Скрыть

Толкования:

Cвт. Василий Великий

И возъярися гневом Господь Саваоф на люди Своя, и наложи руку Свою на них, и порази их, и раздражишася горы, и быша трупи их яко гной посреде пути. И во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока

Грех сильных и вельмож проложил путь гневу, воздвигаемому Господом на народ. Посему прежде сказано: Горе крепким вашим и вельможам, а потом: И возъярися гневом Господь на люди Своя, очевидно, за то, что и они по примеру начальствующих пребывали во грехах и соделались достойными потерпеть от ярости и гнева Господня. Ярость есть воскипение крови около сердца и называется так по причине какого-то надмения, происходящего около сердца от испарения соков; а гнев есть желание воздать за огорчение огорчением. Посему в ярости движение страсти быстро; а гнев показывает более постоянное и продолжительное наполнение скорбью. Благочестиво - полагать, что ярость и гнев приписываются Богу не в собственном смысле, но берутся в переносном значении. В Боге нет ни страсти, ни чего-либо привходящего к самой Его сущности. Но то или другое действие на нас называется яростью, и может быть, усильное вразумление именуется гневом, а обличение, которым производится смятение в наших мыслях, называется яростью, потому что Бог приводит в смятение яростью, не удостаивая и словом тех, на которых изливает ярость, по сказанному: яростию Своею смятет я (Пс. 2:5). Но вразумляемые и во гневе удостаиваются наставления, по сказанному: Тогда возглаголет к ним гневом Своим (Пс. 2:5). Ибо обличаемый во грехах еще не вразумляется; а вразумленный обнаруживает уже некоторую близость к познанию. Посему ежели гнев вразумляет и ярость обличает, то гнев полезнее ярости. Посему и Иеремия молит: Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости (Иер. 10:24), он не сказал: «А не во гневе». Но вразумление судом снисходительнее вразумления яростью и гневом, ибо вразумленный судом, будучи просвещен словом, воспользуется судами Божиими и ничего не будет делать без рассуждения, но станет все совершать по здравом рассуждении, так что и самые помыслы его рассудительны, по сказанному: Мысли праведных судбы (Притч. 12:5).

Впрочем, говорится, что во время суда, когда Бог положит руку Свою на люди, раздражатся горы. Сим Писание показывает, что вся тварь принимает участие в отмщении грешникам. Ибо как во время египетских казней все объявило египтянам брань: воздух, земля, вода, так и теперь, когда Господь наложит руку Свою на люди, чтобы поразить, и горы раздражатся.

А трупи людей будут попираемы, яко гной, по причине своей негодности лежащий посреде пути. Представь, что пребывающие во грехах продолжают заниматься делами сей жизни и попираются сопротивными силами: по нераскаянности их сердца слово Господне говорит, что не отвратися ярость, но что еще остается рука высокой, то есть поднятой для отмщения; а рукой называет карающую силу, согласно с Иовом: рука бо Господня коснувшаяся ми есть (Иов. 19:21). И в той же книге диавол говорит о руке во время наказания: обаче посли руку Твою и коснися костем его (Иов. 2:5).

Толкование на пророка Исаию.

Cвт. Иоанн Златоуст

И возъярися гневом Господь Саваоф на люди Своя, и наложи руку Свою на них, и порази их, и раздражишася горы, и быша трупи их яко гной посреде пути. И во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока

См. Толкование на Ис. 5:24

Блж. Иероним Стридонский

За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта

Так как они отвергли закон Господа воинств, который дать Он обещал чрез Иеремию, говоря: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах Отцем их, в день, в оньже емщу Ми за руку их, извести я от земли Египетския (Иер. 31:31-32), и хулили Слово Святаго Израилева, говоря: Самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. 8:48), и: не сей ли есть тектонов сын (Мф. 13:55): то за это разъярился гнев Господень на народ Его, гнев разъярявшийся прежде на начальников и сильных, бывших мудрыми в собственных глазах и оправдывавших нечестивого за дары, и пожравший их подобно тому как языки огня и жар пламени истребляют солому, — чтобы сильные потерпели и муки сильные. И Он простирает руку Свою против того, кого называет народом Своим (Ис. 1:3), потому что он был наследственным уделом Его и ужем достояния Его (Втор. 32:9).

Простирает же руку для поражения, и разъяряется гнев Его, о котором и в другом месте читаем: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6:2), и Иеремия говорит: накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости (Иер. 10:24). Говорится же, что Господь ярится, не потому, чтобы Он был подвержен человеческим страстям, но потому, что мы, согрешающие, не боялись бы Господа, если бы не слышали, что Он гневается. Посему и апостол пишет, что благость и долготерпение Божие призывают нас к покаянию, а мы, по упорству и нераскаянному сердцу своему, собираем себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2:4-5). Какова же рука, простирающаяся или поднимающаяся на грешный народ, об этом говорит яснее Иов: рука бо Господня коснувшаяся ми есть (Иов. 19:21). Посему и диавол, зная сильную руку и мышцу Господину которая открыта всем народам (3Цар. 8:41), говорит Господу: посли руку Твою, и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит (Иов. 1:11). А что о будущем говорится как о прошедшем, то в этих он следует обычаю пророческому, по которому предсказываемое в будущем представляется столь несомненным, что считается прошедшим, почему и в Псалмах поется: даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою нашита Мя оцта (Пс. 68:22), и опять: разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей метаний жребий (Пс. 21:19). А что касается дальнейшего: и поразил его, то есть, народ Свой, и содрогнулись горы, то некоторые почитают горами противные силы, или тех духов, которые состоят на служении Богу и которым грешники предаются для наказания. Мы же думаем, что гиперболически сказано то, что от великости грядущих бедствий содрогнулись бы даже горы и трупами умерших наполнились бы все улицы городов. Никто не сомневается, что это случилось с Иудеями после страдания Господа, при Веспасиане и Адриане. И когда это совершилось, ярость Его не отвратилась, но рука Его еще простерта, или высока, что указывает на признак гневающегося и поражающего. И во всем этом должно заметить то, что он порицает их не за идолопоклонство, и не за другие грехи, которыми они оскорбили Бога, но за то, что они отвергли закон Евангелия и хулили Слово Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Евсевий Кесарийский

За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта

Он восхотел, чтобы они были Его собственным народом и так назывались, но они не захотели. И простер Он руку Свою на него и поразил его. И это все из-за объявленных причин прибавляет им, говоря: Так что содрогнулись горы, и трупы их были как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратился, рука Его еще простерта. Посредством этого он указывает на нападение врагов и множество убитых, которые заполнят горы убитыми телами. И вся страна будет полна их трупов. Долгое время гнев Бога против них не отвращался, на все это им указывая, но рука Божия против них оставалась простерта из-за упорства их неверия.

Доказательство в пользу Евангелия.

Лопухин А.П.

За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта

См. Толкование на Ис. 5:22

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 25–30 И во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока. Воздвигнет убо знамение во языцех сущих далече и позвиждет им от конец земли, и се, скоро легце грядут: не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют, ни поспят, ни распояшут поясов своих от чресл своих, ниже расторгнутся ремени сапогов их: ихже стрелы остры суть, и луцы их напряжени: копыта коней их яко тверд камень вменишася, колеса колесниц их яко буря, ярятся яко львове, и предсташа яко львичища: и имет, и возопиет яко зверь, и извержет, и не будет отемлющаго их. И возопиет их ради в той день, яко шум моря волнующася: и воззрят на землю, и се, тма жестока в недоумении их

Что не этим только ограничатся последствия гнева на них со стороны праведного Судии, но прострутся и далее, это уяснит сейчас предложенное. Ибо, хотя они, несчастные, потерпели страшное опустошение, испытали муки голода и жажды, подверглись бедствиям войны, однако пребыли в отвращении от Бога, и потому не оказались вне гнева. Это-то, думаю, он разумеет, говоря: еще рука Его высока, как поражающая согрешивших; потому что рука ударяющего как бы всегда высоко поднимается. Затем, какое и сколь великое будет раздражение гор, кто будут исполнителями гнева их и с каким мужеством, с какою смелостью и необычною для людей жестокостью придут они, это он делает явным, говоря: воздвигнет убо знамение во языцех сущих далече. Ибо не сопредельны и не соседственны были со страною Иудейскою опустошившие ее и сжегшие Иерусалим и все города Иудейские, но из далеких стран и со всей земли собраны были. К тому же их было и весьма много, или лучше сказать неисчислимо было количество пришедших вооруженными вместе Веспасианом и Титом. Знамение же дано будет, сказано, как бы во время войны и сражения; потому что полководцы, намереваясь выводить в строй подчиненные им войска, имеют обычай подавать знаки, высоко поднимая так называемые знамена. О них и пророк Исаия упоминает, говоря: дондеже оставлени будете аки щогла на горе, и яко знамя носяй на холме (Ис. 30:17). Ибо ставящие знамена на высоких холмах или ставят их прямо, или наклоняют, или же привешивают к ним что-либо, на что взирает сражающееся войско. Таким образом оно узнает волю полководца. Воздвигнет убо знамение, сказано, и позвиждет им. И это опять также берется от обращения с пчелами. У пчеловодов есть обычай насвистывать им и таким образом выводить их из ульев на цветы и травы, а и опять собирать их с полей и водворять в жилищах их. Итак, позвиждет, сказано. Они же прибудут так же быстро и легко, как птицы. Мало заботясь о голоде, не боясь трудов, не предаваясь сну, хорошо препоясанные, вполне подготовленные к ведению войны, совершая поход на неукротимых конях, устремляясь как буря и на подобие львов и пожирая как звери, они будут так непреоборимы и страшны, что даже и без сражения в состоянии были бы побеждать, так как никто не выступил бы против них или не имел бы для себя достаточно помощи. И будет же в то время плач и смешанный вопль, так что некоторые примут это не за иное что, как за шум моря, разлившегося по стране Иудейской. Будет также и жестокая тьма, под которою разумеется совсем не тьма, происходящая от тумана или бывающая ночью, но скорее тьма вследствие страхов и растерянности. Ибо слишком тяжкие бедствия помрачают ум. Итак, Бог всяческих во всем приносит нам пользу: не напрасно (например) Он делает предсказания о будущем и подробно повествует о великости бедствий. Это делает Он для того, чтобы, поелику часто мы остаемся глухими к вразумлениям и ни во что считаем призывающее нас к покаянию слово, то, хотя бы убоявшись подпасть столь страшным наказаниям, восприняли в себя страх Божий и, отступив от злого, обратили наконец к благому сердце свое.

См. также Толкование на Ис. 5:24

Толкование на пророка Исаию.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible