Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Исаии 41:25
Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину
Аз же возставих, иже от севера… да приидет от восток солнечных. Это - Зоровавель, священник Иисус, сын первосвященника Иоседека, и прочии с ними. Да приидут князи и попрани будут, то есть народ Гога и Греки.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину
Обнаруживая слабость их, Бог вместе с тем показывает свою силу: «Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину», т.е. во время возвращения из плена, не желающие удаления их из Вавилона.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 25-29 Воздвиг [его] с севера, и он приидет от восхода солнца; будет призывать (или призвал) имя Мое и приведет сановников как грязь и как горшечник, топчущий (или топтал) глину. Кто возвестил изначала, чтобы нам знать, и от основания, чтобы мы могли сказать: «Он правдив». Нет ни возвещающего, ни предсказывающего, ни слушающего слова ваши. Он первый скажет Сиону: вот они, и дам Иерусалиму благовестника. И посмотрел Я, и не было из них никого, кто бы дал совет и спрошенный ответил бы словом
Доселе говорит против идолов и тех, которые после пришествия Христова не захотели оставить их. И так как они пребывают в заблуждении, то говорит, что Он сам воздвиг с севера массу народов. Ибо с севера возгораются бедствия на всех обитателей земли, и Иеремии говорится: что ты видиши, Иеремия? И рекох: коноб поджигаемый, и лице его от лица севера (Иер. 1:13). Воздвигаются же с севера для того, чтобы веровали в того, кто пришел от восхода солнца. О Нем выше мы читали: кто воздвиг, праведнаго или правду с востока? и в другом месте: се муж, Восток имя ему (Зах. 6:12).
Он призовет (или призвал) их именем Моим, чтобы, оставив идолов, чтили единого Бога. Ибо Он сам говорит в Евангелии: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43). Он будет попирать князей и сановников и мирское высокомерие, и будут подчинены ему, как глина горшечнику, чтобы сотворити ов сосуд в честь, ов в не честь (Рим. 9:21). Этого, о чем Я, согласно с обычаем пророков, говорю как о содеянном Мною, как будто бы оно уже миновало, или, по Симмаху, обещаю как имеющее быть, не может предсказать никто из демонов и идолов. Поэтому все оракулы умолкли, ибо нет никого, кто возвещал бы, нет никого, кто слушал бы, кода сердца язычников, бывшие прежде несмысленными, поняли свое заблуждение и оставили ложные прорицания. И первый Господь будет говорить Сиону, то есть Церкви своей, и скажет ей: вот сыновья твои, которых Я даровал тебе чрез веру Мою. Указывает же на апостолов, которые во всем мире проповедывали Евангелие.
Сион и Иерусалим различаются по именам; но как город один, так и Церковь едина. И так, спросим всех народов, следующих заблуждению идольскому, чтобы ответили, откуда они. И это будет ответом всех, что все следуют суете и ветру и поклоняются делам рук своих. Все сказанное нами об идолах и народах можем относить и к превратным учениям и к князьям их, ересиархам, потому что между тем как Христос возвещает мир Церкви и указывает им путь истины, они следуют заблуждению и уподобляются ветру и вихрю Евреи под воздвигнутым с севера и пришедшим от восхода солнца разумеют ассириян и персов, которые пришли в Иерусалим и попирали всех князей его, и никакой из идолов, которых они чтили, не знал, что это произойдет, кроме одного только Господа, который воздал им за грехи их.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 25-26 Аз же возставих иже от севера, и иже от восток солнечных, прозовутся именем моим: да приидут князи, и яко брение скуделника, и яко скудельник топчущ брение, тако попрани будете. Кто бо возвестит, яже исперва, да увемы, яже напреди, и речем, яко истинна суть? несть предглаголющаго, ни слышащаго словес ваших
Скопище нечистых идолов, будучи не чем иным, как только деревом и камнем, ввело в заблуждение обольщенных и не возвестило мне ничего, ни первого, ни последнего, и не смогло сделать ни добра, ни зла; а Я, говорит, будучи Богом благим, восхотел всем человеком спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4), Я спас поднебесную и возбудил многих, лежавших подобно умершим. А кто они таковы, (сему) научает, говоря: иже от севера, и иже от восток солнечных, то есть народ языческий, так как, по отношению к области иудейской, самой южной, область язычников была расположена более к северу или занимала место к востоку. Итак, иже от севера, и иже от восток солнечных может означать людей из язычников, которые прозваны именем Христа: ибо мы наименованы и есмы христиане; он приобрел нас кровью Своею, мы куплены ценою (1Кор. 6:20) и не принадлежим себе (1Кор. 6:13), ибо Он один за всех умре, да живущие не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2Кор. 5:15).
Посему-то Ему, как Спасителю и Искупителю Своему, и говорим: разве тебе иного не вемы: имя твое именуем (Ис. 26:13). Итак, – мы прозваны именем Его. Не о сем ли сказано устами пророка: работающим же мне наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис. 65:15-16)? По-видимому, под сущим от восток солнечных он разумеет Христа, ибо о Нем написано: се муж восток имя ему (Зах. 6:12), и затем Бог и Отец говорил о Нем: Кто возстави от восток правду (Ис. 41:2)? и действительно Христос был для нас правдою, освящением и вместе избавлением (1Кор. 1:30).
Надлежало, чтобы, по мановению Бога, сожжено было множество идолов и подобно брению повержено под ноги верующих; ибо попираются они, как прах, как брение горшечника и не что иное, потому что от земли было происхождение их. А что всему этому надлежало со временем положить конец при помощи святых, воинствующих и юношески служащих велениям Божиим, (это) показывает, говоря: да приидут князи, то есть пусть, предстанут вожди народов, которые бы возбудили верующих в Меня против заблуждения и вооружили против бездушных богов. Кто бо, говорит, из них (ложных богов) возвестит , яже исперва, да увемы, яже напреди, дабы, если сказанное сбудется, мы окончательно согласились, что они говорили истину. Но не было, говорит, между лжеименными богами, или между нечистыми духами, предглаголющаго, а также и между людьми слышащаго словес ваших. Древле в (различных) странах и городах в капищах идольских были ложные гадания и ложные вещания демонов, треножники и чаши (для волхвования – λεβητες) и бесчисленное множество навыкших обманывать (искусных обманщиков) и многие ходили к ним, чтобы получить предсказание.
Когда же воссияло нам слово Божие, пали в храмах идолы, умолкли вводящие в заблуждение демоны, или, лучше сказать, низвержены в ад и заключены в тартар; а прежние чтители их прорицаний призваны к познанию истины. Сему научает, говоря: ниже слышащаго словес ваших ( несть ).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 25-26 Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших
Я воздвиг его от севера… от востока солнца будет призывать имя Мое… В доказательство того, что по контрасту с языческими богами, Бог Израилев способен на истинные пророчества и великие дела, Он возвращается к тому «мужу правды», о котором говорилось раньше (2 ст.). Что касается повторных указаний на «север» и «восток», то в них можно видеть символические определения: известно, что «север» - на языке Священного Писания - означает область мрака, холода и вообще всякого бедственного состояния (Ис. 9:1-2; Мф. 4:16); тогда как «восток» - синоним света, тепла и всякого благополучия (Быт. 2:8; Мф. 8:11-13).
Он будет призывать имя Мое… Или, как у LXX и в славянском «прозовется именем Моим». Существуют две главных версии в толковании этих слов: согласно одной, грядущий завоеватель, т. е. Кир - будет слепым орудием Божественной воли, ее бессознательным проводником; но, однако, таким, чрез которого имя Божие будет прославлено, и сам Кир будет признан особым Божественным посланцем. По другой версии, Кир будет только пассивным орудием в руках Бога, но вместе и активным, сознательным Его исповедником. Принимая во внимание, что Кир, царь персидский, официально исповедывал религию Зароастра - из всех религиозных систем язычества ближайшую к Иудейству, как говорит Делич, - что он, по данным новейших раскопок, был широкий синкретист и что, наконец, по свидетельству других библейских авторов, Кир знал иудейство и питал к нему даже симпатию (1Езд. 1:2-4), мы вправе склониться больше на сторону последнего из этих мнений.
См. также Толкование на Ис. 41:21
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ст. 25. Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину.
Боги языческие и служащие им люди бессильны и ничтожны; а Господь Бог Израиля есть всевластный и всемогущий Владыка над народами: Он «восставит того, кто придет с Востока», именно персидского царя Кира, а с ним придут и все другие вожди и князья (Мидяне и Эламитяне); они назовутся именем Иеговы, т.е. совершат свое славное дело во имя или во славу Иеговы, как Его рабы. Им призванные и на дело Его суда (ср. гл. Ис.45:4-6). Верные своему призванию, восточные завоеватели придут к врагам народа Божия, т.е. к Вавилонянам, победят их и, по обыкновению жестоких победителей, будут попирать ногами побежденных так, как скудельник (т.е. горшечник) топчет глину, дабы сделать ее мягкой и удобной для поделки своих сосудов: гордые Вавилоняне будут потоптаны в прах – во свидетельство ничтожества их и богов их, созданных из праха и легко обращающихся в прах.