Скрыть
Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после

Видишь ли причину наказаний? Своею ли силою ты победила их? «Предал их в руки твои», а ты не пощадила, не пожалела даже старцев, – ты сказала, что будешь владычествовать над ними во веки веков. Видишь ли, что даже и тех, которых предает нам Бог, должно наказывать с милостью? «А не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после». Нет ничего хуже человека, который забывает о своей природе.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-7 Искупитель наш— Господь воинств, имя Ему— Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев, ибо не будут более называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руку твою: но ты не оказала им милосердия. Старца ты крайне обременила игом твоим и говорила: вечно буду госпожею; не представляла этого в сердце и не помышляла, что будет после с тобою

Первый стих по Семидесяти находится в связи с предшествующим, так что он имеет следующий смысл: и это сделает избавивший тебя Господь Саваоф, имя Ему— Святый Израилев. Далее, по еврейскому тексту, пророк от лица народа говорит, что это совершил против Вавилона Господь воинств, имя которому— Святый Израилев. И затем речь обращается к самому Вавилону. Сиди молча или умиленная и помышляй о своих преступлениях. Войди в темноту: ибо от стыда и позора ты не можешь выносить света, и не будешь называться госпожою ни одного царства, ни всех царств. Но так как незаметно возникал вопрос, почему прогневался Бог на халдеев, которых Он сам послал для пленения Израиля; то вместе с тем отвечает, что Он, прогневавшись на народ Свой, восхотел обличить их, а не погубить, наказать, а не умертвить. Но они злоупотребили своею жестокостью и нанесли более ударов, чем требовало божественное мщение. Важным же доказательством жестокости вавилонян служит то, что они не щадили даже старцев, возраст которых пользуется уважением даже среди врагов. Но также и то служит признаком высокомерия, что они, обольщенные настоящим благополучием, не помышляли о неизвестном будущем. Таким образом мы всегда при счастии должны опасаться будущего и не угнетать предаваемых нам, которые бывают мучимы для того, чтобы сделаться лучшими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–7 Сяди умилена, вниди во тму, дщи Халдейска, ксему не прозовешися крепость царства. Разгневахся на люди моя, осквернила еси наследие мое: аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила еси зело и рекла еси: в век буду владычица: не помыслила еси сих в сердцы твоем, ниже помянула еси последних

Показывает, что Он всегда сообразуется с праведным судом и посылает наказания соответственные прегрешениям. Ибо весьма многочисленны были преступления Вавилонян, и Он обвиняет их в весьма великой жестокости и бесчеловечии, показывает, что это был город гордый, безрассудно полагающийся на свои собственные силы, так что думал, что никак и никогда он не может подвергнутся перемене к худшему. Итак когда, говорит, ты подвергнешься плену, тогда сяди умилена Умилена вместо: размышляя, хотя и поздно, о себе самой в особенности. Испытай головокружение. Ибо я сказал, что ужасные бедствия погружают ум как бы в некоторую тьму и как тяжесть обременяют душу. Ксему,говорит, непрозовешися крепость царства.Так назывался Вавилон, имевший бесчисленное множество жителей и весьма храброе войско, способное отразить нападение, если бы явились какие либо неприятели и нападающие на тех, которые имеют власть у них. Потом объясняет, какая была причина наведения на Вавилонян бедствий, постигших их вследствие божественного гнева, говоря: разгневахся на люди моя, осквернила еси наследие мое: аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости.

Тоже, по-видимому, говорит устами Захарии: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающия: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая (Зах. 1:14, 15); ибо иногда Бог наказывает по любви, и тех, которые не внимают Его вразумлениям и по отношению к Нему гордо держат выю свою, Он посредством скорбей располагает к покорности, или налагая на них руки врагов, или подвергая их другим бедствиям, Как трудно излечимые язвы, не уступающие соответственным врачевствам, часто излечиваются при помощи огня и железа; так, думаю, и любящий добро Бог наш, когда видит душу, неудержимо устремляющуюся к погибели и крепко привязанную к разнообразным порокам, врачует ее сильными скорбями. Но те, которые избираются для совершения наказания, дают волю страшному и неудержимому гневу своему и увлекаются далее надлежащего и не выносимо обременяют тех, которые подчинены их власти.

Посему это тяжкое преступление и Бог гневается на тех, которые привыкли поступать так. Посему надобно избегать этого зла; и если бы кому-нибудь из нас пришлось быть исполнителями наказаний, когда Бог воспитывает; то мы должны иметь в виду кротость, хорошо зная, что Воспитатель сильно гневается, если нами наносится им наказание выше меры.- Итак, говорит, ты непомиловала старца, а пленила ты их не своею силою, но потому, что Я предал их. Но ты была жестока и свирепа нравом, и что тяжелее сего - ты дошла до такого надмения, что думала и говорила, что ты будешь иметь нескончаемую власть и непоколебимое могущество. О тех крайних бедствиях, которые потом случились с тобою, говорит, ты не удостоила и помыслить, и вспомнить. Какие же это бедствия? Очевидно, бедствия плена и страдания, посланные на нее Богом.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое

Раскрывают нам ближайшие, непосредственные причины такой ужасной гибели Вавилона. Их указывается здесь две: одна - это жестокость обитателей Вавилона в обращении с преданным в их руки народом Божиим (6 ст.), другая - непомерная гордость и тщеславие жителей Вавилона, черта, очевидно унаследованная ими еще от их предков, строителей знаменитой вавилонской башни (Быт. 9 гл.).

Я прогневался на народ Мой... Обычная библейская точка зрения на политические катастрофы в жизни Израиля, как на результат Божественного гнева за измену Израиля Всевышнему (2Цар. 24:14; Зах. 1:15 и др.).

А ты не оказала им милосердия… Жестокое и пренебрежительное отношение вавилонян в отношении к побежденным иудеям представляло нечто выдающееся даже среди всеобщей тогдашней грубости нравов (Иер. 51:34; Пс. 136:8-9; Плач. 4:16; 5:12).

На старца налагала крайне тяжкое иго… Упоминание о старце едва ли имеет здесь какое-либо конкретное значение - просто это особый прием усиления и обострения мысли.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 6-7 Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после.
Разгневахся на люди Моя, осквернила ecu наследие Мое: Аз вдах Я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила ecu зело и рекла ecu: в век буду владычица: не помыслила ecu сих в сердцы твоем, ниже помянула ecu последних.


Объявив строгий приговор суда своего над Халдеями, Господь указывает и вину их. – Господь разгневался на свой народ; Халдеи были оружием Его в наказании этого народа: по изволению Божию, они совершили свое завоевательное нашествие на землю народа Божьего и осквернили наследие Божие – и благословенную со святилищем истинного Бога землю и её население, осквернили тем, что опустошили ее, ограбили и разрушили храм и избили население. Наконец, Господь предал Евреев в руки (во власть) Халдеев. Мало того, при этом Халдеи не довольствовались только славой завоевателей, награбленными богатствами и множеством полезнейших рабов-пленников; нет, они наслаждались самой жестокостью своей над беспомощными; они не только не оказывали им милости, по чувству человечности, напротив, со зверской жестокостью мучили и без того изнуренных: так, они и старчий ярем отягчали на старца, изнуренного уже самой старостью своей, убитого безутешным горем при погибели отечества и в нем всего ему дорогого, при чем ему уже всякая ноша стала несносна, и такого старца поработители еще более отягощали, заставляя его, как бы вьючное животное, без милосердия бить – если он не поспевал равняться в работе с молодыми, или не мог платить подати равно с другими и т.п. – И действуя так – не встречая ни откуда обличения и сопротивления, Вавилоняне думали, что власть их безгранична над порабощенными Евреями. Но думая так, они не помянули последних – не подумали о будущем и не вспомнили, что будущая судьба их и других народов во власти Бога-Вседержителя, перед которым не могут быть правыми и оставаться безнаказанными злодеи, столь бесчеловечные.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible