Скрыть
Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!»

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия? или яже исперва кто возвестит вам? да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат и да рекут истину

Совершенно никто не мог когда-либо возвестить этого, т.е. того, что произойдет с ними. Вам принадлежит возвещение о том, что касается вас и иных, а тем не принадлежит возвещения даже о том, что касается их. Итак, кто сможет все это возвестить? «Пусть представят свидетелей от себя», – как бывает на суде; «и оправдаются». Если они смогут показать свое право и будут говорить правду, то Я не боюсь исследования и не оставлю без внимания. «Пусть представят свидетелей от себя», если они таковых имеют, людей ли, каковы суть пророки и вы, потерпевшие наказания, или книги, в которых Я говорил прежде о многом и исполнил. Смотри, Он скромно и без всякого насилия показывает право! Итак, после того как Он обличил теперь врагов, Он обращается с речью к евреям.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-13 И теперь так говорит Господь, творящий тебя, Иаков, и устрояющий тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, и назвал тебя именем твоим; ты Мой. Когда будешь переходить чрез воду (вульг. чрез воды), Я буду с тобою, и реки не покроют тебя. Когда пойдешь в огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя: ибо Я Господь Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой, в умилостивление за тебя Я отдал Египет, Эфиопию и Саву. Посему ты стал дорог в очах Моих и славен: Я возлюбил тебя, и отдам [других] людей за тебя и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу семя твое, и от запада соберу тебя. Скажу северу: дай и югу: не удерживай: приведи сыновей Моих издалека, и дочерей Моих от конца земли. И всякого, кто призывает имя Мое, Я сотворил того для славы Моей, и образовал его и создал его. Выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши. Все народы собрались вместе и совокупились племена. Кто из вас предвозвестит это, и даст нам слышать о бывшем от начала? Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, и пусть выслушают и скажут: по истине вы свидетели Мои, говорит Господь, и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и уразумели, что это Я. Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предвозвестил и спас: Я поведал и не было иного у вас. Вы — свидетели Мои, говорит Господь, и Я Бог и от начала Я тот же, и нет иного, кто избавил бы от руки Моей. Я сделаю, и кто отвратит это

Евреи объясняют это относительно второго пришествия Спасителя, так как после полноты язычников спасется весь Израиль. Мы же думаем, что отнюдь не тем дается обетование, которым выше было сказано: кто слеп, если не отроки Мои, и кто глухие, если не господствующие над ними? И затем: народ раззорен и разграблен, и наконец прибавляет: излил на него гнев ярости своей и лютую войну, и сожигал его кругом, но он не познал, и опалял его, но он не уразумел.

Следовательно, что мы выше сказали, что есть два Иакова и два Израиля, один телесный и другой духовный, [состоящий] из тех, кои не захотели веровать в Спасителя, и из тех, кои приняли Сына Божия, это же и теперь нужно разуметь, то есть что призывается лик апостолов и первая Церковь Христова, собранная из народа иудейского, чтобы уразумел своего Творца и устроителя, который был Создателем души и тела его. И пусть не боится преследователей, ибо он искуплен кровию Христа, который назвал его своим именем, и вследствие любви называет в особенности народом своим; но пусть неукоснительно проповедует и не страшится никаких опасностей. А присовокупляя: воды и реки и огонь и пламя, он описывает нападение и ярость гонителей, враждебно относящихся к спасению язычников и не хотящих, чтобы проповедовалось слово евангельское, хотя иудеи под водами хотят разуметь египтян, под реками— вавилонян, под огнем — македонян, под пламенем — римлян. Не бояться же заповедует им потому, что Господь Бог спаситель их и Святый Израилев с ними, создавший их, чтобы они проповедывали в Египте, в Ефиопии и в Сиене и на крайних пределах мира. Вместо Сиени остальные переводчики поставили Saba, откуда была царица южная, приходившая послушать мудрости Соломона (3Цар. 10). Поэтому лик апостолов сделался дорогим пред Богом и возлюбленным для Него, и спасением для всех людей и народов, которые были призваны ими к Евангелию и вменены в спасение душ их. Поэтому он присоединяет и говорит: не бойся, ибо Я с тобою, говорящий вам в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Ибо от востока и запада приведу сыновей твоих, которые будут покоиться на лоне Авраамовом и из всех частей мира соберется народ, состоящий из сыновей Моих и дочерей, которые или будут призывать имя Мое или назовутся именем Моим, чтобы именоваться христианами во славу своего Создателя.

Следующее же затем: выведи народ слепой, [хотя] и имеющий глаза, глухой, [хотя] и есть у него уши, по мнению многих, говорится о народах языческих, которые вследствие учения апостолов начали слышать и видеть. Но мы и это можем относить к рассеянному Израилю, который был призван чрез апостолов и первый уверовал, которым и Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян. 13:46), и сам Господь в Евангелии: идите ко овцам погибшим дому Исраилева (Мф. 10:6).

Наконец следует: все народы собрались вместе и совокупились племена, то есть с народом, уверовавшим из иудеев, чтобы было двоякое призвание, обрезания и необрезания. А когда говорится выведи, то речь обращена к Сыну. Или же, по Семидесяти, Отец говорит о Сыне, что Он вывел слепой и глухой народ Его и соединил с язычниками, и сделал из них многих предстоятелями церквей. И удивляется пророк, что никто из язычников не мог предвидеть это и знать решения Божии, а только народ Его, принявший закон и имевший пророков; ибо ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его (Пс. 75:1). Или же сам Бог есть свидетель Своих слов, и совершитель, и отрок Его и раб, которого Он избрал. Без сомнения, Он указывает на Христа, которому и выше говорит: «для Тебя велико называться отроком Моим». И все это будет, чтобы истина была проповедана миру, и чтобы те, ум которых прежде был бессмыслен и бесчувствен, познали, и уверовали и уразумели, что кроме одного Бога нет иного Бога, не прежде, ни после. Ибо Создатель времен не имел когда либо начала, так как и это самое когда либо относится ко времени.

И как теперь Он сказал: Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого Я избрал, и тоже самое говорит Господь в Евангелии: двоих человеков свидетельство истинно есть. Аз есмь свидетельствуяй о Мне и пославый Мя Отец (Ин. 8:17-18); так нужно мыслить и о божестве Его, что нет никакого Бога, кроме самого говорящего это и Отрока Его, которого Он избрал.

И прекрасно, что кроме Бога Отца нет никакого другого Бога; ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), который говорит в Евангелии: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). Ибо как единый Христос Господь не исключает того, чтобы и Отец был Господом, так и единый Бог Отец не исключает того, чтобы и Сын был Богом, который в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога (Ин. 1:1-2).

Дальнейшее же: и нет Спасителя кроме Меня показывает, что Сын во Отце спасает все. О Нем этот же самый пророк свидетельствует: «пошлет им Господь Спасителя, который избавит их» (Ис. 19). Ибо Бог мудрый и сильный не может быть без своей мудрости и силы. Таким образом, поелику Я изначала предрек это, как имеющее быть, то не будет никого, кто отверг бы Мою волю или сделал недействительным то, что Я совершу. Хотя это говорится к Иакову и Израилю, но относится к лику апостолов и ко всем, которые из народа иудейского восхотят уверовать во Христа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–9 И ныне сице глаголет Господь Бог сотворивый тя, Иакове, и создавый тя, Израилю: не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: Мой еси ты. И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, святый Израилев, спасаяй тя: сотворих премену твою Египет, Ефиопию, и Соину за тя. Отнелиже честен был еси предо Мною, прославился еси, и аз тя возлюбих, и дам человеки за тебе, и князи за главу твою. Не бойся, яко с тобою есмь: от восток приведу семя твое и от запад соберу тя: реку северу: приведи: и Ливу: не возбраняй: приведи сыны Моя от земли дальния и дщери Моя от краев земных, всех, елицы нарицаются именем Моим: во славе бо Моей устроих его и создах его и сотворих и. И изведох люди слепы, и очи суть такожде слепы, и глуси ушы имущии. Вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия? или яже исперва кто возвестит вам? да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат и да рекут истину

И теперь необходимо выразить благоговение пред милосердым Богом. Ибо, будучи по природе благим и Творцом всяческих, если и бывает некая надобность, чтобы для очищения преступлений некоторые подпадали движениям Его праведного гнева, то Он обращается потом к милости, и притом в непродолжительном времени, – поразивший, Он и врачует и отъемлет бич и возвращает к Себе раскаивающихся и восстановляет нас падших и подает спасительную руку подвергшимся страданию, избавляя от всякого несчастия и возвращая к благоденствию. Заметь, как Он приходит как бы в забвение прегрешений и обещает божественным прощением изгладить преступления, полагая им как бы другое начало времени, возносящего их к благодушию. Тоже самое, думаем, сказано и в книге псалмов: днесь аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогнеевании (Пс. 94:8).

Как там «днесь» определяет начало иных времен, так и здесь «ныне» заключает в себе мысль о прощении уже прежде сказанных преступлений и возводит к началу пути и дел иных, имеющих быть от Бога. Итак Он не допускает им совсем утратить надежду на благополучие и не навсегда отвращается, но выводит их из всякого страха и подает упование на получение всякого блага, когда Бог положение их дел обратит к несравненно лучшему. Избавих тя, говорит, а каким образом, объясняет это премудрый Павел, говоря о Спасителе всех нас. Христе, что благоволил Бог и Отец возглавити всяческая в нем, яже на небесех и яже на земли (Еф. 1:10); ибо в Нем избавление всех, оставление и прощение прежде бывших грехов и образ духовного свойства, говорю, с Ним, совершаемый чрез освящение, возводящее нас в общение с Богом и Отцом. Посему говорит: прозвах тя именем твоим. Каким? то есть: Мой еси ты. Ибо мы называемся Христовыми; и это есть прекрасное имя, данное нам. Надобно знать, что и в другом говорится писании: прозвах тя имем моим. Кроме того, прибавив и сказав: Мой еси ты, уничтожил отчуждение, в котором обыкновенно пребывают обдержимые грехами, ибо они не суть Божии, хотя Бог владычествует над всем, но расположение к злу удаляет от свойства с Ним. Посему-то мы и утверждаем, что пребывающие в сквернах не суть Божии. Итак, выразительным указанием на духовное свойство с Богом может служить имя: мой еси ты. Обещает ему неодолимую помощь, так, что он неуловим будет для всякого искушения.

Ибо реки, вода и пламя знаменуют многообразные нашествия искушений. Написано, что вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут (2Тим. 3:12). И сам Христос сказал негде уверовавшим в Него: в мире скорбни будете (Ин. 16:33). Но аще преходиши, говорит, сквозе воду, с тобою есмь: ибо если сопребывает Христос, то ничто не может обидеть тех, кои суть Его, но они достигнут такой духовной крепости, что нельзя указать ничего, имеющего силу обуревать их, – и что хотя бы нашло на них гонение на подобие речного потока, хотя бы оно имело силу огня и пламени, все таки они победят, зная, что Бог есть спасаяй. Ибо божественному Писанию обычно нашествия искушений уподоблять рекам и водам, что покажет и сам Спаситель, говоря в виде притчи или примера: всяк убо, иже слышит словеса моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени (Мф. 7:24, 25). Камень же есть Христос.

Смысл подлежащих объяснению слов весьма труден для понимания. Но при содействии Бога постараюсь сделать сколько можно объяснение их; ибо Он подает премудрость и знание. Итак прежде чем воссиял миру Христос, Который есть свет истинный, вся земля находилась в заблуждении и помрачена была весьма сильною тьмой неведения и повсюду, во всех странах и у всех народов, было очень много видов идолослужения; более же других суеверными были Халдеи и Финикияне и те, которые владели землею египетскою, до Соины (Сиины) и Эфиопии, ибо они обитают в стране смежной с египетскою. Один только Израиль был избранный жребий Бога и часть Господня, по написанному (Втор. 32:9). Но когда они нечестиво поступили против Господа нашего Иисуса Христа и сделались господоубийцами, то с того времени уже перестали быть жребием Божиим и лишились общения с Ним, а язычники были приняты и сделались заменою Израиля, хотя они и были некогда суевернее всех других и имели в этом отношении трудно смываемую нечистоту.

Я сказал что Египтяне были славны и сильны, особенно в изобретении идолов и искусны в лжеслужении и высокоумны в измышлении бесполезных вещей касательно почитания идолов равно как и наименований их. Итак, заменою тебя, говорит, возлюбленного, отделенного в жребий Мне, Я соделал Египет и Эфиопию, то есть опять Египет, потому что Эфиопами божественное Писание обыкновенно называет Египтян. Так чрез одного из святых пророков оказал: и вы Мурини (Эфиопы), язвени оружием моим будете (Соф. 2:12). Итак вместо тебя, говорит, я принял тех, которые находились в ужасных сквернах и имели как бы неистребимую нечистоту. Впрочем отнелиже честен был еси предо Мною, прославился еси: ибо Израиль не остался в отвержении и бесчестии навсегда, но и он призван будет чрез веру о Христе и будет общником и участником славы святых прославился еси, говорит, и аз тя возлюбих.

Выражение же: дам человеки многи за тебе и князи за главу твою, кажется указывает на то, что когда Израильтяне будут призваны в свое время к познанию Христа, то появятся очень многие способные тайноводствовать их, мужи мудрые и славнейшие. Действуя за тебя, говорит, дам человеки многи; дам и князей, говорящих за главу твою. Глава же верующих – Христос, которого имеет в виду всякое тайноводство у народов, ведомых в свое время к наставлению, по определению Его. Итак, за тебе может означать: за полезное и служащее во благо тебе, научающемуся пречестной и великой тайне Главы твоей, то есть Христа.

Но и другим образом можешь понимать слова: дам человеки многи за тебе, и князи за главу твою. Ты стал отверженным, говорит, и удаленным и совершенно чуждым дружбы и свойства со Мною; посему-то в замену тебя я и принял народы, дошедшие до крайней степени прельщения. Но отнелиже честен был еси предо Мною, уверовавши очевидно, и сим обретши славу, то и Аз тя возлюбих, и возлюбил так, что если бы благовременно и нужно было дать многих людей и князей за главу твою, Я дал бы. Речь эта предположительная и заключает в себе возможно выразительное указание на ту честь, в какой оказался Израиль у Бога, а также подает ему твердое упование, так как во всяком благе, везде и всегда будет с ним Бог: с тобою есмь. А этого им довольно для всякого благоденствия, ибо если Бог с нами, то исчезнут беды, а вместо них явятся у нас всякого рода благодушие, удовольствие и радость.

Единородное слово Бога явилось живущим на земле в образе нашем, то есть вочеловечилось, дабы Эллинов и Иудеев, чрез многие и разнообразные прегрешения дошедших до отступления, говорю от Создателя всех, привлечь к истинному и чистому богопознанию, чрез веру и освящение привести их к единству духовному и наконец соделать их достойными совершенного общения с Собою и таким образом чрез Себя соединить их с Богом и Отцом. А что ради сего вочеловечился Христос, это не трудно видеть из святых евангельских писаний. Ибо Лазарь чудесно восстал из мертвых, а толпа нечестивых иудеев и богоненавистное скопище фарисеев собрались на совет и говорили: что сотворим? яко человек сей многа знамения творит. Аще оставим его тако, приидут Римляне, и возмут место и язык наш. Един же некто от них Каиафа рече им: вы не весте ничесоже, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет. (Ин. 11:47-50). Потом к сим словам божественный евангелист тотчас присовокупил: сего же о себе не рече: но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди: и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино (Ин. 11:51-52).

Ибо что касается творения человека в начале и цели относительно его со стороны Приведшего его к существованию, то все были чада Его; сатана же, как я сказал, всех рассеял, вовлек в разнообразные грехи и введши в заблуждение удалил от общения с Ним; но Христос всех собрал во едино, ибо Он пришел взыскати погибшее (Лк. 19:10). На это и указывается изъясняемыми словами. Ибо собранию, составленному из язычников и Иудеев, или церкви, дает обещание собрать всех от востока до запада и от севера и лива или юга, дабы ты отсюда уразумел собрание от всякой страны земли. На это-то без сомнения и указывают: восток и запад, север и юг.

Говоря северу: приведи, а югу: не возбраняй. Он как бы дает уразуметь, что не дозволит противодействию жестоких и лукавых духов устремляться духовно на тех, которые идут к Нему, как и древле преступный сатана вместе со своими сподвижниками, подобно некому жестокому и гордому тирану, угнетал живущих на земле, не позволяя им устремлять взоры к истине, или приходить к Богу чрез обращение. Прекратилось и сие чрез Христа, уравнивающего для призванных путь ко спасению и устрояющего так, чтобы было как бы вне пути всякое лежащее на нем препятствие. Именуя же сынов и дщерей, бегущих с четырех стран, ясно указывает на время пришествия Христа, когда сущим на земле дана благодать сыноположения чрез освящение в Духе. А что призвание свершилось не одного какого-либо народа, но общее и единое для всех, на это он указал, говоря: всех, елицы нарицаются именем Моим; ибо мы называемся христианами, или народом Божиим. Так и Петр званным чрез веру пишет послание и говорит: вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет: иже иногда не людие, ныне же людие Божии в Господе (1Пет. 2:9-10).

Все во Христе сделалось новым, в чем удостоверит священнейший Павел, пишущий: темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша (2Кор. 5:17); пишет также и призванный в обновление очевидно духовное: и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2). Ибо во Христе мы обновились, чрез освящение возвратившись к древней красоте естества по образу, очевидно, Создавшего, и отбросив ветхость, происходящую от греха и всякой нечистоты; мы совлеклись ветхаго человека тлеющего в похотех прелестных и облеклись в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго его (Еф. 4:22-24; Кол. 3:9-10). Во Христе совершилось преобразование и именуемая нова тварь, которую мы получили не от семени истленна, но словом живаго Бога и пребывающа во веки (1Пет.1:23).

Итак, не иной кто, но Я во славе Моей устроих и создах и сотворих народ, собранный от четырех стран поднебесной и названный именем Моим. Что славою Бога и Отца служит Сын, ибо чрез Бога (Сына) и в Нем прославляется, это можно утверждать и согласно сказанному ясно Им Самим: аз прославих тя на земли (Ин. 17:4). А что верующие в Него созданы Им, в этом мы удостоверяемся тем, что мы сообразны с Ним (Рим. 8:29). И имеем в своих душах блистающую красоту божественного естества. Нечто подобное сказал и божественный Псалмопевец: возвестит Господеви род грядущий (Пс. 21:31) и людие зиждимии восхвалят Господа (Пс.101:19).

И присовокупив к сим словам: и изведох люди слепы, ясно показывает превосходство силы своей, выходящее за пределы всякого слова и поистине достойное удивления. Ибо тех, которые древле вследствие диавольской злобы имели в уме и сердце тьму и обман, Он соделал светлыми и облистанными, воссияв им как бы некая денница и солнце правды и явив их сынами не ночи и тьмы, напротив света и дня, по изречению премудрого Павла (1Сол. 5:5). Итак, что Он извел люди слепы, это для всех очевидно. Но этим словам как бы противится кто то и говорит: но даже и доселе каждый может видеть, что очи их такожде слепы и что глуси уши имущии; на что отвечает, говоря: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них, – как бы (так говорит): поверьте словам пророчества; еще не наступило время исполнения их; но непременно в свое время соберутся все народы. А собрашася говорит вместо: соберутся, потому что есть у богодухновенного Писания такой обычай: то, что непременно будет, оно представляет уже совершившимся некогда. Так устами Исаии как бы от лица Христа сказано: плещи мои вдах на раны (Ис. 50:6) вместо: вдам, и устами Псалмопевца: разделиша ризы Мои себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс. 21:19), что и сбылось во время пришествия Христова.

Итак, соберутся, говорит, вси языцы, и не только это, но и будут князи от них, то есть вожди народов и тайноводители; – и некогда заблуждавшиеся и пребывавшие в глубокой тьме будут подателями света божественного тайноводствуемым ими. Нечто подобное о церкви из язычников сказал Псалмопевец: яко тма ея, тако и свет ее (Пс.138:12). Как во время заблуждения она страдала неизмеримой и глубокой тьмой, так потом она стала пресветлою и сверхъестественно убеленною, ибо истинно, что, как сказал божественный Павел, идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20).

Однажды упомянув о плодах или о тех, которые призваны чрез веру к познанию истины, он составляет для них некоторый способ тайноводствования, который немало изобличает обман демонов и открывает совершенное ничтожество изобретения идолов. Ибо знать все от начала и до конца свойственно одному только по естеству сущему Богу; и всякое разумение от Него и всякого знания Он есть источник и в Нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна, по написанному (Кол. 2:3); и если кто оказывается имевшим знание будущего, то очевидно Он получил этот дар чрез откровение от Него. Итак, беседует, как я сказал, с язычниками и говорит: все имеющее быть с вами и что будете в свое время призваны к познанию истины, возвестил и сказал Я. Другой же кто возвестит вам сия или окажется сказавшим? Да приведут свидетели своя и оправдятся, и да рекут истину, и да услышат.

Я, говорит, глаголал чрез пророков, предвозвестил чрез святых мужей имеющее быть в свое время и свидетелями Моего провидения о будущем имею тех, кои служили Моему гласу. А у демонов, или бездушных идолов какие могут быть свидетели того, что они сказали что-нибудь такое чрез них? Ведь у Эллинов есть очень много словесников и поэтов, но решительно никто из них не сказал как бы от лица собственных богов, что это в свое время случится с нами и никто не может усмотреть какого-либо из эллинских мудрецов, который предвозвестил бы, что сатана некогда лишится славы, приобретенной им посредством насилия, или что чрез веру во Христа просветится поднебесная и народы будут призваны к познанию Его; потом, что тьма идолослужения пройдет и истина будет обладать вселенной. Итак, да приведут свидетели своя и пусть покажут говорящих истину; и если это даже и случилось, то да услышат их, то есть, пусть последуют им и прославят, что и скопище демонов богато знанием будущего. Но нет ни свидетеля у них, ни провозвестника о будущем. Итак, несомненно заблуждались те, кои считали их за богов; ибо они (демоны) но посвящены в тайны и суть обманщики и льстецы.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: правда

Кто между ними предсказал это?… Как поставленный вопрос, так и все содержание данного стиха близко напоминает 26 ст. 41-й главы. Предметное содержание его - речь об явлении Отрока Господня, об отвержении иудейства и обновлении язычества. Пророк и задает здесь вопрос, мог ли кто-либо из представителей иудейства или язычества все это предвидеть и предсказать одним чисто естественным путем? Разумеется, нет: никто из них не в состоянии был ни сделать подобного предсказания, ни тем более удостоверить его правильность.

См. также Толкование на Ис. 43:8

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

9. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» 

И при мирных связях, и при враждебных отношениях народы Востока знали один другого и постоянно рассуждали о прошедших событиях и настоящих обстоятельствах, не редко гадали, как умели, и о будущей своей и чужой судьбе (гл. Ис.2:6; 10:19; Дан.2:29): последнее составляло предмет особых размышлений князей и царей. Но Господь говорит: если бы собрались все народы вместе, и князья их присоединились, то никто из них не возвестил бы того, что предсказал Господь и что совершит в будущем только Он един, а именно наступление времени спасения людей всех стран действием благодати, просвещающей и возрождающей. Никто из народов и царей не возвестит того, что было предопределено и возвещено от начала бытия человечества; никто не представит свидетелей от себя, чтобы оправдаться, – чтобы, услышав показания этих свидетелей, можно было сказать: «да, правда!» Спасение человечества благодатью Божьей будет делом совершенно новым (ст. Ис.43:19).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible