Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-4 Кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась? И взойдет лозняк пред Ним, и как корень из земли жаждущей: нет вида у Него, ни красоты; и мы видели Его, и не было вида: а мы желали Его. Презренного и последнего из мужей, мужа скорбей и знающего немощь; как бы сокровенно лице Его, и презренно: посему мы и не обращали внимания на Него. Истинно немощи наши Он взял на Себя, и болезни наши понес: а мы считали Его как-бы прокаженным, и пораженным, и униженным от Бога

После слов Отца, в которых Он возвестил миру о будущем пришествии Сына Своего, и прежде соблазна креста, о котором намеревался сказать: неславен будет вид Его, и образ Его пред сынами человеческими (Ис. 52:14), он предпослал славу воскресения: возвысится и вознесется, и будет весьма высок (Ис. 52:13), чтобы крестному уничижению предшествовала слава воскресения: хор пророков отвечает, что Он исполнил долг, и, насколько было возможно для Него, возвестил всем мышцу и силу Его. Словами же: кто поверил слуху нашему, и мышца Господня кому открылась, дает разуметь малочисленность верующих из иудеев.

А в следующем затем: взойдет лозняк пред Ним, вместо чего LXX перевели: возвестили мы как дитя перед Ним, лозняк Симмих перевел: отрасль, чтобы показать, что воспринят человек, произошедший из девственного чрева. О Нем присовокупляет: как корень из земли жаждущей. Вместо жаждущей, Акила перевел: непроходимой, чтобы показать преимущество девства, - и что без всякого человеческого семени Он произошел от земли, бывшей прежде непроходимою. Он есть Тот, о котором и выше читали: изыдет жезл из корене Иесееова, и цвет от корене его взыдет (Ис. 11:1), что сказано для того, чтобы дать разуметь рождение и восхождение Его в мире. Если же Он не имел вида и славы; но образ Его был неславен и умален перед сынами человеческими, или как стоит в еврейском: презренный и последний из мужей: то каким образом в Псалмах говорится: препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею (Пс. 44:4)? Это легко разрешается. Презренным и неславным был Он, когда висел на кресте, и, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13), носил наши грехи, и говорил Отцу: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). Славным же прекрасным по виду был Он, когда при страдании Его земля потряслась (Мф. 27:51), и по удалении солнца стихии устрашились вечной ночи (Лк. 23:44-45). О Нем и невеста в Песни Песней говорит: брат мой бел и чермен избран от тем (Песн. 5:10). Был Он полнотою и чистотою добродетелей, чермен в страдании, о котором мы будем читать: кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора (Ис. 63:1); избран от тем для воскресения, чтобы Он будучи рожденным прежде всякой твари (Кол. 1:15), сделался первенцем от мертвых (Кол. 1:18). А присоединенное им: человек в болезни и знающий носит немощь или мужа скорбей и знающего немощь, указывает на истинное человеческое тело и на истинную человеческую душу Того, кто зная носит немощи, преодолел божеством все оные. И сокровенно лице Его и презренно, чтобы человеческим телом было скрываемо божественное могущество. О Нем выше сказано: Ты Бог сокровенный, а мы не знали (Ис. 45:15).

Кто истинно понес наши немощи и грехи, и за нас страдает: Тот не мнимо, то есть το δοκεΐν, как древняя и новая ереси предполагают, но истинно был распят. Он истинно страдал, говоря в Евангелии: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26:38), и: ныне душа Моя возмутися (Ин. 12:27). А мы думали, что Он — нечистый, или в болезни, как перевели Семьдесят, вместо чего Акила и Симмах поставили: прокаженный, Феодотион: бичеванный, что в других словах, по свойству еврейского языка, разумеется под проказою, сообразно написанному в псалме: и бич не приблизится к телу Твоему (Пс. 90:10). Смысл же такой: мы думали, что Он за свои грехи был поражен Богом, — Он, уничиженный и распятый с разбойниками ради нас. Имеете того, что Симмах перевел: εν αφη οντα, то есть в проказе, Акила поставил: αφημενον, то есть прокаженного, что́ многие, не понимая, считают за означающее: оставленного, а другие читают: καθήμενον, то есть сидящего. В начале отдела, в котором по Семидесяти говорится: Господи, кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась, каковым свидетельством и апостол Павел пользуется в послании к Римлянам (Рим. 10:16), изъясняя оное по отношению к страданию Господню, [сло́ва] Господи в еврейском нет, но оно прибавлено для уразумения того лица, которому говорится.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

«53-я глава, непосредственное продолжение Ис. 52:13-15 разделяется по содержанию на три части, из которых в первой (1-8а.) содержится обширная речь пророка о страданиях Раба и искупительном значении страданий, во второй (9-10) речь того же лица о великой награде, ожидающей Божественного Страдальца, и в третьей (11-12) слова Всемогущего Владыки мира о страданиях и прославлении Отрока Господня, подтверждающие вдохновенные речи пророка» (И. Григорьев «цитиров. сочин». 207 ст.).

По силе и глубине пророческого прозрения, no яркости и живости данных здесь образов, по удивительной точности различных исторических деталей, наконец, по глубокому проникновению во внутренний смысл величайших тайн -воплощения и искупления, пророчество 53 гл. не имеет себе равных во всем Ветхом Завете и по справедливости признается «кульминационным пунктом» всего ветхозаветного пророчества.

«Это - центр дивной книги утешений (40-54 гл.), и вместе с тем самый средоточий, самый высокий и самый глубокий пункт всего ветхозаветного пророчества» (Delitsch, v. II, 353).

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня

(Господи)! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Данный стих представляет собой общее введение к речи 53-й главы, в котором определяется лицо говорящее, предмет речи и адресаты ее. Ввиду того, что установка всего этого крайне важна для правильного понимания настоящей главы, а между тем среди комментаторов существует по этому поводу разногласие, остановимся на выяснении этого с некоторой подробностью. Большинство средневековых раввинских и новейших рационалистических экзегетов, не желая признавать мессианского смысла данной главы, держится того мнения, что лицом говорящим здесь выступает пророк Исаия; но предметом его речи является не Мессия, а народ еврейский вообще или, точнее, период его тяжелого, политического существования («скорбь дней Мессии»), а слушателем, укоряемым от пророка, оказывается весь неверный языческий мир, притесняющий избранный народ Божий. Но если подобная попытка придавать речам пророка Исаии «О Мессии» коллективный смысл не имела успеха раньше (Ис. 49:3, 5-7), то здесь повторение ее еще меньше имеет оправдания для себя, так как из всего анализа 53 гл. ясно, что в ней идет речь об единичной личности, а не об олицетворении общины (см. в особенности, «муж скорбей» (3) «все мы блуждали…» Господь возложил на Него грехи всех (6) «Он страдал добровольно» (7) «за преступления народа Моего претерпел казнь» (8) «не сделал греха и не было лжи в устах Его» (9) и др.). Недаром даже такой свободно мыслящий экзегет, как Duhm и тот относительно затронутого вопроса говорит следующее: «Мессия здесь трактуется, насколько только возможно, еще гораздо индивидуальнее, чем в остальных песнях, и толкование Его личности в смысле действительного или «истинного» народа израильского здесь всецело невозможно (vollends unmögich - «Das Buch Jesaia» - 365 s. Gothingen 1892). А вместе с этой гипотезой падает и другая, как связанная с ней, о том, что исключительными слушателями, к которым была обращена эта обличительная речь пророка, были представители языческого мира, теснившие народ израильский. От критики ложного мнения перейдем к выяснению и обоснованию правильного, выраженного хотя и весьма аподиктически, но, к сожалению, без достаточных доказательств.

«Нельзя сомневаться, что говорящим лицом является здесь сам пророк Исаия, неверующими или сомневающимися - евреи, а слушателями - евреи и язычники» (И. Григорьев, с. 207).

Правильность только что изложенного взгляда утверждается, прежде всего, на анализе контекста речи. Целый ряд предшествующих речей пророка Исаии (48-50) содержал в себе грозные обличения народа еврейского за его «неверие» в кроткого Отрока Господня, т. е. в Мессию. В них были обращения и ко всему сонму Израиля и к худшей его части, отдельно. В частности, последняя, 52 гл., заключала в себе обращение к лучшей части - к духовному Сиону, которому возвещалось пришествие великого Благовестника и радостное перекликание вестовых сторожей, по поводу грядущего спасения и мира (7-8). Но, очевидно, все эти радостные вести далеко не доходили до слуха тех, которым они, прежде всего, предназначались: и голос Благовестника и его стражей для огромного большинства израильского народа был «гласом вопиющего в пустыне», так как он не мог иметь питательного плода на этой огрубевшей, каменистой почве. Вот к этому-то неверующему большинству Израиля пророк Исаия и взывает теперь со своим пророческим словом, желая, с одной стороны, разбить ложно-мессианские представления иудеев и подготовить их к смиренному виду кроткого и спасающего Мессии, с другой - сделал последнее воззвание к неверующей массе этого, некогда избранного, народа и отнять у него всякий предлог к возможному самооправданию.

Ясное подтверждение такого взгляда находим мы, прежде всего, у того же пророка Исаии, который неоднократно и в не менее сильных аналогичных с имеющимися в 53 главе выражениях упрекал современных ему иудеев. Так, еще в 6 гл. в рассказе о самом посольстве пророка Исаии Господом мы читаем, между прочим, следующее: «пойди и скажи этому народу; слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10).

Или еще: «ты видел многое, и не замечал; уши были открыты, но не слышал» (Ис. 42:20; ср. 28:9-15; 29:10-15; 30:9-11; 43:23). Наконец, последняя тень сомнения должна исчезнуть при свете новозаветных комментариев данной главы. Так, в Евангелии от Иоанна только что приведенные нами места из пророка Исаии, а равно и начало 53 главы прямо приводятся в обличение неверия иудеев: столько чудес Он (Иисус Христос) сотворил пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи, кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» (Ин. 12:37-41). Точно так же и Апостол Павел в своем послании к Римлянам, ставя качало 53 гл. в прямую связь с предшествующей речью о проповеди Благовестника среди Израиля (Ис. 52:7 ст.), дальше говорит: но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи, кто поверил слышанному от нас?» (Рим. 10:15-16 ст.)

Остается ряд второстепенных вопросов. Почему, напр., пророк говорит о себе во множественном числе? Очевидно, потому, что он говорит здесь не только лично от себя, но и от всего сонма ветхозаветных пророков, возвещавших о Мессии. Параллель этому усматривают в начале 40-ой гл., где Божественное повеление утешать народ израильский дается не одному Исаии, но многим пророкам (Ис. 40:1), Под «слышанным от нас» («слухом нашим» LXX и слав.) тут, правильнее всего, разуметь специальное пророческое откровение о Мессии и Его царстве (Ис. 21:10; 28:9; Иер. 49:14; Авд. 1:1 и др.). Отсюда, в общем смысле, под ней можно понимать все Божеств, знамения и чудеса, данные для вразумления Израиля. В частности же, здесь под «открытием мышцы Господней», судя по контексту (Ис. 52:10), следует разуметь чудесное откровение силы и славы Божией в церкви Христовой. Если же пророк говорит, что эта мышца для некоторых уже «открылась», то, конечно, не в смысле действительного наступления этой эпохи, а в смысле веры в нее, субъективного внутреннего убеждения в ее будущем наступлении.

Толковая Библия.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему

«[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?». «Мышца Господня», т.е. знамение божественной силы. Кто, говорит, веровал нам? Пророк сказал это справедливо, потому что иудеи не веровали даже евангелистам. «Господи, кто поверил слышанному от нас?» То, что мы говорили, мы говорили не от себя, но возвещали слышанное. Справедливо сказано: «кто поверил»: необходима была вера, а не исследование. Кто будет спрашивать у нас об основании? Ничего не должно говорить и возвещать, потому что сказанное удивительно, оно превышает ум. Пророк не говорит: никто не согласился, но: никто не веровал. «И кому открылась мышца Господня?» Не думай, что это были только слова, так как тотчас последовал свидетель происшествия. Однако они не видели и не слушали. Чудеса были недостаточны для того, чтобы они уверовали, поэтому необходимо было откровение, так как некоторые могли, а иные не могли видеть предложенное зрелище. «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» (Лк.10:23); а также: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). Ясно, что всегда необходимо разумение, иначе, когда нет силы слов, то ни прочное свидетельство событий и ничто иное не может убедить неверующего человека. Смотри, как давно пророк предсказал то чудо, что иудеи не веровали! «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли». Акила говорит: «он восстанет, как молодой питомец пред лицом его»; Симмах: «он восстал, как красота пред ним»; Феодотион: «восстанет пред лицом его, как младенец». Пророк у них отнимает всякую оборону и того, что он сказал, было достаточно для того, чтобы их не щадить. «Мышца Господня»: чтобы уразумели, что все творения суть дела Его крепкой мышцы. Кроме того, пророк говорит: «мышца», чтобы показать, что Он есть сосуществен с Отцом и творит добродетель от Себя Самого: Он творит, что ни пожелает, не потому, что имеет повеление, подобно рабу, но потому, что обладает равною силою, как Отец. «Как отпрыск и как росток из сухой земли». Акила говорит: «как корень из невозделанной земли». Он был младенцем, но не так, как прочие младенцы; «ростком», – но в «земле сухой». Сухой землей пророк называет неискусобрачную Деву, чуждую всякого супружеского смешения и росы семени. Этого одного было достаточно, чтобы привлечь их к Себе. В божестве ли только Своем Он пришел, или явился вместе и как совершенный человек? Не ел ли Он с ними, и не возрастал ли среди них? Не жил ли Он с ними тридцать лет? Он никогда не отделялся от общества людей, чтобы не приводить их в недоумение, и в то же время не был ниже прочих, чтобы не подумали, что Он одинаков и подобен большинству. Как отрок, Он был равен прочим, но как «как отпрыск и как росток из сухой земли», Он превосходил прочих. «Нет в Нем ни вида, ни величия». Акила говорит: «нет Ему вида, ни великолепия». Симмах: «у Него нет ничего достойного почести». «И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Что ты говоришь? Ужели Он был так безобразен? Не должно говорить этого, говорит пророк. И я покажу это тебе ясно из последующего. «Нет в Нем ни вида, ни величия»: лишение славы я назвал безобразным видом, потому что Он не отказался явиться в низменном образе. Он родился от бедной Девы, потом предал Себя мучениям, терпел, что Его называли имеющим демона и соблазнителем, и не желал мстить Своим врагам. Иногда, удаляясь, Он обходил многие места, сопровождал на пути спутников, для того, чтобы показать Свое смирение, а не хвастовство. Не только должно искать славы, но также должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава. Какой вред принесло Ему бесчестие или, лучше, как полезно было смирение для Его превосходства? Если ты желаешь видеть Его, как Бога, то исследуй. Но ко всему этому прибавь многое другое, и таким образом ты найдешь Его силу равною Отцу. Когда пророк сказал: «нет в Нем ни вида, ни величия», то, чтобы кто не подумал, что Он лишен всякой славы, он прибавил: «и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему», – показывая, что Ему был присущ вид не по нашему разуму, и что мы не можем созерцать Его так, как достоин созерцаемый. Но что Он был славен, это подтвердил Сам Христос, говоря: «ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5). Иначе, пророк назвал безобразною славою вид креста.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-3 Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Возвестихом, яко отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты: но вид его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися

У святых пророков всегда много говорится о Спасителе всех нас и они не переставали внушать и весьма ясно возвещать, что Бог некогда придет в образе человеческом и что Он, как Бог, сотворит чудеса. То и другое Он делает, заблудившихся призывая на правый путь и нечестивого оправдывая верою. Однако ж это принесло мало пользы потомкам Израиля, сильно расположенным к непокорности. так что, хотя им и подобало усвоить проречение, собрать животворящее знание и сложить в сердцах своих; но они, напротив, постоянно нападали на тайноводителей и весьма язвительно говорили им: »иное нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение« (Ис. 30:10). Посему пророк Иеремия безмерною жестокостью Иудеев как бы доведенный до самоуничижения негде так говорит: »горе мне, мати (моя), Вскую мя родила еси мужа прителнаго и судимаго по всей земли? не заях, ниже заят у мене кто: сила моя оскуде от кленущих мя« (Иер. 15:10). Вкупе весь хор святых, как бы слагая речь о Иерусалиме, говорят: »врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его и воздвижеся даже до звезд« (Иер. 51:9), Вавилоном в сих словах они называют Иерусалим за то, что он старался подражать ему и не уступал стране языческой в отношении как суетой жизни, так и неуважения к закону и к пользе пророческого воспитания. Таков смысл изъясняемых стихов. Обвиняет Израиля, как всецело уклонившегося в непослушание, и говорит: кто верова слуху нашему? Мы, Господи, были посвящены Тобою, говорит, в учение о вочеловечении и проповедовали об этом, но никто не поверил этому и никому не стала известной мышца Твоя, Господи и Боже всяческих! Мышцею же Бога и Отца боговдохновенное Писание обыкновенно называет Сына, как уже не раз говорено было об этом. Но как если бы кто возражал и говорил: вы, пророки, получили это учение от Духа и обогатились познанием этой тайны; а возвещали ль вы эту тайну другим? Да, отвечают, мы возвестили и как бы засвидетельствовали, говоря, что будем пред ним как долина, то есть, как поле, покрытое цветами и плодоносное, или как корень в земле жаждущей, когда орошает нас божественными и неизреченными глаголами Единородный, в немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:8). Древле вся земля была как бы сухою и бесплодною, как бы жаждущею почвою и не приносила добрых плодов. Но когда она в изобилии получила от Христа дождь очевидно духовный и питание от Духа святого; то мы расцвели как корень, то есть, как растение прекрасное и доброцветное. Посему и нам один из святых пророков говорит: »и ублажат вы вси языцы, зане будете вы земля пожеланная, глаголет Господь Вседержитель« (Мал. 3:12). Называет же вожделенною и плодородною и весьма богатою жизненными силами, потому что она приятна земледельцам. А что земля, некогда бывшая тернистою и сухою и безводною, превратилась в весьма плодородную, могущею обогащать плодами духовными, это объяснит, говорящий устами Исаии. Бог всяческих: и будете, »вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина« (Ис. 55:13). Если дерн (драчие) и крапива суть виды сорных растений и всегда растут на невозделанной и сухой земле, то мирт (мирсина) и кипарис красуются в садах. Таким образом по исторжении терния, наконец вырастут самые благоухающие растения, когда жаждущая земля сделается обильною водами, потому что Бог говорит; »сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечи, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю« (Ис. 41:18-19). И так мы возвестили, что, уверовав в самого Христа, мы будем пред Ним, то есть, в очах Его, как поле, как корень, то есть как растение в земле, которая некогда была жаждущей, а теперь стала обиловать влагою от Него.

Что же говорит пророк в сих словах? и какой смысл содержится в сказанном? постараемся опять вникнуть в них, сколько возможно. Сказано, что возвестихом, то есть, мы сделали полное предсказание, что Он придет в свое время. Но может быть при этом кто-нибудь скажет: что же? Разве Бог Слово сошел с небес, увенчанный божественного славою, и явился живущим на земле, блистая неприступным светом и лице Его было недоступно для созерцания вследствие преизбытка славы? Так, когда Он сошел в виде огня на гору Синай,- была тьма и мрак и буря и вверху блистающий огонь, и дым, и сверх того многое другое, что могло возбуждать крайний страх и трепет, так что невыносим был вид его для зрителей. Посему Израильтяне просили себе посредника, говоря превосходному Моисею: »глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, Да не когда умрем« (Исх. 20:19), Итак нет ничего удивительного, говорит, если вы предрекли о Нем, а Он явился живущим на земле, имея неприступную славу, и стал ни для кого недоступен. Что же пророки? Они смело отвечают, говоря: не без причины-эта непокорность, не без предлога - отпадение; ибо несть вида ему, ниже славы, Он не был, говорит, в виде и славе божественной, но «умалил Себе» «в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе» (Фил. 2:7-8). И это мы говорим, не потому только, что мы имеем предание по одному слуху, но возвещаем потому, что созерцали собственными очами. И видехом его, и не имяше вида, ни доброты, доброты же божественной, но вид его бесчестен; ибо мало, ничтожно, и совсем малоценно все человеческое сравнительно с божественным и высочайшим превосходством и блистательнейшею красотою Высочайшей Природы. Посему и сказано: »красен добротою паче сынов человеческих« (Пс.44:3). Но говорит и еще больше: умален паче всех человек, очевидно, вид его, подобно тому, как если бы сказали: между людьми можно видеть некоторых, отличающихся блеском достоинств, возвысившихся и выдающихся преимуществами богатства или иными какими либо существующими на земле преимуществами; но ничем таким не отличался Еммануил, и был в умаленном и уничиженным положении, так что казался ниже всех людей. И это слово истинно; ибо Он родился не от богатой матери, от святой Девы; но подвергся всякому уничижению, дабы смиренное возвысить и малоценное сделать вожделенным. А с другой стороны: Бог, как Господь и царь всяческих, в каком блеске человеческом мог бы иметь нужду?

Говоря: видехом его, и не имяше вида, ни доброты, они ясно возвещают, в каком состоянии они созерцали Того, о Ком они проповедуют: Он подобен, говорят, человеку, который находится в язве, но благородно переносит болезнь, то есть, мучение или злострадание. Быть может они созерцали лицо Спасителя печальным и в смятении и страхе, так как Он намеревался уже претерпеть смерть на древе, когда и говорил то: »ныне душа моя возмутися« (Ин. 12:27), то опять: »прискорбна есть душа моя до смерти« (Мк. 14:34), »и что реку? Отче, спаси мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей« (Ин. 12:27). А один из святых евангелистов сказал, что когда приблизилось время, в которое Он должен был пострадать, Он начал ужасатися и тужити (Мк. 14:38); ибо хотя Единородное слово Отца по природе Бог и недоступно страданиям и скорби, и вообще всему такому, однако ж уподобляется нашему естеству в том, что не остается бесчувственным к обрушивающемуся на Него искушению чрез все показывая, что Он стал таким же, как и мы, а не был видим на земле, как тень и призрак, что некоторым угодно думать, но на самом деле был человеком. «Отвратися», говорит, «лице его». Выражение «отвратися» употреблено вместо посрамлено. Бесчестно бысть и не вменися: ибо Пилат послал Иисуса к Ироду; а этот, сказано, ни во что Его поставив, отослал назад; ибо не считал Его Иисусом. Бесчестно же бысть и лице Его, очевидно, когда Он подвергался оплеваниям и когда воины Пилата били Его и говорили: »прорци нам Христе, кто есть ударей Тя« (Мф.26:68). И иначе обесчещен Он был, подвергшись позору бичеваний и заушениям слуг. Посему устами Исаии сказал: »плещи Мои вдах на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний« (Ис. 50:6). Итак, божественные пророки, как я сказал, по откровению от Духа Святого, надо думать, видели Сына, или лице Его не свободным от человеческой скорби, так как наступало время, в которое Ему должно было пострадать, дабы смертью своей плоти упразднить смерть, изгладив грех мира.

Толкование на пророка Исаию.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible