Скрыть
и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

На дела же Господня не взирают, то есть не обращают внимания на бедствия, ниспосылаемые на них Богом.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-12 Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я; со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют

Сия предложенная часть пророчества заключает в себе изъяснение апостольского изречения, ибо там сказано: пияницы Царствия Божия не наследят (ср.: 1Кор. 6:10), а здесь: Горе востающим заутра и сикер гонящим. У евреев в обычае - называть сикером всякий напиток, который может произвести опьянение. Посему Пророк оплакивает тех, которые тотчас с наступлением дня, по слову притчи, на чаши и сткляницы вдают очи свои, назирающе, где пирове бывают (ср.: Притч. 23:31, 30), заглядывая в места винопродажи и в корчмы, принимая друг друга на вечеринки и на заботы о подобных вещах истощая все душевное попечение. Они не уделяют себе ни малого времени на размышление о чудесах Божиих, не дают очам досуга воззреть на небо и на красоты его, чтобы по украшению всего этого заключить о Рододелателе (ср.: Прем. 13:5), но, украшая свою вечеринку испещренными коврами и цветными завесами, выказывают излишнюю рачительность и тщательность в устройстве сосудов для питья, придумывая сосуды прохлаждающие, роги, фиалы, стаканы из плюща, чаши и другие подобные по именованию и виду приборы для пьянства, как будто разнообразие сосудов может утаить от них пресыщение, и обмен и передача чаш - составить достаточное промедление во время питья. Потом, начиная пить друг за друга и вступая в состязание, кто больше выпьет, удерживаются ли от каких-нибудь излишеств, к стыду своему? И побежденные и побеждающие - все упиваются.

Посему-то сказано: Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера и провождающим в этом целые дни, так что у них нет вовсе времени взирать на дела Господня и помышлять о делах руку Его. Ибо когда им поучаться о Боге? Утром? Но едва встав от сна, гонят сикер. В средине дня? Но тогда особенно увеличивается и учащается у них пьянство. Вечером? Но они еще пьют, и хотя день уже у них протек, однако же пьянство не прекращается, напротив того, в большей еще мере предаются ему ночью, так как ночь собственно для них пригодна. Посему горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера.

Потом Пророк показывает причину, по которой могут они долго предаваться пьянству. Вино бо сожжет я. Вот причина, по которой в них желание пить ненасытимо. Когда, говорит Пророк, выпито большое количество цельного вина, тогда, производя в теле сильное разгорячение, иссушает оно естественную влагу в пьющем. А после сего, как думаю, вино само себе служит поджогой, и наперед выпитое расширяет место для выпиваемого вновь. И как овраги, пока течет в них вода, кажутся полными, а когда влага стечет, остаются сухими, каменистыми и невлажными, так и тела упивающихся, будучи расширены неумеренным употреблением вина, поглощают и естественную влажность. Ждущим вечера; по этой причине, говорит Пророк, ждут они вечера. Вино бо сожжет я. Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага, потому что вино потопляет собой и рассудок, и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло - огонь. Почему сказанное вино сожжет я относим не только к желанию пить, но и вообще к распалению, производимому в теле.

Потом пророческое слово, еще в большем виде обнаруживая неприличие, продолжает: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют - ибо молодые гуслисты, на беду встретившиеся опьяневшим глазам, играющие на свирелях и певницах, торгующие своей красотой, лики поющих и согласное пение людей порочных, погружая тела в негу и расстраивая души, общим благозвучием возбуждают опьяневших ко всякой срамной и беззаконной забаве. И что же выходит из этого? То, что на дела Господня не взирают и дел руку Его не помышляют. Но воззрение означает постижение предметов, видимых с помощью глаз, а помышление значит созерцание невидимого умом. Итак, поскольку невидимая Божия от создания мира твореньми помышляема видима суть (ср.: Рим. 1:20), то не взирающий на дела не возводится и к умственному разумению. Посему что же значит сказанное? То, что пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог. А дела руку - это ожидаемое воздаяние, оный огонь и наказание во аде, иссохший язык, жаждущий, в облегчение, хотя малой капли, отовсюду окружающий пламень, не позволяющий и дыханию ветра прохладить внутренний жар; вместо играющих на свирелях - стенание; вместо неумеренного пьянства - жажда капли, когда плоть упивающихся будет опаляться в пещи; вместо сладострастных зрелищ - глубокая тьма; вместо неусыпной похоти - неусыпающий червь. Посему погрузившие ум свой в пьянстве не могут помышлять о сих делах рук. И поскольку они не взирают на ожидающее их, то пророческое слово справедливо оплакивает их, как бы уже действительно постигнутых бедствиями.

А если смысл пророческих слов исследуем с другой точки зрения, то можно открыть нечто иное, полезное для душ наших. Горе,- говорит Пророк,- востающим заутра и сикер гонящим, то есть тем, которые, как скоро тьма неведения рассеяна для них введением богопознания, потому что взошло Солнце правды, из беззаконников и безбожных, каковыми были прежде, переименованные богочестивыми и сопричтенные к Церкви Божией, до того преодолеваются плотскими страстями, что выступают из ума и падают, как омраченные от опьянения. И пророческое слово оплакивает участь подобных людей, то есть и после Божия научения предающихся упоению страстей. Ибо знает упивающихся нередко и без вина Тот, Кто говорит: Горе вам, пиянии без вина (ср.: Ис. 28:1). Ибо как вино, принятое внутрь сверх нужды или сверх сил пьющего, обыкновенно омрачает рассудок, так и страсть похотения, или печали, или гнева, овладев рассудком, одержимых ею делает лишенными ума. Посему жалки и троекратно жалки люди, которые не только в начале жизни погружены в упоение, но ждут вечера, то есть до запада жизни предаются страстям. Как в одном отношении утром называется то озарение, какое производится в сердцах знанием Бога, так в другом отношении - и то состояние, когда разум приходит в зрелость и мы начинаем жизнь разумную. В обоих случаях предшествовавшая жизнь есть тьма и ночь или потому, что не пришел еще в совершенство разум и душа погружена в неразумие, или потому, что разумение покрыто глубокой тьмою, по причине отчуждения от Бога. Посему горе востающим заутра, то есть людям, которые едва отложили неразумие юности и вместо того, чтобы силой разума мужественно поборать страсти, низлагаются ими и гонятся за страстями, как бы за каким упоением. Ибо весьма несчастны те, в которых при начале и конце жизни не прекращается подобное упоение. Между упивающимися - много разностей: одни тотчас с наступлением утра перестали предаваться пьянству, другие прекратили сие по прошествии некоторого времени, а иные надолго продлили свое упоение. Посему прекрасно, тотчас по пробуждении, взыскать жизнь трезвенную и святительскую, чтобы, не пия ни вина, ни сикера, соделаться достойными вступить во Святая. Ибо написано: И рече Господь ко Аарону, глаголя: вина и сикера не пийте, ты и сынове твои с тобою, егда входите в скинию свидения (Лев. 10:8-9). Но поскольку трудно в естестве человеческом преуспеть в непогрешительности, то вторым плаванием называется - вскоре после утра востать от упоения.

У тех же, которые ввыкли в вино и ищут, где бывают пирове, мысль так занята сими разысканиями, что они не способны взирать на дела Господня и помышлять о делах руку Его. Опьянение их увеличивают еще гусли и певница - это изобретение Иувала, происходящего из рода Каинова. Ибо сказано: И взя себе Ламех две жены: имя единей Ада и имя вторей Селла. И роди Ада Иовила: сей бяше отец живущих в селениих скотопитателей. И имя брату его Иувал: сей бяше показавый певницу и гусли (Быт. 4:19-21). С такими гусльми и мусикиею знаком был Лаван и с ними хотел он отпустить Иакова. И аще бы ми поведал еси, отпустил бых тя с веселием и с мусикиею, и тимпаны и гусльми (Быт. 31:27). Но Патриарх избежал сего, как препятствия взирать на дела Господа и помышлять о делах руку Его. И у Навуходоносора, во время обновления образа, при звуках трубы, свирели и гусли, самвики и псалтири и согласия, и всякаго рода мусикийска падали ниц людие, племена и языцы (ср.: Дан. 3:7). А те, которые еще прежде отказывались пить вино вавилонское и гнушались наслаждаться царской трапезой, пад не поклонились, но презрели всякое человеческое могущество и угасили самую силу огня. Если же грех - не взирать на дела Господня и не помышлять о делах руку Его, то возведем очи разумения нашего, увидим зиждительные законы дел Божиих, от величества красоты созданий сравнительно с сотворенным Рододелателя тварей познавая (ср.: Прем. 13:5). И поскольку невидимая Божия от создания мира твореньми помышляема видима суть (ср.: Рим. 1:20), и, может быть, чувственное постижение тварей называется видением, а мысленное постижение премирного именуется помышлением, то посему Пророк и говорит: на дела Господня не взирают, то есть чувственных предметов не рассматривают посредством зрения, и дел руку Его не помышляют, то есть не доискиваются постигнуть невидимое посредством деятельности ума.

А чтобы более нам уяснилось слово заутра, именно: что возвращение из тьмы, какая бывает в душах от неразумия ли юности или от незнания Бога, и первое вступление в истину называется утром, собери многие места из Пророков, где употреблены слова πρωια или ορφρος (утро), и из сличения большего числа мест видно будет сказанное. Например: посылаше заутра (ορφρω) пророк (ср.: Иер. 25:4). И заутра (πρωι) услыши глас мой; и заутра ( πρωι) предстану Ти, и узриши мя (ср.: Пс. 5:4). И от нощи утренюет (ορφριζει) дух мой к Тебе, Боже (ср.: Ис. 26:9). И Боже, Боже мой, к Тебе (ορφριζω) утренюю (Пс. 62:2). И воутрия (εις τας πρωιας) избивах вся грешныя земли (ср.: Пс. 100:8). И вечер водворится плач, и заутра (εις το πρωι) радость (Пс. 29:6).

Итак, почему сообразно прочим благодеяниям Божиим, явленным людям, Пророки посылаются заутра? Потому что всякое слово, исходящее от Бога, достигает к нам, способным слышать волю Божию, касаясь не тех, которые еще в детском неразумии, но тех, которые имеют уже естественные понятия к различению добра и зла. О них-то говорит пророческое слово, что, как скоро они приникнут и как бы возведут душевные взоры из прежнего неведения в разумение и сердечными очами приимут некоторый свет, тотчас спадает в них Божие слово, определяющее, что должно делать и что досточестно.

Горе тому, кто, востав от тьмы и ночи неведения, с первого возраста, как скоро воссиявает в нем разум, едва пробуждается от сна, и уже гонит сикер! А побежденные страстями - одни остались в упоении страсти, другие же, очистив ум, взирают на красоту видимого и помышляют о личностях (υποστασεις) и сущностях мира мысленного (των νοητων). Для видимого нужно внимательное рассматривание, потому взирают, а мысленное требует исследывающего разума, потому сказано помышляют. Впрочем, сперва надобно взирать на дела Господня, а потом уже переходить к помышлению о них. Таков был говорящий о себе: Сей бо даде мне о сущих познание неложное, познати составление мира и действие стихий, начало и конец и средину времен, возвратов премены и изменения времен, лет круги и звезд расположения, естество животных и гнев зверей, ветров усилие и помышления человеков, разнство летораслем и силы корений (Прем. 7:17-20).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я; со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют

Обличив великое их любостяжание, он полагает и корень зла. Этим корнем было пьянство, которое бывает причиной бесчисленного множества зол, особенно когда предаются ему с такой безмерностью.

Посмотри, как метко он осмеивает их. Весь день, говорит, они употребляют на это. Не тогда, когда нужно обедать, они поступают так, говорит он, но всякое время делают временем пьянства, и с самого начала дня, когда особенно нужно было бы им быть внимательными, они предаются великому опьянению, и потом уже невольно до вечера остаются в этой болезни. Если же они однажды поспешат погрузиться в бездну невоздержания, лишатся естественного смысла и отдадут свою душу в плен гибельной власти пьянства, то, подобно тому, как корабль, не снабженный балластом и не имеющий кормчего и корабельщиков, носится туда и сюда, увлекаемый повсюду беспорядочным стремлением вод, так точно и они носятся, увлекаясь в глубину опьянением. Потому пророк и говорит: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры». Они не нужду удовлетворяли, и не ожидали пробуждения потребности, чтобы удовлетворить ее, но тем и занимались и о том заботились, чтобы – постоянно пьянствовать. Потому он говорит: «которые… ищут сикеры». Сикером здесь называется сок пальм, который они приготовляли, перетирая и выжимая пальмовые плоды, чтобы обратить его в вино. Он имеет одуряющее свойство и производит опьянение; но они не обращали на это внимания, ища во всем удовольствия.

«До позднего вечера разгорячают себя вином». Таково свойство пьянства: с течением времени оно усиливается и возбуждает мучительную жажду. Далее пророк указывает и на другую вину, не меньшую первой: «и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их». Это осуждает и другой пророк, когда говорит: «пиющии процеженое вино, и первыми вонями мажущиися плещущии ко гласу пищалей, аки стояща мнеша, а не яко бежаща» (Амос. 6:6, 5). Действительно, это знак крайнего нечестия и душевного развращения – обращать свой дом в зрелище и предаваться таким песням. Что производит помрачающее пьянство, то производит и музыка, ослабляя крепость ума, сокрушая бодрость души и располагая к большему сладострастию.

«А на дела Божьи они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют»; он говорит или о чудесах Его, или о созерцании природы. Как они могут созерцать ее, когда обращают день в ночь, а ночью бывают нисколько не лучше мертвых? Как они могут видеть восходящее солнце, блистательную красоту неба, разнообразный вечерний хор звезд и порядок и деятельность всех прочих тварей, когда они лишены и внешних и внутренних очей? Таким образом они немалый вред причиняли сами себе, если отходили из настоящей жизни без созерцания чудес Божьих, будучи погружены все время в мрак пьянства.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Горе вам, встающим рано утром для того, чтобы искать опьянения, и пить даже до вечера, для разгорячения себя вином; гусли и лира, тимпан и свирели, и вино на пиршествах ваших; а на действование Господа не взираете, и о деяниях рук Его не помышляете

Вместо переведенного Акилою и Симмахом опьянения, LXX поставили самое еврейское слово sicera, которое означает всякий напиток, могущий опьянять и помрачать ум. Обличает же, следуя начатому изъяснению, делателей виноградника, которые в виду наступающего бесплодия и близкого пожара, когда терния и волчцы должны быть сожжены, предались роскоши и удовольствиям не только в пище и питии, но и в увеселении ушей, и в различных родах музыкального искусства. Делая это, они не обращают внимания на действование Господа, и не помышляют о том, что имеет наступить.

Воспользуемся этим свидетельством против церковных начальников, встающих рано утром для того, чтобы искать сикеры и пить даже до вечера, о которых в другом месте говорится: горе тебе граде, в нем же царь твой юн, и князи твои рано ядят (Еккл. 10:16). Они, занятые увеселениями, из творений не познают Творца, и не помышляют о делах рук Его, о которых читаем: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6). Опьянением, по высшему разумению, может быть названа всякая страсть души, зарождающаяся от вина ярости змеев и от яда аспидов неисцельного (Втор. 32:33), который некоторые пьют от юности до старости, то есть, от утра до вечера. Другие же встают с пиршества в часу третьем, шестом, или девятом, и одиннадцатом (Мф. 20:1-7), и говорится им: утрезвитеся пиянии от вина (Иоил. 1:5).

На это вино и на такие грозди и виноградники дождит Господь серу и огонь от Господа (Быт. 19:24), и всякий, пьющий от их вина, воспламеняется и сожигается. Он требует гуслей и псалтири 1), изобретатель коих есть Иувал, происшедший от племени Каина (Быт. 4:17—21), и не слышит Господа, говорящего Аарону: вина и сикера не пийте, ты и сынове твой с тобою, егда входите в скинию свидения, или приступающим вам ко алтарю (Лев. 10:8). Царь вавилонский имел эти гусли, и лиры, и тимпан, и свирели, при звуке которых народы всех племен пали на землю и поклонились золотому истукану (Дан. 3:7).

А что под утром в Писаниях разумеется первое время человеческой мудрости, когда мы оставляем отрочество и приходим к разумной жизни, этому научить нас могут многие свидетельства, из которых для примера можно привести немногие: послах пророки заутра (Иер. 44:4); и: заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя (Пс. 5:4); и: от нощи утренюет дух мой (Ис. 26:9); и: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю (Пс. 62:1); и: воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие (Пс. 100:8); и в другом месте: вечер водворится плач, и заутра радость (Пс. 29:6), и прочие сим подобные. Встаем же мы с утра, когда оставляем пороки в юности и можем говорить: грех юности моея и неведения моего не помяни (Пс. 24:7). И когда взойдет для нас Солнце правды, то тьма убегает, и мы тотчас умерщвляем все помышления, влекущие нас к грехам, и из града ума нашего истребляем тех грешников, о которых Спаситель говорит: от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татъбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15:19), и прочее. Но весьма несчастны те, которые, будучи заняты с утра до вечера пьянством, объядением и различными удовольствиями, не уразумевают в себе действий Господа, и не помышляют о том, для чего они сотворены.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 Горе восстающим заутра, и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я: с гусльми бо и певницами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют

К прежним обвинениям присоединяет другие и весьма тяжкие обвинения против богатых. Ибо они сверх того, что преданы были любостяжанию и без меры притесняли слабых, любили присутствовать на пиршествах, предавались роскошеству, постоянному разгулу и пьянству и осквернялись другими пороками, проистекающими из плотоугодия. И это совершалось у них постоянно, как бы вследствие убеждения, что это им надобно делать во всякое время, поелику богатство способно располагать к чувственным удовольствиям и возбуждать ненасытность к ним. Но сеяй в плоть, как говорит Павел, от плоти пожнет истление (Гал. 6:9). Концом скоротечной роскоши будут продолжительные и обильные слезы, а плодом плотского удовольствия погибель. Итак, пророк изображает нам пышность Иудеев, их неумеренную роскошь и преданность беспорядочной жизни Они, говорит, все время проводят в объедении, с рассвета ищут сикера и в продолжение дня даже до самого вечера занимаются пированием: ибо вино сожжет я. И несомненно, что употребляемое в излишестве вино производит как бы пожар во внутренностях человека. Но и иным образом вино сожжет тех, которые пристрастны к нему: для наказующего их будет побуждение (к тому, чтобы предать их казни), и они совершенно и всецело сгорят, отосланные в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его. Таким образом, преданный пьянству вместе с другими нечистыми не будет иметь части у Бога и не войдет в царствие небесное. Смотри, какая некогда была необузданность Иудеев в чувственных удовольствиях. Ибо где игра на цитре, звук тимпанов и пение под звуки флейт с пляскою и рукоплесканиями, там непременно всякий вид нечистоты и бываемая отай от них срамно есть и глаголати (Еф. 5:12). А это вредит им в том отношении, что препятствует им созерцать славу Божию и быть внимательными к делам Его. Как телесный глаз, когда попадет в него пыль, или зальет его гной, или страдает от раны, не может видеть ясно: так и человеческий ум грубеет от плотских удовольствий, не может устремляться к Богу и обращать пристального взора на дела Его, а отсюда само собою понятно, не может постигать, кто и каков Творец, поелику Он познается из красоты сотворенного, и удивляться Ему в достаточной степени может только тот, кто проникнут удивлением к сотворенному им, как пишет блаженный Павел: не видимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и божество (Рим. 1:20). Естественно, что пророк обвиняет Иудеев за то, что они преданы были пьянству, и весьма охотно собираясь для чувственных наслаждений, нисколько не думали о будущем, то есть о том, что, вследствие божественного гнева на них, случится с ними и что он называет делами рук Божиих. Ибо Он посылает мир любящим Его, а тем, которые возбуждают Его гнев, причиняет зло. Если бы они видели будущие дела Господа против них, то не терпели бы пьянства, но возлюбили бы слезы и был бы для них приятен плач, а подвиги и молитвы и дела покаяния были бы для них приятнее, чем бедствия, проистекающие от беспутства.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют

Цитра - пустой деревянный ящик, по верху которого натягивались струны (по евр. kinnor).

Гусли - арфа (по евр. пеbel).

Тимпан - ручной бубен или тамбурин (по евр. toph).

Свирель - флейта (по евр. cholil).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.11-12   Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.


     Благочестивые люди, с древнейших времен, раннее утро и поздний вечер посвящали благоговейной молитве, очищали ум и сердце размышлением о делах Божиих и о делах собственной милости и любви к ближним (Быт.24:63); а добрый труд и умеренный обед сопровождали пением священных песен.
Не так делали богатые и беспечные современники пророка Исаии, и –подготовляли себе страшное «горе». Не чувствуя потребности трудиться, еще утром эти несчастные опьяняли себя «сикерой» и в полутрезвом состоянии проводили целый день, время, в которое они могли бы много–много сделать добра себе и другим.
(Сикера – крепкий напиток, всякое искусственное и поддельное вино, будет ли оно приготовлено из фиников, или из других древесных плодов.)

Но, приходит вечер, и у них – веселый, шумный пир. Сикера возбуждает фантазию; вино горячит кровь; музыка услаждает слух, – полное веселье! Резкие и живые звуки гуслей, приятный тон «певницы» – арфы, звон тимпана и нежный голос свирели услаждают слух пирующих и в опьяненных вином воспламеняют сладострастие
(Гусли – струнный инструмент, то же что цитра, гитара. Певница – многострунный инструмент, псалтирь или арфа, под звуки ко­торой пели песни. Тимпан – металлическая тарелка или кожаные бубны. Свирель – пастушья дудка–флейта.)

Так начинается, продолжается и оканчивается день плотоугодников. Они уже не вспоминают о Боге, не слышат откровений пророка: их сердце чуждо благоговейной молитвы, они не присутствуют при утренней и вечерней жертве в храме, не замечают бедных, не помогают страждущим. Пьянство и хищение, вот их дела! Увы, они не замечают, что над ними, уже совершился суд Божий и скоро обрушатся грозные кары Господа!

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible