Скрыть
Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И созиждут сынове инороднии стены твоя, и царие их предстояти будут тебе

«Ибо во гневе Моем Я поражал тебя», т.е.: ты был пленником не по причине Моей слабости. Потому, если дело обстоит таким образом, Он может освободить тебя, как и сказал: «но в благоволении Моем буду милостив к тебе», но не за твою добродетель. Ты подвергся наказаниям за твои грехи, и милость произошла не из твоей добродетели.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-12 И сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их служить тебе. Ибо во гневе Моем Я поразил тебя и при примирении Моем помиловал тебя. И будут всегда открыты ворота твои, не будут затворяться, ни днем ни ночью, чтобы приносилась к тебе сила (fortitudo) народов и чтобы приводились к тебе цари их. Ибо народ и царство, которое не будет служить тебе, погибнет, и [такие] народы будут разорены до запустения

Между прочим, чем обогащается [или построяется] Церковь и созидается град Спасителя, также иноплеменники и сыновья иноземцев строят стены его, чтобы враг не мог войти и неверие найти место. Иноплеменники же и иноземцы означают собственно народы языческие, которые по истине построили церковь Христову, так что цари и князья их служат или предстоят пред нею. Это можно понимать или буквально, или духовно. Если буквально, то мы видим, что цезаря римские покоряют выи игу Христову и строят церкви на общественный счет и делают законопостановления против преследований язычников и козней еретиков. Если духовно, то первенствующие среди них воздержанием, красноречием, святостию и подчиняющие служение тела власти духа, сами служат и предстоят или помогают той, которая часто оставляется вследствие невнимания или поражается жезлом преследователей, чтобы снова Он возлюбил ее по причине Своего милосердия. Или по крайней мере то следует сказать, что пораженную некогда и отданную в плен в народе иудейском, Он примирит с Собою в призвании язычников, так что ворота ея всегда будут отверсты и не будут запираться ни днем, ни ночью, и будут постоянно открыты для желающих спастись, то есть чтобы для желающих в радости или в скорби веровать в Него не воспрещался вход. И к ней будет принесена сила или богатства народов, и цари их будут служить или будут приведены к ней как пленники. Это ты тогда поймешь, когда увидишь, что самые красноречивые [люди] приводятся к вере Христовой и что глупою делается мудрость мудрецов и отвергается разум разумных, чтобы немудрое Божие было премудрее человеков (1Кор. 1). Народ же и цари их, которые не захотят служить Церкви добрым и полезным служением, чтобы перенесть его [или перенестись] на апостольское достоинство, погибнут гибелью, уготованною нечестивым, и будет обращено в запустение все, бывшее у тех, которые не захотели иметь Бога гостем.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И созиждут сынове инороднии стены твоя, и царие их предстояти будут тебе

Необычайно и это, и есть дело божественного всемогущества. Под стенами и оградами, охраняющими чад церкви, можно разуметь правую и непорочную веру, а также чистоту дел, сосредоточивающую в себе красоту всякой добродетели. А наставниками (царие их предстояти будут тебе) знания догматического и нравственного, учителями божественной проповеди могут быть все священнослужители, которые призываются к этому божественным определением. Начатком же этой священной проповеди были для нас божественные ученики и после них очень многие, в деле учения шедшие по следам их, не только из Иудеев, но и из рядов эллинских, которые, будучи хорошо знакомы с мирскою мудростью и обладая искусством красноречия, сделались превосходными наставниками, искусно созидающими непоколебимое учение в душах тайноводствуемых и внедряющими в них сознание достохвального образа жизни. Итак, хотя они - инородные, потому что по плоти они не от крови Израиля, но мудрые архитектоны, по слову божественного Павла, и прекрасно умевшие утверждать в нас Христа (Кол. 1:23), очевидно, чрез веру и наставление в добре. Это, думаю, и означает выражение: созиждут сынове инороднии стены твоя, и царие их предстояти будут тебе. Чьи же цари? Очевидно, цари инородных. Царями же в сих словах называет или начальников и предводителей народов, которые находились в церкви Христовой, как бы охраняя ее и ограждая чад ее и отражая всякое нападение врагов видимых и невидимых; или же тех, которые поистине увенчаны вышними почестями и имеют царственный скипетр, которые и были предстоятелями церкви. Предстояние здесь означает повиновение; ибо они преданы божественным и священным постановлениям и проповеди церковной оказывают всякое уважение.

Ст. 10-12 За гнев бо Мой поразих тя и за милость Мою возлюбих тя. И отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе силу язык и цари их ведомыя. Язы́цы бо и царие, иже не поработают ти, погибнут, и язы́цы запустением запустеют

Поелику, говорит, ты оказался виновным в очень многих и тяжких преступлениях, то ты подвергся соответственному им наказанию; ибо за такие твои свойства необходимо было тебе подвергнуться гневу (божественному). Но поелику опять необходимо было, чтобы ради благости и милосердия Господа и Бога тебе оказана была милость; то она и была оказана, и Я прекращу, говорит, гнев Мой. Что же случится и что дано будет после того, как прекратятся бедственные обстоятельства? И отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся. Кажется, в сих словах дается обетование о мире и соединенном с ним благоденствии. Те города, которые опасаются вторжения неприятелей, не всегда держат ворота свои отворенными; но даже и среди дня делают это только в удобное время и по требованию нужды, и то не без страха. Напротив те, которые совершенно освободились от опасения подвергнуться чему-нибудь подобному, широко отворяют их входящим, хотя бы это случилось и среди ночи. Итак, в сих словах Бог обещает им мир и великое благоденствие; стечение приходящих к их городу будет непрерывное и как бы постоянное вхождение привлекаемых чрез веру к познанию Христа, так что ворота представляются отворенными и не бывает времени, когда бы их надо было затворить, – и не для тех только, которые ведут простой образ жизни и подчинены царской власти, но и для самих над всеми власть имеющих. И до днесь можно видеть в самых событиях подтверждение смысла пророчества; ибо Церковь во всякое время принимает желающих веровать и не исключает решительно никого, кто имеет расположение к этому. И поелику никто этому не препятствует, то желающие могут быть приводимы к свету истинного боговедения в какое угодно для них время. А приводит всех к познанию Сына, Бог и Отец, чрез Которого (Сына) и в Котором и с Которым Он (Бог-Отец) прославляется. На это Он и Сам указал, говоря: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6:44). Говорит, что введена будет сила народов, дабы ты, как я сказал, разумел не одних только подчиненных и незначительных людей, но и тех, которые обладают силою и славою в этой жизни. Далее присовокупляет: язы́цы и царие, иже не поработают ти, погибнут и запустеют. Неверные и непосвященные в тайны веры и не имеющие участия в спасении Христовом, будут ли они славны или незнамениты, низвергнутся в дно ада и попадут в сети смерти; потому что умрут во грехах своих и подвергнутся ужасному наказанию.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе

С 10-14 ст. - третий отдел пророчественной поэмы, содержащий в себе подробное развитие мысли о славе и чести восстановленного Сиона.

Тогда сыновья иноземцев будут строить смены твои, и цари - их служить тебе… Слова эти исполнились и буквально, в отношении к историческому Израилю, когда персидские цари - Кир и Артаксеркс Лонгиман оказывали послепленным иудеям деятельную помощь по постройке второго храма и восстановлению стен Иерусалима (Езд. 3:7; Неем. 2:5-8). Но согласнее с общим характером данной главы видеть здесь указание на роль языческих народов в создании новозаветной церкви, в особенности, на выдающиеся заслуги их правителей, каковы, напр., равноапостольные Константин и Елена. Последняя, как известно, в особенности прославилась своими заботами о сохранении и восстановлении священных памятников Палестины и Иерусалима (Обретение Животворящего Креста Господня, основание храма Гроба Господня и пр.).

Ибо в гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе (10 ст.). Черты исторического и духовного Израиля здесь рассматриваются без строгого их разграничения, и нередко одни заменяются другими, как прообраз и его исполнение, что встречалось нам у пророка Исаии уже и раньше (Ис. 54:7-8).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.10 Тогда сыновья иноземцев будут стро­ить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я по­ражал тебя, но в благо­воле­нии Моем буду милостив к тебе.

 

     «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе». Слова эти исполнились и буквально, в отношении к историческому Израилю, когда персидские цари – Кир и Артаксеркс Лонгиман оказывали послепленным иудеям деятельную помощь по постройке второго храма и восстановлению стен Иерусалима (1Ездр.3:7; Неем.2:5-8). Но согласнее с общим характером данной главы видеть здесь указание на роль языческих народов в создании новозаветной церкви, в особенности, на выдающиеся заслуги их правителей, каковы, напр., равноапостольные Константин и Елена. Последняя, как известно, в особенности прославилась своими заботами о сохранении и восстановлении священных памятников Палестины и Иерусалима (Обретение Животворящего Креста Господня, основание храма Гроба Господня и пр.).

     «Ибо в гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе» (10 ст.). Черты исторического и духовного Израиля здесь рассматриваются без строгого их разграничения, и нередко одни заменяются другими, как прообраз и его исполнение, что встречалось нам у пророка Исаии уже и раньше (Ис.54:7-8).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible