Скрыть
Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-23 Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык

«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного». Не думай, что Мое милосердие – только ради Иерусалима. Я для того призвал их, чтобы призвать также и вас, чтобы и вы ревновали им. Я желаю только того, чтобы вы обратились, чтобы начало обращения происходило от вас, а не от Меня, Я же буду много помогать вам, когда вы обратитесь ко Мне. Я не требую ничего иного, кроме покаяния. «Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда». Разве не надлежало клясться, для того, чтобы слышащие эти слова уверовали? Что это было именно так, свидетельствует Павел: «да имеют, – говорит, – великое утешение призвания к вечной жизни» (ср. Евр.6:11–12). «Слово неизменное». Он говорил часто, но не исполнял, вследствие недостоинства порочных людей; потому здесь Он прибавляет также клятву. «Предо Мною преклонится всякое колено». Прилично было неверующих убеждать таким образом. Но что ты говоришь, благий Господи? Твои иудеи оставили Тебя, а Ты желаешь собрать к Себе иных друзей? Иудеям принадлежала великая слава, когда Бог являл их победу, и вместе с тем велико было ничтожество неприятелей, так как они не могли не только превзойти рабов, но видели, что они отвергают самих господ. «Мною будет клясться всякий язык». Павел говорит это о тех, которые пребывают в преисподней. Когда совершилось это, о, иудеи? Очевидно, это совершилось у нас. Когда Богу поклонилось всякое колено, если вы отступили от Бога и после возвращения из плена? Он говорит не станут, но: «предо Мною преклонится всякое колено». Выше же он показал тоже самое: если Я совершил землю, то ясно, что Я – Бог вселенной. «Мною будет клясться всякий язык». Это – знамение благочестия.

Толкование на пророка Исайю


Чрез пророка Он говорит: «один распростер небеса» (Ис.44:24). Обрати вни­мание на слово: «один», так как ты представляешь «единого истин­ного Бога. …Один распростер небеса». И здесь подобным же обра­зом Он говорит: «Мною клянусь». Посмотри на власть и силу говорящего. «Кроме Меня нет Бога», сказал Он; и еще: «Я первый и Я последний»; и еще: «Мною клянусь», чем вы­разил то, что нет никого больше Его, говорящего. Поэтому и апостол говорит: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» (Евр.6:13). Следовательно, не имеет большего себя тот, кто говорит: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное». Для чего же ты и клянешься? «Предо Мною преклонится всякое колено. Мною будет клясться всякий язык». Кто же говорит это, еретик? Отец или Сын? Для меня верующего и для всякого благочестивого достоинство Отца есть достоинство и Сына. Заметь и то, что многое из сказанного нами говорится для опровержения, а не для научения. Для меня и для всякого веру­ющего остается твердым тот догмат благочестия, что где пред­ставляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава святой Троицы, как не разделяется и учение истины. Не исповедуй же царства кого-либо одного из Них.

Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-25 Ибо так говорит Господь, творящий небеса, Он, Бог, образующий землю и создающий ее, Он, творец ея: не напрасно Он сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли. Не говорил Я семени Иакова: тщетно ищите Меня. Я Господь, говорящий правду, возвещающий правое. Соберитесь и прийдите и приблизьтесь вместе, спасшиеся из городов: не познали те, которые носят деревянного идола своего, и молятся Богу, который не спасает. Объявите и скажите и посоветуйтесь вместе: кто возвестил это изначала, предсказал это издревле? Не Я ли, Господь? И нет более Бога, кроме Меня. Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Во Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли: ибо Я Бог, и нет иного. Мною самим клянусь, — из уст Моих изойдет слово правды и не возвратится, — что предо Мною преклонится всякое колено и Мною будет клясться всякий язык. Итак в Господе, скажет, Моя правда и власть; к Нему прийдут и устыдятся все, восстававшие против Него. О Господе будет оправдано и прославится все семя Израилево

По призвания Египта, Ефиопии и высоких мужей савейских, чрез что указывается на спасение всех варварских народов и на обращение всего мира к Богу, Бог показывает правду Свою, — что Он — Господь не только иудеев, но и язычников. Ибо Он, творец неба и земли, есть одинаково Бог всех, и не по другой причине создал землю, как для того, чтобы она служила местом жительства для людей и чтобы последние поклонялись своему Творцу и познавали Его, а всех идолов презирали. Ибо и на горе Синае, с самой вершины ея, он так сказал в слух народа: да не будут тебе бози чти разве Мене, и: не сотвори себе кумира (Исх. 20:3-4). Но лучше признать это за сказанное о проповеди апостольской, потому что Моисей говорил это только одному народу в сокрытой пустыне, а звук апостолов прошел по всей вселенной и слова их достигли до пределов земли (Пс. 18).

Я не говорил, говорит, семени Иакова: тщетно ищите Меня: ибо Я обещал им царство небесное и сначала им говорил: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева (Мф. 15:24). И Я для того говорил правду и возвещал правое или истину, чтобы, оставив образы и обряды закона, последовали истине Евангелия. Но так как они не восхотели веровать и признали себя недостойными спасения; то Я говорю язычникам: соберитесь из всего мира и прийдите и приблизьтесь ко Мне вместе, спасшиеся из народов. Этим Он показывает, что не тотчас уверуют все народы, но постепенно и по частям.

Наконец обличает оставшихся при прежнем заблуждении, говоря: не познали те, которые носят деревянного идола своего, и молятся Богу, который не спасает. Смысл же следующий: вы не уразумели слов Моих, отягченные бременем своих идолов и надеясь на тех, в коих нет никакого спасения. По этому апостолам заповедуется во время и не во время возвещать истину (2Тим. 4) и принимать решения относительно спасения язычников. Это, то есть чтобы собрались и пришли весьма многие, спасшиеся из народов, Бог говорил изначала и возвещали уста всех пророков, изрекавших словом того Господа, кроме которого нет никакого иного. Ибо Сын есть Бог не вне Его, но в Нем. И прекрасно присоединяет: Бог праведный, — не одного народа, но всего мира, которому говорит: обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли, по исполнении того, что Отец обещал Сыну: проси от Мене, и дам Ти языки, достояние, Твое и одержание Твое концы земли (Пс. 2:8). И клянется Самим Собою, что решение уст Его и слово, которое Он раз изрек относительно спасения народов, не будет недействительным, но на деле исполнится обещание Его, который выше говорит: обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли. Клянется же по апостолу (Евр. 6) для того, чтобы чрез два неизменных предмета, относительно которых невозможно солгать Богу, мы имели твердое утешение; Он клянется и относительно того, что, по оставлении идолов, пред Ним преклонится всякое колено, небесных, земных и преисподних (Флп. 2), и что Им будет клясться всякий язык смертных. Этим ясно указывается на народ христианский. Ибо это обычай церкви — преклонять колено пред Христом: иудеи совсем не делают этого, обнаруживая высокомерие духа. Но и всякий язык всех варварских народов, не в синагогах, а в церквах Христовых будет исповедовать Бога. Всякий же язык, исповедующий Христа, будет говорить о Господе и скажет: моя правда и моя власть, а не народа иудейского. К Нему придут все народы, и устыдятся восстававшие прежде против Его Евангелия, и будет оправдано и прославится все семя Израилево, — тех, проповедь и весьма обильная жатва которых во всем мире принесла весьма богатые плоды. Или по Семидесяти, всякий язык, клянущийся Богом и исповедующий Его, скажет, что правда и слава всего мира приходит к Нему, и устыдятся иудеи, отделяющиеся от Него. Произшедшие же от племени сыновей Израилевых и родившиеся от семени апостолов и уверовавшие во Христа будут иметь правду и славу вечную.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-25 Аще возвестят, да приближатся, да уведят вкупе, кто слышана сотвори сия исперва? Тогда возвестися вам: Аз Бог, и несть иного разве Мене, праведен и спаситель, несть кроме Мене. Обратитеся ко Мне и спасетеся, иже от края земнаго: Аз есмь Бог, и несть иного. Кленуся Мною самим, аще не изыдет изо уст Моих правда, словеса Моя не возвратятся: яко Мне поклонится всяко колено, и исповестся всяк язык Богови, глаголя: правда и слава к Нему приидет: и посрамятся вси отлучающиися от Господа, оправдятся, и о Бозе прославится все семя сынов Израилевых

Злобные демоны, расставляющие пагубные и разнообразные сети жителям земли и ископывающие для них рвы погибели, нечестиво похищающие славу божества и присвояющие ее себе самим, с величайшею дерзостью старались утвердить притоны своего обмана. Показывая вид, что они знают будущее и могут возвестить его тем, кои желают узнать его, они с удобством постоянно уловляли их. Посему повсюду по странам и городам были прорицалища, лжепророчества, предвещания и множество обманщиков, говорящих, по написанному, от своего сердца, прорицатели, вызыватели мертвецов, извлекающие звуки из земли, чревовещатели и гадатели на муке и словом: подсолнечная наполнилась лжецами и обманщиками. Итак у них не было никакого истинного знания будущего; но только ложь, хитрость, обман, коварство, и ничего более. Посему Бог всяческих говорит: аще возвестят, да приближатся, да уведят вкупе: ибо если, говорит, они могут возвестить, то пусть приблизятся, дабы узнать, могут ли они, собранные все вместе возвестить что-нибудь прямо; потому что, как я сказал, в очень многих местах у них были особые оракулы. Но иные заблуждались иначе и почитали говорящих ложь нечистых демонов. Если же, говорит, они истинно могут предвозвестить, то собравшись все вместе пусть узнают что-нибудь будущее. Кто слышана сотвори сия исперва. Ибо кто из суеверов, или из находящихся у них пророков, или занимающихся гаданием узнал когда-нибудь и возвестил, что в определенное время воссияет миру Христос и что исчезнет мрак заблуждения и рассеется тьма лжеименного знания и живущим на земле воссияет Христос, как духовная денница, как свет и день, как солнце правды. Но, говорит, ни демоны, показывающие вид, что они знают будущее, ни служители их лжи не возвестили сего исперва. Ибо никто из эллинских поэтов и прозаиков не помышлял о столь славных событиях. Итак кто слышана сотвори сия исперва: тогда даже возвестися вам, то есть, исперва. Возвещено же не другим кем, но именно Мною, Который знает все и предвозвестил прежде, нежели совершилось это; ибо Я говорил вам о сем чрез Моисея и святых пророков, которые передавали слова Мои вам. Итак, говорит, аз Бог, и несть иного разве Мене. Праведен и Спаситель a демоны несправедливы и злобны и губители и любят кровь и низвергают в погибель жителей земли; Бог же всяческих праведен и Спаситель, помогает притесняемым, освобождает от уз плененных и связанных греховными цепями, просвещает находящихся во тьме, укрепляет слабых, поднимает лежащих и обращает заблуждающихся.

Посему, говорит, обратитеся ко мне, и спасетеся, иже от края земного. Из сих слов ясно можно видеть величие благодати Христовой, простирающейся на всех жителей земли; ибо благодать и спасение, бывшие чрез Моисея малообемлющи, простираются на один народ Израильский, благодать же Христова широка и простирается до пределов земли; потому что чрез веру в Него во спасение и жизнь уловлена вся земля.

После того как уничтожено было ложное богослужение, надлежало истине выступить на средину, и после того как прогнана была тьма, надлежало облистать свету. Посему весьма уместно, после сего полезного и плодотворного наставления, он выставляет на вид славу свою; ибо аз есмь Бог, говорит, и несть иного. Потом предвозвещает величие того, что имеет совершиться чрез Христа, уверяя клятвою, что предвозвещаемая чрез Него правда, то есть чрез веру во Христа, дарованная всем живущим на земле, и слова Его, очевидно, евангельская и спасительная проповедь, повсюду и непременно воссияют в определенное время. На это именно, думаю, и указывает (изречение): не возвратятся. Ибо если обещает Бог и говорит, что непременно будет что-нибудь; то кто может воспрепятствовать исполнению этого? Посему клянется Собою; ибо человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть (Евр. 6:16), Бог же, превысший всего и возвышающийся над всем несравненным превосходством, клянется Собою; ибо Он, как я сказал, будучи Существом высшим всего и особенным по природе и славе, не мог клясться чем-либо другим. Что же было возвещено? Спасение и обращение (к Богу) всех живущих на земле народов: мне поклонится, говорит, всяко колено, и исповестся (будет клясться) всяк язык Богови; ибо под выражением: поклонится Богови колено и для всех клятвою будет Его имя, что иное можно разуметь, кроме обращения всех (к Богу) и познания Его и обнаружения близости к Нему? Ибо те, которые обращаются всецело к Богу, совершенно удаляются и от преклонения колена нечистым духам, и от именования их богами; потому что никем другим не будут клясться, кроме Бога; но познавши единого истинного и по природе Бога, под его ярмо подклоняют выю свою и преклоняют колено, совершая моления и когда решатся произнесть законную клятву, то будут вспоминать Его только одного, говоря: всякая правда и всякая слава к Нему приидут, то есть, подобает Ему одному; ибо все самые лучшие дела и все, что можно при посредстве слова совершить во славу Божию, все это мы должны приписывать Ему одному.

Сказанное (здесь) истинно в том и другом отношении, и не может быть ложным божественное слово; ибо людей, желающих удаляться от общения, конечно духовного, с Богом, всегда неизбежно постигает позор, тогда как те, которые любят Его от искреннего сердца, прославляются в Нем и приобретают известность справедливостью. А таковы суть совсем не Израиль по плоти, напротив семя сынов Израилевых. Стараясь же сделать более ясным смысл предложенного места, мы говорим следующее. Ибо на земле воссияло единородное Слово Бога, в подобном нашему виде или ставши плотью, как говорит Писание. Оно пришло, проповедуя пленникам освобождение и слепым прозрение, отпуская измученных на свободу и исцеляя сокрушенных сердцем и провозглашая лето Господне благоприятное (Лк. 4:18, 19). Хотя Иудеям, как имевшим в законе детоводителя и в святых пророках тайноводителей и надлежало принять веру в Него; но они не сделали сего; напротив они как бы отбежали от Него и исполнились позора, нося в себе неизгладимый грех, постыждающий их. Посему истинно, что посрамятся вси отлучающиися от Господа; ибо они слышали слова Его: аминь аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Ин. 8:24). А те которые, признали явление Его, оправдались верою, стяжали великую и нескончаемую славу, оказавшись причастниками Святого Духа, обогатившись славным достоинством сыноположения; ибо даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12); сверх сего имея всякого приятия достойную и непостыдную надежду, они унаследуют небесное царство. Они-то и могут быть подразумеваемы под семенем сынов Израилевых. Мы говорим, что сынами Израилевыми в сих словах называются святые апостолы и евангелисты, потому что они по плоти были из Иудеев, сынами же их – те, которые чрез них призваны были к познанию Христа. Посему божественный Павел уверовавшим чрез Него сказал: аще бо и многи пестуны имате о Господе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор. 4:15). Но и во многих иных местах мы находим, что чадами святых апостолов называют они и других, уловленных ими самими ко спасению во Христе.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык

Смотри, как Он, Всеправедный, уверяет тварь в Своей правде: Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное. Что же говорит эта правда Божия? То, что Богу всяко колено поклонится и всякий народ исповедает Его Богом, говоря: правда и слава к Нему придут, как к Своему Источнику, и все, отлучающиеся от Него, будут посрамлены.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное. Во свидетельство высшей непреложности всего сказанного идет обычная в таких случаях клятва (Быт. 22:16; 24:7; Исх. 13:5, 11; Иер. 22:5 и др.). Смысл и значение Божественной клятвы раскрыт апостолом Павлом (Евр. 6:13).

Предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык… Лучшим комментарием данного места является известное пожелание того же апостола: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10-11, ср. еще Пс. 21:28-30 и Рим. 14:11).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 22–24. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.

Призывая все народы и даже самые отдаленные от крайнего предела населенной земли (как Эфиопы, Пс.71:8-9) обратиться от заблуждений язычества к истинной вере, Господь говорит: «клянусь Мною Самим, что из Моих уст исходит правда, что слова Мои не возвратятся», т.е. исполнится всякое слово. Клятва Господа не может иметь основания ни в чем ином, как только в Нем же самом, в Его вечном бытии. Если выше всякого сомнения вечное бытие Бога, то также несомненно истинно и всякое Его слово. И если несомненно то, что вечный Бог и есть только один истинный Бог, то Ему и поклонится всякое колено и, через это поклонение, исповестся Ему – объявит себя Его почитателем (точнее – будет клясться Им) всякий народ, хотя и не всякий в народе, а не только двенадцать колен народа Еврейского, как это было в Ветхом Завете. Тогда и будут говорить о Боге: правда и слава к Нему приидет – правда и слава царственного могущества должны принадлежать Царю мира – Иегове, а не языческим богам – ничтожным идолам, которых создало человеческое невежество (ст. Ис.45:20). Тогда после утверждения в мире истинной веры, посрамятся и все отлучающиеся от истины (точнее – враждующие против неё) идолопоклонники.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible