Скрыть
разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал

«Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык?». Мне кажется, здесь пророк порицает злохуления их, которыми они упрекали Бога. «Высовываете язык». Здесь, мне кажется, они обвиняли Бога в том, что пути Его были неправедны.

«Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам?..». Чтобы показать, вследствие чего они были сынами пагубы, пророк говорит: «под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?». Он вновь обвиняет их как бы так: вы не познали даже природы. Разве вы не знали, что закалать сынов противно природе? «Между расселинами скал». Вы не считали их достойными гробницы, говорит, и вам недостаточно было закалать их пред идолами, но вы закалали их в отдаленных местах: «под каждым ветвистым деревом». Если недостоин прощения тот, кто почитает идолов, то тем более тот, кто приносит жертву деревьям. Идолы могли прельщать их, как имеющие некоторую форму, но каким образом они прельщались деревьями, не имеющими такой формы?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-5 Над кем вы глумились? На кого расширяли уста и высовывали язык? Не сыновья ли вы преступные, семя лживое, утешающиеся богами под всяким ветвистым деревом, закалающие детей при ручьях под выступами скалы

Вы, говорит, делали то, о чем сказано в предшествующей речи. Вы сыновья преступные или погибели, каким был и Иуда предатель, который назван сыном погибели (Ин. 17), и семя беззаконное или лживое, или же [семя] лжи, наслаждающиеся богами под всяким ветвистым деревом и закаляющие сыновей своих при ручьях. Об этом говорит и история Царей и Паралипоменон, что закалали богам детей своих и освящали их посредством огня (4Цар. 16, 4Цар. 17, 2Пар. 28). Это именно, без сомнения, делали и Ахав, царь израильский, и Манассия, царь иудейский, которые от убиения детей дошли до пролития крови пророков, о чем и у Осии говорится: пожрите человеков, оскудении бо тельцы (Ос. 13:2). Или, как написано в еврейском: «закалая детей, поклоняетесь тельцам». И в Псалмах более подробно пишется: смесишася во язицех, и навыкоша делом их, и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную или невинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и была напоена земля кровми и осквернися в делех их (Пс. 105:35-39). Так как ясно повествование, что убийцы Христа—сыновья делающих это, то мы встречаемся с вопросом: как сыновья называются сынами погибели вопреки тем, кои признают различные природы: одну погибшую и злую и не могущую спастись, и другую добрую, не могущую погибнуть. Ибо если, как они думают, сыновья погибели обладают наихудшею природою, то каким образом обретено то, что прежде было погибшим? Поэтому и в притчах о кающихся и овца, погибшая из ста овец, и драхма, потерянная из десяти, отыскиваются, и сына погибшего находят, о котором отец сказал к старшему [сыну]: брат твой сей изгибл бе, и обретеся, мертв бе, и оживе (Лк. 15:32), Ибо всегда погибает только то, что прежде было в целости, и умирает только то, что прежде жило. Итак те, которые теперь называются сынами погибели или беззакония и преступления, по собственной вине оставили Господа и из сыновей Господа начали быть сынами погибели по словам того же самого пророка к ним: остависте Господа и разгневасте Святаго Исраилева (Ис. 1:4). Можем в переносном смысле понимать это и в отношении к еретикам, которые суть сыновья погибели и семя наихудшее или лжи. Ибо от начала они лживы подобно диаволу, который есть отец ея, который есть отец всякой лжи. Они призывают прельщенных ими к идолам или к кумирам своих учений под ветвистые и подобные рощам деревья, обещая им удовольствия и наслаждения или скрывая свою нечистоту. Поэтому и Адам, когда согрешил, то скрылся в раю под деревом от лица Божия (Быт. 3). И не подлежит сомнению, что подобного рода сыновья погибели и семя беззаконное имеют весьма многих сыновей, прельщенных ими, и убивают их в глубине долин и в бездне беззакония под выступами скал, которые постоянно грозят падением и которые, соответственно различию лжи и разнообразию превратных учений, называются многими скалами. Мы же имеем одну скалу, которая всегда следует за народом, из которой некогда пил народ израильский, когда пользовался любовию Господа.

См. также Толкование на Ис. 57:3

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-7 Молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреде камения. То твоя часть, сей твой жребий, и тем пролиял еси возлияния, и тем принесл еси жертвы: от сих убо не разгневаюся ли?На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл еси требы твоя

Назвав их Господоубийцами, он показывает, что они страдают иною болезнью-ненавистью к Богу и готовностью на убийство - и она появилась у них не вновь, но существует в них издавна. Ибо вы, говорит, от древних времен молящиися кумиром под древием частым. Хотя закон Моисеев возвещал им полезное и ясно говорил: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши, но, не смотря на это, они дошли до такого безумия или, лучше, до необузданного и превосходящего всякую меру нечестия, что сделались строителями идолов и священнодействовали им и призывали их и других учили поклоняться им под тенистыми деревьями, и воздавать им божеские почести. На это ясно указывает Бог всяческих устами пророка Иеремии говоря: видел ли еси, яже сотвори ми дом Исраилев? Поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвено, и соблудиша тамо (Иер. 3:6). Ибо они занимали вершины гор и самые лучшие места в рощах, устрояли там жертвенники и капища и приносили жертвы и возлияния нечистым демонам и даже не оказывали пощады собственным своим детям. Так, Иехония заколол своего сына для мнимых богов. И об этом Сам Бог негде сказал чрез одного из святых пророков, показывая жестокость тех, которые привыкли совершать это: пожрите человеков, оскудеша бо телцы (Ос. 13:2).

Итак вы, говорит, молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреде камения. Что же после сего будет? То твоя часть, сей твой жребий. Поелику, говорит, ты кланялся суетным, то ты и участь будешь иметь такую же и жребий твой будет суетен. Или может быть этим хочет указать на следующее. Вы закалали детей своих в дебрях, говорит; за это и твоя участь будет такова же и жребий твой будет таков же, то есть, ты подвергнешься таким же бедствиям и закланию будет твоею участью и жребием. По какой причине? Во-первых, потому, что ты сделался детоубийцею, во-вторых, потому, что ты делал возлияния нечистым демонам и бездушным идолам и сим приносил жертвы. Итак, говорит, о сих неразгневаюся-ли? Не вполне ли основательна ярость Моя на вас и не существует ли вполне достаточной причины для наказания вас? На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл еси требы твоя: и за подвоями дверий твоих положил еси память твою. (Ис. 57:8) А что они на горах спали ради сновидений, – об этом очень часто вспоминает нам пророческое слово.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-11 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня

С 5-11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». [Религиозный синкретизм - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Прим. ред.] Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, пар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг (1Цар. 19:13; 4Цар. 17:10, 31; 21:6; 2Пар. 23:17; 28:3; Иер .2:20; 3:6; 19:2-6; Иез. 16:20; 20:26; 23:37 и пр.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.5-11 Разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? Не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня?


     С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76.

     Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг (1Цар.19:134Цар.17:10, 314Цар.21:62Пар.23:172Пар.28:3; Иер.2:20; Иер.3:6;  
Иер.19:2-6; Иез.16:20; Иез.20:26; Иез.23:37; и пр. и пр.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible