Скрыть
Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Вы, говорит, не молили Меня и не убеждали, чтобы Я был вашим Спасителем, но Я пожелал вашей свободы по Своей воле. Не думай, что такая свобода совершилась случайно; Сам Я, говорит, предвозвестил и потом исполнил.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-13 И теперь так говорит Господь, творящий тебя, Иаков, и устрояющий тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, и назвал тебя именем твоим; ты Мой. Когда будешь переходить чрез воду (вульг. чрез воды), Я буду с тобою, и реки не покроют тебя. Когда пойдешь в огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя: ибо Я Господь Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой, в умилостивление за тебя Я отдал Египет, Эфиопию и Саву. Посему ты стал дорог в очах Моих и славен: Я возлюбил тебя, и отдам [других] людей за тебя и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу семя твое, и от запада соберу тебя. Скажу северу: дай и югу: не удерживай: приведи сыновей Моих издалека, и дочерей Моих от конца земли. И всякого, кто призывает имя Мое, Я сотворил того для славы Моей, и образовал его и создал его. Выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши. Все народы собрались вместе и совокупились племена. Кто из вас предвозвестит это, и даст нам слышать о бывшем от начала? Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, и пусть выслушают и скажут: по истине вы свидетели Мои, говорит Господь, и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и уразумели, что это Я. Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предвозвестил и спас: Я поведал и не было иного у вас. Вы — свидетели Мои, говорит Господь, и Я Бог и от начала Я тот же, и нет иного, кто избавил бы от руки Моей. Я сделаю, и кто отвратит это

Евреи объясняют это относительно второго пришествия Спасителя, так как после полноты язычников спасется весь Израиль. Мы же думаем, что отнюдь не тем дается обетование, которым выше было сказано: кто слеп, если не отроки Мои, и кто глухие, если не господствующие над ними? И затем: народ раззорен и разграблен, и наконец прибавляет: излил на него гнев ярости своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел.

Следовательно, что мы выше сказали, что есть два Иакова и два Израиля, один телесный и другой духовный, [состоящий] из тех, кои не захотели веровать в Спасителя, и из тех, кои приняли Сына Божия, это же и теперь нужно разуметь, то есть что призывается лик апостолов и первая Церковь Христова, собранная из народа иудейского, чтобы уразумел своего Творца и устроителя, который был Создателем души и тела его. И пусть не боится преследователей, ибо он искуплен кровию Христа, который назвал его своим именем, и вследствие любви называет в особенности народом своим; но пусть неукоснительно проповедует и не страшится никаких опасностей. А присовокупляя: воды и реки и огонь и пламя, он описывает нападение и ярость гонителей, враждебно относящихся к спасению язычников и не хотящих, чтобы проповедовалось слово евангельское, хотя иудеи под водами хотят разуметь египтян, под реками— вавилонян, под огнем — македонян, под пламенем — римлян. Не бояться же заповедует им потому, что Господь Бог спаситель их и Святый Израилев с ними, создавший их, чтобы они проповедывали в Египте, в Ефиопии и в Сиене и на крайних пределах мира. Вместо Сиени остальные переводчики поставили Saba, откуда была царица южная, приходившая послушать мудрости Соломона (3Цар. 10). Поэтому лик апостолов сделался дорогим пред Богом и возлюбленным для Него, и спасением для всех людей и народов, которые были призваны ими к Евангелию и вменены в спасение душ их. Поэтому он присоединяет и говорит: не бойся, ибо Я с тобою, говорящий вам в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Ибо от востока и запада приведу сыновей твоих, которые будут покоиться на лоне Авраамовом и из всех частей мира соберется народ, состоящий из сыновей Моих и дочерей, которые или будут призывать имя Мое или назовутся именем Моим, чтобы именоваться христианами во славу своего Создателя.

Следующее же затем: выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши, по мнению многих, говорится о народах языческих, которые вследствие учения апостолов начали слышать и видеть. Но мы и это можем относить к рассеянному Израилю, который был призван чрез апостолов и первый уверовал, которым и Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян. 13:46), и сам Господь в Евангелии: идите ко овцам погибшим дому Исраилева (Мф. 10:6).

Наконец следует: все народы собрались вместе и совокупились племена, то есть с народом, уверовавшим из иудеев, чтобы было двоякое призвание, обрезания и необрезания. А когда говорится выведи, то речь обращена к Сыну. Или же, по Семидесяти, Отец говорит о Сыне, что Он вывел слепой и глухой народ Его и соединил с язычниками, и сделал из них многих предстоятелями церквей. И удивляется пророк, что никто из язычников не мог предвидеть это и знать решения Божии, а только народ Его, принявший закон и имевший пророков; ибо ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его (Пс. 75:1). Или же сам Бог есть свидетель Своих слов, и совершитель, и отрок Его и раб, которого Он избрал. Без сомнения, Он указывает на Христа, которому и выше говорит: «для Тебя велико называться отроком Моим». И все это будет, чтобы истина была проповедана миру, и чтобы те, ум которых прежде был бессмыслен и бесчувствен, познали, и уверовали и уразумели, что кроме одного Бога нет иного Бога, не прежде, ни после. Ибо Создатель времен не имел когда либо начала, так как и это самое когда либо относится ко времени.

И как теперь Он сказал: Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого Я избрал, и тоже самое говорит Господь в Евангелии: двоих человеков свидетельство истинно есть. Аз есмь свидетельствуяй о Мне и пославый Мя Отец (Ин. 8:17-18); так нужно мыслить и о божестве Его, что нет никакого Бога, кроме самого говорящего это и Отрока Его, которого Он избрал.

И прекрасно, что кроме Бога Отца нет никакого другого Бога; ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), который говорит в Евангелии: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). Ибо как единый Христос Господь не исключает того, чтобы и Отец был Господом, так и единый Бог Отец не исключает того, чтобы и Сын был Богом, который в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога (Ин. 1:1-2).

Дальнейшее же: и нет Спасителя кроме Меня показывает, что Сын во Отце спасает все. О Нем этот же самый пророк свидетельствует: «пошлет им Господь Спасителя, который избавит их» (Ис. 19). Ибо Бог мудрый и сильный не может быть без своей мудрости и силы. Таким образом, поелику Я изначала предрек это, как имеющее быть, то не будет никого, кто отверг бы Мою волю или сделал недействительным то, что Я совершу. Хотя это говорится к Иакову и Израилю, но относится к лику апостолов и ко всем, которые из народа иудейского восхотят уверовать во Христа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11–13 Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих и спасох, укорих, и не бе в вас чуждий: вы Мне свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, еще от начала, и несть изымаяй от руку Моею: сотворю, и кто отвратит е

Будьте, говорит, свидетелями, что Я один – Бог всяческих, – так как никого прежде Меня не было и после Меня не будет; Спасающий – только Я один; и об этом Я предвозвестил вам издревле и сказанное привел в исполнение, ибо Я спас во Христе. Укорих, и не бе в вас чуждий. Израильтяне по временам забывали священные законы, данные, говорю, чрез премудрого Моисея, и наслаждения любили более чем Бога; потом, отвечая за свое легкомыслие, они подвергались опасностям, когда враги нападали на них; но во время скорби они принимались звать на помощь себе Того, Кто всегда спасает. И за это Он укорял их устами Иеремии, говоря: и во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:27, 28). Итак Я многократно укорял вас, потомков Израиля, и вы из собственного опыта узнали, что среди вас не было бога, то есть, чуждого, ибо ни кто из них не спас вас. Следовательно Спасающий – Я один.

Посему будьте свидетелями, но и Я буду свидетелем Себе, глаголет Господь Бог, или говоря словами Христа: всяк убо иже исповесть мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. 10:32). Засвидетельствуйте же, что Я есмь еще от начала, то есть, от начала доселе предвозвещающий будущее и могущий невозбранно спасать тех, кои жаждут общения со Мною; – спасая так, что совершенно никто не может из Моих рук исхитить однажды предызбранного: ибо несть, говорит, из руку Моею изъимаяй: сотворю и кто отвратит е? Он совершил, говорит, призвание народов, или спас заблуждающихся, и кто изменит это? или устроит, чтобы это было не так? А что из руки Бога никто не похитят спасенных Им, в этом уверит сам Спаситель, говорящий: овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут . И аз живот вечный дам им : и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки моея. Отец мой, иже даде мне, болий всех есть: и никтоже может восхитити их от руки Отца моего (Ин. 10:27-29) Очевидно, это тоже, что написано: нет из руку Моею изъимаяй.

Толкование на пророка Исаию

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Итак, кто же спасется? Никто из тех, кои не подъемлют достодолжно соответственного тому труда и подвига, хотя говорят все, что хотят спастися. Все равно это, как, скажем для примера, если б кто захотел быть богатым, приобресть много золота, серебра, драгоценных камней и маргаритов без всякого труда и пота и без всяких забот, так это было бы невозможно. Итак, те, которые говорят, что хотят спастися, а между тем не хотят потрудиться душою и телом для своего спасения, как могут спастися? Да и те, которые имеют ревность трудиться по делу спасения и словом, и делом, и желают того от всей души, не могут спастися, если всего чают от одних трудов своих. Ибо как те, которые думают спастися без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда, так и те, которые чают устроить спасение своим умом и своими силами, не могут спастися, так как спасение не утверждается на разуме и силах того, кто желает спастися, а есть милость Божия во Христе Иисусе. Ин есть получающий спасение и ин дающий его. Сам Бог говорит: несть разве Мене спасаяй (Ис. 43:11). И Апостол Павел прилагает: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. 7:18). Скажи же нам, Павле преблаженне, как после сего можно спастися? Отвечает Апостол, говоря: благодарю Бога моего Иисус Христом. Закон духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти (Рим. 8:2). Отсюда явно, что спасение наше не утверждается на собственной нашей силе, но на милости Божией во Христе Иисусе.

Слова. Слово 44

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня… Отсутствие свидетелей у противной стороны и наличность достоверных свидетелей на стороне истинного Бога дают особенную убедительность и силу Его торжественному исповеданию, что прежде Него не было Бога и после Него не будет и что, следовательно, только один Он есть вечно живущий и присно спасающий Бог, у Которого нет и быть не может никаких действительных соперников.

См. также Толкование на Ис. 43:8

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 10–11. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. 

У народов и царей нет свидетеля, который бы знал и указал Спасителя народов; а Господь имеет свидетелей о Себе; это Его избранный народ и избраннейший из народа Его Отрок – слуга Его воли, совершитель самого дела спасения. Что было предсказано народу и что совершит Отрок Иеговы, из того самого всем будет совершенно понятно, что Спаситель народов есть ни какой-то иной Бог, а только Он единый и вечный Бог и Царь, сотворивший, устроивший и искупивший Израиля (ст. Ис.43:1, 3, 7-15).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible