Скрыть
когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня

Омыет Господь скверну… дщерей Сионских, то есть омоет Господь ту скверну и те грехи, в каких виновны были жены, заботясь об украшениях своих. И кровь… очистит от среды их, то есть кровь умерщвленных ими пророков и праведников. Духом суда, то есть судом справедливым и нелицеприятным, как судили прежние судьи народа.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Яко омыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя

Слово сие явственно возвещает то же, что Иоанн, который говорит о Господе: Той вы крестит Духом Святым и огнем, о себе же: аз убо крещаю водою в покаяние (ср.: Мф. 3, 11). Поскольку же Господь соединил оба крещения: и водой в покаяние, и Духом в возрождение, то и пророческое слово подразумевает оба крещения. И может быть, и три есть понятия крещения, как очищения от скверны, как возрождения Духом и как огненного истязания на суде, так что слово омыет употреблено о здешнем отложении греха, а слова духом суда и духом зноя - об огненном испытании в будущем веке. Грехи неведения, будучи как бы некоторой скверной, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении чрез омовение. А грехи к смерти волею согрешающих по приятии разума (ср.: Евр. 10, 26) требуют знойного суда. Но исповедующийся молит об омовении и об очищении: он сознает, что беззаконие требует омовения, а грех - очищения, говоря: Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя (Пс. 50, 4). Которые вовсе не слыхали божественных наставлений и согрешили прежде, нежели узнали слово, те как бы осквернены и имеют нужду в очищении водой. А которые, по приятии жизни, сами к себе злокозненны, те, будучи повинны крови, имеют нужду в огненном очищении. Но можно разуметь сие и проще, а именно, что грехи легкие уподобляются какой-то скверне, а грехи глубоко укоренившиеся, по причине расположения согрешающих к злу, подобны крови. А потому и говорится, что в согрешающих кровь очищается духом зноя.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко омыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя

Здесь, мне кажется, он разумеет двоякое очищение, – и то, что они получат наказание за грехи, и то, что они от этого сделаются более ревностными в будущем. Под кровью Иерусалима он разумеет умерщвление, неправедные убийства. Потом, желая сильнее показать вину их, говорит: из среды его. Они не тайно и не скрываясь отважились на человекоубийства, но хуже разбойников и нападающих на больших дорогах. Эти, скрываясь во тьме и в пустых местах, совершают свойственные им дела; а те, среди площадей, среди города, в самых судилищах совершали свои беззакония. Но и эту, говорит, происшедшую отсюда нечистоту истребит наступающая война. Так при утешительных обстоятельствах он оправдывается в прежних скорбных, объясняя, что все прежде случившееся случилось для того, чтобы они омылись, чтобы очистились, чтобы как бы перегорели в огне, чтобы отложили всякую нечистоту, чтобы сняли с себя бесчестие грехов и убийств. Что значит: духом суда и духом огня? Он продолжает иносказание, заимствованное от веществ, подвергаемых плавлению. Как там воздух, входящий в плавильную печь, раздувающий пламя и делающий уголья более горячими, истребляет всякую примесь, так и здесь гнев Божий и набег неприятелей стал для города вместо огня, огня не истребляющего, но жгущего, очищающего, наказывающего, исправляющего. Выражение духом суда значит: посредством мучения, наказания, воздаяния. И придет Господь. Пришествием пророк называет Его действие.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня

Тогда спасется остаток Израиля, когда в крещении, установленном Спасителем, будут ему отпущены грехи и смыта с него та кровь, которую заблуждавший народ призывал на себя: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25) Посему выше мы читали: егда прострете руки, не услышу вас: руки бо ваша исполнены крове (Ис. 1:15), и потом, призывая их к покаянию, присовокупляет: измыйтеся, чисти будите (Ис. 1:16).

И заметь, что скверну дщерей Сиона Он отмоет духом суда, а кровь Иерусалима очистит духом жжения. Ибо легкое смывается, а более тяжкое выжигается. Об этом духе суда и духе жжения Иоанн Креститель в Евангелии говорил: аз крещаю вы водою; грядый же по мне, той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11). Из сего научаемся, что человек сообщает только воду, а Бог — Духа Святаго, которым и скверны омываются, и смертные грехи очищаются.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Яко отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя

Слово пророка опять становится спокойным и показывает, что некогда иные будут делать неправильные толкования и, не позволяя никому никоим образом восставать против приговоров Божиих, наперед должным образом оправдывает их, ибо если бы кто-нибудь стал вопиять против того, что возвысятся опять, сыны Израилевы и прославятся и будут записаны на небесах, так как они нечествовали безмерно, убивали пророков, камнями побивали посланных к ним и наконец произнесли смертный приговор на самого Христа, и сделались руки их полными крови: то пророк на это дает ответ: отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь очистит от среды их духом суда и духом зноя. Бесспорно, что они согрешили; но благодать Христова всех оправдала и даже самым убийцам даровала прощение грехов. Посему, и божественный Петр возгласил к народу Иудейскому, говоря: вы же святаго и праведнаго отвергостеся, и испросите мужа убийцу дати вам (Деян. 3:14). И потом: и ныне, братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши (17). Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим (Деян. 2:38). Посему, говорит, Творец всяческих и Господь многомилостив, кротостью побеждает человеческое малодушие, не хочет смерти умирающего, но чтоб обратился он от лукавого пути своего и жил. Отмыет скверну согрешивших и очистит кровь от среды их духом суда и духом зноя. А мы говорим о духе суда, о приговоре Божием, произнесенном над нами согласно с праведным судом или справедливостью. Ибо негде Спаситель так говорит: ныне суд есть веку сему (Ин. 12:31); ибо Он произнес приговор над веком сим и сатаною, и одного изгнал как притеснителя, живущих же в мире оправдал чрез веру, как притесняемых. Под духом же зноя мы разумеем, благодать, подаваемую в святом крещении, не без Духа бывающую в нас. Ибо мы крестились не в простой воде, и не пеплом телицы окроплены мы для одной только чистоты телесной, как говорит блаженный Павел, но Духом святым и огнем божественным и духовным, истребляющим в нас нечистоту порока и уничтожающим скверну греховную. На это пришествие к нам Спасителя предуказал и другой из святых пророков, говоря: се грядет яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро и яко злато (Мал. 3:2-3, 4:1). А об Иудеях, которые остались виновными в непокорности, говорит: оскуде мех от огня, истле олово: всуе ковачь сребро кует, лукавства бо их не истаяша. Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их (Иер. 6:29-30). Но над нами уверовавшими не напрасно трудился сереброкователь и не оказалось недостатка в раздувательном мехе или в свинце; ибо мы очищены в духе суда и в духе жжения. И если бы кто захотел сказать, что в народе иудейском очищение совершилось в духе зноя, чрез бедствия войны и чрез то, что они претерпели (ибо наказания очищают и принесение покаяния Судии всяческих иногда освобождает от многих грехов); то и в таком случае речь заключала бы истину.

Толкование на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 2-6 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Итак дал Господь благо, (Пс 84:13) ибо решил освободить род человеческий от вины вероломства через Единородного Своего Сына, дал благость, ибо благодаря вхождению в чрево девственное Он благодатью освятил его как храм Святого Духа. И земля наша дала плод свой (Пс 84:13), ибо Дева, имевшая тело от земли, родила Сына, Божеством равного Богу Отцу, но единосущного Ей по истине плоти… <…> Об этом говорит и Исаия, взирая на время человеческого искупления: В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии. Ведь отрасль Господа была во славе и чести, когда пресветлый вечный Сын Божий, явившись во времени плотию, воссиял миру светом добродетелей. А плод земли стал возвышенным, когда Бог вознес к небесам смертную плоть, воспринятую от нашей природы и ставшую бессмертной силою воскресения.

Но и сама перепись вселенной, предпринятая земным царем, вспоминается потому, что она явно обозначает деяния Царя Небесного, ибо при этом Он очевидно явил, что ради единства Своей веры Он собирает избранных от всех народов вселенной и имена их, как Сам обещал, напишет на небесах навечно. А то, что по повелению Августа все пошли каждый в свой город (Лк 2:3), надлежит духовно рассматривать как наше рабское служение нашему царю. Ведь наш град есть святая Церковь, которая отчасти странствует на земле в отдалении от Господа, отчасти уже царствует с Господом на небесах и после конца этого века как совершенная будет вся царствовать с Ним. Следовательно, мы все должны идти в этот город и ничто не должно освобождать нас от столь спасительного пути. Всем нам необходимо выплатить должные средства родившемуся Царю, то есть в единстве ныне присутствующей Церкви повиноваться Божественным повелениям и идти путем добрых дел для входа в небесное отечество.

Гомилии на Евангелия

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 2-6 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Наилучшая баня есть та, которая душу очищает, и это есть баня духовная. О ней пророк говорит ясно: когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и счистит кровь Иерусалима из среды его, - то есть кровь беззакония и убийств пророков. Логос сообщает и о роде и образе этого очищения, присоединив: духом суда и духом огня. Телесной же плоти очищение может происходить через омовение простой водой, как это бывает часто в странах, где и бань-то никаких нет.

Педагог

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня

Скверна - то же, что грехи (ср. Пс 50:9-11).

Кровь Иерусалима, т. е. кровь невинных людей, которою были часто обагряемы улицы и площади Иерусалима (ср. Мф 23:35).

Духом суда и духом огня - точнее с евр. : веянием (образ заимствован от провевания зерна на гумне) суда и ветром очищения или опустошения. Оба выражения указывают на действие грозного суда Божия.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 4:2

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.3-4   Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.


     Если бедствия и потери войны, позор и страдание в рабстве служат свидетельством греховности народа; то избавление от бед и скорбей некоторой части его «остатка» – послужит свидетельством его святости пред Богом.
Храня ненарушимо завет с Богом, эти «оставшиеся» составят Его общество и будут обитать в Иерусалиме. Все они будут «записаны в книгу» (подобно тому, как обыкновенно записывали в книгу имена постоянных жителей города), будут известны Царю-Богу и достойны Его памяти.
Их образ жизни будет «свят», потому что скверну идолослужения и зазорного поведения женщин и кровь невинных жертв, пролитую злодейскими руками убийц, Господь очистит, когда откроет свой суд над народом, посредством бедственной войны, сопровождающейся всеистребляющим пламенем пожаров (Ис.1:24-25,31; 2:10-21).

 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible