Скрыть
Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-17 Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь

Он вновь утверждает их веру: как кузнец исправляет поврежденный сосуд, раздувая угли, так, говорит, вновь будет отстроен ваш город. Как новый сосуд, произведенный с помощью поддувала, бывает блестящим, так будет блестеть по возвращении и город. «И Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно». Другие же говорят: «вот, Я поставлю вас не на погибель, сокрушу всякий уготованный сосуд». Я сотворил тебя не для того, чтобы предать тебя гибели. Откуда это ясно? Если бы Я сотворил тебя для погибели, то Я и не творил бы тебя. Что действительно так, ясно, из следующих слов: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно» (Прем. Сол.1:13–14).

«И всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь». А прочие переводчики говорят: «все погибнут» «Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь», т.е. хотя праведник падет семь раз, однако он восстанет. «Наследие рабов Господа», т.е. вера, надежда и устойчивые блага, которые предстоят им после плена.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-17 Вот Я сотворил кузнеца, раздувающего угли в огне и производящего орудие для дела своего, и Я сотворил губителя для истребления. Всякое орудие, сделанное против тебя, будет безуспешно, и всякий язык, который будет противиться тебе на суде, ты осудишь. Это есть наследие рабов Господа, и оправдание их у Меня, говорит Господь

Скажем сперва применительно к еврейскому тексту. Если ты хочешь не бояться и чтобы страх был далек от тебя: то делай то, о чем сказано в предшествующей речи; ибо чрез Меня ты будешь иметь пришельцев. Я создал кузнеца, раздувающего угли в огне, то есть диавола, виновника всех зол, не по необходимости природы, но по свободному решению. Он разжигает и приготовляет орудия против тебя, каковыми были Симон и Елима волхвы, противившиеся апостолам Петру и Павлу (Деян. 13).

Я сотворил губителя тех, которые будут верующими, — не для того, чтобы быть виновником погибели их, но чтобы был создан противник для борьбы и чтобы была погибель для побежденных и причина наград для победителей. И все, изготовленные кузнецом против тебя, не будут иметь успеха, но подвергнутся и в настоящей жизни и в будущей наказаниям. А что прежде казалось прикровенным, об этом в последующем говорится яснее: и всякий язык, который будет противиться тебе, ты осудишь, погубляя мудрость мудрецов и отвергая разум разумных. И всех ересиархов, и учителей иудейских и философов мирских, которых разжигал тот кузнец, ты осудишь на своем суде. Подобным образом и царицею савскою были осуждены неверующие, и ниневитянами, — и наоборот, Содом оправдается по сравнению с худшим Иерусалимом (Мф. 12). За сим присовокупляется, какие эти награды, чтобы ее считали прение пустым и оканчивающимся настоящею смертию. Это есть наследие рабов Господа, то есть царства небесныя, и жизнь вечная, и воздаяние за труды, ихже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Если же любящим, то следовательно и служащим [Богу], которые не имеют иного Господа, кроме Бога. И в том состоит оправдание тех, которые у Бога, что теперешняя скорбь вознаградится будущею радостию.

Затем, по Семидесяти смысл, как мне кажется, такой: Я, Творец твой, не так создал тебя, как диавол, кузнец наихудший, раздувает духом нечистым орудия беззакония и приготовляет их для погубления, который должен знать, что подобного рода орудия не имеют благоуспешного пути, но сокрушаются среди пути. А какие эти орудия, это объясняет в дальнейшей речи: и всякий голос, который восстанет против тебя на суде, всех их победишь. Орудия беззакония имеют голос, каковый голос восстает против Церкви, когда еретики полагают на высоту уста свои и язык их достигает земли. Следующее же затем: и ты обвинишь их на нем мы спереди отметили обелом, что, по-видимому, прибавлению не столько Семьюдесятью, сколько худыми переписчиками. Когда Церковь победит всякий язык, восстающий против нее, тогда для служащих Господу и повинующихся Ему будет наследие вечным стяжанием. О нем у Иеремии говорится другими словами: есть мзда делом твоим (Иер. 31:16). И обитатели Церкви будут праведными у Господа. Ибо всякий, делающий правду, рожден от Бога. Таковым говорит Господь: будете святи, яко Аз свят есмь (Лев. 20:26).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления

Господь ценит дорого создание Свое, дело рук Своих, не так, как кузнец, который делает сосуд и часто разбивает его или расплавляет его на огне. Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углие… Аз создах тя не на пагубу, еже истлити.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь

Говорится о гибели врагов церкви, которые падут жертвой своей же собственной слепой злобы. Мысль эта неоднократно встречалась у пророка Исаии и раньше (Ис. 42:25; 44:25; 49:26; 52 и др.).

Наследие рабов Господа, т. е. их конечный удел – это оправдание пред Богом и вечное спасение. Т. о. заключение речи, возвращаясь к ее началу, уничтожает всякий повод для того малодушного смущения и страха некоторых («остатка» Израиля), который и дал пророку повод к произнесению самой этой речи.

См. также Толкование на Ис. 54:15

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

16–17. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь
16–17. Се, Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углия и износя сосуд на дело: Аз же создах тя не на пагубу, еже истлити. Всяк сосуд соделан на тя не благопоспешу, и всяк глас, иже на тя востанет на прю, одолееши им всем: повиннии же твои будут в нем. Есть наследие служащим Господеви, и вы будете Мне праведни, глаголет Господь

Новозаветная Церковь будет наслаждаться вечным миром (Ис.54:10,13) потому что она будет устроена непоколебимо, нерушимо, неодолимо (Ис.54:11-12,14). Вот, говорит Господь, Я создал тебя не так, как кузнец, раздувая угли в горне, изготавливает какой-либо сосуд для какого-либо дела, – Я создал тебя не на погибель, чтобы истлить – разбить, как обыкновенно разбивается сосуд кузнеца. Нет, напротив: какой бы ни был сделан сосуд (орудие боевое) против тебя, медный или железный, в битве он не будет благоуспешен – не разобьет твердых стен Церкви. И всякий глас, иначе – голос противника в суде, не одолеет кроткого гласа истины, которой ограждена будет Церковь (Ис.54:14)  напротив, она одолеет им всем или их всех – и того, кто вооружится боевым орудием в сражении, и того, кто изощрит свой злой язык в судебном прении. И, прибавляет Господь, повиннии твои будут в нем, точнее – виновные перед тобой будут виновны в суде, и именно в том, что восставали против Церкви Божией. Представив Церковь, как неодолимое прибежище спасаемых, Господь усугубляет уверение в том. Так говорит Он, есть наследие служащим Господеви – вообще всем истинным рабам в доме Божьем, – и вы будите мне праведнии – следовательно, это наследие рабов Божиих есть оправдание их от Бога и соединенное с ним благо вечного мира.

Совершенное оправдание перед Богом есть наследие только истинных христиан, как истинных детей Божиих, не по плотскому происхождению от благословенных патриархов, а по непосредственному их рождению от Духа Святого: как таковым это наследие принадлежит им именно по праву рождения от Бога, как свидетельствует Евангелист-Богослов Иоанн (Ин.1:12-13).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible