Скрыть
После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-12 Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры

Если мы примем во внимание наши заслуги, то должно будет отказаться от всякой надежды, а если благость Твою, который бьешь всякого сына, коего принимаешь, то осмелимся обратиться с молениями. Ибо Ты Отец наш, удостоивший сказать: сын Мой первенец Исраиль (Исх. 4:22). И хотя мы глина и дела рук Твоих, а Ты наш образователь, и хотя сосуд не может возразить образователю: почему он так или так сделан, однако зная, что мы сыновья, дерзаем сказать: не гневайся, Господи, чрезмерно. Не гнев возбраняем и уже не о долготерпении Твоем просим, чрез которое мы собираем себе гнев в день гнева. Но мы просим о том, чтобы Ты не гневался на нас чрезмерно, чтобы во время мщения и наказания не вспоминал о беззаконии нашем, но более взирал на народ Твой, который некогда был назван Твоим народом, и чтобы Ты помиловал город святилища твоего, в котором некогда призывалось имя Твое. Этот город называется Сионом и Иерусалимом, который радует стремление реки и в котором некогда была высота добродетелей и видение мира. Также дом Твой, то есть храм освящения нашего и славы, в котором отцы наши прославляли Тебя, пал, [обратившись] в развалины и пепел, и истреблен опустошительным пожаром, так что в нем не приносятся жертвы, не совершается пасха, не исполняются какие либо из обрядов, которые Ты заповедал исполнять: но все вожделенное наше обратилось в развалины. Поэтому неужели, Господи, Ты будешь удерживать после этого милосердие Твое и молчать пред богохульствующими противниками и поражать и смирять нас не обычным образом, а чрезмерно?

Иудеи полагают, что все это исполнилось во времена ассириян и вавилонян. Но мы сообразно с тем, что далее следует от лица Спасителя: Я открылся не вопрошавшим Меня, найден был не искавшими Меня (Ис. 65:1), все относим ко времени римской победы, что Иосиф, писатель иудейской истории, излагает в семи книгах, которым дал заглавие плена Иудейского, то есть περί άλώοεως, и излишне словами выяснять то, что ясно для глаз, так как все вожделенное их обращено в развалины, а храм, славившийся во всем мире, в мусор нового города, который по имени основателя назван Элиею, и превратился в жилище для сов, и тщетно они ежедневно говорят в синагогах своих; неужели все это Ты будешь терпеть и поражать нас и сильно смирять. Можем мы относить это к Церкви или к душе святого мужа, которая справедливо может быть названа высотою и видением мира, так как в ней обитают Отец и Сын и Дух Святый. Если же по вине нас или народа Сион подобного рода оставляется Господом, то он тотчас подвергается сожжению от огненных стрел диавола; ибо все прелюбодействующие — как горнило сердца их. И по изгнании прохлады целомудрия, в храме Божием распространится пламя похоти, чтобы все, бывшее прежде в нас, славное и знаменитое пало, было истреблено и погибло, и чтобы исполнилось то, что говорится в Псалмах: возжгоша огнем святило твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего (Пс. 73:7). Угасить это может только тот, из чрева которого текут реки живой воды.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры

Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» (Плач. 5:22).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.10–12. Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?
Ст.10–12. Град святилища Твоего бысть пуст, Сион якоже пустыня бысть, Иерусалим на проклятие: дом святой наш и слава, юже благословиша отцы, наши, бысть огнем пожжен, и вся славная наша купно падоша. И о всех сих терпел ecи, Господи, и молчал, и смирил ecи ны зело.

     
Моление перед Богом о милосердии к народу Пророк усиливает напоминанием о гибели Сиона и храма.
     Город, где святилище Твое, говорит Пророк, а именно Сион, прежде украшенный святым храмом и великолепным дворцом Давида, теперь стал пустыней; а Иерусалим, расположенный по холмам и долинам около древнего Сиона, стал как бы осужденным на проклятие (а в таких городах все истреблялось мечем и огнем). И святой храм, предмет славы нашей, где и отцы ваши благословляли Тебя, сожжен огнем, а вместе с ним и все славное, чем знаменит был Иерусалим (общественные здания, городские стены, (Пс.47:13-14), все пало и превращено в развалины. И, видя все это, Ты, Господи, терпел, молчал, не мстил грозным гневом Твоим врагам Своим и народа Своего; а через это Ты смирил нас до крайней глубины...
     Еще старший современник Исаии, пророк Михей, обращаясь к царю, князьям, священникам и лжепророкам Иерусалима и грозя им гневом Божиим, говорил: «За вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:12). Так предсказанное Михеем будущее разорение Иерусалима Халдеями пророк Исаия созерцает как совершившееся и, скорбя о погибели священного города и святого храма, молит Господа, от лица народа, отвратить от него Свой чрезвычайный, хотя и праведный, гнев.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible