Скрыть
Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня

«Приблизьтесь все, уцелевшие из народов». Что означает это слово: «все»? Некоторые вместе с вами из язычников придут, чтобы познать Бога истинного.

«Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это?». Смотри предвидение: Я не только сказал, но также совершил услышанное всеми. «Наперед сказал это». Таким образом, хотя они забывают, однако, они услышат вместе с вами. «Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня»: кроме Меня нет спасителя, и Я не напрасно требую царства, но потому, что нет иного праведника, кроме Меня; никто кроме Меня не может быть Богом и Спасителем, кто бы был и справедливым к мучимым, и вместе с тем дивным спасителем. Может случиться, что иной является праведным относительно виновных, но он не может быть спасителем. Для примера: иной царь может произносить справедливый приговор, но он, однако не может делать невредимым, и по справедливому решению подвергаются смерти весьма многие. У Меня же нет ничего подобного, но Я вместе справедлив и спаситель. Справедливое решение не препятствует Мне спасать; желание спасти виновных нисколько не вредит справедливому суду. Наказание же с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела. Что дело обстоит таким образом, я тебе покажу это. Скажи: что составляет благо – наказывать по правде, или по неправде? Но я не говорю так, а утверждаю даже противное, потому что освобождающий праведного не щадит наказаний, но полагает конец грехам. Разве Павел не был богохульником, когда он говорит: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение» (1Тим.1:12–16). Итак, что же? Видишь ли, праведный Бог ограничивает Себя самого? Он более и более обличает себя, чтобы ни в чем не обличил его Cудия. Нигде, кажется, Бог не говорил и не обличал таким образом, но Он желает, чтобы грешник обличал сам себя. Никто не возвещает о грехах, если он прежде не обличит своей злобы. Освободил ли Он его, или нет? «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). Не таков ли был разбойник? Однако Праведный и Спаситель освободил его. Кого же Он не спас? Праведных по законам, которые не пожелали этого. Он произносит одинаковое решение относительно праведных и грешных вместе, так как говорится: «все согрешили и лишены славы Божией» (Римл.3:23), каковыми словами показывается, что относительно праведности Божией даже и праведники суть грешники. Спасение же имеет место не только в этом мире, но гораздо более – после смерти, когда необходимо совершенное спасение.

Толкование на пророка Исайю


«Я первый, – говорит, – и Я последний»; и прибавляет «и кроме Меня нет Бога». Смотрите, как Он выражает, что Его естество единственное, не имеющее ни­чего общего с другим отдельным от Него естеством. Так говорит Бог: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».

Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-25 Ибо так говорит Господь, творящий небеса, Он, Бог, образующий землю и создающий ее, Он, творец ея: не напрасно Он сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли. Не говорил Я семени Иакова: тщетно ищите Меня. Я Господь, говорящий правду, возвещающий правое. Соберитесь и прийдите и приблизьтесь вместе, спасшиеся из городов: не познали те, которые носят деревянного идола своего, и молятся Богу, который не спасает. Объявите и скажите и посоветуйтесь вместе: кто возвестил это изначала, предсказал это издревле? Не Я ли, Господь? И нет более Бога, кроме Меня. Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Во Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли: ибо Я Бог, и нет иного. Мною самим клянусь, — из уст Моих изойдет слово правды и не возвратится, — что предо Мною преклонится всякое колено и Мною будет клясться всякий язык. Итак в Господе, скажет, Моя правда и власть; к Нему прийдут и устыдятся все, восстававшие против Него. О Господе будет оправдано и прославится все семя Израилево

По призвания Египта, Ефиопии и высоких мужей савейских, чрез что указывается на спасение всех варварских народов и на обращение всего мира к Богу, Бог показывает правду Свою, — что Он — Господь не только иудеев, но и язычников. Ибо Он, творец неба и земли, есть одинаково Бог всех, и не по другой причине создал землю, как для того, чтобы она служила местом жительства для людей и чтобы последние поклонялись своему Творцу и познавали Его, а всех идолов презирали. Ибо и на горе Синае, с самой вершины ея, он так сказал в слух народа: да не будут тебе бози чти разве Мене, и: не сотвори себе кумира (Исх. 20:3-4). Но лучше признать это за сказанное о проповеди апостольской, потому что Моисей говорил это только одному народу в сокрытой пустыне, а звук апостолов прошел по всей вселенной и слова их достигли до пределов земли (Пс. 18).

Я не говорил, говорит, семени Иакова: тщетно ищите Меня: ибо Я обещал им царство небесное и сначала им говорил: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева (Мф. 15:24). И Я для того говорил правду и возвещал правое или истину, чтобы, оставив образы и обряды закона, последовали истине Евангелия. Но так как они не восхотели веровать и признали себя недостойными спасения; то Я говорю язычникам: соберитесь из всего мира и прийдите и приблизьтесь ко Мне вместе, спасшиеся из народов. Этим Он показывает, что не тотчас уверуют все народы, но постепенно и по частям.

Наконец обличает оставшихся при прежнем заблуждении, говоря: не познали те, которые носят деревянного идола своего, и молятся Богу, который не спасает. Смысл же следующий: вы не уразумели слов Моих, отягченные бременем своих идолов и надеясь на тех, в коих нет никакого спасения. По этому апостолам заповедуется во время и не во время возвещать истину (2Тим. 4) и принимать решения относительно спасения язычников. Это, то есть чтобы собрались и пришли весьма многие, спасшиеся из народов, Бог говорил изначала и возвещали уста всех пророков, изрекавших словом того Господа, кроме которого нет никакого иного. Ибо Сын есть Бог не вне Его, но в Нем. И прекрасно присоединяет: Бог праведный, — не одного народа, но всего мира, которому говорит: обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли, по исполнении того, что Отец обещал Сыну: проси от Мене, и дам Ти языки, достояние, Твое и одержание Твое концы земли (Пс. 2:8). И клянется Самим Собою, что решение уст Его и слово, которое Он раз изрек относительно спасения народов, не будет недействительным, но на деле исполнится обещание Его, который выше говорит: обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли. Клянется же по апостолу (Евр. 6) для того, чтобы чрез два неизменных предмета, относительно которых невозможно солгать Богу, мы имели твердое утешение; Он клянется и относительно того, что, по оставлении идолов, пред Ним преклонится всякое колено, небесных, земных и преисподних (Флп. 2), и что Им будет клясться всякий язык смертных. Этим ясно указывается на народ христианский. Ибо это обычай церкви — преклонять колено пред Христом: иудеи совсем не делают этого, обнаруживая высокомерие духа. Но и всякий язык всех варварских народов, не в синагогах, а в церквах Христовых будет исповедовать Бога. Всякий же язык, исповедующий Христа, будет говорить о Господе и скажет: моя правда и моя власть, а не народа иудейского. К Нему придут все народы, и устыдятся восстававшие прежде против Его Евангелия, и будет оправдано и прославится все семя Израилево, — тех, проповедь и весьма обильная жатва которых во всем мире принесла весьма богатые плоды. Или по Семидесяти, всякий язык, клянущийся Богом и исповедующий Его, скажет, что правда и слава всего мира приходит к Нему, и устыдятся иудеи, отделяющиеся от Него. Произшедшие же от племени сыновей Израилевых и родившиеся от семени апостолов и уверовавшие во Христа будут иметь правду и славу вечную.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-25 Аще возвестят, да приближатся, да уведят вкупе, кто слышана сотвори сия исперва? Тогда возвестися вам: Аз Бог, и несть иного разве Мене, праведен и спаситель, несть кроме Мене. Обратитеся ко Мне и спасетеся, иже от края земнаго: Аз есмь Бог, и несть иного. Кленуся Мною самим, аще не изыдет изо уст Моих правда, словеса Моя не возвратятся: яко Мне поклонится всяко колено, и исповестся всяк язык Богови, глаголя: правда и слава к Нему приидет: и посрамятся вси отлучающиися от Господа, оправдятся, и о Бозе прославится все семя сынов Израилевых

Злобные демоны, расставляющие пагубные и разнообразные сети жителям земли и ископывающие для них рвы погибели, нечестиво похищающие славу божества и присвояющие ее себе самим, с величайшею дерзостью старались утвердить притоны своего обмана. Показывая вид, что они знают будущее и могут возвестить его тем, кои желают узнать его, они с удобством постоянно уловляли их. Посему повсюду по странам и городам были прорицалища, лжепророчества, предвещания и множество обманщиков, говорящих, по написанному, от своего сердца, прорицатели, вызыватели мертвецов, извлекающие звуки из земли, чревовещатели и гадатели на муке и словом: подсолнечная наполнилась лжецами и обманщиками. Итак у них не было никакого истинного знания будущего; но только ложь, хитрость, обман, коварство, и ничего более. Посему Бог всяческих говорит: аще возвестят, да приближатся, да уведят вкупе: ибо если, говорит, они могут возвестить, то пусть приблизятся, дабы узнать, могут ли они, собранные все вместе возвестить что-нибудь прямо; потому что, как я сказал, в очень многих местах у них были особые оракулы. Но иные заблуждались иначе и почитали говорящих ложь нечистых демонов. Если же, говорит, они истинно могут предвозвестить, то собравшись все вместе пусть узнают что-нибудь будущее. Кто слышана сотвори сия исперва. Ибо кто из суеверов, или из находящихся у них пророков, или занимающихся гаданием узнал когда-нибудь и возвестил, что в определенное время воссияет миру Христос и что исчезнет мрак заблуждения и рассеется тьма лжеименного знания и живущим на земле воссияет Христос, как духовная денница, как свет и день, как солнце правды. Но, говорит, ни демоны, показывающие вид, что они знают будущее, ни служители их лжи не возвестили сего исперва. Ибо никто из эллинских поэтов и прозаиков не помышлял о столь славных событиях. Итак кто слышана сотвори сия исперва: тогда даже возвестися вам, то есть, исперва. Возвещено же не другим кем, но именно Мною, Который знает все и предвозвестил прежде, нежели совершилось это; ибо Я говорил вам о сем чрез Моисея и святых пророков, которые передавали слова Мои вам. Итак, говорит, аз Бог, и несть иного разве Мене. Праведен и Спаситель a демоны несправедливы и злобны и губители и любят кровь и низвергают в погибель жителей земли; Бог же всяческих праведен и Спаситель, помогает притесняемым, освобождает от уз плененных и связанных греховными цепями, просвещает находящихся во тьме, укрепляет слабых, поднимает лежащих и обращает заблуждающихся.

Посему, говорит, обратитеся ко мне, и спасетеся, иже от края земного. Из сих слов ясно можно видеть величие благодати Христовой, простирающейся на всех жителей земли; ибо благодать и спасение, бывшие чрез Моисея малообемлющи, простираются на один народ Израильский, благодать же Христова широка и простирается до пределов земли; потому что чрез веру в Него во спасение и жизнь уловлена вся земля.

После того как уничтожено было ложное богослужение, надлежало истине выступить на средину, и после того как прогнана была тьма, надлежало облистать свету. Посему весьма уместно, после сего полезного и плодотворного наставления, он выставляет на вид славу свою; ибо аз есмь Бог, говорит, и несть иного. Потом предвозвещает величие того, что имеет совершиться чрез Христа, уверяя клятвою, что предвозвещаемая чрез Него правда, то есть чрез веру во Христа, дарованная всем живущим на земле, и слова Его, очевидно, евангельская и спасительная проповедь, повсюду и непременно воссияют в определенное время. На это именно, думаю, и указывает (изречение): не возвратятся. Ибо если обещает Бог и говорит, что непременно будет что-нибудь; то кто может воспрепятствовать исполнению этого? Посему клянется Собою; ибо человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть (Евр. 6:16), Бог же, превысший всего и возвышающийся над всем несравненным превосходством, клянется Собою; ибо Он, как я сказал, будучи Существом высшим всего и особенным по природе и славе, не мог клясться чем-либо другим. Что же было возвещено? Спасение и обращение (к Богу) всех живущих на земле народов: мне поклонится, говорит, всяко колено, и исповестся (будет клясться) всяк язык Богови; ибо под выражением: поклонится Богови колено и для всех клятвою будет Его имя, что иное можно разуметь, кроме обращения всех (к Богу) и познания Его и обнаружения близости к Нему? Ибо те, которые обращаются всецело к Богу, совершенно удаляются и от преклонения колена нечистым духам, и от именования их богами; потому что никем другим не будут клясться, кроме Бога; но познавши единого истинного и по природе Бога, под его ярмо подклоняют выю свою и преклоняют колено, совершая моления и когда решатся произнесть законную клятву, то будут вспоминать Его только одного, говоря: всякая правда и всякая слава к Нему приидут, то есть, подобает Ему одному; ибо все самые лучшие дела и все, что можно при посредстве слова совершить во славу Божию, все это мы должны приписывать Ему одному.

Сказанное (здесь) истинно в том и другом отношении, и не может быть ложным божественное слово; ибо людей, желающих удаляться от общения, конечно духовного, с Богом, всегда неизбежно постигает позор, тогда как те, которые любят Его от искреннего сердца, прославляются в Нем и приобретают известность справедливостью. А таковы суть совсем не Израиль по плоти, напротив семя сынов Израилевых. Стараясь же сделать более ясным смысл предложенного места, мы говорим следующее. Ибо на земле воссияло единородное Слово Бога, в подобном нашему виде или ставши плотью, как говорит Писание. Оно пришло, проповедуя пленникам освобождение и слепым прозрение, отпуская измученных на свободу и исцеляя сокрушенных сердцем и провозглашая лето Господне благоприятное (Лк. 4:18, 19). Хотя Иудеям, как имевшим в законе детоводителя и в святых пророках тайноводителей и надлежало принять веру в Него; но они не сделали сего; напротив они как бы отбежали от Него и исполнились позора, нося в себе неизгладимый грех, постыждающий их. Посему истинно, что посрамятся вси отлучающиися от Господа; ибо они слышали слова Его: аминь аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Ин. 8:24). А те которые, признали явление Его, оправдались верою, стяжали великую и нескончаемую славу, оказавшись причастниками Святого Духа, обогатившись славным достоинством сыноположения; ибо даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12); сверх сего имея всякого приятия достойную и непостыдную надежду, они унаследуют небесное царство. Они-то и могут быть подразумеваемы под семенем сынов Израилевых. Мы говорим, что сынами Израилевыми в сих словах называются святые апостолы и евангелисты, потому что они по плоти были из Иудеев, сынами же их – те, которые чрез них призваны были к познанию Христа. Посему божественный Павел уверовавшим чрез Него сказал: аще бо и многи пестуны имате о Господе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор. 4:15). Но и во многих иных местах мы находим, что чадами святых апостолов называют они и других, уловленных ими самими ко спасению во Христе.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня

Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Вопрос также хорошо знакомый по предыдущему (Ис. 41:26; 43:9; 44:7). То же должно сказать и про ответ на него (Ис. 41:4, 27; 42:21; 43:10-12; 44:6-8). Очевидно, речь идет опять же, главным образом, про поразительную ясность и удивительную точность пророчества о Кире, которое за 150 л. до его рождения не могло быть дано никем иным, кроме Всеведущего и Всемогущего. Но поскольку пророчество о Кире стоит в связи с пророчеством об обращении язычников, здесь не исключается речь и о последнем.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 20–21. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.

Подобно тому, как царь своим подданным объявляет свое распоряжение, так Бог – Царь небесный объявляет свой суд народам: «соберитесь и подступите, советуйтесь вместе все, спасающиеся из среды язычников», и признайте, что люди, которые, взяв идола – изваянного из дерева собственными руками, подняв его и поставив на удобном месте, молились ему, очевидно, совершенно не понимали, что идол не спасает не только их, но и себя самого, так как его носят на своих плечах сами же эти почитатели его. – Возвестят ли идолы, – пусть они возвестят, если могут, – кто слышано сотвори сия исперва? – кто засвидетельствовал и открыл издревле это, а именно обетование о вечном спасении всех народов? – Это открыл Сам Бог – Спаситель, Который один мог знать, ибо только Он один и может совершить дело вечного спасения людей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible