Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш».
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш
«Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими». Видишь ли, как полезно было им славиться не собою, а родом своим? Мы происходим, говорит, от того (Авраама), но он не знал нас. «Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш«», – подобно тому, как раб, купленный кем-либо, называется именем своего господина. Пророк не сказал: имя Твое призываем, но: «имя Твое: «Искупитель наш»». А это и было причиною наказания их, потому что, хотя на них было имя Божие, однако они Им пренебрегали.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 15-16 Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? - благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш
Ты, столько сделавший для народа, о чем сообщалось в предшествующей речи, что считал нас достойными даже сообщества Духа Твоего, также и теперь призри с неба и посмотри на дела наши, если, впрочем, они достойны Тебя, Почему Ты отвращаешь лицо Свое от нас? Небо же называется жилищем святынь и домом славы Его по оному: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (Ис. 66:1), и в другом месте: живый на небесех посмеется им (Пс. 2:4), и: к Тебе воздвигох очи мои, живущему на небеси (Пс. 122:1). Это не в том смысле, что всемогущий Бог, держащий небо дланию и землю горстию, ограничивается каким либо местом, а в том, что более святое называется местом и жилищем Его. Поэтому Соломон, построивший дом Божий, в молитве к Нему говорит: небеса небес и земли не довлеют Ти (3Цар. 8:27). И в молитве Господней говорится: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (Мф. 6:10).
Следовательно везде, где совершается воля Божия, есть оное жилище Его и дом Божий. Следующее же затем: где ревность Твоя и сила Твоя мы можем изъяснить тем свидетельством, которое изрекает Бог чрез Иезекииля Иерусалиму, последовавшему за любовниками своими: „уже не буду гневаться на тебя и ревность Моя отступила от тебя“ (Иез. 16). Смысл же следующий: так как мы согрешили и Ты начал ненавидеть нас, то отступила от нас ревность Твоя, которая не отступает, когда Он говорит чрез Захарию: ревновах по Сиону и Иерусалиму ревностию великою (Зах. 1:14). Поэтому и далее говорит: «и буду гневаться, на народы, собравшиеся вокруг его» (Зах. 1:15). По отступлении же ревности отступила и сила Божия и преодолевается расположение отеческого благоутробия, так как неимоверная благость Божия побеждается великостию грехов, так что удерживается от помощи мне Тот, кто прежде не мог видеть меня угнетенным. Ибо Ты, говорит, Отец наш, который служит творцом всех. Не узнает нас Авраам и не признает Израиль, потому что мы оскорбляем Тебя, и не признают тех за сыновей, о которых знают, что они не любимы Богом их. Неожиданно возникает вопрос: почему он привел Авраама и Израиля, то есть Иакова, но умолчано имя Исаака? На это мы ответим, что когда приведены начало и конец, то [вместе с тем] называется и среднее, или же так: Авраам из среды язычников призван к вере и сообразно с свойством прежнего и последующего положения получил изменение имени. Также Иаков многими трудами достиг того, что был назван Израилем. Поэтому и Авраам имел трех жен, а Иаков четырех; Исаак же от начала до конца имел прежнее имя и, указывая на чистоту Церкви, довольствовался одною женою. Таким образом те, которые молятся об изменении состояния грешников на лучшее, уподобляются тем, у которых печаль сменяется радостию. Все же это означает то, что они просят, чтобы Он, будучи Отцом их и удостоив их этого имени, не забывал чад Своих, чтобы чрез них не хулилось имя Божие среди язычников.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 15–17 Обратися, Господи, от небесе, и виждь от дому святаго Твоего и славы Твоея: где есть ревность Твоя и крепость Твоя? где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, яко терпел еси нам? Ты бо еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Израиль не позна нас, но Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть. Что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися Тебе
Здесь пророк творит, наконец, молитву о всем народе и воссылает к Богу моление от лица Израильтян. Умоляет, чтоб отложил Свой гнев на них, прекратил негодование и обратился к ним Тот, Кто удалился от них; умоляет не кого-нибудь живущего на земле, но Бога истинного и небо имеющего как бы домом славы Своей. Хотя и говорят, что Бог обитает на небеси, но в Нем нельзя мыслить ничего телесного; так как мы не говорим того, что Божество находится в определенном месте и подлежит описанию, но Оно просто и бестелесно и все наполняет. Поелику же Оно почивает среди высших духов, как святых; то мы и называем небо престолом и домом Его. Итак, обратися, говорят. Где есть ревность Твоя, и крепость Твоя? Конечно никто, думаю, не мог бы сказать, что у Бога всяческих был недостаток в таковых (ревности и крепости); но говорят это потому, что они уже не пользуются ими; ибо Господь всегда спасал Израиля ревностью и божественною крепостью Своею. Я говорю следующее: они были рабами у Египтян, которые сделали жизнь их тяжкою обрабатыванием глины и кирпичей и изнуряли их жестокостью надзирателей за работами. Но Бог всяческих возревновал о них. Посему сказал: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающия: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая (Зах. 1:14). Затем Он опять совершил удивительные дела; так как хотя страна Вавилонская была неуязвима и обладала неодолимой силой, – но Он предал ее опустошению, послав на них Кира, сына Камбизова. Желая снова пользоваться таковым же милосердием, они говорят: где есть ревность Твоя и крепость Твоя? где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, то терпел еси нам? Опять жаждут Его милости, долготерпения и человеколюбия, оказанных им не смотря на многие преступления их, так как Он берег их, хотя они некогда тяжко огорчали Его. Они жаловались в пустыне и искушали Его в сердцах своих, говоря: ужели Бог не может уготовать трапезу в пустыне? Потому что Он сокрушил камень, и потекли воды и наполнились потоки. Ужели он не может дать хлеба? И сверх того, в отсутствие Моисея, они слили тельца, но, не смотря на это, по молитве его, были помилованы. Итак, поддержи нас, говорят, хотя мы много раз оскорбляли Тебя. Ты еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Израиль не позна нас. Не отрекаются они от отцов; так как это было бы бесполезно им при покаянии, и так как ради их они и не были отвергнуты: но Богу, любящему добро, они приписывают превосходство в любви даже и пред отцами по плоти, ибо Он есть Отец отцов. Мы произошли, говорят, от них, во они не видали нас; Ты же непрестанно сохранял нежность и любовь к нам, свойственную чадолюбивому Отцу. Итак, избави ны; потому что нам дано Твое имя; мы называемся наследием и народом Твоим. Но когда они по великой своей непокорности и грубости нравов неистовствовали против Христа, тогда они отпали от общения с Ним, очевидно духовного, сделались непричастными даров Его и не познали пути евангельской жизни. Посему весьма справедливо со слезами говорят: что уклонил еси нас от пути Твоего, ожесточил еси сердце наше, еже не боятися Тебе? Так и устами пророка им сказано: расторгните сердца ваша, а не ризы ваша (Иол. 2:13). Но Бог всяческих, могущий смягчить их, попустил, чтоб они имели душу непокорную и упорную. И по той причине, что Он не сделал их нежными, сказано, что Он ожесточил их; а с теми, которые подверглись этому, необходимо случается и другое нечто, а именно, они лишаются страха Божия, что ведет к погибели и приводит души во глубину ада.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Претыкание
Написано, что один Бог ведает о тайнах человеческого сердца (3Цар.8:39). Святые же, и особенно мертвые, отнюдь не знают и не узнают о наших молитвах, произносимых устами, не слышат ни плача ни, воздыхания нашего, тем более не знают о наших сокровенных молитвах в помыслах.
Так говорят противники и подтверждают свое мнение текстами Священного Писания: Только ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими (Ис.63:16).
Исправление претыкающимся
ОТВЕЧАЮ: Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими (Ис.63:16) ибо тогда, когда это было сказано, они не были в славе Небесной, прежде пришествия Христова. Нам же здесь предстоит ответить на вопрос, знают ли святые, царствующие со Христом, о наших молитвах. О святых, умерших до пришествия Христова, в данном случае мы не говорим.
Иные толкуют эти слова так: «Ты наш Отец, Авраам не узнал о нас, и Израиль не узнал нас, то есть, к Тебе прибегаем, Отец небесный, ибо Авраам и Иаков не могут освободить нас, кроме одного Тебя».
Иные же толкуют: «Авраам и Иаков не признают нас своими сынами из-за наших грехов».
Георгий Константинович Властов (†1899)
Пророк в видении будущего созерцает все последствия нравственного возмущения народа против Бога, Который „создал его“ „в пустыне печальной и дикой“ (См. наше прим. в 3 т. Св. Лет. на Втор.32:6,8. До исхода из Египта народа Израильского на земле не было; нельзя было назвать еще народом толпу порабощенных Семитов, выводимых из Египта. Господь в пустыне только создает народ, даруя ему заповеди, законы и устройство). В Исх.4 потомки Авраама, Исаака и Иакова, предназначенные к образованию народа, именуемого Израилем, называются Господом „первенцем Его“. Пророк поэтому и вопиет (подобно как блудный сын вопиет в притче Господней): „мы-дети Твои“, несмотря на то, что мы так пали, что праотцы наши не признали бы нас (ст. Ис.63:15-16).
В ст. Ис.63:17 пророк скорбит о том, что Господь попустил Израилю забыть страх Божий и совратиться с путей Божиих, как бы предполагая, что еще большие наказания могли бы остановить народ на пути гибели. Но для Христиан открыто Светом, осветившим мир, что все историческое прошедшее Иудеев, было лишь подготовлением к великой тайне воплощения Сына Божия, в Котором и совершились все обетования. Мы не раз говорили о том, как плен совершенно уничтожил идолопоклонство среди Израиля, как он способствовал сохранению и собранию священных книг ветхого Завета, как он развил среди Иудеев страсть к изучению священных книг, как, наконец, среди пленных в Вавилоне было особою милостию Божиею сохранено потомство Царя Давида, из рода которого должен был родиться Мессия.– Таким образом самые бедствия Израиля заставили, по крайней мере часть народа, сплотиться в одно целое, которое в числе 60 или 70 тысяч, под главенством потомка Давида, Зоровавеля, и под руководством священника Ездры, возвратившись из плена, воссоздало народ обетования, град и храм Божий и принесло с собою весь канон священных книг, тоже почти совершенно забытых при последних царях Иудейских.
Это воссоздание народа, переселенного Вавилонянами далеко от родины, следует считать великим чудом, подобного которому не было в истории.
Стихи Ис.63:18-19 некоторые (как напр. Витринга) считают видением окончательного разрушения храма Иерусалимского Римлянами; Куенен же и все те, которые признают, что, начиная с главы Ис.40, мы имеем слова так называемого второго Исаии, опираются (кроме имени Кира) еще в особенности на это место, чтобы утверждать, что вторая половина книги Исаии начертана после взятия храма Навуходоносором. Мы не скрываем, впрочем, того, что таково впечатление, получаемое от этих двух стихов, (и ср. ниже гл. Ис.64:10-11). Но мы, по многим причинам, не соглашаемся и не можем согласиться на то объяснение, которое дают на это место защитники теории двух пророков, якобы начертавших книгу Исаии (См. что мы говорили в V гл. вступления в этот том и в некоторых объяснениях текста.). Во-первых, вспомним, что принадлежащий несомненно Давиду покаянный Пс.50, „Помилуй мя Боже“ заканчивается однако двумя стихами, явно указывающими на плен в Вавилоне. Во-вторых, не забудем, что в историческом отделе пророчества Исаии, современника Езекии, мы находим несомненное доказательство, что пророку было открыто, что потомки Езекии будут евнухами во дворце царя Вавилонского, и что Иерусалим будет взят и разграблен Халдеями: „ничего не останется, говорит Господь“ (Ис.39, см. в ос. ст. Ис.39:6-7). Поэтому, даже не допуская гипотезы, что указанные выше стихи прибавлены к скорбной молитве Исаии пленными в Вавилоне, мы думаем, как выше говорили в начале настоящей заметки, что пророк и духом, по откровению Божию, и разумом человеческим созерцает все последствия возмущения народа, и видит, что народ предан врагам своим, Иерусалим взят, народ отведен в плен, храм разрушен. Один только священный образ Искупителя (ст. Ис.63:16) не позволяет ему впасть в отчаяние.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш
Только Ты Отец наш… Ты Господи, Отец наш… Вот самое горячее и сильное исповедание Господа от лица лучших сынов верного Израиля. Несмотря как бы на некоторое забвение Богом Своего народа, лучшие сыны последнего не перестают обращаться к Нему, как к Своему единственному защитнику и Отцу. Это сильное и твердое исповедание Израилем факта своего избранничества Богом должно быть поставлено в связь с таким же убежденно-твердым констатированием его в раннейших словах пророка, сказанных им от лица Самого Всевышнего (8 ст.).
Израиль не признает нас своими… «Авраам» и «Израиль» - здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее, того большинства иудейского народа, которое по своей слепоте, не признало Мессии и не уверовало в него, когда Он пришел. При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства; они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание, хотя за это подверглось ненависти своих же соплеменников.
От века имя Твое: «Искупитель наш» - Высокознаменательный термин «искупитель» впервые употреблен еще в кн. Иова (Иов. 19:25). а затем в Псалтири (Пс. 73:2) и неоднократно у пророка Исаии (Ис. 41:14; 43:3; 47:4; 59:20; 62:11 и пр.). При этом важно отметить, что у последнего он безразлично прилагается как к Самому Господу, так и к Мессии-Христу.
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ст.15-16. Обратися, Господи, от небесе и виждь от дому святаго Твоего и славы Твоея: где есть ревность Твоя и крепость Твоя? где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, яко терпел ecи нам? Ты бо ecи Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Исраиль не позна нас, но Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть.
Припоминая, с одной стороны, милости Господни от дней древних (Ис.63:7,11), а с другой – гнев Божий последних времен (Ис.63:10), Пророк Исаия, подобно Моисею и Давиду, ходатайствует перед Богом за народ с молитвенным покаянным воплем: обратись, Господи, и призри с небес и посмотри из святого жилища Твоего и славы Твоей или царского престола Твоего на народ Свой, бедствующий более, нежели в Египетском рабстве! Где ревность Твоя – особая любовь к народу избранному? Где могущество Твое, которым Ты сокрушил силу Фараона и Сеннахирима? (Ис.63:11-12). Где множество милости и щедрот Твоих, яко терпел ecu нам, или – что Ты с терпением удерживал Свой гнев в отношении к нам, по Своей милости, как к детям Своим? (Ис.63:7-8). Но, как прежде, так и теперь Ты, Господи, Отец наш, ибо Авраам не узнает нас, как детей Своих; не признает нас за Своих потомков и родоначальник наш Иаков, наименованный Израилем, разумеется, потому, что потомки по плоти не остались верными праотцам своим по духу веры и благочестия – Но Ты, Господи, Отец наш, избавь нас из рабства и сделай сынами свободы, ибо исперва или с начала происхождения народа, имя Твое на нас есть, т.е. мы именуемся народом Твоим (народом Иеговы).