Скрыть
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы*, //*По переводу 70-ти: слепым прозрение.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня»: такова, может быть, причина помазания Его. В ином месте показывается иная причина, когда говорится: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Видишь ли: здесь пророк сказал без члена: «Дух Господа Бога на Мне»; так же мы читаем в другом месте: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его« (Рим.8:9). Ясно, что Иисус принял Святого Духа не потому, что Он в Нем нуждался, но только во свидетельство, – никто ведь не получает того, что есть его. Как Своим божеством Он показывает силу, так и Своим Духом, являя, что Дух есть той же природы, какой Он Сам. Он сказал: «совершилось!» (Ин.19:30). Где – иудеи, где – еретики? Когда Бог говорит: «совершилось», то никто не может противоречить. Здесь говорится: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня», а в другом месте: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса» (Деян.10:38). Сказано: Бог, – не человек; не елеем, но Духом Святым и силою. Если бы Он помазан был людьми елеем, то Он не был бы выше остальных помазанников. Подобно тому, как Он был крещен, не нуждаясь в крещении, так как Дух в Нем пребывал до крещения, по сказанному: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35), таким же образом во время крещения на Него сошел Святый Дух не ради освящения, потому что Он был свят и есть Освятитель всех, и не для того, чтобы совершить дивное, что Он мог совершить Своим божеством, но только для того, чтобы представить свидетельство, почему Иоанн и говорил: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Для того, чтобы показать, что явление Святого Духа было только для свидетельства, а не потому, что Он не имел Его, Иоанн сказал: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:34). Ясно, что Сын Божий есть Бог, так как Отец Сам представил свидетельство, говоря: «cей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте» (Мк.9:7); потом Сам Христос говорил: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф.12:28), а также в ином месте: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф.4:1). Этими словами Он выражает одну и ту же волю и свое равенство с Духом Святым, даже во плоти. Мы исследуем: говорил ли Он о благодати, или о Святом Духе? Сказано: «Дух Господа Бога на Мне», а не благодать Господня. Но удивительно то, что Дух Господень явился над Богом. Было необходимо, чтобы Святый Дух явился над воплощением Бога, чтобы благодать Духа чрез плоть Его, Христа, утвердилась в нас. Как над Ним Дух явился во свидетельство, не потому, что Он в Нем нуждался, так над нами Он является не во свидетельство, но для отнятия нашей скудости, по написанному: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:16). Он показывает нам, что Сын по божеству есть одной и той же природы с Отцом; а нас, хотя мы и не сыны по природе, Он освящает и делает сынами по благодати. «Благовествовать нищим послал». Здесь послание есть то же, что и откровение. Откуда и куда посылается Тот, Который по божеству Своею природою пребывает во всех? «Нищим», говорит. Разве не нищими были князья, начальники и богачи, которым Ему нужно было возвещать? Конечно, говорит, были поистине нищие: они были великими в этой жизни, но нищими для будущей жизни. Потом, иным образом, пророк называет нищими людей, которые первые получили благовестие.

«Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем», – тех, сердца которых часто оскудевали по причине грехов. Иудеи и прочие, которые приняли благовестие, были недостойными. Сам Господь наш в нагорной проповеди в начале говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Нищим открыта дверь небесная; смирение – причина всех благ, а гордость – причина всех зол.

Помазал Меня Духом, т.е. дал свидетельство. Для того, чтобы того Помазанника не считали подобным прочим пророкам, не считали посланным только для благовествования, пророк прибавляет: «исцелять сокрушенных сердцем», или по причине грехов, или по причине печали. А для того чтобы показать, что исцеление принадлежит собственно Ему, и что Он не есть слабый пророк, который дарует иным то, что прежде получил сам, Он в Евангелии говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Говоря: «Я», Он объявляет о Своей безусловной и высшей свободе. Видишь ли: прежние благодеяния были видимы, а настоящие невидимы, те – телесны, а эти обновляют души. В данном случае говорится не о настоящем и земном, но о будущем и небесном. Справедливо Он называет их нищими, потому что они лишились таких благ. Он также показывает, что недостаточно только нам принять благовестие, но что следует нам и согласиться с принятым благовестием.

«Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем». Некоторые были сокрушенными по причине скорбей, иные по причине грехов, иные по причине того и другого, – подобно тому, как Господь наш сказал расслабленному: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Ин.5:14). Иные сокрушаются по причине праведности или грехов; по причине праведности, как написано: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50:19); по причине грехов, как написано: «изцели сокрушение ея, яко подвижеся» (Пс.59:4). Некоторые сокрушаются по причине диавола, как согбенная женщина, по причине грехов, как написано: «Яко беззакония моя превзыдоша главу мою… Возсмердеша и согниша раны моя» (Пс.37:5–6), потому что, когда мы не обращаем внимания на то, что гниет, то происходит смрад. Потом говорится: «опустошение и гибель на стезях их» (Ис.59:7). Не так телесные скорби уменьшают силу тела, как грехи разрушают силу духа. Потом пророк показывает иное благодеяние для души: «проповедовать пленным освобождение», т.е. тем, души которых были в плену. Откуда это ясно? Из того, что Он сказал не: «даровать», но: проповедать отпущение, показывая этим, что благодеяние зависит от воли принимающих. Он пришел для благовестия, для того, чтобы желание добра было им приятно. «И слепым прозрение» (в русском переводе: «и узникам открытие темницы»). Какие слепцы вышли из Вавилона? Хотя они были слепыми, прежде чем пришли, однако они не были таковыми после возвращения.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня, возвещать кротким послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, и проповедывать пленным освобождение и узникам открытие [темницы], проповедывать лето благоприятное Господу и день мщения для Бога нашего, утешить всех плачущих, предоставить сетующим Сион и дать им вместо пепла венец, вместо плача — елей радости, вместо духа скорби — одежду (pallium) хвалы

Тот, кто выше сказал: Я, Господь во время соберу их или по еврейскому: Я, Господь во время его внезапно совершу это, говорит вслед за тем: Дух Господа Бога на Мне, — не потому, что Господь Бог имеет Господа Бога, а потому, что Он говорит сообразно с домостроительством воплощения то, что свойственно уничижению. К Нему и псалмопевец говорил: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44:8). Ибо, когда называются причастники, то ты должен разуметь телесную природу, потому что Бог не имеет причастников. А так как помазание было духовным, а не [помазанием] тела человеческого, как было в священстве иудейском, то говорится, что Он помазал паче причастник, то есть прочих святых. Помазание Его совершилось в то время, когда Он крестился в Иордане и Дух Святый сошел на Него в виде голубя и пребыл на Нем (Ин. 1:32), О нем говорил и этот же самый пророк: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (Ис. 11:1-2). Поэтому и когда Спаситель, после крещения в Иордане, пришел в Назарет, в котором был воспитан, то вошел по обычаю в день субботний в синагогу их. И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно (Лк. 4:18-19). Когда, закрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: днесь сбытся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему. И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его (Лк. 4:21-22).

Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится (1Кор. 13:2-10). Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:4-5). И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем (Лк. 4:18) и говорят: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19), или, по Симмаху и Феодотиону,чтобы обвязать раны грехов, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение и заключенным открытие [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: узникам освобождение о Нем или вернее к Нему выше говорится: се Аз дах Тя во свет языков отверсти очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы седящыя во тьме (Ис. 42:6-7). Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изьясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: се ныне бремя благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2), о чем мы подробнее сказали выше (Ис. 49:9). Если же воздаяние принимается в смысле не заслуг в добре, а наказаний за грехи, соответственно чему оно называется днем мщения, то следует понимать,что это в отношении к народу иудейскому, который после страдания Его немедленно был постигнут гневом Божиим. И утешил Он всех плачущих, говоря: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5:4), чтобы предоставить плачущим Сион и дать им славу и венец вместо пепла. Из числа их был и апостол Павел, который оплакивал Сион и говорил: яко скорбь ми есть велия и непрестающая печаль (Рим. 9:2). И еще: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей и сродницех моих по плоти, иже суть исраилите (Рим. 9:3-4). И так как они были плачущими и сетующими, то вместо пепла получили елей радости, видя, что весьма многие из иудеев уверовали и облеклись в весьма чистую одежду вместо траурного одеяния.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия, дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа унынья

Сказав в предшествующих стихах о тех, которые будут призваны через веру: Аз Господь по времени соберу их, – теперь (как будто уже наступило время, в которое обещано собрать их, и как будто Он уже сделался человеком, уподобился нам и уничижил Себя до истощания говорит: Дух Господень на Мне, хотя Единородный, будучи по естеству Бог, есть Святой святых и Сам освящает всякое создание, так как Он рожден от Святого Отца, и исходящего от Него (т.е. от Бога Отца) Духа также и своими верховными силами ниспосылает как Своего, и притом тем, которые познали явление Его. Каким же образом Он был освящаем? Ибо Он, будучи Богом и вместе человеком, по божеству подает Духа твари, а по человечеству Сам приемлет от Бога и Отца. Это мы и называем помазанием. Далее Он объясняет причину вочеловечения, ибо сказав: от Отца, необходимо присовокупил: Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым пpoзрение, нарещи, сверх того, и день воздаяния. Из сего же изречения видно, как многочисленны славные дела вочеловечения Единородного. Дабы прибрести поднебесную, привести живущих по всей вселенной к Богу и Отцу, изменив все к лучшему и как бы обновив лицо земли, Он принял зрак раба, хотя Он – Господь всяческих. Итак, Он благовестил нищим, для сего, говорит, и послан был. Под нищими же могут быть подразумеваемы те, которые некогда страдали недостатком всякого добра, упования не имуще и безбожни в мире, по написанному (Еф. 2:12). А те из язычников, которые обогатились верою в Него, стяжали божественное и небесное сокровище, очевидно, евангельскую и спасительную проповедь, через которую сделались причастниками царства небесного, общниками святых и наследниками благ, превышающих ум и слово. Око, говорит, не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдота, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Или же, быть может, пророческое слово говорит здесь о том, что нищим духом сообщено Христом изобильное подаяние даров (духовных). Сокрушенными же сердцем называем тех, которые имеют слабый и нетвердый дух, не имеют сил противиться нападению страстей, таким образом подчиняются им и кажутся как бы пленниками. Таковым обещает исцеление и отпущение, а слепым дает и прозрение; ибо, служащие твари, говорящие дереву: отец мой еси ты, и камню: ты мя родил еси (Иер. 2:27) (и не знающие) истинного и по естеству Бога, – неужели они не слепы? и душа их неужели не лишена света божественного и духовного? Таковым Отец ниспосылает свет истинного боговедения; ибо они призваны через веру и познали Его, пaчe же познани бывше от Него (Гал. 4:9; ср. 1Кор. 8:3), и сыны ночи и тьмы сделались чадами света. Да, их осиял день, и взошло Солнце правды и воссияла светлая денница. Но ничто не препятствует относить все сказанное и к потомкам Израиля. Ведь и они были нищими и сокрушенными сердцем, как бы пленниками и пребывающими во тьме: ибо несть на земле творяй благостыню, несть до единаго, но вси уклонишася вкупе неключими быша (Пс. 13:3) – Но пришел Христос и прежде других благовествовал Израильтянам дела своего пришествия; и сверх того благовествовал, чтоб нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния. Приятное лето, это то, в которое Христос был распят за нас; ибо тогда мы сделались приятными Богу и Отцу и через Него стали приносить плоды (добродетели). Этому учил и Он Сам, говоря: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин. 12:24); и опять егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32). Итак, Он воскрес тридневен, поправ державу смерти. Потом, обращаясь к святым ученикам, Он говорил: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя, Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:18, 10). И так приятно, без сомнения, то лето, в которое мы были приняты, получив общение с Ним, омывшись от греха через святое крещение и сделавшись общниками Его божественного естества через причастие Святого Духа. Приятным летом было то, в которое Он явил славу Свою в неизреченных знамениях, ибо мы радостно встретили время спасения через Него, на которое указал и премудрый Павел, говоря: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2). Днем же воздаяния мы называем не иное какое время, как тоже самое время Его пришествия, в которое Им совершено было воздаяние уверовавшим в Него через обетование во уповании. Разумею вот что: достохвальная жизнь по закону Моисея хотя и доставляла здешнее (земное) благополучие тем, которые с охотою проводили ее непорочно; но она не имела обетования наград в будущей жизни и только напоминала о благоденствии настоящей жизни; ибо (закон) повелевал удаляться от грехов, возглашая: да не умреши не во время свое (Еккл. 7:18); и детям возглашает: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Обещал также и изобилие плодов (земных), прекращение войны, распространение мира и вследствие его радость. Посему устами Захарии сказал: плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов, иже посреде его: и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славе буду посреде его (Зах. 2:4); и опять: еще сядут старцы на путех Иерусалимских, кийждо жезл свой имый в руце своей от множества дней: и пути града исполнятся отрочищ и отроковиц играющих на путех его (Зах. 8:4-5). Итак, закон Моисеев обещал древним наслаждение только временными наградами: божественная же и спасительная проповедь обещает воздаяние в будущем веке: блажени нищии духом, говорит, яко тех есть царствие небесное (Мф. 5:3). И если кто захочет внимательно исследовать дальнейшие блаженства, тот найдет, что возвещенные Богом награды и славны, и велики. Впрочем, если угодно кому, можно воздаяние, совершенное Христом во время Его пришествия, не без основания толковать и некоторым другим образом, а именно: премерзостный сатана некогда величался над жителями земли, владычествовал над вселенной, отвлекши ее от истинного познания, говорю о познании Бога по естеству, и повергнув их как бы в болота греха, сделал их поклонниками себе и своим лукавым силам; посему говорил: вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму: и несть, иже убежит мене, – или противу мне речет (Ис. 10:14): но его надежды относительно этого оказались пустыми, ибо восстал и противуглаголал за нас Христос, совершил Он и отмщение над ним за преступление его против нас, разрушив всю его силу, уничтожив его владычество над нами и, пленицами мрака связав, по написанному, предаде на суд великаго дне мучимых блюсти (2Петр. 2:4; ср. Иуд. 1:6), как его, так и прочих, которые вместе с ним сделались отступниками. Посему божественный Давид, как бы от лица искупленных, воспевает и говорит: исповемся, Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему Вышний. Яко сотворил еси суд и прю мою: сел еси на престолы, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век, и в век века (Пс. 9:2-6). Так и в другом месте говорит о том же самом: взыщется грех его, и не обрящется (Пс. 9:36). И Сам Спаситель сказал: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Таким образом, и по этому толкованию, время воздаяние есть то, в которое воссиял миру Христос. Пришел же Он, сказано, для того, чтобы утешити вся плачущия Сиона, дати славу вместо пепела, и помазание веселия, и украшение славы вместо духа уныния. У Иудеев некогда были мужи святые, сведущие в законе, исследовавшие и изучавшие пророческие предсказания. Видя, что потомки Израиля стали пренебрегать законом Моисея и предпочитать свои пожелания, учить учению и заповедям человеческим и проводить беззаконнейшую и грехолюбивую жизнь, – эти мужи испытывали скорбь о них, свойственную святым, и ожидали искупления через Христа; ибо они, по внушению Духа, знали того, кто верою оправдывает нечестивого и милосердою благодатью очищает оскверненных. Посему праведный Симеон, взяв на руки новорожденного Иисуса, молился, говоря: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, свет во откровение языком и в славу людей Твоих Израиля (Лк. 2:29-32). Найдем, что и божественный Захария, отец Иоанна, говорил: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим: и воздвиже рог спасения нам (Лк. 1:68-69). Благовествовал и Филипп Нафанаилу, говоря: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1:45). И премудрый Павел пишет: скорбь ми есть, и непрестающая болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех моих по плоти (Рим. 2:3). Так дано плачущим Сиона утешение через Христа, и вместо пепела слава: они перестали скорбеть и плакать о нем (Сионе) и получили благодать через Христа, возвещая и проповедуя радостную весть (Евангелие). Дано же им помазaниe веселия вместо плача и украшение славы вместо духа уныния. Помазанием здесь называет радостное (состояние духа) или веселие и радость вместо сетования и плача, и украшение (καταστολήν) славы, то есть, облачение, или платье и одежда вместо духа уныния (ἀκηδίας), то есть, вместо древнего малодушия; ибо те, которые древле плакали о Нем и упадали духом, ради Него прославились. Как же прославились? Они поставлены наставниками и учителями Его, о чем и было сказано Ему через лиру Псалмопевца: вместо отец Твоих быша сынове Твои (Пс. 44:17); ибо премудрые ученики, бывшие чадами синагоги Иудейской, сделались отцами. Посему премудрый Павел пишет некоторым: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор. 4:15). Итак, бывшие сыновьями Его, поставлены в качестве отцов. А что божественные ученики имели украшение славы божественной, будет ясно из слов, сказанных к ним однажды Христом: болящие исцеляйте, бесы изгоняйте, мертвые воскрешайте (Мф. 10:8); и опять: вы есте свет миру (Мф. 5:14).

Толкование на пророка Исаию

Григорий Палама, свт. (†1359)

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы

Почему же Пророк не сказал, что Он послан даровать слепым прозрение, как в действительности это и было, но – послан проповедать слепым прозрение? – Потому, что Господь пришел на землю преимущественно не для того, чтобы отверзать телесные очи, но душевные глаза, которые, чрез Евангельскую проповедь, приобретают прозрение; следовательно, справедливо пророчество говорит, что Господь проповедывал слепым прозрение. Как Сам Господь, вот, увещевает нас искать духовные блага: «Делайте, – говоря, – не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный» (Ин. 6:27); обещает же присовокупить нам и телесные блага, если мы будем искать душеполезных: «Ищите, – говоря, – царствия Божия, и сия вся приложатся вам» (Лк. 12:31); так Он поступает и в отношении слепых. Потому что преклонив небеса и сошед на землю по человеколюбию, чтобы чрез Евангельскую проповедь отверсти очи нашей души и даровать нам духовное прозрение, Он присовокупил к сему и исцеление чувственно-незрячих очей. Посему имеется и большое сходство между тем и другим прозрением, я имею ввиду – прозрением по-телу и по-душе. Потому что как из числа слепых телесными очами, одни сразу же получили прозрение, как напр. тот, который услышав: «Прозри», немедленно исцелился; другие же – постепенно, как напр. тот, который, прежде чем приял совершенное исцеление, говорил: «Вижу проходящих людей, как деревья»; так и из числа приявших, чрез веру, исцеление душевных очей, одни сразу же его обрели, как напр. тот, который из мытарей сразу же стал Евангелистом; другие же постепенно, как ночной еще ученик – Никодим. И как из числа слепцов по-телу, одни единым словом получили исцеление, как напр. Вартимей; а другие – и действием (Христовым): потому что на глаза слепого из Вифсаиды Он и слюну Свою положил; ибо он, как представляется, имел глаза, но – пустые, поскольку глазная влага вытекла из них, которую, чрез божественное тогда плюновение, он получил. От рождения же слепой даже и глаз не имел, посему нуждался и в формировании их из земли, что, чрез смешение брения Владычними перстами, он приял.

Итак, как из числа слепых по-плоти, как я сказал одни восприяли исцеление единым словом Христовым, другие же – и действием Его, так обстоит дело и относительно приявших исцеление душевных своих очей, т.е., как мы сказали, – изменение состояния от безверия в веру: для одних была нужда в чудесах для того, чтобы они уверовали, как напр. для тех, которые были посланы Иоанном (Крестителем) для вопроса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3); а другие единым словом восприяли сие, уверовав по самому слуху, как оный сотник, про которого Господь засвидетельствовал, что по вере он превосходит Израиль.

Омилия 30, заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует евангелист Матфей

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Хотя настоящая глава с ее речью о характере служения Мессии в имеющей быть основанной Им церкви и сохраняет некоторую внешнюю связь с предыдущей главой, в которой говорилось о судьбах той же новозаветной церкви; но внутренно она более тесно примыкает к раннейшим главам, именно к тем самым, в которых говорилось о Мессии; о различных Его состояниях (унижения и прославления) и о характере Его служения, т. е. к Ис. 42, 49, 50 и 53 гл.

Ст. 1-3 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы

Это – один из самых ясных и важных мессианских отделов кн. пророка Исаии, достоверность которого засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, в Его известной проповеди, сказанной Им в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–21). Несмотря на это, некоторые из еврейских раввинов (Тарг.), а вслед за ними и большинство новейших рационалистических экзегетов (Rosenmullef, Seheyg, Braun, Hitzig, Ewald, Knobel, Klostermann etc.) находят возможным отрицать мессианский характер данного отдела и утверждают, что пророк Исаия говорит здесь о самом себе. Но против такого, явно тенденциозного взгляда, восстает и более почтенная еврейская древность (Кимхи, трактаты – Midrasch, Koheleth, Vajikra rabba и др.) и вся древнехристианская, святоотеческая традиция (святой Ириней Лионский, святой Кирилл Иерусалимский, блаженный Иероним, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит и др.) и общий характер автора книги – пророка Исаии, никогда не выдвигающего своей собственной личности, и наконец, более частный анализ именно данной главы, в связи со всем предыдущим и последующим контекстом речи (Подробнее об этом см. у И. Григорьева «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве», с. 234–241, Казань, 1902 г.). Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня… Правильное понимание, как «Духа Божия», так и Лица, на котором Он опочил, устанавливается ясным смыслом предшествующих мессианских мест из кн. пророка Исаии, из которых бесспорно открывается, что под этими определениями разумеется Триипостасная Троица: Бог-Отец, как ниспосылающий Духа, Бог-Сын, как воспринимающий Его, Бог-Дух Святый, как нисходящий на Сына (во время крещения на Иордане; Ис. 11:2; 42:1; 48:16; 49:1–2). Библейское выражение «помазал» ведет свое происхождение от священного образа «помазания», или, точнее, «возливания елея на главу», служившего символом особого Божественного освящения лица, избранного на то или другое теократическо-общественное служение (царя, первосвященника, пророка). В данном примере знамением такого Божественного «избрания», или «посвящения» Богом Мессии на служение роду человеческому послужило ниспослание на Него Духа Святого. Буквальное исполнение этого пророчества можно видеть в истории крещения Господа Иисуса Христа, когда Дух Святой нисшел на Него в виде голубя (Мф. 3:16; Деян. 10:37–38). Цель этого помазания, или задачи служения Мессии состоит в том, чтобы «благовествовать нищим» – по-греч. ευαγγελιζειν πτωχοις – чисто новозаветные термины, имеющие глубокий материальный и духовно-нравственный смысл (Мф. 5:3–4; Лк. 6:20–21 и др.).

Исцелять сокрушенных сердцем… Тот, о Ком пророк Исаия раньше говорил, как о Кротком и смиренном Отроке, Который не сокрушит «надломленной трости» (Ис. 42:3), будет в особенности любовно и бережно обращаться с надломленными человеческими сердцами, на которые Он прольет целительный бальзам Своего действительного утешения (Ис. 49:13).

Проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, или, по LXX «слепым прозрение». [В славянском переводе – проповедати пленником отпущение и слепым прозрение. Прим. ред.] Освобождение или точнее – «отпущение», по свойству употребления здесь евр. термина רירד – указывает на одну черту из празднования юбилейного года, когда отпускались на свободу все должники и самая земля снова возвращалась к ее первоначальному владельцу (Лев. 25:10). Почти дословное выражение этих мыслей мы уже встречали у пророка Исаии (Ис. 42:7; 49:9).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.1-3. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
Ст.1-3. Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо духа уныния: и нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу.
 

     Пророк, как Помазанник Божий, предшественник и предвозвестник Мессии-Спасителя, говорит: Дух Господень на Мне, подразумевается, что постоянно пребывает, как сила просвещающая и освящающая.
     Господь помазал Меня или сообщил Мне дары Святого Духа через помазание, ради того, чтобы послать Меня благовествовать нищим, чтобы людям, лишенным права наследия благ духовных, возвестить радость наследия вечного блаженства (Ис.61:7). 
     Господь послал Меня изцелити сокрушенныя сердцем: людей, у которых душа, под гнетом горя, не может обладать принадлежащими ей силами, не в состоянии действовать ими в совокупности, а потому постоянно страдает, тех изцелитьдаровать им крепость сил, свободу духа в радости сердца.
     Господь послал Меня проповедати пленником отпущение и слепым прозрение: людям, томящимся в плену, возвестить время отпущения или освобождения из плена, а слепым возвестить прозрение, точнее: узникам, томящимся в подземных темницах, как бы во мраке могил, возвестить открытие темниц и озарение светом солнца. Такое озарение их и будет как бы прозрением слепых. Я послан, говорит Пророк, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния: тем, кто находится в рабской работе, нарещи или возвестить наступление лета Господня приятного, каковым были обыкновенно субботний и юбилейный годы, когда, по Закону Божию, земля должна была отдыхать, а рабы отпускались на свободу (Лев.25:4-7;10-13;39-42; ср. Исх.21:2-3),  нарещи и день воздаяния, подразумевается, день отмщения пленителям и притеснителям, и день награды угнетенным и огорченным.
     Господь послал меня утешити вся плачущыя: кто, в скорби о разлучении с Сионом, оплакивал его и, по обычаю, выражал свое сетование во внешних знаках печали, тех утешить, а именно, возвестить им, что, вместо пепла, служащего знаком гибели, им дана будет слава, т.е. венец на голову вместо терзания волос, что всегда выражало отчаянную грусть, им дан будет елей, которым обычно намазывали голову в дни праздников, в знак радости, вместо разодранного вретища, что выражало уныние духа, им дано будет украшение славы или славное украшение, т.е. красивая, богато украшенная, праздничная одежда. И поколения таковых Богом избавленных людей назовутся в потомстве своем родове правды, или поколения праведников. И это поколение праведников будет как бы новый и прекрасный виноградник Господа, насажденный Его десницей и взращенный Его благодатью, и – во славу Его, вместо прежнего, бесплодного, негодного и погибшего (Ис.5).
     Пророк Исаия, как великий Помазанник Божий, предвозвещавший избавление народа из плена Вавилонского, со всеми радостями его, а также предсказывавший об отрадном времени явления в мир Спасителя, имел основание говорить так и о своем призвании и послании.
     Но Пророк только предвозвещал отрадные дни спасения из дали времен, а сам не был очевидцем этих блаженных дней. А потому Он есть только прообраз Великого Помазанника Божьего, Спасителя, который не только возвестил о таком Своем служении людям, но и совершил то, что говорил и на что был послан Богом, как Помазанник Святой из Святых.
     Он объявил и действительно даровал людям «лето Господне приятное» – «день спасения», со всеми его радостями не только земными, но и небесными: для нищих – блага милосердия и духовные дарования, для сокрушенных сердцем – благодать исцеления от недугов и грехов, для пленных – свободу от своих страстей и от власти ада, для слепых – озарение очей и просвещение ума, и всем вместе Он даровал блага блаженства (Лук.4:16-21,43;7:20-23; Мф.11:4-6).


 

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посланничестве.
 

Лк.4:18. Эти слова пророк Исаия говорил от лица Мессии: Ис.61:1-2; и Иисус Христос, объясняя это пророчество, сказал: «ныне исполнилось писание сие»: Лк.4:21. Присваивать себе такое исключительное посланничество никто из смертных не должен: Ин.3:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible