Скрыть
И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-12 Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным

Это мне представляется в духовном смысле. «Приготовляйте путь народу Господню». Смотри, какими именами Он называет их: называет «камнями»; именем их будет «воля Моя» (этих слов в русском переводе нет), «знаменем». Когда они (иудеи) назывались такими именами? Разве они не понимают, что этими именами Он показывает нечто совершенно иное? Он ищет скромной жизни; если таковой Он не находит в них, то это происходит от их лености.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-12 Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу, равняйте дорогу и убирайте камни, поднимите знамя для народов. Вот Господь объявил до концов земли: скажите дщери Сиона: вот грядет Спаситель твой, вот награда Его с Ним и дело Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, тебя же назовут взысканным городом, а не оставленным

Он заповедал стражам стен Иерусалимских, которым прежде заповедывал не умолкать и никогда не переставать молиться, чтобы они проходили в ворота Иерусалимские и пролагали путь народу. Полуиудеи утверждают, что это сбудется в последнее время, когда, после полного числа язычников, спасется Израиль и обратится к Господу. Другие же думают, что это исполнится в царстве небесном, когда будет истинная радость и когда каждый получит по заслуге своей, и не будут видеть Господа в уничижении, но увидят Его в положении Судии, когда Он прийдет на облаках со множеством ангелов, чтобы воздать каждому по делу его. Но мы, согласно с начатым изъяснением, можем понимать это относительно первого пришествия, говоря, что заповедуется апостолам и мужам апостольским, чтобы они входили и проходили чрез ворота, которые ад не преодолеет, и удаляли все препятствия с пути, чтобы без всякого соблазна народ входил в Церковь Спасителя. Поэтому и Иоанн взывал в пустыне: аз глас вопиющаго в пустыни, якоже рече Исаиа пророк: уготовойте путь Господень, правы сотворите стези Его; всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится (Ин. 1:2; Ис. 40:3-4). Теперь та же мысль высказывается другими словами. Убирает камни тот муж церковный, который смягчает всю грубость в сердце верующих. О них тот же Креститель говорил: может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Или, по Семидесяти, сбрасывает камни с дороги тот, кто отделяет неверных от верующих. Чтобы иудеи не думали, что это говорится о них, для этого присовокупляется: поднимите знамя для народов и для племен языческих, чтобы не одна узкая земля иудейская призывалась к спасению, но чтобы объявлялось на краях земли, чтобы о страдании Творца всех слышал весь мир.

Скажите, говорит, дщери Сиона, которая или потому называется дщерью Сиона, что она первоначально произошла из иудеев, о которой говорит в Песни Песней: сынове матере моея сваряхуся о мне (Песн. 1:5), или, наверное, потому она дочь, что от Бога получила имя усыновления. Ибо елицы прияша Его, да де им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Что же именно повелевается руководителям и учителям объявлять дщери Сиона? Вот грядет Спаситель твой, который по-еврейски называется Иисус. Поэтому и Гавриил говорит Иосифу: и наречеши имя Ему Иисус, той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1:21). Этот Спаситель есть Судия всех верующих, чтобы воздать каждому по делам его: праведным — награды, грешникам вечные наказания (Мф. 16).

И назовет, говорит, их — Сам Господь и Спаситель, или, по еврейскому, назовут их — апостолы и мужи апостольские народом святым и искупленным от Господа, кои искуплены кровию Христовою. Также и самый город не будет называться, как он прежде назывался, оставленным — или у иудеев, по причине занятия торговлею [или отречения], или у язычников, по причине идолослужения, но взысканным, как по-еврейски называется drusa, чтобы сообразно с увеличением и разнообразием добродетелей постоянно получать новые имена.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 Рцыте дщери Сионове: се, Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду и дело Свое пред лицем Своим. И прозовет я люди святы, избавлены Господем: ты же прозовешися взыскан град и не оставлен

Предрекает о пришествии Спасителя, и о том, как много мы приобрели чрез это (пришествие Господа), и о богатстве, которое будет даровано верующим в Него. Дочерью же называет Сион. Кто хочет, может разуметь или древний (Сион), как уже помилованный и оправданный верою, или же – новый, то есть, церковь; со всею справедливостью и она может быть названа дщерию Сиона, ибо Израильтяне уверовали первые, и церковь из язычников называется как бы дочерью церкви, образовавшейся сначала из Иудеев. Кто же получает повеление благовествовать Сиону? Не святые ли тайноводители, которые получили право управлять церквами и которым повелел и отворять врата и удалять камни с пути? А что составляет предмет проповеди? Се, Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду и дело Свое пред лицем Своим. Говорит о двух божественных и превосходных предметах, посредством которых можно было узреть славу Спасителя. Во-первых, божественные пророки призывали его (Сион) к благоповедению и к образу жизни, согласному с законом и благопристойному. Потом напоминали о наградах, которые некогда получали от Бога дорожившие добрым именем. Однако же не сами они были раздаятелями духовных дарований, но только предрекали, как я сказал, об обетованиях Божиих. Спаситель же всех, будучи Богом, имеет власть раздавать награды и сверх того силу знать характер и дело каждого; ибо это есть свойство божественное, как написано: пред очима суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает (Притч. 5:21). Итак, приидет, говорит, имеяй с Собою мзду, то есть, Сам (приидет), раздавая награды тем, которым подобает получить их. Посему божественному Петру, исповедавшему правильно веру, говорит: дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Мф. 16:19). И вообще всем святым апостолам даровал власть над нечистыми духами и силу – исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4:23). Так и висевшему (на кресте) вместе с Ним разбойнику открыл, что его вера не останется без награды, сказав: аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Итак, когда приидет, говорит, то верующих в Него прозовет люди святы и избавлены Господем; ибо ни ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе нас, по написанному (Ис. 63:9). Ты же, Сион, или церковь, прозовешися взыскан град, и не оставлен. Взыскан говорит вместо: достоит памяти, ибо что ищут, о том помнят. И не оставлен, как тот первый, то есть, множество не уверовавших. Посему Христом устами Иеремии сказано: оставих дом Мой, оставих достояние Мое (Иер. 12:7), и самим Спасителем всех нас Христом: Се, оставляется вам дом ваш (Мф. 23:38).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным

Представляет собой общее заключение данной главы и повторение основной ее мысли, раскрытой в первом отделе 2-5 ст.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.11–12. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным.
Ст.11-12. Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицом своим. И прозовет я люди святы, избавлены Господом: ты же прозовешися взыскан град и не оставлен.

     
Господь освобождает, собирает и ведет свой народ из Вавилона на Сион, главным образом, ради того, чтобы он встретил и принял Спасителя своего. «Вот, восклицает Пророк, Господь объявляет во всеуслышание до последних пределов земли (как обыкновенно объявлялись распоряжения и разные известия от имени царей): скажите дщери Сиона (т.е. Иерусалиму); грядет Спаситель твой, имеющий с собою награду для сынов Сиона, за страдание и терпение их в плену, и имеющий пред Собой дело свое, а именно – спасение Израиля для вечного блаженства (Ис.62:1; Ис.40:1-2,5,8-10,27). А когда Господь придет и совершит дело спасения сынов Сиона, то их будут называть «святыми», «искупленными» Самим Господом; а Иерусалим – городом «взысканным» и «не оставленным» Богом.
     Радостное событие, торжественное пришествие Самого Господа Спасителя на Сион совершилось в последние дни Его земной жизни, за шесть дней до Его Крестной Смерти, которая, как величайшая и святейшая жертва, искупила мир от греха и даровала истинным сынам Нового Сиона, окропленным кровью Иисуса Христа, действительное имя святых, ибо они составляют с Ним единое тело (Ефес.1:1-8,22-23; 2:13,19-22; 4:11-12,30; 5:25-27).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible