Скрыть
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных

Здесь Он опять напоминает им некоторые противные явления от мест, где совершались откровения, и старается привести их к вере, говоря: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище». Этими словами пророк показывает силу и вечность. Хотя эти слова нам кажутся великими, однако пророк говорит с нами по человеческому образу, потому что Бог не содержится в каком-либо определенном месте. Но так как он выше сказал о лесах, то здесь говорит: «Я живу на высоте небес«. А так как они думали, что Бог пребывает только в храме, то пророк говорит: «и во святилище». Видишь ли, каким образом Он предсказал будущее? «И также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных». Если это может происходить, то ясно, что может произойти и нечто иное, более легкое: если Бог может изменять душевные нравы, то тем более – остальное. «Оживлять сердца сокрушенных» сердцем: Бог скоро оживотворяет тех, у кого отнята надежда на жизнь.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо так говорит Вышний и Превознесенный, вечно Живущий и Святый — имя Его: на высоте и в святом живущий, и с сокрушенным и смиренным духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных

Сначала была пророческая речь против народа иудейского, учителей которого назвал охранителями слепыми, и псами немыми, и пастырями не знающими смысла, и сыновьями беззаконными, и семенем прелюбодеев и блудницы; после сего переходит к Иерусалиму, который укоряет за любодеяние его, за то, что расширял ложе для любовников своих и принимал их рукою открытою, и украшал себя всеми идолами и далеко посылал послов, чтобы наслаждаться иноземными любовниками. Окончив это обличение, переходит к тем, которые надеются на Господа и которым обещал землю и гору для обладания и для возвращения которых повелел приготовить путь, — без сомнения, апостолам, по проповеди которых уверовали [многие] из того и другого народа. Поэтому начинает с восхваления Бога и в следующей затем речи свидетельствует о том, что Он обещал относительно возвращения Своего народа. Ибо это говорит Господь Вышний и Превознесенный, живущий на высоте и Святый в святых, не по причине места, но вследствие заслуги тех, в которых живет, один из которых говорит в псалме: вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси (Пс. 29:1), и еще: вознесися, Господи, судяй земли (Пс. 93:2), — не в том смысле, что Бог возносится словами людей, а сообразно с тем, что в другом месте говорится: Господь был мне во спасение (Пс. 117:21), делается высоким чрез смиренных Тот, который гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6), чтобы вознести их и жить в вышних. Яко высок Господь и смиренныя призирает (Пс. 137:6). И в Евангелии ангелы восклицают: слава в вышних Богу и на земли мир (Лк. 2:14). И еще в Псалмах: хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (Пс. 148:1). И не только Вышний живет в вышних, но и Святый в святых, который говорит в другом месте: будете святи, яко свят есмь Аз (Лев. 11:44). И как в развращенную душу не входит премудрость и не обитает в теле, порабощенном греху (Прем. 1); так Святый живет в святых, и где бывает нечистота, там не может обитать чистота, как говорит святый к Господу: Ты же во святем живеши, хвало Исраилева (Пс. 21:4). Посему и мы осмеливаемся говорить в молитве: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое (Мф. 6:9). И во втором псалме читаем: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им (Пс. 2:4). Ибо Христос обитает не в земных, а в пренебесных, которые возвещают славу Господню, о коих говорится: услышит его с небесе святаго Своего (Пс. 19:7), и еще: небо небесе Господеви (Пс. 113:24). С этою мыслию согласны и подобные слова Моисея, раба Божия: се Господа Бога твоего небо, и небо небесе (Втор. 10:14), что, конечно, мы должны понимать не по обычаю иудеев, будто бы ограничивается одним местом и живет только на небе Бог, который все наполняет и которым все содержится, но справедливо под вышними и небесами должны понимать святых и силы. Ибо Он есть Тот, который живет на небе, о коем в Евангелии написано: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Ин. 3:13). Он покоится в святых и обитает в смиренных и в сокрушенных духом, о которых говорится: жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Он дает терпение малодушным, чтобы, быв приведены в стеснительное положение, переносили скорбь в надежде на будущее. Он же дает жизнь, в особенности тем, которые умерли для греха. О Нем говорится: у Тебе источник живота (Пс. 35:10). Он же говорит в Евангелии: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 Сия глаголет Господь Вышний, Иже живет во высоких во век, Святый во святых имя Ему, Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушеным сердцем: не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих

Когда Господь всяческих делает великое и божественное обетование, блаженные пророки проникаются великим удивлением к Его славе и как бы скача от душевного удовольствия, начинают славословить Его. Мы увидим, что и теперь пророк испытывает нечто подобное; ибо не просто сказал: сия глаголет Господь, но нашел необходимым присовокупить: вышний, то есть, сущий прежде всего и по самой природе Своей высший всего, призванного к бытию. Говоря же: иже живет в высоких, опять намекает на то, что божественная и высочайшая Природа обладает недосягаемыми преимуществами и обитает на неизреченных высотах. А выражение: живет в вышних во век означает то, что Она сама в Себе не изменяема и не может сделаться лучшею, чем Она есть, напротив Ей постоянно и неизменно присуще то, что в Ней есть.

Святым же во святых почивающим и живущим называет Его, указывая на то, что Он отвращается от потомков Израиля, как оскверненных многими грехами и что Он по любви к добру пребывает с очищенными чрез веру и освященными в Духе. Дает же и малодушным долготерпение; малодушными называет тех, которые обыкновенно очень скоро ослабевают в стремлении к предназначенной им цели. Дает им долготерпение, то есть, постоянство и стойкость, как бы восклицая и говоря: мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа (Пс. 30:25). Дает и жизнь сокрушенным сердцем, то есть, нищим духом. Все таковые находятся в повиновении Богу и имеют покорный ум. Это те, которые призваны были чрез веру к познанию Христа, а нищими духом называются те, которые идут стезею, противоположною стезе Израильтян; ибо одни были горды, непослушны и упорны; а другие-добры и мужественны, и убеждены, что законам Божиим надобно повиноваться, и подклоняют духовную выю под иго Христово. Таковы дела сущих во Христе.

Что же говорит Вышний тем, которые вследствие непослушания впали в преступления нечестия против Него? Ни в век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы. Он не отнимает надежды спасения у Израильтян: ибо останок их был спасен и очень большая часть их народа будет призвана в последние времена, когда Бог прекратит Свой гнев на них и остановит наказание, чтоб оно не совсем обрушилось на них; ибо будучи благ, Он исполнил неложное Свое обетование, данное их отцам. Но, как милосердый Бог, Он указывает и другую причину: дух бо, говорит, от Мене изыдет. А каким образом изыдет, изъяснил говоря: всякое дыхание Аз сотворих, потому что Он есть Отец духов. Но подразумевается, что Он не родил их из собственного своего естества, как Своего собственного Сына, и не говорим, что Он извел их из собственного существа Своего, подобно как Духа Святого или что они имели исхождение от Него; напротив православно любомудрствуя утверждаем, что они Богом сотворены; ибо Он сотворил всякое дыхание. Но вообще где говорится о творении, там всегда бывает исшествие, или исход, но понимаемые не в существенном смысле, но в переносном.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных

В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый - имя Его.

Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета (Пс. 33:19; Ис. 66:2; Мф. 11:29-30; Лк. 4:18; Иак. 4:16).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.

 

     В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый – имя Его.»

    Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета (Пс.33:19; Ис.66:2; Мф.11:29-30; Лк.4:18; Иак.4:16).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible