Скрыть
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

раздробляй алчущым хлеб твой и нищыя безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри

«Раздели с голодным хлеб твой». Не сказал: дай, но: «раздели», – повелевает давать человеколюбиво, как говорил и Павел: «И если я раздам все имение мое» (1Кор.13:3), в пищу бедным. Хлеб твой, сказано, а не чужой. «И скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся», по сказанному: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Таковы посты без насилия и обременения, когда мы делаем своим домашним человеком, в отношении хлеба, дома и одежды, того, кто лишен крова, и утешаем угнетенных. Ясно, что состояние суровости, жестокости и немилосердия противны этому. Бог мудро постановил, чтобы мы взаимно друг другу соболезновали, по написанному: «Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего» (Сир.13:19). Ты пользуешься многою пищею, а тот погибает от голода; ты одеваешься в тонкие полотна, а он ходит постыдно нагим. Почему Бог повелевает, чтобы ты не презирал ближних по крови? Потому что и они имеют право приобретать блага от богатого родителя. Однако, многие глупцы мучаются при этом, рассуждая так: почему тот богат, а мы бедны? Те изобилуют благами, а мы – притеснениями? Почему, подобно тому, как Он сделал общим для всех солнце и не сделал света малым для бедняков и великим для богача, почему таким же образом Он не сделал всех благ общими? Но Бог сделал богатства также общими, потому что Он повелел богачам выдавать от них беднякам. Если бы Он не сделал богатства общими, то Он не дал бы такого повеления. Если бы то, что необходимо для нашей жизни, Бог не сделал общим, то человеческий род был бы погублен и уничтожен. Если же бы Он даровал каждому богатство, то этим самым Он отнял бы средства к добродетели, а потому Он распределял блага всем не поровну, для того, чтобы грехи, которые происходят от любви к богатству, не распространились на всех и не повреждали всех. Если бы Он не сделал солнца общим, а только для некоторых, подобно тому, как богатства, то многие ходили бы во тьме. Но Бог дал богатство богачу затем, чтобы он утешал скорби бедности.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 Не это ли более есть тот пост, который Я избрал: разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающие; отпусти сокрушенных на свободу и всякое иго расторгни. Преломи с голодным хлеб твой и бедных и скитающихся введи в дом (твой); когда увидишь нагого, одень его и плоти твоей не презирай

Сказав, какой пост Он отвергает, показывает, какой [пост] Он принимает с любовию. Разреши, говорит, узы нечестия, развяжи связки угнетающие или, как LXX яснее перевели, обязательства насильственных поручительств, которые наши, введенные в заблуждение двусмысленностию слова, то есть συναλλαγμάτων, перевели обмены (commutationes) вместо расписки. Указывает же на связки расписок, в которых содержатся наветы ростовщиков и чрез которые бедные угнетаются долгом, что во всех городах служит главною причиною возмущения. Поэтому и римский народ занимал соседние горы, отсюда и новые долговые записи (tabulae novae - уничтожение или уменьшение долговых обязательств, которое нередко достигалось в Риме путем восстания), которые греки называют χρεων νποχοπαί (уменьшение долгов). Следовательно пророк не заповедует, чтобы никто не требовал должного, — того, что надлежащим образом дано и надлежащим образом требуется, — иначе он был бы защитником возмущения, производившегося трибунами. Но где обязательство беззаконное, где бедные притесняются несправедливым обвинением, там связки обязательств и все узы неправды должны быть расторгнуты. Или же то следует сказать, что речь идет о постах, а пост производит сокрушение и смирение души чрез сокрушение же тела испрашивается прощение грехов. Божественное Писание учит, чтобы мы прощали должникам нашим, как и Отец небесный прощает нам долги наши (Мф. 6). Древняя история сообщает, что в седьмой год отпущения или в пятидесятый, который служит собственно юбилеем, всякая собственность возвращается владетелям, и рабам возвращается прежняя свобода и все расписки (nomina), которые обыкновенно называются обязательствами (cautiones), делаются недействительными (Лев. 25, Лев. 27). Коли же это предписывается древним законом, то во сколько более в Евангелии, в котором все хорошее удваивается, и в котором нам повелевается не вырывать глаз за глаз, зуб за зуб (Исх. 21), а подставлять ланиту ударяющему.

А чтобы мы знали, что выше сказанное: у всех должников ваших вымогаете написано о кредиторах, то относительно должников с большею ясностию присовокупляется: отпусти сокрушенных на свободу, то есть, освободив сокрушенных бедностию, изнуренных нищетою, не допускай до нищенства. И всякое бремя, которым они угнетаются, расторгни. Вместо этого, LXX яснее перевели: и всякое писание неправедное раздери, что Симмах перевел: и всякое ложное поручительство расторгни. Но может статься, что кто либо скажет: я не имею должников; что же мне должно делать для того, чтобы был принят пост мой?

Далее следует: преломляй с голодным хлеб твой. Не многие хлебы, — чтобы ты не опасался бедности, а один хлеб, и притом не целый, а часть хлеба, которую ты сам бы съел, если бы не постился, — чтобы твое пощение не было прибылью для кошелька, а насыщением души. И прекрасно прибавил: твой, чтобы ты не давал милостыню из похищенного. Ибо избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13:8). И в другом месте: чти Господа от праведных твоих трудов (Притч. 3:9). Если ты не имеешь хлеба, а голодных весьма много, то доставь им то, от чего ты не потерпишь никакого урона. В этом нет никакой потери: бедных бескровных введи в дом твой, или, как стоит в еврейском: в дом, так что, если не имеешь своего, то можешь ввесть в квартиру, которую имеешь или по найму за плату, или даром.

Если увидишь нагого, одень. Это и Господь говорил в Евангелии: имеяй две ризе, да подаст одну неимущему (Лк. 3:11). Ибо Он не повелел разрывать и делить одну, что многие делают ради снискания любви у народа, но, не удерживать одну из двух, возвышая заповеди правды и сказав, что даже поданная чаша холодной воды имеет награду. И плоти твоей, говорит, не презирай. Ибо всякий человек есть плоть наша. И по евангельской притче оказавший благодеяние называется ближним того, кто шел из Иерусалима в Иерихон и был изранен разбойниками (Лк. 10). Или по Семидесяти, которые сказали, и принадлежащих к семени твоему не презирай, мы должны разуметь тех своих по семени, о которых и апостол учит, что всем должно делать добро, а в особенности своим по вере (Гал. 6). Ибо они плоть наша и семя наше, рождающиеся от одного с нами родителя. К ним и Спаситель простирал руку, говоря: се мати Моя и братия Моя, иже сотворит волю Отца Моего (Мк. 3:34). А чтобы мы знали, что один Господь и ветхого и нового завета, то тоже говорит и Господь в Евангелии о тех, которые в день суда будут стоять одесную: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясте, возжадахся, и напоисте Мя, болен и в темнице бех, и приидосте ко Мне, странен бех, и введосте Мене в дом ваш, наг, и одеясте Мя (Мф. 25:34—36). И им, говорящим с смирением, что они ничего не сделали для Господа Спасителя, Он ответил: понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Применительно к иносказательному значению можно сказать следующее. Кто постится от всякого зла и хочет, чтобы призирался пост его, тот пусть не только уклоняется от зла, но и делает добро, разрешая всякие узы неправды, которыми связываются все простецы из числа верующих посредством обмана еретиков и στραγγαλίας, обязательства насильственных описаний (tractatuum), на которые указывает и пророк в псалме, говоря: уклоняющыяся же в развращения (obligationes) отведет Господь с делающими беззаконие (Пс. 124:5). Ибо все, связываемые узами еретиков, уклоняются от Господа, и подобны волу, которого ведут для жертвоприношения, и избирают и меняют ложь на истину. Итак подобного рода людей, которые сокрушены судом, должен прощать (dimittat) и разрешать член клира, и разрушать и расторгать всякое писание еретиков, о которых этот же самый пророк говорит: горе пишущим лукавство, пишущии бо, лукавство пишут, восхищающе суд нищих людей Моих (Ис. 10:1-2), чтобы они не уловляли всех простодушных своими сетями. И когда сделает это, то пусть преломляет хлеб свой алчущим церковного учения, что сделал и Христос, подавая апостолам преломленные хлебы, которые Он оставил им в Евангелии, в семи корзинах и двенадцати коробах, не целыми, какими они были в Законе, а раздробленными и преломленными, чтобы они имели, что раздавать бедным. Коих увидишь не имеющими теплоты веры, но зябнущими вне Церкви от холода неверия, беспомощными и странствующими, тех введи, говорит, в дом церкви и одень одеждою нетления, чтобы, облекшись в одежду Христа, они не оставались в гробницах, что мы читаем о том, в котором был легион бесов и который нагой жил в памятниках умершим (Мк. 5). И хотя все это ты должен делать и щедрость твоя должна простираться на всех, но в особенности не презирай своих по вере.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-7 Не таковаго (бо) поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя во свободу и всякое писание неправедное раздери: раздробляй алчущым хлеб твой и нищыя безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри

Необходимо было, чтоб незнающим образа истинного поста он указан был Богом: ибо у Него всякая премудрость и разум (Иов. 12:13) и Им указывается путь ко всему прекрасному. Посему и божественный Давид воспевает и говорит: настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс. 85:11). Итак, Он отверг весьма неразумный и во всех отношениях бесполезный пост иудейский и уясняет сущность истинного поста. Разрешай, говорит, всяк соуз неправды, то есть, оставь всякое желание притеснить кого либо; ибо притеснение, нападение на людей более слабых и как бы опутывание их неизбежными узами обвинений - все это и есть соуз неправды. Такими средствами они желают получить что-нибудь от них. Разрушай обдолжения насильных писаний. Насильственными же писаниями или договорами, проистекающими из лукавства и исполненными жестокости, мы называем договоры торговые, и, сверх того, другие сделки относительно так называемых подарков и доходов, доставляющие некоторые выгоды и в привыкших делать их обнаруживающие любителей постыдных прибытков. Сокрушенныя, говорит, отпусти в свободу, то есть, тех, которые терпят несчастие, или утеснение, или вследствие союза неправды, или обременительных договоров. Отпусти в свободу, то есть, освободи от претерпеваемого ими стеснительного положения; дозволь наконец страдальцам вздохнуть свободно. Всякое писание неправедное раздери; здесь, как я думаю, говорит о записях ростовщиков, составляющихся часто для получения такой суммы денег, меру которой определяет заемное письмо. Если ты, говорит, будешь воздерживаться от этого, то к этому присовокупи и недостающее, заключающееся в совершении добрых дел по любви к ближнему, ибо исполнение закона любы есть (Рим. 13:10), по написанному. Обнаружение же любви к братьям и имеющего цену в очах Божиих милосердия к ним состоит в раздроблении хлеба алчущему, введении в дом не имеющих крова нищих и в одевании нагих и в оказании свойственным племене, то есть, соплеменникам достаточной помощи и в уделении им от данного Богом избытка. Обрати внимание на то, что не одно и тоже воздерживаться от зла и делать добро. Для того, чтоб иметь славу у Бога, было бы недостаточно только не делать зла, но за этим необходимо должны следовать совершение добрых дел и прилежание к благочестивым занятиям. Ибо расторжение сетей обременительных договоров и всякого неправедного союза и раздрание всякого неправедного писания есть не что иное, как только удаление от порока, между тем как решимость исполнять добрые дела - раздроблять алчущему хлеб, вводить в дом не имеющих крова нищих, одевать нагих и не превозноситься над своими соплеменниками – служит ясным доказательством превосходных добродетелей. Посему древний закон, будучи пестуном во Христа, не ввел среди людей того времени исполнения добра, напротив, учил прежде удаляться от пороков. Ибо заповеди: не убий, не прелюбы сотвори, не нарушай клятвы (Мф. 19:18), имеют тот же смысл; совершенно же и исполнение всякого добра предоставлено учению Христову, из которого мы научились исполнять дела любви к Богу и братьям.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся

В этих двух замечательных стихах прекрасно раскрывается внутренняя сторона поста, его истинная, моральная природа, состоящая в делах правосудия, любви и милосердия. Основной тон такого поста - борьба с греховным эгоизмом в служение меньшему брату. Стихи эти так хорошо раскрывают смысл и условия правильного, угодного Богу поста, что они недаром послужили содержанием одной из лучших наших великопостных стихир: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость».

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)


Ст.6-7 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;  раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.


     В этих двух замечательных стихах прекрасно раскрывается внутренняя сторона поста, его истинная, моральная природа, состоящая в делах правосудия, любви и милосердия. Основной тон такого поста – борьба с греховным эгоизмом в служение меньшему брату. Стихи эти так хорошо раскрывают смысл и условия правильного, угодного Богу поста, что они недаром послужили содержанием одной из лучших наших великопостных стихир: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость».

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О милостыне.

Лк.16:1-9 Господь не учит нас здесь тому, чтобы мы старались неправедно приобретать имение, а после на него приобретать друзей, и управитель в притче не приобретает, а пользуется властью, которая у него уже есть. Так и ты, христианин, употребляй на добро то имение свое, какое у тебя есть: Лк.11:41; Ис.58:7.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible