Скрыть
И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю: и речет Сиону: людие Мои есте вы

«И Я вложу слова Мои в уста твои». Подвергшись многим бедствиям, они лишились также утешения возвещать определения Божии. Потому и говорится: «вложу слова Мои в уста твои». А один из переводчиков говорит: «сделаю то, что ты всегда будешь размышлять о законах Божиих, чтобы таким образом возбудить попечение твое и желание». «И тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю». А Симмах говорит: «на которой насадил тебя, под этими силами, и охранял тебя различными стражами».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-11 Возстань, возстань, облекись крепостию, мышца Господня! Возстань, как в дни древние, в роды вечные. Не ты ли сразила сильного, поразила дракона? Не ты ли изсушила море, воду великой бездны, проложив дорогу по глубине морской, чтобы прошли избавленные? И теперь возвратятся искупленные Господом и приидут на Сион с хвалами; и радость вечная над головами их; они будут иметь радость и веселие; печаль и вздохи удалятся

Имени Иерусалима, которое прибавлено здесь Семьюдесятью, нет в еврейском тексте, и оно не поставлено никем из трех переводчиков; поэтому оно должно быть спереди отмечено обелом, и следующий отдел так должен быть связан с предшествующею мыслью. Господь увещевал верующих в Него говоря: не боитесь поношения от людей и злословия их не страшитесь, и обещал в помощь им свое спасение и правду вечную, которая есть не иная, как Христос, мышца Господня, о которой выше Он сказал: и на мышцу Мою будут надеяться племена.

Поэтому народ говорит к мышце Господней и молит ее о пришествии и испрашивает обещанной помощи говоря: возстань, возстань, облекись крепостию, мышца Господня. Возстань, как в дни древние, и яви всю силу Твою, чтобы ты, избавлявший Своих святых в течение многих веков от опасностей, также и нас защитил Своею силою. Ибо Ты сразил гордого, поразил дракона, то есть египетского царя фараона, который и у Иезекииля называется великим драконом (Иез. 29). Ты иcсушил Чермное море, чтобы чрез весьма сильные воды и глубину морскую прошел Твой народ и убежал от преследовавших египтян. Итак Ты, совершивший это, также искупленных и избавленных Твоею кровию возврати в Сион и в небесный Иерусалим или в Церковь, которую Ты уготовал Себе Своею кровию и находись в которой они будут радоваться вечною радостию и скажут: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13). Ибо они будут иметь радость и веселие по удалении печали и вздохов. Это по еврейскому тексту.

По Семидесяти же Иерусалим, то есть грешная душа, призывается облечься в крепость мышцы своей и усвоить прежние дела, какою она была прежде падения, когда жила во дне и свете. Ибо ты, говорит, миновала широкий и пространный путь, ведущий к смерти, и сокрушила дракона, змия извивающегося, о котором и в Псалмах читается: Ты стерл еси главы змиев в воде (Пс. 73:13). Вспомни о прежней крепости твоей, когда ты попирала море века сего и делала его пустым и пролагала путь среди волн. Поэтому и апостол Петр прошел чрез море века сего к Господу, и как ходил чрез веру, так начал утопать чрез неверие, если бы десница Господня не поддержала его. Таким образом как прежняя победа была достигнута при помощи Господа, так и обратившимся после покаяния и внимающим [оному]: еда падаяй не воспоет, глаголет Господь (Иер. 8:4) и: возвратитеся, сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваши (Иер. 3:22), Он подает руку и возвращает их в Сион и на высоту и высшую ступень добродетелей с радостию и веселием вечным, и возложит на главу их хвалу и веселие. Ибо очи мудрого в голове его,— и они будут иметь этот венец и прикрываться этою диадемою, чтобы постоянно радоваться и восхвалять Господа за то, что скорбь, печаль и вздохи сменились радостию.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 Яко аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне. Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю: и речет Сиону: людие Мои есте вы

Обвинивши Израильтян за то, что они боялись людей, то есть получивших начальство над синагогою, и за то, что из страха к ним они неразумно зашли в болота непослушания и совершенно пренебрегли любовью к Нему,-в сих словах показывает, что Он облегчил искушения и преследования, которые могли бы приключиться с решившимися жить благочестиво, а жестокость притеснителей соделает безуспешною и бессильною, изменяя печаль в радость и превращая огорчения в удовольствие. Для примера же берет это видимое пространное море. Аз есмь, говорит, возмущаяй море и творяй шум волнам его, Господь Саваоф имя мне. Посему как иногда вздымается волна и гонимая силою ветров яростно ударяется о берег, и за тем опять скоро наступает спокойствие и тишина, по воле Бога; так точно и страшные, и нестерпимые, и до крайности доходящие бедствия одним мановением своим, говорит, превращаю как бы в ясную погоду; ибо утишив всякое смятение, тех, которые решились подвизаться в благочестии, привожу в величайшую радость. И это, думаю, прикровенно воспето лирою Псалмопевца: «и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его» (Пс. 106:29). А чтобы они без всякого сомнения усвоили надежду на то, что обещанное непременно придет в исполнение и обетование ожидаемой от Него помощи никогда не может оказаться ложным, Он необходимо говорит, что Господь Саваоф имя мне: так как если Он есть Господь сил; то как Он может оказаться бессильным для спасения кого-либо, или какое дело может быть тяжелым, трудным и неудобоисполнимым для всемогущей десницы Его? Присовокупляет же и нечто другое, довлеющее для удостоверения в помощи и вместе открывающее, что престал гнев на них и прекратились вредные последствия отвержения, и наконец находятся в попечении у Него, удостаиваются милосердия и любви, которая подобает познавшим явление Его. Положу, говорит, словеса Моя в уста твоя. Об этом же самом негде сказал божественный Давид, воспевающий: «грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими?» (Пс. 49:16). Ибо «не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15:9), как написано. Посему мысль о Боге отгоняет все нечистое и преступное и постоянно напоминает о Его словах, как сказано: «от избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34). Не для всех ли очевидно, что имеющие злое сердце не могут произносить добрых слов? а святым весьма прилично и в уме иметь закон Божий и выражать его и языком и словами. Посему Бог всяческих обещает как бы уже праведным и освященным в вере и получившим славу благородства-вложить слова Свои в уста их, дабы они, постоянно памятуя о божественном законе, узнавали благополезную для них стезю ко спасению. Так о всяком праведнике написано: «закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36:31), и опять: «в сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе» (Пс. 118:11). Ибо закон Божий содействует нашему утверждению в добре и приобретению ума благорасположенного ко всякому прекрасному занятию, – не позволяет нам впадать в худое и сильно отвлекает нас от склонности поступать несправедливо. Но поелику, как я уже сказал, он обращает речь свою как бы к присным; то обещает и нечто иное: покрыю тя, говорит, под сению руки моея. А это- достойное приобретения и превосходное благо, достаточное для спасения тех, которые уже удостоились получить его; ибо под рукою Бога и Отца мы разумеем не иного кого, как рожденного от него Сына, Господа нашего Иисуса Христа; а тем, которые подчинились Ему, не может повредить ничто из того, что обыкновенно наносит вред. Но они будут сильны и весьма мужественны, преодолеют всякое смятение и искушение, окажутся не победимы для сатаны, выше всякой плотской нечистоты и страстей как духовных, так и телесных. А что всемогущая десница Отца соделает их такими, – показывает, присовокупляя: еюже поставих небо и основах землю: ибо если словом Господним небеса утвердишася, как написано, и утверждена земля, чтоб она была неподвижною; то ужели она недостаточно могущественна для спасения тех, которые считают весьма важным быть под защитой Его? Тогда-то, говорит, Сион речет: Бог мой еси ты. Здесь, по моему мнению, ты должен усматривать ясно и очевидно введенное исповедание веры во Христа. Правда, вследствие величайшего нечестия своего они некогда говорили, что не знают Христа, который творил многообразные чудеса и неизреченным и удивительным блеском знамений стяжал славу; [на самом же деле они не познали Его, но бесчестили Его: ибо они вследствие величайшего неразумия или безумия и богоненавистного расположения души дерзали говорить: «мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть» (Ин. 9:29)]; но, говорит, некогда отвергавшие Его и впадшие в такое нечестие,– произнося устами своими слова мои и находясь под покровом моей десницы, познают Искупителя, исповедуют Его, говоря к Нему: Бог мой еси ты. Итак Спасительное дело есть вера и путь, ведущий в нескончаемую жизнь, и сила исповедания Христова.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: ты Мой народ

Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя… Здесь подробнее раскрываются промыслительные отношения Господа к Израилю. В одном из важнейших мессианских пророчеств Пятикнижия (Втор. 18:18) начало данного стиха - Я вложу слова Мои в уста Его - изложено почти буквально и отнесено к личности Великого Пророка, по подобию Моисея, т. е. к Самому Мессии. Отсюда, можно заключать, что и повторение этих слов описывает события мессианской эпохи.

Чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: ты Мой народ. Все эти образы, в которых рисуется Божественная помощь новому Сиону («покрою тенью руки», «устроить небеса» и «утвердить землю»), невольно напоминают аналогичные же факты из начальной истории ветхозаветной теократии (водительство «столпа огненного», дарование «земли Ханаанской»). Фактически же новые обетования исполнились тогда, когда верующим открыто было Евангелие царствия Божия («слово Мое в уста твои») и когда они признаны были «чадами Божиими» (Ин. 1:12), «языком святым», «людьми Божьими» (1Пет. 2:9-10).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

14–16. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваофимя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».
14 - 16. Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит: яко Аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне, Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю; и речет Сиону: людие Мои есте вы


Когда Сион спасется, то ярость притеснителей его уже не станет, не останется или перестанет и, не умедлит, прекратится немедленно. И что такое гнев царя-человека перед гневом Господа, который бурей своего гнева волнует море, воздымает громады вод и они с шумом – ревом низвергаются на сушу и потопляют вселенную? – Он есть Господь Саваоф, в Его власти все силы мира! – А чтобы народ мог спастись – защитить право своей свободы, Господь даст в уста его Свои словеса – Свой закон; а чтобы он, живя по закону Божию, не страдал от врагов-притеснителей, Господь осенит его Своей десницей, той всемогущей десницей, которой Он утвердил небо и землю. И так, Господь скажет населению Сиона: «ты Мой народ», – Мой, потому что Мной спасен, избавлен, воспринят под кров руки Моей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible