Скрыть
Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се, вси яко хврастие огнем погорят и не изъимут души своея из пламене, понеже имаши углие огненное, сяди на них

Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-15 Стань с твоими волшебниками и со множеством, чародейств твоих, которыми ты затмилась от юности твоей; может быть это пособит тебе, может быть ты сделаешься сильнее. Ты утомлена от множества совещаний твоих: пусть выступят и спасут тебя наблюдатели (augures) неба, созерцавшие звезды и вычислявшие месяцы, чтобы возвещать тебе по ним будущее. Вот они стали, как солома, огонь сожег их; не избавят душ своих от руки пламени; нет углей, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть пред ним. Такими сделались для тебя те, с которыми ты трудилась, торговцы твои от юности твоей, каждый побрел путем своим; нет никого, кто спас бы тебя

Что Вавилон и вся Халдея отличались приверженностию к заклинателям, и птицегадателям, и прорицателям и газаринам, которых мы называем аруспиками, это доказывает чтение пророка Даниила, который говорит, что цари вавилонские все делали по их совету. Также вместо переведенного нами по Симмаху и Феодотиону: пусть станут и спасут тебя наблюдатели (augures) неба Семьдесят яснее перевели: пусть станут и спасут тебя астрологи неба, которые обыкновенно называются математиками и полагают, что от движения звезд и течения планет зависит жизнь человеческая.

Поэтому и волхвы приходили с востока, говоря, что они видели звезду Господню или вследствие научного знания или же вследствие предсказания пророка своего, Валаама, который в (книге) Числ сказал: возсияет звезда от Иакова и человек от Израиля (Чис. 24:17). Итак те, кои вычисляют месяцы и высчитывают годы, и, определяя минуты, обещают знание будущего, пусть скажут тебе, что определил Господь относительно тебя.

А так как они молчат относительно того, что будет, то пророк отвечает: вот они стали как солома, огонь поглотил их, чтобы обещавшие спасение другим узнали о собственных казнях: и несомненно, что в то время, как горел город, обитателей его истребил пожирающий огонь. Следующее же далее: нет углей, чтобы, погреться, ни огня, чтобы посидеть пред ним, евреи так объясняют: они не имеют никакого согревающего знания и просвещающего разума, который мог бы разогнать их тьму и изгнать холод заблуждения. Вместо этого Семьдесят, не знаю, с какою целью, перевели: ты имеешь уголья огненные, будешь сидеть на них; разве только то мы можем сказать, что для Вавилона были гораздо полезнее огонь и сожжение, нежели волхвы и газарины, астрологи и заклинатели. Ибо первый чрез кары и наказания призывает к покаянию, а последние чрез заблуждение приводят к гордости. Всякий труд его и торговцы его, под которыми мы понимаем волхвов, содействовали тому, чтобы каждый блуждал своим путем и, погибши сам, не мог принесть спасение другому.

Спросим тех, кои признают различные природы: имел ли Вавилон добрую природу или злую. Если скажут: злую, — а они несомненно так ответят, — то как он призывается к покаянию и зачем говорится ему: сиди умиленная, войди в темноту, дочь халдеев, и далее, после перечисления грехов и преступлений: ты, имеешь уголья огненные, будешь сидеть на них: они будут тебе помощию?

Почему также прибавляется, по тем же Семидесяти: ты трудилась над изменением с юности? Что это за изменение? Конечно, — из хорошего в дурное. Из этого очевидно, что добрые по природе делаются злыми по [своей] воле. Наконец присоединяется: человек заблудился в себе самом, — не по природе, а по решению воли.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12–15 Стани ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, имже научилася еси из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Утрудилася еси в советех твоих: да станут ныне и спасут тя звездочетцы небесе, смотряющии звезд, да возвестят ти, что имать на тя приити. Се, вси яко хврастие огнем погорят и не изъимут души своея из пламене, понеже имаши углие огненное, сяди на них. Сии будут тебе помощь: трудилася еси в преложении от юности, человек сам в себе прельстися, тебе же не будет спасения

Смеется и как бы издеваются над пустою забавою суеверия волхвов, и показывает, что это-совершенно бесполезное занятие. Ибо когда собрались, говорит, воины и Кир восстал против тебя и когда неприятельское войско преодолело твои стрелы; тогда ослабеют щитоносцы и окажется совершенно бесполезным искусство стреляния из лука, когда вместе с тяжело вооруженными и пехотинцами падут и всадники. Стани ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, имже научилася еси из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Вооружи волхвов, говорит, против осаждающих и противопоставь ложь заклинателей опытным в военном искусстве. Но ты не возможеши, говорит; утрудилася еси в советех твоих; ибо не принесли решительно никакой пользы советы волхвов, считаемые мудрыми. Если же ты думаешь, что слово мое отступило от истины, да станут ныне и спасут тя звездочетцы небесе, смотряющии звезд, да возвестят ти, что имать на тя приити. Кроме волхвов и заклинателей, думаю, это был какой-то другой разряд обманщиков. Они утверждали, что некоторые из них знают восхождение и захождение звезд, измеряют движение каждой из них, где бы они ни были и откуда бы они ни приходили и посредством этой ложной науки усиливались достигнуть знания будущего. Итак, если они не лжецы и если звезды, украшающие твердь, исполняют для них должность пророков; то пусть они скажут, что имеет случиться. Но они, говорит, не могут сказать этого, ибо будут вместе со всем другим подобно хворосту делом и пищей огня, и никто из них не избежит этого. Потом некоторым образом насмехаясь порицает страну Вавилонскую, как заблуждающуюся, и говорит: имати углие огненное, тο есть, горячие, сжигающие людей, о которых идет речь, когда сядешь на них.

Сидение же может означать успокоение. Сии будут тебе помощь. Ибо если, говорит, ты решишься искать успокоения в ложных предсказаниях волхвов и в угодливых речах других; то найдешь в этом большую помощь. Потом опять говорит к ней. Трудилася еси в преложении от юности. Опять выражение: трудилася еси надобно понимать в смысле: ты ослабела; ибо отступивши от Бога и обратившись к суетности и подчинившись лукавству демонов от юности,-ты сделалась слабою и легко победимою; ты не запаслась помощью Того, Кто один имеет, силу спасать и Кто есть Господь сил. К этому присовокупляет: человек сам в себе прельстися, тебе же не будет спасения. Это все равно, как если бы Он сказал: многие люди заблудились по свойственной людям слабости, оскорбляя Бога соответственными изменами Ему, или тем, что привязаны были к плотскому, или страдали от какой либо другой страсти. Но ты дошла до такого нечестия, что для тебя ни осталось никакого способа спасения; ибо за крайними преступлениями всегда следует должное и вполне соответственное им возмездие.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним

Вот они, как солома: огонь сжег их… не осталось угля, чтобы погреться… Но напрасна надежда на этих мнимых мудрецов: они не только бессильны оказать кому-либо действительную помощь, но не в состоянии спасти и самих себя. Перед лицом гнева Божия они погибнут, как солома пред огнем (Ис. 5:24; 40:24; 41:2); и погибель их будет настолько окончательной и полной, что от них не останется ничего, даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер, как снова иронически замечает пророк. В этих словах можно видеть суд Божий над язычеством, вообще, как это становится ясно из сопоставления параллели: «Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис. 10:17).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним.
Се все яко хврастие огнем погорят и не изъимут души своея из пламене, понеже имаши углие огненное, сяди на них.


Для разных преступников в Халдее были жестокие казни: их рубили секирами, бросали на растерзание львам, распинали на крестах и – что составляло особенно лютую казнь – бросали в раскаленную печь. Подобным казням подвергали и мудрецов- волхвов. Применительно к суду Халдеев, Господь и говорит: вот все волхвы Вавилона, как лжецы и государственные изменники, будут брошены в огонь и не избавят души своей из пламени. Халдеи имеют раскаленные печи (которыми, как можно предполагать, Дан.3, заведовало священное сословие) и пусть сядут или останутся на углях этих печей и сгорят легко и быстро, как сухой хворост (которым разжигали такие печи). Из пламени такой печи они не избавят души своей (как потом избавились Анания, Азария и Мисаил, друзья Даниила). Вместо обыкновенной печи, по суду Божьему, для волхвов сам город Вавилон будет огненной печью, когда войско Кира зажжет его со всех сторон, а жители останутся в нем безвыходно и сгорят на углях собственных домов!

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible