Скрыть
Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я Тот же.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Кто содела и сотвори сия? И кто возвестил Моисею о бранях и о спасении присных Богу?

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же

Богу обычно в том случае, когда совершена какая-либо несправедливость, вспоминать о прежних событиях. Какие же, ты думаешь, здесь разумеются события? События с египтянами, во время Авраама, гибели Содома и потопа. Не видишь ли ты, что Он одинаково требует мщения, как по отношению к своим, так и к чужим? Чтобы сохранить правду целою и неповрежденною и чтобы не погибло право, Бог избирает как своих, так и чужих, судя по грехам, или по праведности их. И когда Он иной раз упоминает о делах предков, говоря: «ради Авраама избрал я вас», то Он желает показать этим не что иное, как то, чтобы они отложили свою гордость, и чтобы не приписывали праведности себе самим, а Богу. «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же». Очевидно, не было никого прежде Него и никого не будет после Него. Богу особенно свойственно то, что никого не было прежде Его, и никого не будет после Него, т.е. Он не имеет начала и вечен, это свойственно только бессмертной вечности.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-7 Да умолкнут предо мною острова, и народы да обновят силу; пусть они приблизятся и тогда говорят: вместе приблизимся к суду. Кто воздвиг праведного от востока, призвал его следовать за собою Он предаст ему народы и покорит царей. Он предаст как пыль мечу его, как поднятую ветром солому руку его. Он будет преследовать их: пройдет в мире, путь в ногах его не будет заметен. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто изначала вызывает роды. Я Господь, первый и последний есмь Я. Увидели острова и убоялись: концы земли изумились, приблизились и подошли. Каждый будет помогать своему ближнему, и скажет (или говорит) брату своему: крепись. Медник, бьющий молотом, ободрял (или будет ободрять) ковавшего в то время, говоря о спайке: «хороша», и укреплял ее гвоздями, чтобы не шаталась

Народам, то есть островам, которые подвергаются ударам ложных и горьких волн мира сего, повелевается слушать и закрыть уста, и узнать сказанное Израилю: «слушай, Израиль, и умолкни!» и возобновить силу, чтобы чрез прежнюю слабость не оказаться не в состоянии слушать слов Божиих, чтобы приступили прежде к Господу и, не довольствуясь собственным спасением, учили других тому, чему сами научились, и беседовали бы с Богом о том, праведно ли Он поступает в отношении ко всем.

Но Он так вопрошает их и призывает к ответу, что самым вопросом научает тому, чего они не знают: кто воздвиг праведного от востока или правду. Ибо Он есть Бог не только иудеев, но и язычников, призвавший Христа Господа Спасителя, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1Кор. 1:30), в котором, по тому же апостолу, правда Божия открывается. Призвал же его для того, чтобы следовал за Ним во всем и творил дела Отца и исполнял оныя слова: еже сотворити волю Твою, Боже (Пс. 39:9). Пред Ним цари и народы склонят выи, и повергнутся пред мечем Его и стрелами противныя силы, как солома и пыль.

Он будет преследовать их, то есть царей и князей каждого народа. И пройдет в мире, призывая всех к миру, чтобы примирились с Богом.

Путь в ногах Его не будет заметен, то есть Он не почувствует изнеможения от пути и никакой усталости, свойственной слабости человеческой; но от потока на пути пиет и сего ради вознесет главу (Пс. 109:7).

Кто, говорит, сделал и совершил это? Кто воздвиг праведного или правду? Кто предал ему народы и царей? Кто все покорил его мечу и луку? Конечно тот, Кто от начала мира предвозвестил это, Кто есть Творец всего. И так как Он сказал спрашивая: кто воздвиг праведного от востока и проч.; то, вследствие молчания всех, Он сам себе отвечает: Я Господь первый и последний есмь Я. Это тот самый, который и в Откровении Иоанна говорит: Аз есмь алфа и омега, начаток и конец (Откр. 1:8).

Увидели острова, то есть народы или церкви собранные из народов, которые подвергаются бурям мира сего, и убоялись Господа; потому что начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10). Все пределы земель затрепетали, приближаясь и приходя вместе к Евангелию Христову.

И увидев себя спасенными, они на деле исполнили слышанное ими: пусть они приблизятся и тогда говорят, чтобы помогать ближним своим и укреплять братьев своих о Господе и сказать им: отступите от идолов, презирайте старые изображения демонов, которые сделала рука человеческая, которые произведены посредством кования и молотка, которые сплочены посредством спайки, которые укреплены гвоздями, чтобы не шатались, и когда стоят, то не могут ходить.

То, что мы объяснили в отношении и к лицу Христа и призвания язычников и проповеди Евангелия и осуждения демонов, некоторые относят к Киру, царю персидскому, так как воздвиг его против вавилонян с востока, и заставил повиноваться его повелению, повергая пред ним весьма многих народов и покоряя все мечу его и луку, и прочее, следующее затем, относят к его лицу, то есть что вавилонянам не помогли их идолы, сделанные усердием человеческим и воздвигнутые искусством медника. Некоторые из евреев думают, что это сказано об Аврааме, что этот праведник призван от востока, то есть из Халдеи, потому что только он один оказался праведным, и последовал за ним, уходя из отечества в землю, которой не знал, и предал царей в руку его, вышедших против Содома и Гоморры, и пред мечем и луком его сделал их подобными соломе и пыли, и преследовал их и возвратился в мире, и не чувствовал, что он совершил длинный путь, и это выполнил не своими силами, а милосердием Господа, который от начала знал, что это сбудется.

Увидели, говорит, острова, то есть окрестные народы, и убоялись Его силы: и концы (extrema) земли. Это именно Сим, сын Ноя, который в крайне опасное (extremo) время для земли спасся с Отцем и братьями от потопа и был сохранен до того времени; [некоторые] полагают, что под ним разумеется Мелхиседек, и что он вышел на встречу Аврааму, возвращавшемуся с битвы, и принял его [Авраама] и благословил его и укрепил его благословениями Божиими (Быт. 14:18-20), и что он есть тот медник, который [как бы из металла] отлил Авраама и молотком своего искусства привел его в лучшее состояние, и сказал ему: хорошо, что ты скреплен и связан страхом Господним. И укрепил его или утвердил гвоздями заповедей Господних, чтобы он не колебался, но пребывал в страхе Его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-7 Кто восстави от восток правду, призва ю к ногам своим и пойдет? Даст пред языки, и цари ужасит, и повержет на землю мечи их, и аки стеблие отвержены луцы их, и проженет я, и пройдет с миром путь ног Его. Кто содела и сотвори сия? призва ю призываяй ю от начала родов. Аз Бог первый, и в грядущая Аз есмь. Видеша языцы и убояшася, концы земнии приближишася и приидоша вкупе. Судяй кийждо ближнему, и брату помощи, и речет: превозможе муж древоделатель, и ковачь бияй млатом, вкупе проковаяй: овогда убо речет: спаяние добро есть, утвердиша я гвоздьми, положат я и не подвигнутся

Надлежит удивляться не одному только величию владычествующего над всем Бога в творениях; но также тому, что Он и в благодеяниях своих дает доказательство присущей Ему благости: Он спас земнородных и совершенно погибший род человеческий избавил от смерти, тления и ненасытного господства диавола, и его (диавола) вместе с подчиненными ему силами упразднил, а грех, властвовавший над нами, удалил, оправдав верою. Все же сие совершено Христом, ибо Он сделался для нас от Бога и Отца праведностию, искуплением и освящением (1Кор. 1:30). Им мы просветились и сподобились снисхождения и любви, и вообще всего, потребного для спасения. О сем предвозвещает Он нам чрез одного из святых пророков, говоря: и возсияет вам боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал. 4:2).

Итак, кто, говорит, устроил, что правда, то есть Христос, воссияла, как солнце от востока? Кто призва ю, то есть устроил, что она пришла и воссияла так, как бы шествовала по стопам Призвавшего, то есть шла почти как бы по следам Бога и Отца? Так именно жил на земле Господь, совершая дела Отца и показуя Его нам в собственном лице (φύσει), ибо Он был и есть равномощен (Отцу) и делами Своими совершенно уверил (живущих) на земле, что Он во всех возможных отношениях пребывает равным Родившему; посему Он ясно говорил: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (Ин. 10:37, 38). Всегда следуя воле Отца или, скорее, будучи сам волею Отца, Он возглашал народу Иудейскому, говоря: вы по плоти судите, Аз не сужду никомуже. И аще сужду Аз (Ин. 8:15, 16), – суд Мой праведен есть: яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя (Ин. 5:30). Итак, видишь, что Он как бы шествует по стопам Отца. Посему-то и говорил: Аз во Отце и Отец во Мне есть (Ин.14:10) и видевый Мене виде Отца (Ин. 14:9) Моего.

До пришествия Спасителя Нашего сущие на земле, пребывая в великом невежестве, казалось, ничем не отличались от скотов несмысленных, одержимы были неведением и тьмой, порабощены были миродержителю века сего и, подклонив выю хотениям и умышлениям диавольским, по стезям порока нисходили в погибель. Но воссиял им Христос, ибо Той чаяние языков (Быт. 49:10), и, освободив от того, что древле властвовало над ними, явил их свободными и сынами Божиими, омыв с них всякую скверну, ибо оправдал верою и излиянием Святого Духа соделал чистыми и просвещенными. Эту именно правду, подобную солнцу и восходящую с востока, дал язычникам, – разумеется после того, как отвергнут был Израиль за нечестие по отношению к Нему. Когда же это совершилось, и столь великое множество спасено было, ужаснулись цари: как бы исступление нашло на миродержцев века сего, и почувствовали они страх пред божественным и непреложным судом, – разумею суд, постигший язычников. А те, которые издревле были страшны и сильны, вооружались против божественной славы и навыкли как бы воздвигать оружие и обнажать меч против нее и натягивать лук безумия, – пали на землю и, повергнув бранные доспехи, уподобились стеблию. Опять таки речь о них состоит как бы из уподобления тому, что совершилось с нами, именно: лукавые силы поражены, и всякий способ к злодеянию оскудел, так как Христос расхитил оружие их, ибо, говорит, ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его (Пс.88:23).

Надлежало, – да, надлежало, чтобы по упразднении злых и лукавых сил и ниспровержении врага всех на землю, тогда, именно тогда, и во время самое благоприятное состоялось искупление языков. Действительно их (лукавые силы) Христос прогнал, то есть обратил в бегство. Ибо не могли они противостоять Богу и как скоро Он положил конец их исконному владычеству, им уже ни в каком случае нельзя было не претерпеть того, что было предназначено от Него для погубивших землю. Итак, после того как враги прогнаны, пройдет, говорит, путь ног его с миром. Ибо ничто не препятствовало Спасителю всех нас Христу при благоустроении дел наших, но, как бы шествуя путем гладким и ровным, Он совершил спасение всех нас: ни один враг не ослаблял и не противодействовал, ибо они (враги) пали. Кто же сотворил все это и кто призвал правду? – Не Я ли, говорит, – Я, который ныне, в последнее время, показал ее, призвал же ее от родов древних? Ибо тайна Христова не нового происхождения, но предопределена была по предведению Божию от сложения мира: вместе с тем, как пал Адам, – лучше сказать, прежде чем он сделал поползновение к сему, Содетель наперед предначертал имевшее последовать в свое время врачевание ему, то есть чрез Христа, – предопределил способ и (не дивись сему), как оказывается, предизбрал нас самих быть оправданными через веру в Него: их же бо предуведе, говорит, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим.8:29), тех и призва (Рим. 8:30). Посему, если мы предуставлены по предведению, не тем ли более Тот, Кем мы спасены и призваны?

Называет себя Богом первым не потому, что после Него был второй, – ибо – как и откуда? Существует один Бог всяческих, не имеющий начала Своего бытия, но, напротив, все призвавший к бытию. Итак, Он первый, единственный и безначальный Бог, Содетель всяческих, и в бесконечный ряд последующих веков не будет существовать иначе, ибо существует Он только один. Когда же языки узрели Христа и правду явленную нам от Него, все узрели мысленными очами славу Его, убояшася, говорит, (живущие) от края земли до края, то есть по всей вселенной, собрались вместе и приблизились: уже не пребывали в отдалении, отчуждаемые грехом, но как бы стали близко по сродству духовному и совокупились в единой вере и единодушии. Это, думаю, означает: приближишася и приидоша вкупе. Когда же вкусили Господа и увидели, что Он благ (Пс. 33:9), и подивились красоте истины, то не блюли дар только для себя самих, но, поступая справедливо и прилично, решили, говорит, каждый помочь своему брату и другу.

Ясно установляет образ помощи: каждый из тех, которые решились помочь ближнему и брату, наставленный тайнам и узнав истину, будет вразумлять и других, говоря: превозможе муж древоделатель, и ковач бияй млатом, вкупе проковаяй. Превозможе – каким образом? – Имеющий искусство древоделания, изготовив идолов и вырезав из них богов, – ковач меди, устроив выкованную молотом статую, привели обманутых в неискусен ум (Рим. 1:28) и сделали созданных по образу Божию поклонниками своих работ или изобретений. Затем осмеивает приготовление идолов и как бы подражает делающим их, которые обращаются друг к другу со словами, что спаяние добро есть; ибо делатели идолов, изготовив руку, или ногу, или другой какой из членов тела, соединяют их спайками, прилаживая части к частям и укрепляя их гвоздями, а потом, поставляя и утверждая их, чтобы они стояли и не шатались. Смешно это и больше ничего, и служит доказательством суетности и крайней глупости их поклонников: ибо знать, что идол составлен из малых частей и по местам из спаек, – что продолжительность и прочность его существования и постановки зависит от гвоздей, и все таки поклоняться им, называть их богами, – подлинно, не преисполнено ли (это) всякой глупости?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же

Кто сделал и совершил это? Вопросом этим Господь хочет ввести языческие народы (а также, конечно, и Израиля) в настоящее разумение исторических событий, как откровения Премудрости и Всемогущества Творца, с Которым никто не должен дерзать сравняться.

Тот, Кто от начала вызывает роды… Вот единственно разумный ответ на предшествующий вопрос; конечно, все исторические передвижения народов, гибель одних, некогда могущественнейших наций и появление на исторической сцене других, прежде неизвестных, все это - дело не слепого случая, а какой-то Всемогущей разумной воли (Втор. 32:8; Дан. 2:21). Ее же действию должно приписать и надвигающееся нашествие Кира, как это видно из сопоставления данной главы с одной из предыдущих (13 гл. - пророчество о судьбе Вавилона).

Я Господь первый, и в последних - Я тот же. Среди быстротекущего и измененного потока истории, бесконечно возвышаясь над ним, стоит один только Господь, Который существовал раньше этого потока и, не подвергаясь его влиянию, вечно остается одним и тем же.

Я… первый и в последних... Прекрасное определение единства, вечности и самосущия Божия, почти буквально повторенное позднее в Апокалипсисе: «Я Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр. 22:13). Само указание на эти свойства существа Божия имело в данном случае очень важное и разнообразное значение: оно, во-первых, резко оттеняло абсолютность Бога (вечность, самостоятельность и неизменность), по сравнению с ограниченностью человека (изменчивость времен в жизни не только отдельных людей, но также и целых наций); во-вторых, давало представление о Боге, как первом Виновнике и последнем Совершителе всего (первый и в последних), и наконец, уверяло всех, верующих в Господа, крепкой надеждой, что Он, как вечно Самому себе равный, по слову апостола «Себя отречься не может» (2Тим. 2:13) и, следовательно, рано или поздно, но непременно исполнит все Свои обетования относительно Израиля.

См. также Толкование на Ис. 41:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 2–4. Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я тот же. 

«Правду» или точнее – мужа правды, хранителя истинных понятий веры и ревностного исполнителя воли Божией, именно патриарха Авраама некогда Господь восставил или призвал и поставил на путь свой, – призвал его следовать по стопам своим и он пошел и прошел в обетованную землю. Подобно тому и теперь восставит Господь иного мужа правды – Исполнителя определений своей воли: по истечении времени – срока наказания Израиля за грехи его, он получит избавление из плена (ср. Ис.40:2, 4-5). Таковым явится восточный царь – Кир, повелитель многих народов. – «Мужа правды» Господь дает перед народами и он устрашит царей: так некогда Авраам, живя среди народов ханаанских, победил союзных царей и освободил Лота с семейством из плена; так, потом и Кир победит многих царей и освободит из плена Израиля. – «Муж правды», устрашив царей, принудит их сложить оружие: в отчаянии, они даже побросают мечи и луки и обратятся в бегство. А победитель пройдет по завоеванным странам с миром, а не с грабежом и насилием, как то обыкновенно делали «люди неправды» – восточные цари-завоеватели.

Образы Авраама и Кира суть прообразы Христа-Спасителя. Только Христос, как совершеннейшая Правда, истинно исполнил всю волю Бога Отца о спасении людей; Его явил Господь Судьёй перед всеми Народами; Его силой и властью низложено могущество языческого мира, сокрушено всякое оружие супротивников и гонителей и водворено царство Божие – царство любви и мира. Как прежде – в дни Авраама и Кира, в дни ветхозаветной церкви, так и потом, в дни новозаветной церкви «призвал правду» и совершил спасение Бог вечный.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible