Скрыть
Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих

«Воспомяну милости Господни», говорит. Ужели пророк забыл? Нисколько; но он приводит на ум то, что они забыли, утверждая, что настоящее было в связи с прошедшим. Таким образом поступают всегда пророки, напоминая людям о древних и новых благодеяниях. Он, говорит, дал мне способность и силу поведать о чудесах Его. «Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву». Ужели только судья благой? Не только благой, но также обладающий и другими дарами. Это пророк говорит затем, чтобы показать тот дар прежде остальных, потому что, пользуясь им, Он часто судит по Своему милосердию, воздает нам по милости Своей и по любви Своей наводит добро и зло, не по причине злобы, но то и другое по причине Своего милосердия. Как в раю является милосердие, так и в аду: куда ты ни обращаешься с исследованием, везде находишь милосердие Господне. Как тебе кажется, – разве не по милосердию Он сотворил Адама, даровал ему рай, сделал его достойным того, что говорил с ним? И не в этом только сияет милосердие Божие; но даже и тогда, когда Он отверг его и изгнал из рая, Он показал Свое милосердие. Хотя эти вещи кажутся весьма несогласными между собою, однако то и другое (милосердие) независимы относительно своего конца. Не только возвращение иудеев из плена, но и отправление их туда произошло по Его милосердию. Мы бываем то добры, то злы, так что, подверженные изменениям, мы не все совершаем правильно. Он же всегда бывает благодетелен, потому что милосердие происходит от Его природы, так что, как наказывая, так и даруя награды, Он всегда являет одно и то же благоволение. Если когда-либо происходят противоположные действия, то это бывает не от Его благоволения, но от супротивников, которые делают себя недостойными его. Подобно тому, как солнце увеселяет своим светом многих, а больным глазами причиняет мучения, подобно тому, как огонь влажное и мягкое вещество делает и жестким и сплоченным, таким образом одно делает жестким, иное сплоченным, иное размягчает, золото расплавляет, а глину делает жесткою, но то и другое производит своим жаром, – точно так же и Господь единым Своим милосердием сотворил рай и ад. Что я говорю? Легче огню лишиться своего жара, чем Богу Своей благости. О всех творениях мы можем рассуждать при Божием попечении, но о божественных свойствах не можем этого, – ни словом, ни даже умом. А потому истинно сказано: «Я Тот же» (ср. Ис. 41:4, 43:10), где Он говорить не относительно Своей природы, но относительно милосердия и промышления. С чем должно сравнить эту любовь? «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5). Сравнить ли ее с любовью отца и матери? Такое сравнение невозможно: «вы, – говорит, – плоть от плоти Моей, и кость от костей Моих» (Быт. 2:23).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих

По окончании [изображения] первого, как мы полагаем, или второго, как думает большинство, пришествия Спасителя, при чем описывается требующие крови (cruentus) и победоносный голос Его, как подразумевается, судящего или ратоборствующего и убивающего противников Своих и народа Своего, начинается другая περικοπή — отдел, в котором пророк говорит от лица народа, повествуя о благодеяниях Божиих к нему и о своем жестокосердии, по причине которого и Иерусалим предан на сожжение и Израиль — в плен. Иудеи относят это ко временам вавилонским. Но мы из хода и связи мыслей показали, что это говорится о настоящем времени, в которое они служат римлянам и в которое, по исключении Израиля, место его заступила толпа язычников. Таким образом мы должны пробежать каждую часть речи и вкратце объяснить ее, чтобы изложение не было отрывочным. Стесненный бременем зол, я ни на что другое не имею надежды, кроме милосердия Бога, который оказывает милосердие тысячам любящих Его и простирает Свою милость на ведущих Его. Из этого видно, что милосердие Господне помогает любящим и ведущим Бога. Ибо оно зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9), и если бы Господь не созидал дом и не охранял город, то напрасно бодрствовал бы созидающий и охраняющий его (Пс. 126). Ибо Он даст силу, чтобы мы придали прочность и могли сказать: „Ты сила моя и помощь и прибежище мое во дни зол моих“ (Иер. 16:19), под которыми в настоящем месте мы должны понимать не пороки и грехи, а бедствия.

Под следующим же затем по Семидесяти: добродетели Господни буду воспоминать во всем, чем Он воздал мне, вместо чего в еврейском находится: славу Господню, мы должны понимать знамения и чудеса, вместо которых часто стоит: добродетели, как там: славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным (Ис. 42:8). И в другом месте: добродетели Его во островех возвестят (Ис. 42:11), — или народам всего мира, или церквам, которыe основаны на твердом оплоте и более подвергаются ударам, нежели низвергаются. Иногда добродетель принимается в смысле не сил и чудес, а доброго поведения, как в оных [изречениях] апостолов Петра: «покажите в вашем знании добродетель» (2Пет. 1:5), и Павла: аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп. 4:8). Поэтому и в другом месте говорится: „лучше беcплодие с добродетелью“. Первое понимание приличествует в отношении к Богу, второе в отношении к людям.

Вместо же того, что мы перевели: за все, чем Господь воздал нам, что может быть понимаемо и в добрую, и в худую сторону, Симмах яснее поставил в смысле воздаяния за добро, сказав: за все, чем благословил Он нас и за множество благости, которую Он явил дому Израилеву. Вместо этого Семьдесят перевели: Господь, судия благой для дома Израилева, воздал нам по милосердию Своему и по множеству правды Своей. Сказать же это никто не может кроме того, кто может перенесть надлежащим образом то, что что он терпит. Поэтому в семьдесят втором псалме, начинающемся так: коль благ Бог Израилев правым сердцем пророк говорит от лица тех, коих приводят в смущение суды Божии: мои же в мале не подвижастеся нозе, в мале не пролияшася стопы моя, мир грешников зря (Пс. 72:1-3), и прочее до конца псалма. Вследствие этого апостол Павел, познавший Господа, как благого и праведного судию, говорит с уверенностию: соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми праведный Судия. Не токмо же мне, но и всем возлюблшим явление Господа и Спасителя нашего (2Тим. 4:8). Но между благим и праведным нет никакого различия, которое признают еретики, как он же пишет: едва бо за праведника кто умрет: за благаго бо негли кто и дерзнет умрети (Рим. 5:7).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Милость Господню помянух, добродетели Господни во всех, имиже нам воздает: Господь, Судия благ дому Израилеву, наводит нам по милости Своей и по множеству правды Своея

Когда Бог говорит, что на непокорных наста ярость Его и гнев Его попрал их, и что сведена кровь их в землю, -выступает пророк и не перестает ободрять тех, против которых сказаны эти слова. Речь его вставлена очень искусно. Припомнилось, говорит, мне, что судия всех не неумолим; я знаю милосердие и добродетели Его, то есть, могущество Его во всем, чем Он воздает нам. Если Он и отвратился, говорит, от Израиля наглого и оказавшегося непокорным и хотя Он как бы воздает нам, движимый гневом Своим, но не необузданным, а управляемым милосердием; я хорошо знаю добродетели Его, то есть, Его могущество, явленное в разные времена в избавлении Израиля. Итак, будет, говорит, Господь Судия благ дому Израилеву, не жестокий, но милостивый или благий. Дело сурового судии подвергать согрешивших наказаниям вполне соответствующим преступлениям; а дело благого миловать, как слабых. Посему, если Судия благ, то Он наводит нам по милости Своей, то есть, умерит гнев Свой и негодование срастворит с милостью, ибо Ему свойственно множество правды, то есть Он обладает высшей степенью правды. Посему, хотя по всей справедливости Он не может оставить Израиля совсем ненаказанным, но, как я сказал, растворит гнев милостью, так как останок спасен.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих

С 7-9 ст. включительно идет первая половина благодарственно-покаянной молитвы к Богу от лица Его жестоковыйного народа, в которой возносится слава и благодарение Всевышнему за все исторические («дни древние» - 9 ст.) благодеяния Его, явленные избранному народу. Связь этого отдела с предыдущим установить нетрудно. Тот суд над язычниками, о котором в том ярком образе говорил пророк в начале главы, был вместе и днем праведного воздаяния за все насилия и врагам израильского народа. Отсюда естественно, что Израиль, при созерцании этого, должен был исполниться чувств радости и благодарности к Господу, и вместе с тем - особого усиленно-покаянного восторга, которые и нашли свое соответственное выражение в этой молитве, или псалме, произнесенном самим пророком от лица идеального Израиля, глубоко чувствующего свою собственную греховность и высоко ценящего величие и силу Божественного милосердия и любви.

Комментаторы пророка Исаии обращают внимание также и на то, что молитва эта, начинаясь с 7-го стиха данной главы, идет до конца ее и продолжается на всю последующую главу (64 г.) Анализируя содержание этой молитвы, они находят возможным разделить ее на следующие четыре часта: первая - с 7-14 ст. 63 гл. ; вторая - с 15 - до конца главы; третья - с 1-7 ст. 64-ой главы, и четвертая - с 8-го до конца этой главы. В частности, в первом из указанных отделов дается сжатый, схематический очерк истории избранного народа, в котором повсюду видны следы особого Божественного водительства Израилем и жестоковыйности последнего в отношении к Господу.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.7–8. Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: «Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем.
Ст.7-8. Милость Господню помянух, добродетели Господни во всех, имиже нам воздает: Господь, судья благ дому Исраилеву, наводит нам по милости своей и по множеству правды своея. И рече: не людие ли мои? чада, и не отвергнутся. И бысть им во спасение от всякия скорби их.

     
При созерцании Исполина-ратоборца, из Его ответов на вопросы своего недоумения, Пророк понял величайшее дело победы Его, как Спасителя, над врагами Церкви Божией, и вспомнил все милости и добродетели или благодеяния Господа во всем, в чем Он их показывал Своему народу. При откровении о страшной казни Господа над народами, Пророк понял, как благ Господь, как Судья, к дому или народу Израильскому; Он понял, что Господь и на свой народ наводит гнев, но по милости и по множеству правды своея, точнее – оправдывая его по милосердию своему.
     На такое размышление Господь сказал Пророку о народе: «Разве они не Мой народ? – да, они Мои дети, и никогда не отвергнутся или не откажутся быть Моими детьми». А потому, разумеется, они хотя заслуживают строгого наказания, но достойны и милосердий (Ис.63:9). Посему-то Господь спасал их и прежде всегда и от всяких их скорбей (в Египте, в пустыне, в Ханаане).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible