Скрыть
Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды

«Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас?». Я полагаю, что Богом не только даны здесь предсказания о благах, а также дано основание относительно прошедших несчастий, чтобы показать, что они (иудеи) были причиною плена; иначе почему бы Он указал на книгу отпущения? Жены, отпускаемые мужьями, по надлежащему, обыкновенно получают книгу отпущения, как это делается и теперь. Я, говорит, не давал такой книги, и никто не может обвинять Меня в том, что Я дал ее первый. Но она прежде пожелала уйти, и Я позволил. Точно также не Я продал вас; иначе покажите залог. Здесь Он говорит по человеческому обычаю, чтобы отстранить обвинение, что Он был причиною плена. Какая же это причина? «Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал?». Таковы во время Христа были те, которые не повиновались. То же говорил Моисей: «Внимай, небо, я буду говорить» (Втор.32:1). То же говорил этот самый пророк с самого начала: «Cлушайте, небеса, и внимай, земля» (Ис.1:2). Что иное значит «приходил», как не то, что Я всегда присутствую, всегда защищаю. Защита Божия никогда не оставляла их. «Приходил», говорит, для увещания, для исправления, для созидания, а вы не послушали. «Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?» ужели Я бессилен?

«Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды». А другие говорят: «опустошу море». Акила говорит: «иссушил». Откуда это открывается? Из тех событий, которые прежде совершились в Египте. «Превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют». Акила говорит: «возгниют рыбы их»; Симмах: «умрут рыбы их». Знамение этого дал Иордан.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Так говорит Господь: где разводное письмо матери вашей, с которым Я отпустил ее? Или кто заимодавец Мой, которому Я продал вас? Вот вы проданы за беззакония ваши, и за преступления ваши Я отпустил мать вашу. Ибо Я пришел, и не было мужа; Я звал и никто не слушал

После призвания язычников и царей и князей, питателей и кормилиц, и плена у того, кто прежде был сильным и крепким и добыча которого распределена апостолам, и после безумия демонов, насыщавшихся собственною плотию и упивавшихся своею кровию; когда вся плоть узнала, что Искупителем и сильным был сам Бог Израилев: говорит народу иудейскому о Сионе, который прежде говорил: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. Вы думаете, что вследствие Моей жестокости оставлена мать ваша, земной Иерусалим, и что по жестокосердию Я дал ей разводное письмо, и не знаете того, что было в действительности, — что она сама отступила от Меня. Ибо когда Я говорил ей: перестаньте поступать беззаконно, научитесь делать добро, она не захотела слушать, но отвернулась от Меня. Поэтому Я сказал сыновьям ее: горе им, ибо они отступили от Меня, уличены поступавшие нечестиво в отношении ко Мне, — и ей [сказал]: научит тебя отступление твое и злоба твоя вразумит тебя, и ты узнаешь, какое зло для тебя в том, что ты оставила Меня. Но, может быть, вы не можете показать разводное письмо, и кто либо из заимодавцев Моих, требуя деньги, взял вас в уплату долга, когда Я не имел чем заплатить? Это не так, но Я покажу вам, почему Я оставил мать с детьми. Преступления и грехи ваши продали вас демонам, чтобы, опутанные наслаждениями века сего, вы оставили отца, а мать — супруга. Поэтому Я не мог более держать прелюбодейную мать вашу, но отпустил ее, когда она хотела уйти.

А что каждый продается грехами своими, — так как мы, предоставленные собственному решению, по своей воле стремимся или к добру или к злу, — этому учит и апостол Павел: аз же плотян есмь, продан под грех (Рим. 7:14). Ибо всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8:34). И как корыстолюбцы и хищники служат рабами мамоны; так всякий грех господствует над грешниками, коим говорится: да не царствует грех в мертвеннем вашем теле (Рим. 6:12). А чтобы вы знали, что не Мною отвергнута мать ваша, но что она отступила по собственной воле, Я, после многих благодеяний, принял тело человеческое и не чрез пророков, но лично говорил.

Я пришел, и не было мужа или человека. Ибо все, оставив образ мужа и человека, приняли образы зверей и змиев. Поэтому и к Ироду говорится по причине злобы его: шедше рцыте лису тому (Лк. 13:32), и к Фарисеям: порождения ехиднова (Мф. 23:33), и к похотливым: кони женонеистовни сотворишася (Иер. 5:8), и о развратных: не пометайте бисер ваших пред свиньями (Мф. 7:6), и безстыдным: не дадите святая псом (Мф. 7:6), и вообще о всех: видение четвероногих, иже в пустыни (Ис. 30:5). Таким образом приходит Господь и не находит человека. Ибо человек в чести сый не разуме, приложися скотом безсмысленным и уподобися им (Пс. 48:13). Я звал их, говорит, как разумное существо, и сказал: приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих (Пс. 77:1), но народ Мой не слушал голоса Моего. Я воззвал и сказал: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин. 7:37), и в другом месте: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11:28): и никто не слушал. По этому Я в Евангелии сказал им: ни видения Божия видите, ни гласа Его слышите, ибо словесе Его не имате пребывающа в вас (Ин. 5:37-38).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тако глаголет Господь: кая книга отпущения матере вашея, еюже отпустих ю? или коему заимодавцу продах вы? се, грехми вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу

Божество бестелесно, невещественно, невидимо и просто; и никто, правомыслящий относительно Его, не усвоит Ему какого-либо телесного образа. Однако же Священное Писание беседует с нами о Нем человекообразно потому, что пребывающим в этих грубых и дебелых телах иначе невозможно было понять, если бы не приведено было в качестве примеров касающееся нас и нам подобное, дабы от предметов чувственных и видимых мы могли уразумевать, хотя бы отчасти, относящееся к божественной и верховной сущности, которая превыше всякого телесного образа. Так и здесь смотри на речь пророка, как на человекообразную. Как бы некий муж, живущий с женою и связанный с народом иудейским, Он беседует и говорит о матери Израильтян, разумею земной и чувственный Иерусалим, дабы опять в нем как бы в лице одной жены разумелась вся целостность их. Как называя церковь значение этого выражения обыкновенно относим не к окружности стен, но обозначаем святое общество посвященных в ней богопочитанию, так равно если кто называет матерь иудеев, он с тем вместе указывает и на них самих. Итак, не Я, говорит, отверг матерь вашу, хотя и был для нее как бы в качестве супруга и даровал семена справедливости чрез закон и пророков. Но сама она отделилась, презрев, права в отношении ко Мне и в ничто вменив быть с Богом. В самом деле, кая книга отпущения дана ей от Меня? Ведь Бог никого не отторгает от общения с Собою и не отгоняет никого из обыкших ходить правыми путями, но тем, кои суть истинные чада в отношении веры и опытны во всякой добродетели, таковым предоставляет возможность непрестанно обладать прочным богатством свойства к Нему. Напротив, вне таковой славы ходит тот, кто имеет ум несродный и несходственный божественным Его откровениям и кто любит более удовольствия, чем Бога. Итак, как бы в качестве мужа сожительствовав с материю Иудеев, кая, говорит, книга отпущения матере вашея, еюже отпустих ю? Никто не докажет, говорит, что Я отверг ее и возненавидел, напротив обвинит ее как самозванно избравшую отступление. Или коему заимодавцу продах вы? Здесь другой образ речи, ибо беседует как владетель с слугами. Неужели, вопрошает, Я, как человек, стесненный недостатком в деньгах и впавший в руки заимодавцев, отдал слуг моих другим владетелям? Но ведь это совсем не благопристойно ни думать, ни говорить; потому что Божество есть предел необходимости и нет решительно ничего выше Его. Итак, Я не продал, говорит, и не отдал другим владетелям тех, кои любят Меня и преданы Моим откровениям. Каким же образом вы подверглись игу рабства других? Причиною зла у вас был грех. Ради него преобразовал всех вас отец греха и изобретатель всякой порочности, отпадающих от свойства с Богом похищая к себе, погружая в бездны зол и увлекая их на дно ада; потому что для уклонившихся от свойства с Богом, как необходимое следствие является опутывание их безысходными сетями греха. И подлинно, страшен сатана своим жестоковластием, и тех из обитателей земли, коих он видит решившимися пренебрегать общением с Богом, подчиняет их собственному игу и вовлекает в крайнее зло, являя их своими рабами вместо свободных и из славных бесчестными. Таковы всегда оброки его злобы.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их

Вступительный отдел настоящей главы настолько тесно связан с содержанием предыдущей, что многие из комментаторов так их и не разделяют, а самостоятельный отдел 50-ой главы начинают лишь с 4-го стиха (Еп. Петр, Dillmann, Duhm etc.). В главе 49-й на жалобу Сиона, что Господь забыл и оставил его (14), пророк обстоятельно ответил, что Господь никогда не забывал и не может забыть Своего верного Сиона, что Он, наоборот, умножит, вознесет, прославит и высоко поставит его над всеми его врагами. Но, как неоднократно мы отмечали и выше, все эти обетования относились лишь к «верному Сиону», т. е. к духовному Израилю, или новозаветной церкви, куда войдет только небольшой «остаток» исторического, плотского Израиля; большинство же его останется за оградой церкви и вне особого Божественного попечения о нем. Справедливо находя, что вышеуказанная жалоба на оставленность и покинутость Богом исходила также и от лица этого большинства, пророк не оставляет без ясного ответа и его, убедительно доказывая, что ответственность за такой печальный исход дела лежит не на Боге, Который все делал, чтобы сохранить и удержать при Себе народ еврейский, а на самом этом непослушном и вероломном народе.

Где разводное письмо вашей матери, с которыми Я отпустил ее? Исходя из контекста речи под «матерью» жалующихся здесь сынов Израиля (Ис. 49:14) должно разуметь Сион, или Иерусалим, как духовно-политический центр всего объединенного Израиля. Аналогия же отношений Господа к Израилю с брачным или семейным союзом вообще - это один из наиболее употребительных в Библии образов, особенно часто встречающийся в обличительно-увещательных речах пророков (Ос. 2:4; Иер. 3; Иез. 16 и 17 и др.). Особенно поучителен в этом отношении аллегорический образ любодейной жены, подробно развитый в трех первых главах у пророка Осии (1-3 гг.).

Но центр тяжести здесь, собственно не в этом. Из общепризнанной аналогии отношения Всевышнего к Сиону, как мужа к жене, пророк хочет вывести и ответ на поставленный вопрос - почему Господь покинул большинство Израиля? Обыкновенно, когда такое взаимное разобщение между супругами происходит у евреев, то оно всегда основывается на разводном письме, которое по закону должен выдать муж отпускаемой им жене, с указанием самой причины развода (Втор. 24:1-3). Следовательно, когда инициатива развода исходила от мужа, жена всегда владела особым, важным документом, нередко совершенно реабилитирующим ее в глазах посторонних, третьих лиц. Пророк и требует теперь от отпущенной Богом жены Израиля предъявления этого документа. Оказывается, такого документа у матери сынов Израилевых не имеется; следовательно, на Господа, как на другую сторону в этом расстроившемся браке, не может падать даже и тени ответственности за данный развод, который весь целиком приходится насчет второй, единственно виновной половины, т. е. самой матери Израиля.

Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. В этом и заключается истинная причина того, что большинство Израиля оказалось лишенным Божественного покровительства. Не от Господа происходит отвержение своего народа (Рим. 11:1-2) и не Он продал чад Своих. Сами они отреклись Святого и Праведного (Деян. 3:14) и один из учеников Его продал своего Учителя (СПб. проф.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1. Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
Тако глаголет Господь: кая книга отпущения матери вашея, ею же отпустих ю? или коему заимодавцу продах вы? се, грехами вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу.


По закону Моисея, «если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное; то муж напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор.24:1). И Господь был со своим народом в союзе как бы супружеском и имел Своих детей, матерью которых был Сион (Ис.1:26;54:4-6). Обличая «детей Сиона», неверных своему Богу, и открывая им истинную причину предстоявшей им гибели (гл.48:20), Пророк спрашивает: «где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?» – разумеется, такого письма нет; следовательно, не Бог желал оставить Свой народ – детей Сиона, при всем его несовершенстве, а «дети Сиона» самовольно отвратились от Бога, по своему безумию (гл.1:2–4): и вот они теперь обречены в жалком состоянии скитаться в чужой земле. Или еще: по закону Моисея, владелец мог продавать своих рабов, даже детей (Исх.21:2,7), а следовательно, и отдавать их за неоплатный долг своему заимодавцу. Но Господь не продавал никому Своего народа за деньги (гл.52:3–5); а если он должен находиться в рабстве, то для искупления своих собственных и праотеческих грехов (гл.40:2), и за преступления его отпущена, как бы по разводному письму, мать народа, т.е. Сион на время оставлен Богом, но только на некоторое время, а не навсегда остается вне союза с Ним (гл.54:4–8).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible