Скрыть
Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18-19 Глусии, услышите, и слепии, прозрите видети. И кто слеп, разве раби Мои? Это сказано об Израильтянах. И глух, как вестник Мой, Мною посланный? то есть вестник, которого послал Я в Вавилон, потому что не слушал Меня. Кто слеп, разве владеющий? И это сказано о царях Израильских, отведенных в плен.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И кто слеп, разве раби Мои? и глуси, разве владеющии ими? и ослепоша раби Божии

Иудеи были глухими и слепыми. Христос говорит: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк.4:9); и в другом месте: «блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Мф.13:16). Таким образом, ясно, что они, иудеи, были глухими и не слышали, слепыми и не видели, почему прибавляется: «слеп, как раб Господа».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-25 Глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть. Кто слеп, если не раб Мой и глух, — если не тот, к кому Я послал вестников Моих? Кто слеп, если не проданный? и кто слеп, если не раб Господа? Видя многое, не будешь ли сохранять, и имея открытые уши, не будешь ли слышать? И Господь восхотел освятить его и возвеличить закон и превознесть. Самый же народ раззорен и опустошен. Силки юношей — все, и в домах тюремных сокрыты; сделались добычею, и нет избавляющего, разграблены, и никто не говорит: отдай назад. Кто из вас будет слушать это, вникнет и выслушает имеющее быть? Кто предал Иакова на раззорение и Израиля опустошающим? Не Сам ли Господь, против которого мы согрешили? И не захотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на него гнев ярости Своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел

Чтобы кто либо не подумал, что слова: глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть, относятся к народу языческому, который прежде был глух и слеп (как стараются доказать иудеи чрез глупое толкование), сама пророческая речь показывает, кого должно разуметь под глухими и слепыми.

Кто, говорит, слеп, если не раб Мой, и глух, если не тот, к кому Я послал вестников Моих, без сомнения указывая на пророков.

Кто слеп, если не проданный грехами своими? Кто слеп, если не тот, кто прежде был рабом Господа? Ему говорится: видя многое и имея весьма многих пророков, чрез которых можешь познавать повеления Божии, неужели ты, Израиль, не будешь сохранять того, что заповедано тебе? Имея открытыя уши, неужели ты не будешь слушать того, что говорится, о чем и выше мы читали: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих (Ис. 6:9). Господь восхотел, говорить он, освятить его и возвеличить закон Свой и поднять и возвысить приниженный народ. Но он не захотел исполнять волю Божию, и потому раззорен и опустошен своими противниками, под которыми мы должны разуметь или демонов или врагов.

Силки юношей — все, и в домах тюремных сокрыты или, как перевели LXX: силки в ложах повсюду и вместе в домах, в которых сокрыли их, обозначая книжников и фарисеев, которые обольщали жалкий народ и повсюду устраивали козни против Господа Спасителя и Его апостолов, — имея ключ знания, но и сами не входя и препятствуя входить другим желающим (Лк. 11). И прекрасно сердца их, в которых обитали лукавые помышления, он назвал тюрьмами. Поэтому они преданы на расхищение и разграбление, и не было никого, кто избавил бы их и стал бы говорить за них. Но вместе с тем пророк увещавает, чтобы, — если не могут слушать все, то по крайней мере немногие познали имеющее быть и уразумели, от кого они претерпели это. И пусть не хотевшие ни слушать, ни исполнять предписаний закона узнают причины своего раззорения. Господь излил на них весь гнев Свой и негодование, полное ярости, чтобы молчавший прежде перестал уже молчать и обличал бы их не словами, а наказаниями и мучениями и поразил их войною весьма лютою, указывая на жестокость римлян. И хотя он со всех сторон был сжигаем и ничего нет в нем целого, однако он не понимает причины своего наказания, — что он потому был наказываем, что не принял Сына Божия.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18–20 Глусии, услышите, и слепии, прозрите видети. И кто слеп, разве раби Мои? и глуси, разве владеющии ими? и ослепоша раби Божии. Видесте многажды, и не сохранисте: отверсты ушы (имуще), и не слышасте

Глухими и слепыми справедливо называет тех, которые служили идолам, как и премудрый Павел пишет: Бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы (2Кор. 4:4). Смысл речи преимущественно относится к Израильтянам, коим хотя и можно было обогатить свой ум божественным светом, так как закон посылал им сияние богопознания, но они безумно возлюбили ходить во тьме и запутываться в сетях обмана. Слепы они и в другом отношении: между тем как ничто не препятствовало им по красоте тварей соответственно созерцать Творца их, ибо, как премудрый пишет Павел, невидимая Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:20); они однако же впали в такое неразумие, что слиянным говорили: вы есте бози наши.

А что теперь речь у пророка не о множестве язычников, но о потомках Израиля, – это он показал, говоря и кто слеп, разве раби Мои? и глуси, разве владеющии ими? ибо подвластный народ соделался слепым и упал до такой степени по нерадению вождей; они-то и были виновниками их невежества и наставниками заблуждения. И глуси были владеющии ими, то есть, получившие жребий начальства над ними. Хотя они и зрели (внешне) славу Божию и продолжительное время испытывали ее на себе, однако же обратились к отступлению, ибо не хотели повиноваться Богу, ясно говорившему; да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх.20:3).

Поелику же они, хорошо зная божественные откровения, вместе с подчиненными уклонились к отступлению; то пророк как бы поражается изумлением, говоря: ослепоша раби Божии. И какая у них была причина к ослеплению? Добровольно, говорит, вы дошли до этого; потому что можно было охранить себя, часто видя (славу Божию), и слышать, зная и понимая написанное; но вы не охранили себя от того, чтобы отказаться от этого, и не оказали ни рачительности ни благопослушания к тому, чтобы расширить как бы слух свой к священным законам. Итак, преступления Иудеев не извинительны. Ибо хотя им можно было знать истину, имея и руководителя к сему – закон; однако же они оказались наравне с теми, которые не имеют глаз и у которых уши всуе предлежат голове по нежеланию их внимать священным законам.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа

[В Славянском переводе этот стих имеет другое значение: И кто слеп разве раби мои; и глуси разве владеющии ими; и ослепоша раби Божии. Прим. ред.]

Ст. 19-20 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал

Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой… возлюбленный Мой… раб Господа? Соединение в одном этом стихе целого ряда выразительных эпитетов, прилагаемых, обыкновенно, к Мессии, и дало повод многим экзегетам видеть здесь обращение не к Израилю, а ко Христу. Но мы уже и раньше, в начале данной главы, имели случай отметить, что все подобные эпитеты одинаково прилагаются как к коллективному Израилю (народу), так и к персонифицированному Израилю (Мессии): к первому - типологически, а ко второму - пророчески (см. 1 ст.). Даже больше того, потому-то все эти эпитеты и перешли на Мессию, что они принадлежали, прежде всего, всему Израилю: Мессия берется здесь только как душа Израиля, носитель и выразитель его лучших, идеальных качеств. Вот с этих-то идеальных сторон всего богоизбранного народа, которых он далеко не оправдал в своей истории, пророк и хочет начать здесь свою обличительную речь Израилю.

См. также Толкование на Ис. 42:18

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 19–20. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.

Слепота и глухота составляют величайшее несчастье, и оно тем более горестно, если оно зависит от злой воли самого человека. Проникнутое чувством глубокой горести, сердце Пророка особенно уязвляется мыслью о том, что слепы и глухи не кто иной, а «рабы Божии» – народ иудейский и владыки их – царь и князья народа. А между тем, эти люди, как «рабы Божии», не только сами должны быть просвещены и послушны Богу, но должны были просвещать и других – язычников, находящихся в полном неведении об истинном Боге, и приводить их к послушанию святой воле Божией. Ослепление иудеев не зависело от недостатка просвещений их Богом; они видели много судеб Промысла Божия в жизни своих предков, много слышали откровений Божиих через пророков, бывших ещё ранее Исаии, но не старались внимательно заметить и сохранить в своей памяти, как должны были это сделать истинные рабы Божии, любящие своего Владыку и преданные Ему, и как это делал родоначальник их Авраам (гл. Ис.51:1-3).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible