Скрыть
Воста́ни, воста́ни, воскрⷭ҇нѝ, і҆ерⷭ҇ли́ме, и҆спи́вый ча́шꙋ ꙗ҆́рости ѿ рꙋкѝ гдⷭ҇ни: ча́шꙋ бо паде́нїѧ, фїа́лъ ꙗ҆́рости и҆спи́лъ и҆ и҆стощи́лъ є҆сѝ,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил

Так как пророк выше сказал: кем ты был и почему убоялся гнева «ярости притеснителя»? – то для того, чтобы Иерусалим не думал, что он подвергся наказаниям от людей, он прибавляет: «из руки Господа выпил чашу ярости Его». Писания всегда называют наказания чашею; пророк прибавляет: «до дна», чтобы показать угрожающее наказание Божие. А так как таковое наказание сходит глубоко, в самое сердце, то пророк говорит: «выпил» и «осушил». Он приводит справедливую причину, и так как гнев следовало умилостивить, то говорит: ты исполнил меру наказаний, испил, опустошил чашу, так что от наказаний не осталось ничего.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-19 Воспряни воспряни возстань, Иерусалим, выпивший из руки Господа чашу гнева Его: выпивший до дна чаши опьянения и осушивший до подонков. Некому поддержать его из всех сыновей, которых он родил, и некому взять его за руку из всех сыновей, которых он воспитал. Два встретили тебя: кто будет скорбеть о тебе? Опустошение и истребление, и голод и меч: кто утешит тебя

Я часто учил, что Иерусалим и Сион есть город, имеющий два названия (δυώνομον), из которых Сионом, означающим возвышенное место, называется крепость, потому что находится на горе: остальная же часть города именуется Иерусалимом, называвшимся прежде Иевусом и Салимом, который Пророк теперь увещавает, чтобы он, падший прежде чрез отречение, говоря при страдании Господа: возми, возми, распни Его: не имамы царя, токмо Кесаря (Ин. 19:15), восстал, и принес покаяние, и чрез бедствия плена почувствовал, чем он оскорбил своего Творца. Врачи чувствующему тошноту в желудке обыкновенно дают горчайшее противоядие, от вкуса получившее название, для того, чтобы он изблевал вредные мокроты и мог принимать в желудок печеные и вареные яства, которым множество мокрот препятствовало перевариваться. Посему и Иерусалим, пивший из чаши ярости Господа и из фиала (χονδο) Его, из чаши, которую Симмах перевел сосудом для растворения вина (craterem), и которую, по книге Бытия, Иосиф приказал скрыть в мешке брата Вениамина (Быт. 44), получает повеление восстать от опьянения, потому что он выпил, и опорожнил, и осушил оную до подонков, что три переводчика показали одним словом: εξεστράγγισας (выцедил все до капли). Это есть та чаша, о которой в Псалмах читаем: чаша в руце Господни вина нерастворена исполнь растворения, и уклоны от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешныи земли (Пс. 74:9). О ней и у Иеремии Бог говорит: возми чашу вина нераствореннаго от руки Моея, да напоиши вся языки, к нимже Аз послю тя. И испиют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже Аз послю среде их (Иер. 25:15-16). И сказав о поднесении оной другим народам и Иерусалиму, и городам иудейским, [пророк] присовокупляет: тако рече Господь сил, Бог Израилев: пийте и упейтеся, и изблюйте, и падите, и не востаните от лица меча, егоже Аз послю среди вас (Иер. 25:27). И должно заметить, что эта чаша ярости Господа есть меч Его, посылаемый среди грешников. При этом рождается вопрос: каким образом после питья, опьянения, и блевания, и падения, у Иеремии говорится, что Иерусалим не может восстать, а теперь чрез Исаию говорит ему: воспряни, воспряни, возстань, Иерусалим. Это разрешается так: доколе кто либо пьет чашу, и опьяневает, и обуевает, и блюет, и падает, он не может восстать, ибо еще не выпил чаши Господней, и не дошел до подонков, чтобы осушить оную до дна.

Теперь же говорит Иерусалиму о прошедшем времени: выпивший из руки Господа чашу ярости Его, а не пьющий. И вместе с этим должно обратить внимание на то, что в Иудее с того времени не было ни пророка, ни апостола, который утешил бы его, и взял бы его за руку и поднял бы его лежащего. Из сего видно, что это говорится после последнего плена: в противном случае он, как повествует история, в Вавилоне и после Вавилона имел Иезекииля и других пророков.

Что же касается того, что он говорит: два встретили тебя, или два эти противны тебе:кто будет скорбеть о тебе, и вместо двух приводит четыре: опустошение и истребление, голод и меч, то подобное этому поется в Псалтири: единою глагола Бог, двоя сия слышал: зане держава Божья, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздать комуждо по делом его (Пс. 61:12-13). Ибо и там однажды говорит Бог, что Он всемогущ, а два слышит Пророк,— что всемогущество Его превозмогает в той и другой части, так что Он и кающимся оказывает милосердие, и пребывающих во грех подвергает заслуженным наказаниям. Сообразно этому и в другом месте Иерусалим встретили двое, из коих каждое имеет пару. Ибо за падением или опустошением следует истребление: за голодом и мечем— погибель. Можем это сообразно таинственному смыслу разуметь и о душе-грешнице, которая, не желая пить чашу ярости Господней, говорит в псалме: Господи, да не яростью Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6:2). Но если бы она выпила оную, то хорошо для нее почувствовать свои наказания и услышать Господа, говорящего: когда гнев ярости Моей пройдет, опять исцелю (Ис. 7:4). И в другом месте: сия глаголет Господь: еда падаяй не востает (Иер. 8:4)?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Востани, востани, воскресени, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси

Чашею падения, фиалом ярости угрожает Бог наказать падающих для их исправления, когда отдает их в руки то Вавилонянам, то Ассирианам. Но чаши сии, испитые Евреями, хотя упоили их, однако же не сподобили лучшей жизни. Христос же, на Древе единую испив чашу, и горечь уврачевал, и даровал веселье

Письма. Книга II


Чашею падения и фиалом ярости наказания Бог угрожает согрешившим для их исправления, вручая и чашу, и фиал, иногда Вавилонянам, а иногда Ассирианам. И испиваемые Евреями, они хотя и напоевали их, но не соделывали достойными лучшей жизни. Христос же, испив чашу на Древе, и горечь ее усладил, и придал ей веселие.

Письма

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 17-18 Востани, востани, воскресни, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси, и не бысть утешаяй тебе от всех чад твоих, яже родил еси, и не бысть подъемлющаго руки твоея, ниже от всех сынов твоих, ихже вознеся еси

Обращает свою речь к синагоге Иудейской, как к падшей и еще лежащей, и как бы простирая к ней руку помощи и как Бог оказывая к ней сострадание, повелевает ей встать. Мы говорим, что здесь разумеется не телесное восстание, потому что не такое следует разуметь и падение, напротив духовное, состоящее в неверии. Посему и благо восстания, упоминаемого здесь, заключается в вере. В погибель впали они, без сомнения, от того, что не приняли евангельской спасительной проповеди, напротив привязаны были к учениям и заповедям человеческим, хотя Бог ясно говорил устами Исаии: «людие мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают» (Ис. 3:12): ибо начальники их, постоянно говоря им о данном чрез Моисея законе и часто произнося следующие слова: «блажени есми Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть» (Вар. 4:4), отвлекали ум подвластных им от любви ко Христу и, убеждая пренебрежительно относиться к благодати Его, ввели их в заблуждение и затрудняли путь ног их, не позволяя им поступать правильно или идти прямым путем к оправданию в вере, хотя закон сам по себе не приносит никакой пользы. Итак восстани, говорит. Очевидно, это тоже, что сказано устами Павла: «востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5:14). И к этому присовокупляет следующее: «темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите и стези правы сотворите ногами вашими» (Евр. 12:12-13). А что те, которые неистовствовали против Христа и, насколько от них зависело, дерзнули предать смерти Начальника жизни, навлекли на себя достойное и вполне соответственное их нечестию наказание, это показывает, говоря: испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси. Фиалом же называет осуждение. Выражение же: истощил еси означает не вылил, но испил все до дна, то есть, ты подвергся полной ярости Божией и перенес гнев, равносильный преступлениям; ибо злые зле погибли, отчасти уже тогда, когда была опустошена вся страна их и вместе с Иерусалимом сожжен был и их знаменитый храм и сверх того лишились надежды на Бога и исключены из сонма святых. И в то время, как все это, говорит, случилось с тобою и когда он (Иерусалим) был как бы пьян от полнейшей ярости (Божией), не было никого из твоих чад, не было поддерживающего тебя за руку, не было утешающего. Правда, очень много было у них левитов и жрецов, книжников и фарисеев, наслаждавшихся это всех почестями, поставленных высоко над прочими преимуществом и превосходством. Но никто из всех их не избавил Иудеи от бедствия, постигшего ее вследствие божественного гнева: не было ни одного такого, который бы мог подать хотя малое утешение подвергшейся невыносимым страданиям. Итак те, которые отвлекали их от любви к Богу и убеждали не иметь веры в Него, причинили им вред и, впадши в бездну погибели, не оказали никакой помощи.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил

С 17-23 ст. идет начало уже новой пророческой речи, продолжением и окончанием которой служит вся дальнейшая глава. Основанием поместить начало новой речи в конце данной главы послужило, очевидно, их близкое родство по содержанию и характеру. Круг пророчественных утешений постепенно как бы смыкается и становится все уже и теснее: сначала пророк обращался ко всему Израилю (48 гл.), затем - к избранным представителям его (51), а теперь - он взывает к одному Иерусалиму - духовно-политическому средоточию и центру верного Сиона.

Воспряни, воспряни, восстань Иерусалим... Повторение известных слов, помимо общего его смысла - подчеркнуть важность произносимого и обратить на него усиленное внимание - имеет у пророка Исаии еще и особое назначение - служит гранью новых отделов его речей (ср. Ис. 5:25; 9:12, 17, 21; 10:4; 48:22; 57:21; а также: 5:8, 11, 20; 22:1; 23:1; 28:1; 30:1; 38:1, 12; 51:1, 4, 7).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

17–18. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил.
17 - 18. Востани, востани, воскресни, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил ecu, и не бысть утешаяй тебе от всех чад твоих, яже родил ecu, и не бысть подъемлющаго руки твоея, ниже от всех сынов твоихихже вознесл ecu

Утешение от Бога Сион снискал своим терпением в беспомощных страданиях(Ис.40:1-2).
Сион должен восстать из своего крайнего унижения, как бы воскреснуть из мертвых, потому что он испил чашу гнева Господня, испил чашу падения, т.е. понес кару такого гнева, который поверг его на землю без сознания, как повергается без чувств человек, выпивший полную чашу крепкого вина, – испил фиал ярости – чашу самого сильного гнева, и истощил его, т.е. выпил все до капли, до дна. И при этом, никто не утешал его в столь великом его горе, никто даже и из детей его не поднимал его руки, т.е. не утешал, как утешают любящие дети старых, слабых и огорченных родителей, ободряя их и тем укрепляя их опустившиеся руки. Никого такого не было из всех сынов Сиона, которых Он вознес – воспитал, вырастил: не было такого царя-заступника Сиона, каковые прежде бывали.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible