Скрыть
Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф - имя Ему

«Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина». А другие говорят: «от воды Иуды». Видишь ли, Он презирает происхождение, если оно не соединяется с добродетелью, но более влачится по земле, – употребляя здесь прекрасные выражения. «Дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева». Он приводит на ум прежние события, – или те, которые совершились в Египте, когда Он говорил: «и смирят я лет четыриста и тридесят» (ср. Быт.15:13), – или те, которые совершились в Вавилоне, потому что они подвергались мучению в течение 70 лет.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и произшедшие от вод Иудиных, клявшиеся (вульгата: клянущиеся) именем Господа и вспоминающие Бога Израилева, [хотя] не по истине и не по правде. Ибо из города святого они призваны и на Господа Израилева опирались: Господь воинств — имя Ему

Я предсказал, что это будет с халдеями и вавилонянами, и необходимо, чтобы в действительности исполнилось то, что Я говорил чрез пророков Своих. А ты, дом Иакова и называющиеся именем Израиля и произшедшие от воды Иудиной и прочее, следующее затем, внимательнее слушайте то, что Я скажу. И нужно заметить, что называет их не Иаковом, но домом Иакова, и не [называет] Израилем тех, которые ложно назывались этим именем, так как не имели дел, соответствующих этому имени. И произшедшие от вод Иудиных, σεμνοτερώς [с большею торжественностью] называя воды вместо семени, чтобы показать, что они сыны не добродетелей патриархов, а плоти. И справедливо назвал водами Иудинами, ибо только одно колено оставалось еще тогда в земле иудейской, в котором сохранялось в то время царское семя Давидово.

Клявшиеся, говорит, именем Господа,— не для прославления Господа, но для совершения несправедливостей чрез усвоение этого имени, так как вы хотите, чтобы Он был свидетелем вашего обмана, и покоитесь в святом городе и опираетесь на Господа Израилева, чтобы хвастаться тем, что вы— обитатели города Иерусалима, и пользуетесь преимуществами от Господа Саваофа, хотя вы усвояете одни только имена Иакова, Израиля, и города святого и Бога всемогущего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Услышите сия, доме Иаковль, прозваннии именем Израилевым и изшедшии из Иуды, кленущиися именем Господа Бога Израилева, поминающии не со истиною, ниже со правдою, и придержащиися имени града святаго, и о Бозе Израилеве подтверждающиися: Господь Саваоф имя ему. Преждняя еще возвестих, и из уст моих изыдоша, и слышано бысть: внезапу сотворих, и найде

Окончивши речь против Вавилонян. Он опять обращает сильные вразумления к потомкам Израиля, видя, что они всецело склонились и как бы всем существом своим устремились к отступлению (от Бога). Ибо после смерти Езекии: занявший престол царский родившийся от него Манассия был человек самый нечестивый и всецело увлеченный демонским лукавством и дошел до такой злобы, разврата и совершал столь нечестивые дела, что капищами и идолами наполнил святой город и в самом божественном храме поместил мерзость, то есть вместо Бога сделанный идол. Посему Бог всяческих обвинял Иерусалим, так говоря: почто возлюбленная в дому Моем сотвори мерзости? еда обеты и мяса святая отимут от тебе лукавства твоя, или сими избежиши? (Иер. 11:15). Опять в другом месте: по числу градов твоих быша бози твои, Иудо, a по числу путей Иерусалимских жряху Ваалу. Вскую глаголете ко Мне: и вси вы беззаконновасте ко Мне: глаголет Господь (Иер. 2:28, 29). И когда Иеремия припадал к Богу и возносил молитвы за Израильтян, Бог говорил: ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу тя. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают мя (Иер. 7:16-18).

Ибо как я сказал прежде, сын Езекии Манассия оказывал божеские почести воинству небесному и желал оказывать всякое уважение волхвам и лжепророкам, заклинателям и птицегадателям и даже принес в жертву идолам некоторых из детей своих. Посему Бог всяческих Израиля, впадшего в такое разращение и нечестие, хотел обратить к свету истины посредством непрестанных увещаний. Посему весьма часто обращался к ним со словом утешения, дабы они открыли свой мысленный взор и освободились от демонского мрака, хотя они едва и с трудом могли знать, Кто есть Творец всяческих и Господь. Посему говорит: услышиту сия, доме Иаковль, прозвании именем Израилевым, и изшедшии из Иуды. Весьма мудро напоминает о благородстве отцов как по нравам, так и по свойствам характера тем, которые позорно изменились. Ибо по плоти они действительно происходили от тех, но они стали чужими и далекими от добродетельной жизни тех, они отличаются от них и по образу жизни и по образу мыслей; они имеют оттех одно только имя, но нисколько несходны в помыслах с теми, благородством которых величаются. А что это не приносит им никакой пользы, это ясно показал Господь наш Иисус Христос. Ибо Иудеи, высоко думая о славе отцов своих и добродетели их делая предметом хвастовства, неразумно говорили: мы имеем отца Авраама, но Он говорит: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8:39).

Итак для действительной славы одного имени недостаточно тем, которые происходят от знаменитых отцов, если они не бывают подражателями свойственной им (нравственной) чистоты. Посему пристыжает их, говоря, что они называются именем Израилевым и произошли от Иуды, то есть, родились от семени Иуды, но решительно ни в чем не похожи на них. Сверх того ставит им в вину то, что они клянутся именем Господа Бога Израилева и исполняют заповедь закона (ибо Тот, Кто понимает пользу клятв, говорит: именем Его кленешися (Втор. 10:20), но не посредством истинных и праведных дел, но посредством измышленных вопреки закону. Потом ставит им в вину то, что они придерживаются святого града и о Бозе Израилеве подтверждаются; ибо они желали высоко поднимать бровь потому только, что они живут в святом и называемом Божиим городе; потому что они слышали, что священнослужители воспевали в божественном храме о Иерусалиме: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Пс.86:3). Об этом напоминает и Сам Господь, говоря, что никто не должен клясться головою своею, потому что не может власа бела или черна сотворити, ни Иерусалимом, яко град есть великого Царя (Мф. 5:35, 36); они клялись Иерусалимом, называя его, как сказал, градом Божиим. Они и опирались на него, говоря, что крепость их есть Господь сил. Но тем, которые думали, что они находятся в таком положении, не следовало осквернять город Божий жертвенниками и жертвами и продаваться лукавству демонов и раздражать против себя Того, на Кого они возлагали упование, напротив необходимо было радовать Его благими делами и непоколебимость в благочестии приносить Ему как бы некоторую жертву Ему.

Но услышите сия, говорит. Что же именно? Преждняя еще возвестих, и из уст моих издоша, и слышано бысть: внезапу сотворих, и найде: поелику, как я сказал прежде, богоненавистник Манассия, собирая отовсюду так называемых прорицателей и птицогадателей, всегда старался узнать от них будущее, и увлеченный пустыми речами их вероятно думал, что они ясно предвидят его; то Бог всяческих и говорит: Я возвестил тебе и прежнее и никем другим из лжеименных богов не сказано было вам об этом; но это из уст Моих вышло. И слышано бысть: и внезапу сотворих, и найде,то есть, если бы ты не ожидал, что это придет в исполнение; то ты узнал бы об этом из самых событий и самого опыта, потому что сотворих, и найде. Кажется, под прежним бедствием разумеет бедствие, постигшее их вследствие той войны, когда они уведены были из родной страны и подчинившись горькому игу рабства, отведены были в страну Персидскую и Мидийскую. Второе же после сего бедствие случилось с ними, когда вследствие божественного гнева Вавилоняне поразили их, о чем уже многократно говорено было нами.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Настоящей главой заканчивается первый отдел (40-48 гл.) второй части кн. пророка Исаии, - тот отдел, в котором, главным образом, шла речь о внешнем спасении Израиля: об избавлении его из предстоящего вавилонского плена через Кира и о падении Вавилона, как символа всех политических и религиозных врагов народа Божия. Предсказывая своим современникам эти события, нередко с поразительной, детальной точностью, пророк постоянно имел в виду одну главную цель, к которой он часто и возвращался - утвердить в сознании Израиля мысль о величии и силе истинного Бога, неизмеримо возвышающегося над «ничтожеством» языческих идолов и чрез то, если не предотвратить вовсе, то, по крайней мере, ослабить и смягчить силу надвигающейся на него Божественной кары. Пример такой именно, обличительно-увещательной речи к народу израильскому, и представляет настоящая, заключительная глава целого отдела.

Ст. 1-2 Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф - имя Ему

С 1-8 ст. после знаменательного обращения к Израилю, пророк открывает ближайшую цель данных ему пророчеств. По-видимому, предсказания пророка, бывшие «гласом вопиющего в пустыне», не доходили до слуха жестоковыйного Израиля и недостигали своей цели. Однако чрез это они, по взгляду пророка, не теряли своего важного значения, которое состояло здесь в том, что отнимало у Израиля всякие предлоги к оправданию (напр., ссылкой на неизвестность) и делало его окончательно безответным пред праведным судом Божиим.

Слушайте это, дом Иакова, называющийся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся… и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города… Это - самое полное и разнообразное обращение к представителям избранного народа из всех, встречающихся у пророка Исаии. Хотя, в общем, оно относится к одному коллективному лицу, именно к Израилю, но самым разнообразием эпитетов позволяет различать и улавливать в нем различные оттенки мысли.

Так, самое первое определение - «дом Иакова» - бесспорно указывает на весь избранный народ еврейский, без различия в нем царств и колен (Ис. 40:27; 41:8, 14; 43:1, 22, 44:1 и пр.).

Два следующих определения, по-видимому, преднамеренно различают «Израиля» от «Иуды». Наконец, ссылка на «клянущихся именем Господа и только устами исповедающих Его» (Мф. 15:8), а также на кичащихся своим происхождением от святого города - является снова общей характеристикой всего народа Божия, но не с внешней, как раньше, а с другой - внутренней стороны, со стороны его морального несовершенства (лицемерия, нарушения святости, при отсутствии внутренней истины и правды). Хотя чтение «от источника Иуды» и имеет за себя авторитет сравнительной древности (оно встречается еще у блаженного Иеронима), однако новейшие комментаторы не без основания его оспаривают, находя, что здесь перепутаны два весьма сходных по начертанию и произношению еврейских слова - «воды» (memi) и «утроба, чресла» (memhi); так что более правильным будет перевод «от чресл Иудиных» (Быт. 15:4; 49:10 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 1-2 Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф – имя Ему.
Услышите сия, доме Иаковль, прозваннии именем Израилевым и изшедшии из Иуды, кленущиися именем Господа Бога Израилева, поминающии не со истиною, ниже со правдою, и придержащиися имени града святого, и о Бозе Израилеве подтверждающиися: Господь Саваоф имя Ему.


Предвозвещая волю свою народу своему, о спасении его Киром из Халдеи, Господь именует его «домом Иакова», «Израилем», «потомком Иуды», и признает веру народа, которую он свидетельствует, когда клянется именем Божиим, и тем, что придерживается имени града святаго – поминает в клятвах и обетах святой город Иерусалим и его храм. Именуя народ так и признавая за ним его исповедание, Господь, однако, обличает его в недоверии к Себе. Народ поминает Бога, но не со истиною, ниже со правдою: и это обнаруживается в том, что бедствующий в плену, народ ропщет на Бога, будто Он его не судит, будто забыл его, как будто Бог такой ограниченный, как будто Он подобен богам языческим... Но народ знает и постоянно должен исповедовать, что имя его Бога есть «Господь-Саваоф», т.е. Он единый Владыка мира и судья всех народов: и – от Него только может быть суд над Халдеями и спасение Израиля.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible