Скрыть
Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава

«Я, Я Сам – Утешитель ваш». Я всегда один и тот же; хотя изменилось положение вещей, однако Я не изменился, но Тот же, Который был. Справедливо сказано: «Я, Я Сам – Утешитель ваш», потому что все блага бывают ничем, когда нет Того, Кто утешает; поэтому и Павел говорит: «утешающий нас во всякой скорби нашей» (2Кор.1:4).

«Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава». Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: «кто ты» обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде прочих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по сказанному: «не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им» (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? «Кто ты и почему боишься человека, который умирает»: разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. «И хлеб небесный дал им. Хлеб Ангелов ел человек» (Пс.77:24–25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмертным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал.

«Который то же, что трава». Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-16 Я, Я Сам утешу вас. Кто ты, что убоялся человека смертного и сына человеческого, который иссохнет как сено, и забыл о Господе Творце твоем, распростершем небеса и основавшем землю, и непрестанно, во весь день страшился ярости того, кто притеснял тебя и готов был истребить? Где теперь ярость притеснителя? Скоро приидет грядущий для отверзения, и не истребит до уничтожения, и не истощится хлеб его. Я же Господь, Бог твой, возмущающий море, так что воздымаются волны его: Господь воинств - имя Мое. Я вложил слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрыл тебя, чтобы ты насадил небеса и основал землю и сказал Сиону: ты народ Мой

Народ верующих умолял Мышцу Господню, которая сама есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), чтобы Она восстала и подала им помощь, и чтобы, во время ратования Ея за святых, они, по удалении печали и воздыхания, обладали радостию и веселием. Итак или Мышца Господня, или Сам Господь ответил: Я, Я, и не чрез пророков, но Сам утешу вас,— Бог щедрот и Отец всякого утешения. Удивляюсь, каким образом вы, когда Я выше говорил: не бойтесь поношения от людей, и хулений их не страшитесь (стих 7), боялись ярости гонителей, и не знали, что они, которые, подобно сену, внезапно иссыхают и погибают, смертны. И конечно, в то время, когда боялся их, ты забыл Господа, Творца своего. Ибо если бы памятование обо Мне всегда пребывало в твоем сердце, то никогда ты не боялся бы людей, которые должны обратиться в прах. И Кого ты забыл? Бога, который на неимоверной силе повесил небеса и на непоколебимом оплоте основал землю. И страшился ты противников своих не кратковременно, что могло быть тебе отчасти извинено, но непрерывно и целый день, так что когда ты имел свет веры, тобою обладала тьма страха и того, который думал, что ты погибнешь.

Итак, где теперь гордость гонителей? Где мирское могущество, с которым они свирепствовали против тебя неистовыми устами? Скоро прийдет Сын Мой, грядущий и попирающий ногами противников твоих, чтобы проложить тебе путь к победе, или чтобы отверсть ад, не для того, чтобы умертвить находящихся в нем до истребления, но чтобы пожелать спасти обратившихся. Наконец хлеб Его, который толкуется, при одобрении Евангелия; в смысле учения, никогда не оскудеет, но всегда будет открыт желающим для питания. И вместе с тем делает обращение к Сыну, относительно которого обещает, что Он скоро прийдет, и о хлебе которого говорит, что он непрестающий, потому что Он есть, по домостроительству воспринятой плоти, Господь Бог Его, возмущающий море и поднимающий волны его, чтобы против рабов Его воздымалась гордость гонителей для того, чтобы она опять, при помощи Господа, успокоивалась.

И говорит, что Он вложил слова Свои в уста Его, ибо все, что Сын говорит, есть слова Отца, и что тению руки Своей покрыл Его, и что Он покрыт для того, чтобы насадить новые небеса, и основать новую землю, и сказать Сиону, то есть Церкви: ты народ Мой. Следовательно Сион есть не что иное, как народ Божий. Симмах в том месте, где мы сказали: скоро прийдет грядущий для отверзения, и не истребит до уничтожения, так перевел: скоро ад отверзлися, и не умрет в истление, подразумевается Христос, который в пятнадцатом псалме говорит: не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления (Пс. 15:10). И в том месте, где мы по еврейскому тексту и Акиле перевели: Я вложил слова Мои в уста Твои, и тению руки Моей покрыл Тебя, чтобы Ты насадил небеса, и основал землю, и сказал Сиону: ты народ Мой, он так перевел: вложу слова Мои, в уста Твои, и покрою Тебя тению руки Моей, которою насадил небо и основал землю, и да скажу Сиону: ты народ Мой. По LXX это говорится всякой душе верующих, потому что она, будучи сотворена по образу и подобию Божию, не ведала своего достоинства, но боялась человека и сына человеческого, который только может убить тело, и не знала, что она бессмертна, и не говорила с Пророком: Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся (Пс. 26:1)? И опять: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек: Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:6-7). А что такое есть человек, это в другом стихе показывается: на Бога уповал, не убоюся, что сотворит мне плоть (Пс. 55:5).

Посему и ныне говорится: ты устрашилась человека смертного и сына человеческого, которые, как сено, изсохли, ибо всякая плоть сено, и всякая слава ея как цвет сена (Ис. 40:6), и, устрашившись власти судии, забыла, что покровителем твоим был Тот, Кто сотворил небо и землю, и все стихии, которые мы видим, или те небеса, которые носят образ пренебесного, и ту землю, которая приумножает посев Господа. А то, что выше говорится: и не убьет в истление, и не оскудеет хлеб Его, прибавлено по изданию Феодотиона из еврейского текста. Он возмущает море и заставляет шуметь волны его; Ему и в Псалмах поется: Ты владычествуешь державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши (Пс. 88:10).

И у Иеремии написано: Мене ли не убоитеся, рече Господь, или от лица Моего не устыдитеся, иже положил песок предел морю, заповедь вечну, и не превзыдет его (Иер. 5:22)? Возмущались моря тогда, когда невод Господа выволакивал множество рыб (Мф. 13:47). И вложил Господь слова Свои в уста верующего, и тению руки Своей покрыл его. Он и в Евангелии говорит: егда предают вы, не пецитеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете. Не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:19-20). И в другом месте говорит праведнику: разшири уста твоя, и исполню я old:ps:080:11|(Пс. 80:11). И опять: отверзи уста твои для слова Божия: ибо Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67:12). Посему внутреннему человеку Иеремии Бог, коснувшись уст его, говорит: се дах словеса Моя во уста твоя (Иер. 1:9). Он мог с Псалмопевцем петь: вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39:4). Кто же совершил все это, если не Господь и Спаситель, который сотворил небо и землю, и говорит Сиону: ты народ Мой (что прилично собственно Церкви, собранной из язычников), и у Осии обещает верующим, говоря: реку не людем Моим: людие Мои есть вы: и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси (Ос. 2:23)?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12–14 Аз есмь, Аз есмь утешаяй тя: разумей, кто сый убоялся еси человека смертна и сына человеча, иже яко трава изсхоша, и забыл еси Бога создавшаго тя, сотворшаго небо и основавшаго землю: и боялся еси присно во вся дни лица ярости стужающаго тебе: како бо восхоте взяти тя, и ныне где ярость стужающаго тебе? Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит

Аз есмь употребляет здесь вместо: живу и существую; ибо Он ест Сый. А это есть, божественное и несравненное достоинство, так как бытие и жизнь свойственны только одной превысшей всего Природе, той, которая получила их не от кого-либо другого и не имеет их как нечто данное, но напротив сама есть жизнь. Посему и говорит: Аз есмь утешаяй тя, то есть, дарующий всякое духовное утешение и сообщающий свою помощь к прочному утверждению и дерзновенному шествию по прямому путии всякой добродетели. Или же утешение можно понимать здесь и иным способом. Спаситель чрез евангельскую проповедь призывал к очищению от греха, говорю, чрез веру в Него, к причастию Святого Духа, к похвале и славе сыноположения. Но ты, Израиль, говорит, не убоялся Меня, презревши и пренебрегши Мною, призывающим к жизни: убоялся же еси человека смертна, и сына человеча, иже яко трава изсхоша. Потом забыл ты Бога, создавшего тебя, устроившего небо и основавшего землю, убоялся же лица человека, угнетающего тебя. Здесь Бог обвиняет вождей Иудейских, которые постоянно противодействовали славе Спасителя и, на сколько от них зависело, выставляли ее ничего не значущею. Он совершал многообразные чудеса, а они против удивительных божественных знамений изливали язвительные слова, ибо говорили, что »Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского« (Мф. 12:24). Своими толкованиями закона Он часто восторгал слушателей; а Они дошли до такого нечестия, что порицали тех, которые хвалили Его, и говорили: »беса имать и неистов есть: что его слушаете« (Ин. 10:20)? Посему они боялись коварства фарисеев, о чем засвидетельствует блаженный евангелист, говоря, что и начальники знали, что Он есть Христос, »но фарисей ради не исповедоваху« (Ин. 12:42); »уже бо бяху сложилися жидове, да, аще кто его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет« (Ин. 9:22). И Сам Спаситель упрекает учителей закона, говоря: »и вам законником горе«, »яко взясте ключь разумения: сами не внидосте, и входящим возбранисте« (Лк. 11:46, 52). Итак Он обвиняет Иудеев за то, что они по великому неразумию своему презрели Того, Кто есть Сый и живый Бог, Кто словом утвердил небо и основал землю,-напротив ставили выше почтения к людям и внимали голосу смертных людей, которые засыхают подобно траве. А что должны подвергнуться крайнему наказанию те, которые внушали народу этот постыдный страх и чрез это отклоняли его от почтения к Тому, Кто прибывает ко спасению, в этом Он удостоверил присовокупив: како бо восхоте взяти тя, и ныне где ярость стужающего тебе? Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит; так как ярость книжников и фарисеев против подвластного им народа была временною, но они пришли к погибели и преданы были на истребление. И между тем как уверовавшие изо Христа радовались, получив спасение и избавившись божественного гнева,-те, напротив, не умедлили, то есть, в непродолжительном времени погибли, когда подверглась опустошению вся Иудея, храм был сожжен и Иерусалим предан истреблению вместе с жителями его.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?

Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо.

Я, Я Сам - Утешитель ваш. Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа (Ис. 44:13; 51:3); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка (Ис. 11:1-2; 48:16), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: «утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа.

Кто ты, что боишься человека… и сына человеческого, который тоже, что трава? Параллелизм образов «человека» и «сына человеческого» очень напоминает подобный же в псалмах Пс. 8:5 и 143:3. А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов (Пс. 102:15), не раз встречается и у самого пророка Исаии (Ис. 37:27 и Ис. 40:6-8).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

12–13. Я, Я Сам Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что траваи забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя? 
12 - 13. Аз есмь, Аз есмь утешаяй тя: разумей, кто сый, убоялся ecu человека смертна, и сына человеча, иже яко трава изсхоша. И забыл еси Бога создавшего тя, сотворшаго небо и основавшаго землю: и боялся ecu присно во вся дни лица ярости стужающаго тебе: како бо восхоте взяти тя, и ныне где, ярость стужающаго тебе?

 Утешая, Господь и укоряет народ свой и говорит: кто ты, что убоялся смертного человека царя-врага, а именно Сеннахирима и его многочисленного и грозного войска, а Бога не убоялся, как бы забыл Его? – Ты не смел этого делать, – ты поступил крайне неразумно: ты побоялся Ассирийцев, а они все истреблены Ангелом Божиим и посохли, как подкошенная трава, вдруг и в громадном множестве превращены в прах, и не побоялся Бога, Творца неба и земли, которому покорна всякая тварь, обитающая на них. И постоянно боялся ты ярости стужающаго тебе, т.е. гнева твоего врага-завоевателя, а именно Сеннахирима, когда он хотел взять тебя в плен, и... не взял. Где же та ярость притеснителя твоего? – он погиб от руки детей своих (Ис.37:37-38), а с ним погиб и его гордый яростный гнев.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible