Скрыть
Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней

Так как многие подверглись погибели и расхищению, то и говорится: «принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней». Чтобы кто-либо не обвинял пророка, что он всегда говорит одно и то же, он указывает причину этого, т.е. упорство слушающих. Ни в какое время жизни, говорит он, вы не были расположены к научению.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-7 Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы. До старости [вашей] Я тот же, и до седин Я буду носить [вас]: Я создал и Я буду носить: Я буду поддерживать и спасать. Кому уподобили вы Меня и с кем сравнили и сличили Меня и сделали сходным, высыпающие золото из кошелька и взвешивающие серебро на весах, нанимающие художника, чтобы он сделал бога: и они падают пред ним и преклоняются. Поднимают его на плеча, нося и ставя на свое место, и будет стоять и не сдвинется с места своего. Но когда закричат к нему, он не услышит, и не спасет их от беды

Не называет его ни Иаковом, ни Израилем, что одно, без присоединения раба и отрока и избранного, говорится, как мы выше сказали, в укоризну народу, но гораздо хуже,— домом Иакова и остатками Израиля, вследствие родства по плоти и крови, и как бы подонками от остатков Израиля. И учит их, что они, подобно отрокам и младенцам, были носимы Богом из Египта, как бы чревом и утробою беременной матери. И это не потому, что неизреченное и непостижимое величие Божие имеет или чрево или утробу и ноги, и руки и прочие члены тела, но чтобы мы чрез свойственные нам слова познавали любовь Божию. Также и в сто девятом псалме воспевается тоже от лица Бога. Ибо в том месте, где Семьдесят перевели: из чрева прежде денницы родил тя (Пс. 109:3), в еврейском написано: merehem, что значит из утробы (de vulva). В настоящем же месте написано не только из чрева и утробы, то есть mebeten и merehem, но menni, каковая приставка означает из моего чрева или из моей утробы. Смысл же такой: Я, родивший вас с детства и носивший в Моем чреве и утробе, буду защищать вас до старости,— не Моей, а вашей, чтобы научить их, что они будут спасены божественным милосердием. Ибо Творец всего щадит свое творение и пастырь добрый полагает душу за овец своих. А наемник, которому овцы не свои, когда видит волка, бежит (Ин. 10). Итак, поелику Я создал и родил детей, то Я сам буду носить и поддерживать их. По Семидесяти, сказавшим: которых Я ношу от чрева и учу от детства и до старости, это означает то, что тщетно днем и ночью поучаются в законе Божием те, которые не имеют познания о Боге, но почитают изображения людей и животных, так что нуждаются в пророческом обличении, чрез которое Бог говорит им: кому вы уподобили Меня и с кем сравнили и прочее: потому что они высыпали золото и серебро и, наняв ваятеля, делали идолов и поклонились своим рукотворенным, которые поднимаются на плеча и, будучи укреплены и установлены, не могут двигаться и помогать тем, коими почитаются. Ясное мы пробегаем чтобы, по милосердию Христа, раскрывать сокрытое.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 Послушайте Мене, доме Иаковль и весь останок Израилев, носимии от чрева и наказуемии от детска даже до старости: Аз есмь, и Дондеже состареетеся, Аз есмь, Аз терплю вам, Аз сотворих и Аз понесу, Аз подъиму и спасу вы

Речь опять отличается весьма большою художественностью и продолжается в надлежащей стройности и домостроительно. Ибо после того как напомнил о войне, в продолжении которой погибло бесчисленное множество мужей и жен и страна Иудейская стала очень бедна мужеским населением, он говорит посему как бы одному дому, как бы к остатку, оставшемуся от варварской жестокости. Послушайте мене, доме Иаковль, и весь останок Израилев. Слово могло бы принести не малую пользу слушателям, если бы между ними было несколько внимательных и ищущих полезного. Как бы ни были печальны и невыносимы предвозвещенные события, но всякий удобно избежал бы их, устранивши причины их наступления. Но как можно отвратить от себя то, что уже наступило и как бы обрушилось? Посему он называет их останком, как бы провозглашая, что они будут истреблены войною и сделаются добычею варварской жестокости, если не отстанут от столь постыдных дел. А что души Иудеев были не восприимчивы к наставлениям и попечение закона было бесполезно для них, это показывает говоря: носимии от чрева и наказуемии от детска даже до старости. Ибо от младенчества и до старческого возраста наставляемые в священном и божественном Писании, они не извлекли для себя никакой пользы; но как бы совсем не удостоенные никакого наставления они дошли до отступления от Бога.

Но хотя, говорит, без пользы потрачено продолжительное время на попечение о вас и вижу, что вы остались весьма грубыми, но не отступлю от свойственного Мне благоволения; являюсь вам и ясно говорю: Аз есмь, то есть, живу и существую, не так, как будто Я получил начало бытия и знаю, что перестану существовать, но всегда пребываю тем же и равным себе, и когда вы состареетесь, Я опять пребуду тем же; ибо ко Мне не приходит старость, как к вам, но Я есмь живый и всемогущий. И Я вызвал постигшие вас бедствия войны, на основании праведного приговора призывая их в наказание тем, которые пренебрежительно отнеслись к Моей славе. Но Аз понесу, то есть, отпущу и вас изнуренных всепрощением восстановлю. Аз подъиму и спасу вы. Ибо Я, предавший вас в руки врагов, опять приму вас в общение с Собою и избавлю вас от уз плена. Таким образом отчасти угрозами, отчасти обещаниями благ,– как бы многообразным врачевством Он врачует сердца тех, которые нагло поступали против Него и по величайшей своей грубости впали в неподобная. Ибо цель Его спасти погибшее и заблудившееся исхитить из рук диавола.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней

Каждого из нас Господь носит, так сказать, на руках Своих от чрева матернего и наставляет нас до глубокой старости. Что же мы? – Бесчувственные, неблагодарные, мы не хотим и знать, что Господь есть нежнейший Отец наш, Который терпит наши неправды по Своей благости и долготерпению.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас

Печальная участь божеств покоренного Вавилона (какую пророк вправе был ожидать, хотя действительность и не оправдала его ожиданий) дает пророку удобный повод воспользоваться ею как благодарным материалом для нового развития и доказательства его излюбленной мысли - о неизмеримом превосходстве Бога Израилева, по сравнению с ничтожеством языческих богов.

Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева… На вопрос, к кому относится это обращение и кто разумеется здесь под «остатком», самым правильным ответом, основанным на сравнении параллелей, будет тот, что это относится ко всем, вообще, представителям богоизбранного племени, без различия его колен, которые ко времени падения Вавилона останутся или, точнее, будут находиться в нем (Ис. 1:9; 10:20-22; 11:16; 40:27; 41:8, 14; 43:24; 44:1, 21, 23; 45:4 и др.).

Принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней и до старости вашей Я тот же буду… Я же буду носить вас… поддерживать и охранять… Сильная и выдержанная антитеза языческим богам. Относительно последних неизвестно когда они записаны в покровители людей; но хорошо известно, что при первой же надобности в этом, они оказались бессильными оказать действительную помощь. Истинный же Бог Израилев оказывает свою всесильную помощь избранному Им народу во все периоды его исторической жизни, значит с самого его появления и до конца его исторического существования. Языческие боги нуждаются в том, чтобы люди их носили, поддерживали и охраняли; истинный же Бог Израилев поступает как раз наоборот: Он сам, как орел птенцов, носит Свой народ, его поддерживает и охраняет (Исх. 19:4; Втор. 32:11-12; Ис. 44:2, 24; Ос. 11:3; Лк. 13:34).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 3-4 Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я Тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас.
Послушайте Мене, доме Иаковль и весь останок Израилев, носимии от чрева и наказуемии от детска даже до старости: Аз есмь, и Дóндеже состареетеся, Аз есмь, Аз терплю вам, Аз сотворих и Аз понесу, Аз подъиму и спасу вы.


Сказав о постыдном падении, распадении и плене вавилонских идолов, Господь обращается к своему народу с обличением и увещанием: послушайте Меня, доме Иаковль – народ, вышедший из одного дома и составляющий как бы одно семейство Иакова, – и весь остаток дома Израилева – общество пленных, оставшееся от истребления мечем при нашествии Навуходоносора, – носимые от чрева, как дети, которых мать и отец с нежной любовью носят на руках со дня рождения и во все время их младенчества, – и наказуемии от детска даже до старости, т.е. научаемые от детского возраста и до старости истинному богопознанию. «Это Я, говорит Господь, ношу и учу вас, Я и останусь до старости вашей Отцом вашим: буду терпеть ваши падения по неразумию, буду носить вас и поддерживать, а если будете падать по естественной слабости природы, подыму вас и спасу от гибели». – Так, если к Халдеям обращается Господь с гневом, то к Израилю с отеческой любовью и утешительными обетованиями.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible