тех, которые после пришествия Христова не захотели оставить их. И так как они пребывают в заблуждении, то говорит, что Он сам воздвиг с севера массу народов. Ибо с севера возгораются бедствия на всех обитателей земли, и Иеремии говорится: что ты видиши, Иеремия? И рекох: коноб поджигаемый, и лице его от лица севера (Иер. 1:13). Воздвигаются же с севера для того, чтобы веровали в того, кто пришел от восхода солнца. О Нем выше мы читали: кто воздвиг, праведнаго или правду с востока? и в другом месте: се муж, Восток имя ему (Зах. 6:12).

Он призовет (или призвал) их именем Моим, чтобы, оставив идолов, чтили единого Бога. Ибо Он сам говорит в Евангелии: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43). Он будет попирать князей и сановников и мирское высокомерие, и будут подчинены ему, как глина горшечнику, чтобы сотворити ов сосуд в честь, ов в не честь (Рим. 9:21). Этого, о чем Я, согласно с обычаем пророков, говорю как о содеянном Мною, как будто бы оно уже миновало, или, по Симмаху, обещаю как имеющее быть, не может предсказать никто из демонов и идолов. Поэтому все оракулы умолкли, ибо нет никого, кто возвещал бы, нет никого, кто слушал бы, кода сердца язычников, бывшие прежде несмысленными, поняли свое заблуждение и оставили ложные прорицания. И первый Господь будет говорить Сиону, то есть Церкви своей, и скажет ей: вот сыновья твои, которых Я даровал тебе чрез веру Мою. Указывает же на апостолов, которые во всем мире проповедывали Евангелие.

Сион и Иерусалим различаются по именам; но как город один, так и Церковь едина. И так, спросим всех народов, следующих заблуждению идольскому, чтобы ответили, откуда они. И это будет ответом всех, что все следуют суете и ветру и поклоняются делам рук своих. Все сказанное нами об идолах и народах можем относить и к превратным учениям и к князьям их, ересиархам, потому что между тем как Христос возвещает мир Церкви и указывает им путь истины, они следуют заблуждению и уподобляются ветру и вихрю Евреи под воздвигнутым с севера и пришедшим от восхода солнца разумеют ассириян и персов, которые пришли в Иерусалим и попирали всех князей его, и никакой из идолов, которых они чтили, не знал, что это произойдет, кроме одного только Господа, который воздал им за грехи их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 25-26 Аз же возставих иже от севера, и иже от восток солнечных, прозовутся именем моим: да приидут князи, и яко брение скуделника, и яко скудельник топчущ брение, тако попрани будете. Кто бо возвестит, яже исперва, да увемы, яже напреди, и речем, яко истинна суть? несть предглаголющаго, ни слышащаго словес ваших

Скопище нечистых идолов, будучи не чем иным, как только деревом и камнем, ввело в заблуждение обольщенных и не возвестило мне ничего, ни первого, ни последнего, и не смогло сделать ни добра, ни зла; а Я, говорит, будучи Богом благим, восхотел всем человеком спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4), Я спас поднебесную и возбудил многих, лежавших подобно умершим. А кто они таковы, (сему) научает, говоря: иже от севера, и иже от восток солнечных, то есть народ языческий, так как, по отношению к области иудейской, самой южной, область язычников была расположена более к северу или занимала место к востоку. Итак, иже от севера, и иже от восток солнечных может означать людей из язычников, которые прозваны именем Христа: ибо мы наименованы и есмы христиане; он приобрел нас кровью Своею, мы куплены ценою (1Кор. 6:20) и не принадлежим себе (1Кор. 6:13), ибо Он один за всех умре, да живущие не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2Кор. 5:15).

Посему-то Ему, как Спасителю и Искупителю Своему, и говорим: разве тебе иного не вемы: имя твое именуем (Ис. 26:13). Итак, – мы прозваны именем Его. Не о сем ли сказано устами пророка: работающим же мне наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис. 65:15-16)? По-видимому, под сущим от восток солнечных он разумеет Христа, ибо о Нем написано: се муж восток имя ему (Зах. 6:12), и затем Бог и Отец говорил о Нем: Кто возстави от восток правду (Ис. 41:2)? и действительно Христос был для нас правдою, освящением и вместе избавлением (1Кор. 1:30).

Надлежало, чтобы, по мановению Бога, сожжено было множество идолов и подобно брению повержено под ноги верующих; ибо попираются они, как прах, как брение горшечника и не что иное, потому что от земли было происхождение их. А что всему этому надлежало со временем положить конец при помощи святых, воинствующих и юношески служащих велениям Божиим, (это) показывает, говоря: да приидут князи, то есть пусть, предстанут вожди народов, которые бы возбудили верующих в Меня против заблуждения и вооружили против бездушных богов. Кто бо, говорит, из них (ложных богов) возвестит , яже исперва, да увемы, яже напреди, дабы, если сказанное сбудется, мы окончательно согласились, что они говорили истину. Но не было, говорит, между лжеименными богами, или между нечистыми духами, предглаголющаго, а также и между людьми слышащаго словес ваших. Древле в (различных) странах и городах в капищах идольских были ложные гадания и ложные вещания демонов, треножники и чаши (для волхвования – λεβητες) и бесчисленное множество навыкших обманывать (искусных обманщиков) и многие ходили к ним, чтобы получить предсказание.

Когда же воссияло нам слово Божие, пали в храмах идолы, умолкли вводящие в заблуждение демоны, или, лучше сказать, низвержены в ад и заключены в тартар; а прежние чтители их прорицаний призваны к познанию истины. Сему научает, говоря: ниже слышащаго словес ваших ( несть ).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-26 Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших

Я воздвиг его от севера… от востока солнца будет призывать имя Мое… В доказательство того, что по контрасту с языческими богами, Бог Израилев способен на истинные пророчества и великие дела, Он возвращается к тому «мужу правды», о котором говорилось раньше (2 ст.). Что касается повторных указаний на «север» и «восток», то в них можно видеть символические определения: известно, что «север» - на языке Священного Писания - означает область мрака, холода и вообще всякого бедственного состояния (Ис. 9:1-2; Мф. 4:16); тогда как «восток» - синоним света, тепла и всякого благополучия (Быт. 2:8; Мф. 8:11-13).

Он будет призывать имя Мое… Или, как у LXX и в славянском «прозовется именем Моим». Существуют две главных версии в толковании этих слов: согласно одной, грядущий завоеватель, т. е. Кир - будет слепым орудием Божественной воли, ее бессознательным проводником; но, однако, таким, чрез которого имя Божие будет прославлено, и сам Кир будет признан особым Божественным посланцем. По другой версии, Кир будет только пассивным орудием в руках Бога, но вместе и активным, сознательным Его исповедником. Принимая во внимание, что Кир, царь персидский, официально исповедывал религию Зароастра - из всех религиозных систем язычества ближайшую к Иудейству, как говорит Делич, - что он, по данным новейших раскопок, был широкий синкретист и что, наконец, по свидетельству других библейских авторов, Кир знал иудейство и питал к нему даже симпатию (1Езд. 1:2-4), мы вправе склониться больше на сторону последнего из этих мнений.

См. также Толкование на Ис. 41:21

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 25. Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. 

Боги языческие и служащие им люди бессильны и ничтожны; а Господь Бог Израиля есть всевластный и всемогущий Владыка над народами: Он «восставит того, кто придет с Востока», именно персидского царя Кира, а с ним придут и все другие вожди и князья (Мидяне и Эламитяне); они назовутся именем Иеговы, т.е. совершат свое славное дело во имя или во славу Иеговы, как Его рабы. Им призванные и на дело Его суда (ср. гл. Ис.45:4-6). Верные своему призванию, восточные завоеватели придут к врагам народа Божия, т.е. к Вавилонянам, победят их и, по обыкновению жестоких победителей, будут попирать ногами побежденных так, как скудельник (т.е. горшечник) топчет глину, дабы сделать ее мягкой и удобной для поделки своих сосудов: гордые Вавилоняне будут потоптаны в прах – во свидетельство ничтожества их и богов их, созданных из праха и легко обращающихся в прах.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible