Скрыть
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством

«Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня». Не видишь ли ты, что здесь пророк сказал только о радости духовной? Здесь нет ничего вещественного, но все духовное, потому что он говорит: «возвеселится душа моя о Боге моем». Когда мы получаем какую-либо духовную благость, то мы радуемся о Господе. Всякий, кто радуется о своих благах и детях, хотя бы потом подвергался печали, однако, видя приятную жену или любимых сынов, затем не считает бедствий более бедствиями. Равным образом это случается и с тем, кто радуется о Господе, – особенно, когда он наверное знает, что Бог не прогневался на него; тогда он более не скорбит и не печалится, подобно тому, как апостолы всегда радовались о Боге и других увещевали к тому же, говоря: «Радуйтесь всегда в Господе» (Флп.4:4). Эта радость непреходяща и бессмертна. Если кто радуется о благах, то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость. Подобно тому, как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз, а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отнимает радость от ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной, может быть, будет радоваться из-за прекрасной жены, но и она – владение непрочное, радость временная, веселие преходящее, соединенное со многими огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным; любовь постоянно обновляется, желание возжигается, никогда не дряхлеет и не стареет. Тот, кто любим тобою, всегда нов, желателен и достоин любви. Если же ты скажешь, что ты не видишь Его, то посмотри на небеса: как они прекрасны, как величественны! Как небо приятно, усладительно для зрения и полезно для всего! А это небо есть дело Того, Которого ты любишь, тонкое и нежное дело перст Его. Отсюда ты уразумеешь красоту Его Самого, насколько это возможно. Разве ты не видишь Его? Если желаешь, то ты Его узришь, – очисти только ум, очисти сердце, потому что говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

«Облек меня в ризы спасения». О какой ризе говорит пророк? Та риза, в которую мы облекаемся, не есть риза спасения. Но я знаю, что вам, ведящим таинство, это известно. Однако, пусть говорит Павел: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: «ризу», – потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти – совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: «облек», так чтобы одежда всегда пребывала с нами. «Одеждою правды одел меня». Есть здоровье, которого мы можем достигнуть после болезней, благодаря врачам и наставлениям советников; это же здоровье приобретается вместе с радостью и величайшими благами и никогда не подвергает нас бесчестию. «Как на жениха возложил венец». Акила говорит: «как жениху, украшенному венцом». «И, как невесту, украсил убранством». Митра – это венец, украшенный ожерельями и драгоценными камнями, который женихи надевают себе на голову во время бракосочетания. «И, как невесту, – говорит, – украсил убранством». Поистине, было брачное торжество, но только духовное, в котором души сделались причастницами Бога. Смотри на бедность невесты, которая получает от жениха одежду и украшение; никто другой не мог украсить ее этими одеждами. Подобно тому, как какой-либо муж – царь, когда желает взять себе в жены понравившуюся служанку, не имеющую одежды, достойной брачного торжества, и не имеющую средств самой от себя приготовить таковые одежды, дарит ей все это и украшает, – таким же образом и Христос даровал все украшения Церкви и украсил ее.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-11 Радостию буду радоваться о Господе, и возвеселилась (вульг. возвеселится) душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждами правды одел меня, как жениха, украшенного венцом, и как невесту, украшенную ожерельем своим. Ибо как земля производит зелень свою и сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог возрастит правду и хвалу пред всеми народами

Начало отдела по Семидесяти, которые сказали: радостию возрадуются о Господе, связано с концом предшествующего отдела. По еврейскому это—начало другого отдела, в котором выводится Церковь, отвечающая на слова Христа: радостию возрадуюсь о Господе и возвеселится душа моя о Боге моем,—не об отцах, как хвалились иудеи, говоря: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже (Ин. 8:33), но о Боге, согласно с словами Писания: народу же веровавшему бе сердце едино и душа едина (Деян. 4:32).

Далее указывает причины радости: Ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою или хитоном правды и веселия, которая по еврейски называется таит, украсил и одел. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, во Христа облекаемся (Гал. 3) и имеем Его одеждою правды, который сделался для нас святостию, правдою и искуплением (1Кор. 1). Он представляет также сравнение двух стад в Церкви: совершенных и начинающих. Совершенных он сравнивает с красотою жениха, начинающих уподобляет украшению невесты. Совершенным был Павел, который, как жених, украшенный венцом и долженствовший быть увенчанным, или, как перевел Акила: ίερατευμένοζ οτεφράφ; Что на нашем языке называется носящий священнический венец, говорил по авторитету вещавшего в нем Христа подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды (2Тим. 4:7-8), и в другом месте: елицы убо совершенни, сие да мудрствуем (Флп. 3:15). Начинающим же он был сравнительно с исполнением, когда от лица начинающих говорил: егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях (1Кор. 13:11), и еще: отчасти видим и от части уразумеваем, пока не приидет совершенное (1Кор. 13:8-10). Поэтому уподобляется украшению невесты, украшаемой женским нарядом или, как прочие перевели, убранствами (vasis) или ожерельями своими. И представляет примеры другого сравнения, из которых первый относится к жениху, второй к невесте. Как земля производит зелень свою и орошается небесными дождями, и подобно тому как сад, нуждающийся в водах источников и рек, произращает семя свое: так, говорит он, Господь возрастит правду и радость пред всеми народами,—не пред Израилем,чтобы поразить высокомерие иудеев, а пред всеми народами, которые собираются в Церкви.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки

Распростерши к ним щедрую руку и возвестив, что увенчает их многочисленными и драгоценными дарованиями (ибо говорит: всяк видяй я, познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога) и потом присовокупив, что возрадуются о Господе, Он прямо сообщает им радость. Посему-то, и притом весьма уместно, вводится здесь лицо церкви, от восторга восклицающей: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия. Одеждою вeceлия называет Господа нашего Иисуса Христа, как и премудрый Павел пишет уверовавшим в Него: облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похотех (Рим. 13:14). Те, которые имеют в Нем как бы одеяние, сверх спасения приобретают счастье и пребывают в нескончаемой радости. Посему Сам Спаситель сказал: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин. 10:10); ибо Он, как я сказал, не только спасает, но и доставляет нескончаемую радость; это и есть то лишшее, что должно прибавиться - жизнь святым. Итак, Христос есть небесная и превышняя риза и одежда нетления; кто получит ее, тот будет увенчан всякою красотою, очевидно, духовною, и отличиями добродетели. Он будет как жених, украшенный венцом, и как невеста, блистающая всеми украшениями; ибо сyщие во Христе - сильны и весьма мужественны в духовных подвигах и в изобилии обладают украшениями добродетели во всех видах. Они подобны и невестам по плодородию и по разнообразной красоте блестящих добродетелей. Посему некто из святых пророков, называя плодоносными проводящих святую жизнь, сказал: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, его же сотворихом на земли (Ис. 26:18). Итак, святых надобно уподобить жениху и невесте по причине их мужества и, сверх того, плодородия. Но обрати внимание на то, что им всегда присуще как бы сияние красотою; и это сохраняется у них как при совершении великих подвигов добра, так и в мужественной борьбе со страстями. А что радость, как бы некое цветущее растение, увенчавает вселенную, после того как Христос воссиял народам правду, на это указал в словах: яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки. Кажется, вырастающим и восходящим пред народами семенем и цветом называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа, как сказал в Песни Песней: Аз цвет польный, и крин удольный (Песн. 2:1); или же евангельскую и спасительную проповедь и оправдание через нее, которое превосходнее правды законной и всегда сопровождается радостно, то есть веселием. Тем, которые вполне достигли его (оправдания), даровано будет Богом пребывание в постоянной радости; ибо они услышат от Спасителя всех нас Христа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21). Как радость спасительная проповедь может быть понимаема и другим способом: между тем как закон был карателем и возбуждал (в душах) великий страх, ибо отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает (Евр. 10:28), напротив, евангельское откровение приносит нам жизнь и oбетованиe наград и истинную надежду на непостижимые блага.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством

Созерцание такого полного торжества и высокой славы новозаветной Христовой церкви наполняет душу пророка священным восторгом, и он из глубины переполненного сердца поет победный гимн Богу, влагая его в уста самой церкви. Примеры подобного рода бывали и раньше (Ис. 42:10; 44:23; 49:13).

Радостью буду радоваться… Указывает на самую высшую степень радости, новозаветной церкви, при виде такого множества членов и такого всеобщего почета и такого ясного благоволения Божия (см. 8 ст.).

Возвеселится душа моя о Боге Моем... потому что именно Он - причина и источник духовного веселья церкви. Невольно напрашивается сравнение этих слов с аналогичными словами другой радостной, новозаветной песни: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46-47).

Ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня… Образ взят, по-видимому, от воина, одетого в бранные доспехи; хотя евр. термин ליךמ - «одежда спасения» указывает на одежду первосвященника. В переносном смысле все это знаменует благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинствах церкви и сообщающие с верою приемлюшим их оправдание и спасение.

Как на жениха возложил венец, как невесту, украсил убранством. Сравнение церкви с женихом и невестой следует признать особенно выразительным и сильным, так как на свое брачное торжество все, даже самые бедные люди, обычно стараются предстать в самом лучшем и нарядном уборе. В частности, сравнение церкви Христовой с невестой служит предметом целого псалма (Пс. 44). Можно, наконец, отметить, что текст этого стиха дал содержание одной из наших богослужебных молитв, при архиерейском облачении.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.10–11. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. 
Ст.10-11. Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежд его веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И Яко земля растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки.

     
Всецело уверенный в истинности обетований и проникнутый глубокой радостью предстоящих времен нового завета, Пророк отдается священному восторгу и полноту чувств своих изливает в кратком, но сильном и выразительном гимне.
     «Да возрадуется душа моя о Господе!»- восклицает Пророк. Его душа всецело отдается чувству радости, которую вселяет в него Господь Своим отраднейшим обетованием о спасении.
     «Облече бо мя Господь,- говорит Пророк,- в ризу спасения и одеждею веселия одеямя»: как обыкновенно спасшийся от предстоявшей гибели на войне или освободившийся из рабства, или изменивший свой порочный образ жизни на честный и добродетельный, с благодарностью к Богу торжественно празднует свое спасение, надевает чистую белую одежду (хитон, сорочку) и покрывается ризой – дорогим и красивым плащом; так живо, полно и торжественно радуется и Пророк о спасении своем и Израиля. Как радуется жених, вступающий в брачный союз с невестой, на которого возлагают красивый венец, и как радуется невеста, которую выдают замуж и украшают красотою, т.е. разного рода предметами убранства (мониста, цепочки, серьги, запястья и т.п.); так радуется и Пророк о народе, который имеет вступить в вечный завет или вечный союз любви с Богом. И как земля взращивает цветы свои, а вертоград или сад из семян производит свои плоды; так, т.е. животворно и непременно, Господь Бог произведет и проявит правду, а с нею спасение и радость праведных между всеми народами, пред их взорами (Ис.45:8, 17-18, 23-25, Ис.44:3-4, Ис.55:10-13).

     Действительно, как земля, орошенная дождем, при благотворном воздействии на нее света и теплоты солнца, взращивает в своих долинах роскошные цветы, а в садах, на склонах гор, тучные плоды; так и Церковь Христова, при содействии благодати Святого Духа, озаряемая и согреваемая Евангелием правды и любви, проявила в обилии и проявляет до сих пор прекрасные качества истинных детей своих, в превосходных добродетелях их духовной, иногда равно ангельской жизни. Таков вертоград Христов, такова земля святых Его!

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible