Скрыть
Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев

«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку». Ясно, что Бог помазал его, почему и называет его Своим Христом. Из этого помазания Он открывает иное помазание. Акила говорит: «помазанному елеем»; иные: «Христу Своему». Он не помазал прочих царей, и этого не объявляет теперь за праведника, но желал, чтобы он поступил так для создания города, почему и называет его Своим Христом; помимо того, еще и потому, что Кир быль кротчайшим из прочих царей. Но говоря даже о царе вавилонском, Бог говорит, что он принял власть от Него, почему называет его Своим рабом, говоря: Навуходоносор раб Мой (Иер.25:9, 27:6); ассириян Он также сделал таковыми: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» (Ис.10:5); потом: «Я пошлю его» (Ис.10:6). Видишь ли, каким образом Он приближал к Себе царей народов? Об Антиохе также говорится, что его возбудил Бог: «вот, Я, – говорит, – поставлю на этой земле пастуха… одного из глупых пастухов» (Зах.11:15, 16). Таким образом, Он объявляет, что власть Его распространяется повсюду, хотя цари и не повиновались Его власти. Почему же Он так поступает? От нас это сокрыто, это известно только Ему Самому, мы же не знаем промышления Его.

«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего». Видишь ли, сколько даров Он дарует народу? Когда видишь казни, которыми Он поразил фараона, то не думай, что Бог несправедлив хотя бы отчасти: Он желал освободить народ легким образом, но египтянин не пожелал этого. То, что Бог не пожелал подвергать его казням, ясно из того, что Он совершил прежде, – именно, Он послал к царю египетскому человека, который говорил: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх.7:16). Так как это повеление не было трудным, то не следовало ли ему повиноваться охотно? Он не сказал: пусть они принесут Мне жертвы в твоей стране, так как ты тогда ответил бы: это невозможно; наши жрецы служат нам, и непозволительно никому в нашу страну вводить нового закона. Он не сказал: пусть пойдут на отдаленное место, но просил только три дня отдыха. Если бы тот отпустил их даже совсем на свободу, то и это было бы справедливо, так как они служили тебе, египтянин, продолжительное время без платы. Однако, – не так: требуются только три дня, но он и в том отказал. Но разве тебе не должно было бояться Моей силы и не злоупотреблять Моим долготерпением? Персиянин же не упорствовал таким образом в своем мнении: как только он услышал, так тотчас отпустил их, и быстро возвратил пленников. От кого он услышал, или воспринял это? Может быть, в стране персов были уже свидетельства Божественной силы. Но я говорю: по внушению Божию. Пусть не говорит фараон, что он не был вразумлен: он слышал повеление Божие, и тем не менее сердце его осталось ожесточенным. Почему Бог посылал к нему наперед Моисея? Разве не затем, чтобы убедить царя отпустить народ? Но тот не пожелал. Персиянин напротив, как только услышал, так тотчас с готовностью последовал повелению.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-7 Так говорит Господь Христу Моему Киру, которого Я держал за правую руку, чтобы он покорил пред собою народы, и Я обращу в бегство царей, и отворю пред ним двери, и ворота не будут затворяться. Я пойду пред тобою и унижу славных земли: ворота медные сокрушу и запоры железные сломаю. И дам тебе сокровище сокрытые и в тайне сохраняемое, чтобы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего, Иакова, и Израиля, избранного Моего, и Я назвал тебя именем твоим, и уподобил тебя, но ты не познал Меня. Я Господь, и нет более: кроме Меня нет Бога; Я препоясал тебя, но ты не познал Меня, чтобы узнали от восхода солнца и от запада, что кроме Меня нет [Бога]. Я Господь, и нет иного, образующий свет и творящий тьму, делающий мир и производящий бедствие (malum). Я Господь, делающий все это

Я знаю, что относительно этого места весьма многие не только из латинян, но и из греков сильно ошибаются, думая, что написано: так говорит Господь Христу Моему, Господу и понимая это в том смысле, как в другом месте: »Господь послал дождь от Господа« (Быт. 2) и рече Господь Господеви Моему (Пс. 109:1). Ибо говорится не χυριω, что означает Господа, но Киру, называющемуся по-еврейски Chores, царю персидскому, покорившему Вавилон и халдеев. И по присоединении мидян, он выше называется погонщиком колесницы, то есть верблюда и осла. Он назван Христом, то есть помазанником Господним, что служило у евреев отличием царской власти, подобно тому как у нас диадема и пурпур дается одним только императорам: так у евреев вступающие на царство обливались мастью. Поэтому и называется Христом Господним (1Цар. 12). И в Псалмах мы читаем: не прикасайтеся помазанным [Христам] Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104:13). Его Он взял за правую руку и держал, чтобы никто не мог противостоять силе его. Прочитаем Ксенофонтовы восемь книг истории Кира старшего, и мы увидим, что пророчество Исаии исполнилось. Ибо какой город не был открыт для него? Кого из царей он не покорил? Какие стены, бывшие прежде неприступными, не были разрушены после его осады?

Поэтому Бог делает обращение к самому Киру: Я дал тебе сокровища и сокрытые богатства всех городов, чтобы ты, чтивший прежде идолов, вследствие благодеяний познал единого Бога, в особенности, когда узнаешь, что имя твое было предсказано гораздо ранее твоего рождения. Это именно и сообщает Иосиф в одиннадцатой книге Иудейских Древностей, что Кир читал об определенном предречении имени его Исаиею и поэтому в особенности любил иудеев, как близких к Богу.

Дал же это Я тебе, говорит, ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, и Я назвал тебя именем твоим, как Я назвал Авраама, Исаака и Иакова, и гораздо ранее предсказал, как об Исааке и Иосии, чтобы тебя не считали за того Христа, которому ты был уподоблен, и образу и тени которого ты предшествовал. Но ты не познал Меня, то есть ты почитал идолов, а не Бога. Я препоясал тебя силою; Я сделал тебя победителем многих народов, но ты не познал помощника Своего. В этом месте я не могу достаточно надивиться безрассудству тех читателей, которые относят это ко Христу, чрез которого мир примирен с Богом.

Я, говорит, Господь, и нет более, кроме Меня. Кроме слова, и именно разума и силы Моей и премудрости, которая во Мне, нет никакого иного Бога. И Я делал это, чтобы от востока и запада весь мир познал, что нет никакого иного Бога, кроме Меня. Я Господь, и нет иного. Ибо Отец в Сыне, и Сын во Отце, говорящий в Евангелии: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30).

И в книге Ездры поставлено, что Кир написал ко всем народам, что нет никакого Бога, кроме Бога Израилева. Или же так нужно понимать это, что освобождение пленных и помилование Богом народа своего сделало Бога более известным для всех народов. Итак Я, давший тебе силу и единый Бог, произвожу то, взаимно противоположно, свет и тьму, то есть день и ночь: мир и бедствие, то есть покой и войну, чем указывает и на то, что Он гневался на народ Свой, когда тот терпел тьму плена и бедствия рабства. И опять помиловал их, когда они, отпущенные в отечество, снова получили мир и радость. Ибо как свету противоположна тьма, так миру противоположна война. Поэтому да будет постыжена ересь, считающая Бога виновником зла. Ибо здесь malum [бедствие или зло] не противоположно добру, но поставлено вместо злоключения и войны, по оному, написанному в Евангелии: довлеет дневи злоба его (Мф. 6:34). Мы можем, в иносказательном смысле, относить это и к служителю церкви, которому Бог дал слово и мудрость, чтобы он своим словопрением ниспровергал все секты, противные истине, подобно тому как и о Стефане Священное Писание говорит (Деян. 6), что никто не мог противостоять его мудрости, и чтобы он царей, то есть начальников всех ересей, покорял своей власти, и открывал и сокрушал то, что прежде казалось закрытым чрез диалектическое искусство, и обнаруживал тайны еретиков, побеждая их и изобличая, чтобы они познали таинства Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3).

Такого мужа Бог называет именем Своим, потому что он — защитник отрока Его, Иакова, и избраннаго Его, Израиля. Его он приимет и уподобляет Слову Своему; но он должен опасаться, чтобы не считать своим то, что он говорит, но все должен относить к славе дающего, чтобы и сам не заслужил услышать: Я препоясал тебя, но ты не познал Меня. Ибо когда, вооруженный доспехами апостольскими, всех научит тому, что нет иного Бога, кроме одного, который есть Бог Иакова и Израиля; тогда будет постыжен Маркион, принимающий двух богов, одного доброго и другого праведного, одного творца [предметов] невидимых, и другого — видимых. Из них первый создает свет, второй — тьму, тот — мир, этот — бедствие, между тем как один и тот же Бог, смотря по различию заслуг, соделал и то и другое.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–7 Сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу, отверзу пред ним врата, и гради не затворятся: Аз пред тобою пойду , и горы уравню, врата медяная сокрушу , и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе, да увеси, яко Аз Господь Бог прозывая имя твое, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова и Израиля избраннаго Моего, Аз прозову тя именем (Моим) твоим и прииму тя: ты же не познал еси Мене, яко Аз Господь Бог, и несть разве Мене еще Бога: укрепих тя, и не познал еси Мене, да быша уведели, иже от восток солнечных и иже от запад, яко несть Бог разве Мене: Аз Господь Бог, и несть еще. Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир , и зиждяй злая : Аз Господь Бог, творяй сия вся

Могущественнейший Кир, говорят, узнал это пророчество и очень возрадовался предвозвещенному о нем Богом, и дошел до такого расположения духа, что и в подвластных ему городах и странах обнародовал славу Божию, ясно исповедуя, что один только тот есть Бог и Господь всяческих, Которому покланяются Иудеи. И весьма ясен, как мне думается, смысл пророчества или пророческих предсказаний. Но коснемся, сколько можно, каждого изречения в отдельности и что иногда покажется темным или трудным, приведем в ясность. Прежде всего, именует Кира помазанным, не как одного из святых, к которым может быть приложимо это имя, однако в несобственном смысле, как взятое от помазания; но потому что призываемых от Бога на царство, хотя бы некоторые и не были святыми и достопочитаемыми, был обычай помазывать елеем. Так мы найдем святых пророков говорившими некоторым из возведенных на эту степень: помаза тя Господь на царство Израилево (1Цар. 15:17) срав. (2Цар. 12:7) и др.

Итак, Кир был помазанник, как царь. Впрочем, что при помощи Бога он получил державу и возвысился до столь чрезмерной славы, это дает разуметь, наименовав его помазанным, то есть, чрез помазание и определение от Него призванным на царство. Посему и говорит, что удержах его за десницу. И это может быть ясным знамением заступления, согласно сказанному от святых в книге Псалмов: удержал еси руку десную мою: советом твоим наставил мя еси (Пс. 72:23, 24). Говорит же: удержах его за десницу, так чтобы и повинути пред ним языки, то есть, чтобы подчинены были и уступали ему; а крепость царей разрушу, ибо седмь царей, говорят, было подчинено одному главному у Вавилонян. А что города сами собою имели отворять пред ним ворота и совершенно ничто не должно было препятствовать Киру, выступавшему против неприятельской силы, это показывает, говоря: гради не затворятся, пред тобою пойду, и горы уравню, то есть, все я уготовлю так, что будет легко и удобопроходимо, дабы ничто тебе не сопротивлялось. Но если бы кто даже и пришел и как бы гора встретился с силами твоими, то и это уравню, то есть, явлю его жалким, поверженным долу и бессильным.

Врата медная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе. Говорят, что Вавилоняне, после того как взят был их город, зарылись в темных пещерах, особенно же более других знатные, которые, из страха смерти скрывались, прячась на подобие змей во всякой пещере и в расщелинах скал; однако не в силах были укрыться. Киру некоторые дали знать об этом, а он повелел зажечь факелы и вырывать устрашенных из темных тайников и таким образом подвергать тяжким наказаниям. Другие же говорят, что он опустошил сокровища Вавилонян, бывшие под землей и сокрытые.

Итак, ты будешь столь славен и почтен, да увеси, яко Аз Господь Бог твой прозывая имя твое, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова, и Израиля избранного Моего. Призвал тебя к сему, говорит: Я, Бог единый, и почтил тебя столь светлою славою с тем, чтобы от тебя получил благосостояние слуга Мой Израиль. Я призвал тебя, говорит, и увенчал славою. Ты же не познал еси Мене, яко Аз Господь, и несть разве Мене еще Бога, и не познал еси Мене. Это подобно тому, как если бы Он явно сказал: не как вознаграждение за великие подвиги, относящиеся к благочестию, получил ты от Меня таковую славу; Я почтил тебя, хотя ты и не знал Моего Божества и превосходства и даже не был в числе поклоняющихся Мне: но да быша уведели, иже от восток солнечных, и иже от запад, яко несть разве Мене. Ибо если Я восхотел, говорит, избавить Моих, то совершу сие дело даже и чрез тех, кои не знают славы Моей, для того чтобы ясно познали живущие по всей земле, что несть Бог разве Мене. Я есмь Господь сил и Владыка всякого племени и рода; и куда бы я ни восхотел, туда и направляю сердца живущих на земле, так что даже и не Моих являю исполнителями Моих велений.

Итак Аз есмь Господь Бог, устроивый свет, и сотворивый тму, то есть, день и ночь, или свет для искупленных, тьму же для погибших. Те радовались, как избавляемые от уз, а сии были в неотвратимых несчастиях. Я есмь творяй мир, и зиждяй злая. И это принимай в том же смысле, как сейчас сказанное, именно: мир, – для искупленных, злое же, то есть, бедственное или производящее всякое мучение – для свирепых и диких людей, напавших на Израиля. Что это оскорбляло Бога, сие могло стать ясным, когда Он сказал устами Ангела пророку Захарии: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающыя: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая (Зах. 1:14, 15). Равно также и о самих Вавилонянах: Аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости (Ис. 47:6). А что по изволению Божию за наглость Вавилонян напал на них Кир, храбрый и могущественный, и пользовавшийся приличествовавшею самим терпевшим (его нападение) жестокостью, это мы можем узнать из слов Его же самого, сказанных устами Иеремии как бы к Киру: с жестокостью взыди на нее, и на живущих в ней, отмсти мечем, и убий, глаголет Господь, и сотвори вся, елика заповедаю тебе (Иер. 50:21). И к сему еще: отверзе Господь сокровища своя , и изнесе сосуды гнева своего, яко дело есть Господу Вседержителю в земли Халдейстей: яко приидоша времена его: отверзите хранилища его и испытайте и, аки вертеп, и погубите его, да не будет останка его. Изсушите вся плоды его, и да снидут в заклание: горе им, яко прииде день их и час отмщения их (Иер. 50:25- 27). Сказал также в одном месте и сам пророк Исаия, как бы от лица Бога, Вавилонянам: Се Аз возбуждаю на вы Мидов, иже сребра не вменяют, ниже злата требуют: стреляния юношеская сокрушат, и чад ваших не помилуют, ниже пощадят чад твоих очи их (Ис. 13:17, 18), очевидно Мидян.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись

С 1-8 ст. этот отдел 45 гл., как мы уже и говорили, составляет прямое продолжение предшествующей речи, образует собой завершение (тезис, понижение) того самого периода, начало которого дано в 24 ст. 44 главы. Ввиду этого, современное разграничение этих двух глав, насильственно, механически разрывающее две органических части одного целого, должно признать довольно неудачным, почему экзегеты обыкновенно его и игнорируют. Единственным внешним оправданием такого неудачного деления являются начальные слова 45 гл. «так говорит Господь», которые, действительно, часто в библии служат началом новой речи, или важного нового отдела. (Разделение на главы и стихи в современной Библии сделано очень поздно - Гуго Калетом и Стефаном Герлахом (XIV-XVI вв.) - и по местам довольно искусственно, так что критикой его не следует стесняться).

Примечание: Деление на главы было впервые произведено в 586 г. до Р. Х., когда Пятикнижие было разбито на 154 главы (седарим). Полвека спустя оно было разделено на 54 части (парашийот) и на 669 более мелких фрагментов, чтобы облегчить поиски ссылок. Это деление использовалось в ежегодном цикле чтения. Греки разделили Библию на части около 250 г. по Р. Х. Древнейшее деление на главы относится к 350 г. по Р. Х. и проделано на полях так наз. Ватиканского кодекса. Первыми указателями на то, что Библия состоит из отдельных стихов, были пропуски между словами, иногда - буквы или цифры. Они применялись далеко не всеми. Первое общепринятое деление на стихи относится примерно к 900 г. по Р. Х. Латинская Вульгата была первой Библией, где и Ветхий и Новый Заветы разбиты как на главы, так и на стихи.

Существующее разделение на главы было введено лишь в начале XIII века Стефаном Лангтоном, впоследствии архиепископом Кентерберийским. В 1214 г. он разделил на главы текст латинской Вульгаты, и это деление было перенесено в еврейский и греческий тексты. Стихи были пронумерованы вначале Сантесом Панино (умер в 1541 г.), затем, около 1555 г. - Робером Этьеном (Стефанусом). Существующая ныне система глав и стихов впервые появилась в английской Библии 1560 года. Деление не всегда логично, но от него уже поздно отказываться, тем более что-либо менять: за четыре века оно осело в ссылках, комментариях и алфавитных указателях. Прим. ред.

Так говорит Господь помазаннику Своему Киру… Прямое обращение Бога к языческому царю не имеет для себя параллели в Священном Писании. Другие случаи несколько аналогичных обращений (Навуходоносору, Фараону и Авимелеху) происходили во сне. Такой исключительный факт объясняется, с одной стороны, важностью той миссии, какую Господь возлагал на Кира, а с другой - его сравнительной нравственной высотой.

«И действительно, все исторические свидетельства, до нас дошедшие, повествуют о нравственных достоинствах этого вождя, которого память окружена особым блеском славы и уважения к его нравственным достоинствам, которым не окружали ни одного из знаменитых людей древности. Великий знаток всех преданий Эсхилл, в Персах (ст. 765-772) называет Кира человеком доброй души, высоко разумным, к которому боги были особо благосклонны. Геродот III, 89, говорит, что персы называли Кира отцом за его добросердечие; Диодор Сицилийский (фрагм. кн. XI, 14. 16) говорит о Кире, что он превосходил всех своих современников мудростью, храбростью и всеми другими добродетелями, и что он отличался особенной добротою, так что персы дали ему прозвище отца. Наконец, известно, что в своем рассказе »Киропедия» Ксенофонт избрал его для изображения идеального царя и человека«. (Влаcтов V, 219 ст.)

Помазаннику Своему… у LXX выражено τω̨̃ χριστω̨̃ μου, чем еще яснее обозначается преобразовательный характер Кира в отношении к Мессии-Христу.

Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы… Держать кого-либо за правую руку, на языке пророка Исаии, значит сильно помогать тому (Ис. 41:13). Здесь более ясная речь о том славном покорении Киром многих народов, о каком говорилось прикровенно и выше, под образом победоносного шествия «мужа правды» (Ис. 41:2-3, 25). Блестящее оправдание этого пророчества дано в славных и быстрых завоеваниях Кира, покорившего себе все, тогда известные, могущественные государства и основавшего новую мировую монархию, простиравшуюся от Ганга до Геллеспонта и от Каспия до Нила.

Сниму поясы с чресл царей… Как препоясание чресл, на языке Писания, есть символ силы и боевой готовности (Пс. 44:4; Иер. 1:17), так, напротив, снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и бесполезности (Ис 5:27; Дан. 5:6).

Чтоб отворялись… двери и ворота не затворялись… Мелкая, но характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами, в которых находилось по несколько массивных ворот. В частности, город Вавилон, по свидетельству Геродота (1, 179), имел до ста медных ворот (Пс. 106:16), на что, по-видимому, и дается намек в следующем стихе (2 ст.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 1. Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись.

Так говорит Господь Вечный царю Киру, как Своему помазаннику: сравнительно с другими царями Кир был более достоин Божьего избрания к тому, чтобы стать избавителем народа Божьего из плена Вавилонского. По свидетельству Геродота, «Кир, достигши совершеннолетия, был из всех сверстников храбрейшим и любимейшим». Впоследствии, подданные Кира – персы, сравнивая его с другими правителями, Говорили: «Дарий купец. Камбиз повелитель, а Кир отец». И вообще, по признанию истории, государственная деятельность Кира была проникнута благородством сравнительно более, чем других правителей Востока того времени. Поэтому Кир, хотя и язычник, становится помазанником Божиим, в тои смысле, что на нем будет почивать сила Духа Божьего, который будет его постоянно руководить в исполнении судеб Божиих относительно избранного народа и всех народов Востока, причем и сам Кир постепенно будет приближаться и приблизится к познанию истинного Бога (ст. Ис.3-6). Как помазанника Своего, Господь удержит его за десницу – поддержит его в правом деле, видимо для всех окажет ему Свое содействие в разных отношениях (ст. Ис.23), именно с целью повинути пред ним языки – покорит ему народы. И действительно, «счастье во всех войнах сопутствовало Киру: ибо куда он оружие свое ни обращал, невозможно там уже было никакому народу от него избавиться». Но лучше всего подтверждают слова Пророка сами события истории. Кир действительно покорил многие и сильнейшие народы – Мидян, Лидийдев, Халдеев и др., так что образовал царство, в состав которого вошли почти все народы передней Азии. Покоряя народы Киру, Господь и крепость царей разрушал. – Кир «снимал пояса с чресл царей», на которых были привешены их мечи – знаки их власти, лишал их власти и достоинства. Так покорен был ему Крез, столь гордый своим богатством, и возведен на костер, но получил жизнь и свободу; так взят был Валтасар, гордый и беспечный в нерушимых стенах Вавилона, и предан смерти за сопротивление. Покоряя царей, Господь отверзал перед Киром и ворота их крепких городов и – так, что для Кира города эти уже не могли запереть своих ворот, как Сарды – столица Лидии, Вавилон – столица Халдеи. Это значит, что с этого времени полная власть над этими городами принадлежала уже их завоевателю – Киру.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible