Скрыть
И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И будут царие кормителие твои, и княгини их кормилицы твоя: до лица земли поклонятся тебе и прах ног твоих оближут, и увеси, яко аз Господь Бог, и не посрамятся терпящии мя

Эти слова исполнились во время царя Кира: царские вельможи кланялись евреям. Смотри многоразличные чудеса: они вышли не обманывая, как они вышли из Египта, но снабженные великими почестями.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 22-23 Так говорит Господь Бог: вот Я поднимаю (вульгата: подниму) к племенам руку Мою и пред народами воздвигну знамя Мое: и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих доставят на плечах. И будут цари питателями твоими и царицы кормилицами твоими. С опущенным до земли лицом будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих: и узнаешь, что Я Господь и не постыдятся о Нем надеющиеся на Него

На сказанное церковно: я бесплодная и плененная: кто родил их мне Я покинутая и одинокая: где же были они? Господь отвечает: почему ты удивляешься, что это случилось? Ты не будешь удивляться, когда услышишь, что Я поднял к народам руку Мою, о которой и святый говорит: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою (Пс. 138:5), и Сам Спаситель: никтоже может восхититии от руки Отца Моего (Ин. 10:29), и апостол Петр: смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время посещения (1Пет. 3:6). Эта рука, поднятая к народам, есть та, о которой этот же самый пророк говорит: будет корень Иессеов, возстаяяй владети языки, на того языцы уповати будут (Ис. 11:10). И не только руку Свою поднимет к народам, но и воздвигнет знамя Свое среди народов,— без сомнения, знамя креста, чтобы исполнилось написанное: хваления Его исполнь земля (Авв. 3:3), и еще: чудно имя Твое по всей земли (Пс. 8:1).

Тогда принесут на руках или на лоне сыновей Сиона, и дочерей его доставят на плечах. Таков был и Лазарь, и все святые, покоющиеся на лоне Авраамовом (Лк. 16), и души верующих, к которым апостол Павел говорил: млеком вы напоих (1Кор. 3:2). И в другом месте: чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразивши Христос в вас (Гал. 4:19). И в ином месте: якоже доилица греет чада своя, тако желающе вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Христово, но и души своя (1Фес. 2:7-8).

Иначе смешно было бы, подобно иудеям, носить престарелых сыновей и дочерей на руках и плечах. Цари же, питающие, и царицы и княгини-кормилицы ясно указывают на апостолов и мужей апостольских; каков был и Авраам, к которому говорится: царь от Бога ты еси в нас (Быт. 23:6), и сердце которых в руце Божией (Притч. 21:1), которые говорят верующим: яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите (1Пет. 2:2).

Также княгиня, то есть … (начальствующая), что означает имя Сары, и царицы или царица. О которой в сорок четвертом псалме поется: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных (Пс. 44:10), ежедневно воспитывает чад Христовых и приводит к совершенному возрасту: и всякий возраст, пол и сан будут кланяться Сиону ради обитающего в нем. Ибо если глава Церкви есть Христос, то поклоняются главе в теле. И если некоторым говорится: (Пс. 99:5) возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его (не потому, что должно поклоняться подножию, но чтобы указать на величие ног Его): то почему не поклоняться Церкви, обнимающей все тело Христово, чтобы исполнилось написанное у Софонии: поклонятся Ему кийждо от места своего вси острова язычестии (Соф. 2:11), и чтобы не ходить, подобно иудеям, трижды в год в Иерусалим, но чтобы в своем месте поклоняющиеся Господу имели Иерусалим.

Следующее же затем: и лизать прах ног твоих, означает то, что цари и князья все из земных дел, прилипающее к ногам Церкви, должны насаждать и очищать словом своим. Поэтому и апостолам заповедуется отрясать прах от ног своих (Мф. 10). И Петру говорится, что раз омытому нужно только ноги омыть (Ин. 13). Чрез все это Церковь научается, что нет иного Господа, кроме того, надеющиеся на которого будут иметь вечную славу.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 22-23 Тако глаголет Господь Господь: се, воздвизаю на языки руку мою и на островы воздвигну знамение мое, и приведут сыны твоя в лоне и дщери твоя на плещах возмут. И будут царие кормителие твои, и княгини их кормилицы твоя: до лица земли поклонятся тебе и прах ног твоих оближут, и увеси, яко аз Господь Бог, и не посрамятся терпящии мя

Какой конец отступления от Бога, безмерного любодеяния и нечестивых деяний, или отвращения от лучшего к худшему? Крайнее унижение, говорит, и ниспадение в самую глубокую пропасть погибели. Поелику ты не восхотел оставаться на высоте и иметь прочное благополучие; то подвергся унижению. А что некоторые Израильтяне были возвышены и достигли славы у Бога, это может быть ясно из слов самого Бога, устами Исаии говорящего о них: сыны родих и возвисих (Ис. 1:2).

Итак сам он накликал на себя унижение, потому что нечестиво поступил против возвысившего его Бога. А каким образом он был унижен, это показывает тотчас; ибо говорит: многими путьми твоими трудился еси. Ибо ходя как бы по всем путям погибели, они совершенно бесполезно потратили силы души, очевидно, духовные, и утомились безмерно, употребивши старания о пагубных делах. Или может быть под многими путями здесь разумеет то, что они постоянно влекутся к иным богам и пренебрегают теми, которые уже у них есть, и отыскивают тех, которые находятся у кого-нибудь другого, и надобно пьяным бросаются туда и сюда и не имеют в себе опоры и устойчивости – ума. Но это случается испытывать и нам среди постыдных удовольствий. Ибо иногда ум увлекается всяким видом нечистоты, иногда превозносит похвалами богатство, иногда с увлечением предаются плотским удовольствиям и побеждается суетного славою и как бы уносится всяким ветром, согласно с сказанным о ком-то устами Иеремии: в похотех души своея ветром ношашеся, предан бысть, кто обратит его (Иер. 2:24)? Ибо душа, подвергшаяся этому, будет всецело предана приступам страстей. И этому учит Приточник говоря: строптивая бо помышления отлучают от Бога и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем 1:3, 4:12).

Итак нужно сойти с ума, чтоб стремглав броситься со скалы, и услаждаться постыдными удовольствиями и предаваться им, чтоб утомившись разнообразием их сделаться добычею диавола. Итак ты, говорит, о Иерусалим, сделавший это не сказал: престану, крепящийся; то есть, ты не пресек пути помыслам о постыдном, не положил меры отступлению, не прекратил попечения о зле, напротив еще ревностнее стараешься делать то, чему никогда не следовало быт.

Ибо дело души, имеющей даже ограниченный смысл – не допускать подчинения греховным желаниям; а если случится подвергнуться этому, то-прибегать к покаянию и чрез обращение к лучшему, уничтожить преступления. Если же она неудержимо устремилась к постыдным делам и ко всему этому пренебрегает необходимостью покаяния; то увидишь, что она, находясь в таком состоянии, прилагает грех ко греху, болезнь к болезни. Посему Бог всяческих находящихся в таком состоянии обвиняет и говорит: еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людие мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным и укрепишася во произволении своем и не восхотеша обратитися (Иер. 8:4, 5)?

Но яко сотворил еси сия, говорит, сего ради непомолился ми еси ты. Но хотя ты дерзнул совершить столь постыдные и отвратительные дела; то не смотря на это не надлежало ли тебе обратиться к Богу с мольбою и просить у него помилования? Ибо Он, будучи благ по естеству и зная создание наше, по написанному (Пс. 102:14), приемлет тех, которые желают принести покаяние. Посему чрез одного из святых пророков сказал: возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша (Иер. 3:22). Итак доказательством крайнего безумия и всецелого отвращения (от Бога) служит то, что находившиеся в таких бедствиях не обращаются к Богу и не просят у Него помилования чрез исповедание грехов. Ибо написано: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43:26). Некто же воспевает и говорит: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31:5). Но Иудеи отличались каким-то шатким и бессильным и исполненным невежества умом; ибо они постоянно готовы были отступать от Бога живого и увлекаться иными богами, когда уже им возвещено было, что придет множество Вавилонян, какого еще не бывало. Но, о неразумный, говорит, кого благопочетти убоялся еси, и солгал ми еси?Ибо тиран Вавилонский-человек и в сравнении с божественною силою находящееся у него войско-ничто; потому что о Боге написано: содержай круг земли: и живущии на ней аки прузи (Ис. 40:22).

И опять пророк Исаия сказал: вси языцы, аки капля от кади и яко претяжение веса, вменишася и аки плюновение вменятся? Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? (Ис.40:15, 18). Посему безумные подумали, что земной человек сильнее Бога и изменили благоговению пред Ним и вообразили, что спасутся чрез богов, которые не суть боги. Ибо какая польза может быть от камня и дерева? Посему и сказано о них: во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:27, 28). Обманули же Бога не словами только, но и самыми делами. Вот что, например, сказано о них: ждах, да сотворят гроздие, сотвори же терние, и не правду, но вопль (Ис.5:4, 7). И божественный псалмопевец как бы от лица Христа сказал о всех: сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих (Пс. 17:45, 46)

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся

И будут цари питателями твоими и царицы их кормилицами твоими… Это, прежде всего, символ того высшего почета, которым пользоваться будут новообращенные чада новозаветной церкви. Но он не лишен и положительного исторического смысла, как это мы уже видели раньше (см. ком. на 7 ст.). В особенности, невольно вспоминается здесь пример святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 22-23 Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.
Тако глаголет Господь Господь: се воздвизаю на языки руку Мою и на островы воздвигну знамение Мое, и приведут сыны Твоя в лоне, и дщери твоя на плещах возьмут. И будут царие кормители твои, и княгини их кормилицы твои: до лица земли поклонятся тебе и прах ног твоих оближут, и увеси, яко Аз Господь Бог, и не посрамятся терпящии Мя.


Возвещая и утверждая откровение Божие о спасении и славе спасенных детей обновленного Сиона, Пророк говорит: «Так говорит Господь Господь» или – Господь Бог, Иегова – Бог вечный, Бог завета и обетований, Господь – Вседержитель и Царь мира. А если Он говорит, то все Им сказанное непреложно. Поэтому несомненно исполнится определение и совета Его об Израиле. Вот Он воздвигает руку Свою на языки – простирает власть Свою к народам севера и востока, поднимает знамя к обитателям запада, на островах Средиземного моря: и, под знамя силы Божией, соберутся дети Божии в Сион. А язычники, прежде враждебные, окажут им высокие почести, – послужат им, с любовью и отеческим попечением, подобно тому, как обыкновенно на Востоке детей носят или в лоне на руках у груди (за пазухой широкой одежды), или на плечах – в мешках и широких плащах (иногда в особо устроенных для этого палатках). Так послужат народу Божьему даже цари и князья, как родные отцы-кормители, а царицы и княгини, как родные матери-кормилицы. Уважая святость души и совершенство достоинств детей Божьих, все будут поклоняться им до лица земли и сам прах ног их не только смывать и отирать, но лизать – целовать, как священный. Так прославятся, а не посрамятся терпящии Господа с терпением ожидающие от Него свободы временной и вечного спасения.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible