Скрыть
Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истукана

«Я Господь, это – Мое имя». Итак, когда Сын называется тем же именем, то разве Он не воистину Господь? «Один Господь Иисус Христос» (1Кор.8:6). Обрати, пожалуйста, внимание на то, что имя «Господь» говорится первым. У нас, когда некоторые называются господами, то это имя к ним никогда не прилагается в собственном смысле, но Богу это название принадлежит истинно, потому что Он есть истинно Господь. «И не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам», т.е.: Я отделю Мое имя от идолов, и это на самом деле совершилось во время пришествия Иисуса Христа, Господа нашего: никто уже более не призывает имен идолов, но только имя Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, можно понимать это сказанным и относительно людей, так как люди суть слава Божия, по слову апостола: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1Кор.11:7). Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, говорит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-9 Так говорит Господь Бог творящий небеса и распростирающий их, утверждающий землю и произрождения ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал тебя в правде и взял руку твою и сохранил тебя, и дал тебя в завет народу, в свет язычникам. Чтобы открыть глаза слепых и вывесть узников из заключения, сидящих во тьме из темницы. Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам. Прежнее вот сбылось и новое Я возвещаю; прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам

Неизвестно было, кто прежде сказал: вот раб Мой, Я восприиму Его; избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на Него, Он возвестит народам суд. Ибо после осуждения идолов вдруг началась речь: вот раб Мой и прочее, что мы объяснили, [как сказанное] от лица Отца о Христе. Итак, чтобы не оставалось неизвестным, кто сказал вышеупомянутое, он присоединяет и говорит: так говорит Господь Бог, творящий небеса и распростирающий их, или как перевели LXX: сотворивший небо и утвердивший его. Итак творец и Господь вселенной сам обещал пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание творений Его было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество (Рим. 1:20). Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою (Быт. 2:7). Но дух [дал Он] собственно тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти.

Итак тот, кто имеет столько глашатаев, так говорит тому, от которого ожидают закона острова и народы: Я, Господь, призвал тебя в правде, о котором сам говорит в Евангелии: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25), чтобы быть Богом не только иудеев, но и язычников. И взял руку твою, ибо что делает Сын, то делает Отец. И сохранил тебя, потому что Ты сам все сохраняешь. И дал тебя в завет народу Израильскому, которому Я прежде обещал Твое пришествие. В свет язычников, которые сидели по тьме и тени смертной. Чтобы открыть глаза слепых, которые прежде не видели Бога. И вывести узника [или узников] из заключения, потому что каждый затягивается вервиями своих грехов (Притч. 5:22). И в Евангелии Господь разрешает того, кого связал сатана. Сидящих во тьме из темницы, — кои пребывали в ночи и тьме заблуждения. Чрез присоединение же: Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, не исключается Сын, на слова которого в Евангелии: прослави мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Он сам отвечает: «Я и прославил, и прославлю» (Ин. 12:28). Ибо Он не сказал: не дам славы Моей «никому,»— если бы Он так сказал, то исключал бы и Сына,— но: не дам славы Моей «иному», кроме тебя, которому Я дал, которому Я дам. Поэтому я удивляюсь той особенности в Священном Писании, что все переводчики, которые во многом другом обыкновенно разнятся, согласно перевели слово aher чрез иной. Но чтобы мы знали, что этими словами исключает Он не Сына, а идолов, то, следующие слова свидетельствуют: и хвалы Моей истуканам. Вместо этого LXX [перевели]: ни сил (virtutes) Моих истуканам. Ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), Он заключает в Себе все силы Отца.

Далее следует: прежнее вот сбылось. Смысл же такой: что Я говорил, что Я обещал чрез Моисея и пророков, все это исполнилось. Теперь же Я возвещаю вам Евангелие, призвание народов, страдание Христово, новую веру, чтобы, видя исполнение прежнего на деле, вы поверили и тому, что сбудется обещаемое теперь Мною.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–9 Аз Господь Бог, сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным. Яже из начала, се, приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити, явишася вам

Собственно, истинно и единственно должен быт и именоваться у нас Богом – Содетель всяческих, как говорит всемудрый Павел: хотя много богов и владык на небе и на земле, но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у него, и един Господь Иисус Христос, им же вся и мы тем (1Кор. 8:5, 6). А так как Он показал себя совершителем великих и дивных для нас дел, то, говорит, не уступит славы Своей, или боголепных добродетелей, ни бездушным идолам, ни какой-либо другой из тварей, но соблюдет для себя одного. И было вполне естественно, чтобы слава Божества приличествовала не кому-либо другому и существенно различному от Них, но только самой неизреченной и все превосходящей природе. Хотя и говорит, что никому не уступит Своей славы, однако дал ее Сыну, ибо (последний) прославлен, без сомнения, так же, как Отец, покланяемый на небе и на земле.

Но как бы мог дать Сыну, одинаковому с Ним в рассуждении единосущия, если бы каждый из Них не составлял особенной Ипостаси? Ибо – едино естество всевышнего Божества, в трех особных ипостасях уразумеваемое и покланяемое у навыкших право мудрствовать. Говоря – яже из начала се приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити явишася вам, не попускает, чтобы мы хотя в чем-либо не верили слову Спасителя: подобно тому, говорит, как доведено до конца, что было сказано из начала о пришествии Его, так же воистину сбудется и то, что Он возвестит нового, прежде чем оно видимо обнаружится. Что же это такое? – Обещал нам Господь наш Иисус Христос жизнь будущего века, то есть жизнь в нетлении, освящении и правде, небесное царство, достославное причастие духовных благ, плоды милосердия, награды благочестия, венец любви к Нему, чего и да сподобимся мы Его благодатью и человеколюбием. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со святым Духом во веки. Аминь.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ис.42:8;48:11.

Православный ответ: Здесь говорится, что истинный Бог не даст славы Своей иному, ложному богу, т.е., идолу.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам

Я, Господь, это - Мое имя… Одна из характерных для пророка Исаии фраз, употребляемая им в тех случаях, когда нужно дать торжественное удостоверение Божественного Всемогущества, Вечности, Неизменности, Самосущия и др. свойств Его абсолютного Существа (см. Ис. 42:8; 45:10-13; 45:6; и др.).

И не дам славы Моей иному и хвалы моей истуканам. Назвав Себя Господом, т. е. Единым Вечным, (Исх. 3:14-15; 20:2-7 и др.), Господь раскрывает эту мысль и дальше, что Он по тому самому ни с кем не может быть сравним, так что слава Единого истинного Бога, по праву принадлежащая одному Ему, не может быть ни с кем разделена, и всего меньше, конечно, с истуканами, хотя последние и претендуют на роль богов у язычников. Под «иным», как видно из контекста, разумеются истуканы, или идолы; но этим, по замечанию блаженного Иеронима, не исключаются ни Сын Божий, ни все те праведники, которые получили от Него ту славу (Ин. 17:5, 22). Следовательно, «иной» по-евр. aher - здесь употреблено в смысле «инородный», «другой природы», «враждебной по существу».

См. также Толкование на Ис. 42:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 8–9. Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. 

Господь Бог, точнее – Всевышний и Вечный, это имя принадлежит только единому истинному Богу, как гласит первая заповедь, сказанная Самим Господом на Синае. И только этому имени, с которым соединяются все свойства и совершенства, принадлежит вся слава; и отнюдь не принадлежит она «иному» богу – идолу. Господь, по истине своей, ревнуя о славе имени Своего, создал мир и хранит его промышлением Своим: все дела Божии в мире и главнейшее из них – спасение избранных Его премудростью и любовью, суть величайшие Его добродетели; в них преимущественно открывается слава Его имени (Иоан.17:1-6, 22-24). Поэтому правда Божия требует, чтобы этих дел славы Божией никто на земле не присваивал иному какому-либо богу, в образе какой-либо твари, в виде каких-либо истуканов. И если теперь Господь определил совершить дело оправдания людей подвигом Своего кроткого Отрока, то Он и совершит это непреложно. Как то, «что было из-начала», уже наступило, т.е. древние обетования патриархам о спасении и размножении их потомков, о завете с ними и просвещении их, уже исполнились; так и «новое», т.е. новые обетования, которые возвещаются и еще будут возвещаемы – о Новом Израиле, новом завете и просвещении язычников, хотя открываются задолго до своего исполнения, но также непреложно исполнятся в конце времен, для того определенных. Этого требует слава имени Божия.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible