Скрыть
Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-14 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти

Пророк за них просит Господа и приносит покаяние, говоря: «Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас». Видишь ли: не малые, но великие грехи возбуждают Бога. Он умеет давать прощение согрешающим простительно, подобно тому, как Он говорил о хананеях: «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16), и о фараоне: «для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою» (Исх.9:16). Равным образом и Павел говорил об иудеях: «чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» (2Кор.12:21); таким же образом и многое иное. Почему же, говорят, Бог предал смерти Ананию и Сапфиру тотчас, как они согрешили? Таким образом Бог часто поступает для пользы и благополучия. Теперь мы поразмыслим о том: пощадил ли Он, или не пощадил их? Прежде всего, они солгали, потом испытывали Духа Святого; они согрешили не только потому, что утаили священные вещи, но и потому, что искушали Святого Духа. Когда Петр спросил: «скажи мне, за столько ли продали вы землю?» (Деян.5:8), то жена не постыдилась. Почему тот спросил? Разве не затем, чтобы они исповедали и принесли покаяние? Таким же образом Бог спросил Адама, чтобы побудить его к покаянию; говорил также и Каину: «где Авель, брат твой?» (Быт.4:9), чтобы тот искупил свой грех. Разве Он не мог в самом начале обличить его? Если Он обличал, то делал это не для чего иного, как только для того, чтобы тот своим исповеданием пришел к выздоровлению. Не потому ли Он сказал: «станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26)? Они властны не грешить. Если грешат, то Он не отвергает, но вновь посещает, чтобы освободить их от грехов.

«Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою». Когда беззаконие многочисленно пред Богом, то разве не достаточна скорбь кающегося пред лицом Бога, милостиво выслушивающего и не исследующего наших проступков с тщательным прилежанием? Если сыны возвещают о своих грехах отцу, то он старается скрыть их, а не исследовать тщательным образом. Тем более сделает это Бог, Которому, как всемилосердому, жаль поступков грешника.

«И грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего». Потому пророк молит за них смиренно, говоря: «ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем». Нет ничего хуже грешника, который попускает и желает скрыть свои проступки. Может случиться, что им совершаются такие проступки, которые потом изглаждаются покаянием. Скрывать же их есть величайшее зло. Когда грех содомитян был слишком велик, то Бог сказал: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт.18:20). Видишь ли: после того, как умножилось зло, Он сошел для мщения. Точно также Он говорит, видя грехи египтян: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его» (Исх.3:7), а во время Ноя говорит: «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:12). Но Он не тотчас рассекает рану, если не видит ее вновь открывшеюся, или для того, чтобы побудить к покаянию, или для того, чтобы исполнилось зло. Подобно тому, как опытный врач, знающий время сечения раны, выжидает терпеливо удобного момента сечения, чтобы посредством подходящих лекарств поправить больного, таким же образом и Бог, хотя знает, что мы достойны многих наказаний, однако желает освободить нас чрез покаяние, хотя бы грехи наши были бесчисленны.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-15 Ибо умножились беззакония наши пред Тобою, и грехи наши свидетельствовали против нас, ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы познали: грешить и лгать пред Господом, и мы отвергнулись, чтобы не идти за Господом нашим, чтобы говорить клевету, и зачали преступление и говорили от сердца слова лжи. И отступил назад суд, и правда стала вдали, ибо упала истина на площади, и справедливость не могла войти. И истина пришла в забвение, и удаляющийся от зла подвергся хищению

Указывает причины, почему они ревели как медведи, и поучались, как голуби; ждали суда, которого не было,—спасения, которое перешло к язычникам, и говорили: ибо умножились беззакония наши пред Тобою, от которых Ты в течение долгого времени отвращал лице, чтобы не видеть их, чтобы не наказывать.

И грехи наши свидетельствовали против нас, чтобы мы получили то, что заслужили. И преступления наши с нами, и мы познали беззакония наши, которые, совершая в течение долгого времени, мы считали за правду. Какие же эти беззакония? Грешить и лгать пред Богом, или, как по еврейскому тексту перевел Акила: отрицать Бога что относится к Спасителю. И оставили мы, говорят, Бога нашего, говоря: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог; сего же не вемы, откуду есть (Ин. 9:29), чтобы говорить клевету: «если бы Он был от Бога, то не нарушал бы субботу», и: о веелзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Лк. 11:15). И преступление, которое яснее по гречески называется άπόστααιϛ (отступничество), когда кто-либо отрицает Бога и уличается в отступничестве. Мы зачали и говорили от сердца слова лжи, презирая закон Божий и следуя преданиям человеческим, которые они называют δευτερωσεις и которые мы укрывали в своем сердце.

И отступил назад суд и правда стала вдали. Ибо какое общение правды с беззаконием? Какое соглашение между Христом и Велиаром (2Кор. 6). Правда остановилась у язычников и удалилась от нас, потому что истина упала на площади. Ибо широк и пространен путь, ведущий к смерти (Мф. 7), поэтому они не хотели вступить на узкий путь, на котором находится истина.

И истина пришла в забвение, о которой написано: истина от земли возсия и правда с небесе приниче (Пс. 84:12). При этом следует заметить, что часто употреблялось название истины для того, чтобы обозначить лицо Христа, оставляющие которого последовали лжи. И удаляющийся от лжи подвергся хищению. Хотя это кажется темным, однако может быть объяснено таким образом: так как мы производили ложь из нашего сердца и оставляли закон Божий, то правда стала вдали, и истина упала на площадях, и справедливость не могла войти к нам, и Сын Божий, который есть истина, подвергся забвению, настолько, что всякого, желавшего отступить от преданий иудейских, подвергали козням и преследованиям, так что слепорожденного, снова получившего зрение, они изгнали из синагог (Ин. 9), и после воскресения Господа Спасителя они преследовали и подвергали хищению всех, коим церкви во всем мире поручали служения, которые они распределяли руками апостолов.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова

С 12-15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту - о грехах Израиля.

Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем... (12 ст). Мысль и даже выражение ее - чисто псаломские (Пс. 39:13; 50:5 и др.).

Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего… Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу - есть отступление от истины и служение лжи (3-4 ст.).

Зачинали и рождали из сердца лживые слова (13 ст.). Мысль - очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли - о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека (Мф. 15:19).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.13 Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.

 

     «Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего». Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу – есть отступление от истины и служение лжи (3–4 ст.).

     «Зачинали и рождали из сердца лживые слова» (13 ст.). Мысль – очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли – о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека (Мф.15:19).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible