Скрыть
И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-16 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих

Вместо насыщения, которое по-еврейски называется sabaa, прочие перевели клятва. Это слово имеет много значений, и изменяется, смотря по различию ударений. Ибо оно означает и клятву, и насыщение, и пресыщение, и многих, и семь. Об этом мы сказали в книге Бытия и в этой книге, в том месте, где семь жен берут одного мужа. Затем, вместо того, что LXX перевели истинный и что в еврейском называется аmen, Акила перевел: πεπιοτωμενώς, то есть верно (fideliter). А что он говорит, смысл этого следующий: когда другие займут ваше место, имя ваше будет клятвою для избранных Моих, так что вас будут считать за пример зол и будут отрекаться от перенесения таковых и клясться так: пусть я не буду испытывать того, что испытал народ иудейский, или имя ваше будет пресыщением, что обыкновенно говорится о тех, о которых воспоминание и память ненавистны нам и которые дошли до пресыщения и отвращения. Или наверное, то следует сказать, что они оставляют имя свое избранным Господа, чтобы их место занял сонм язычников и чтобы они назывались сынами Авраама и Израиля. О них Павел говорит: мир на них и на Исраили Божии (Гал. 6:16). Ибо не все те Израиль, которые от израильтян, и не все дети Авраама, которые от [его] семени (Рим. 9), о коих говорится: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8:39). А так как они семя Авраамово, но не дети, о различии которых мы выше сказали, то Иоанн Креститель укоряет их говоря: не начинайте глаголати: отца имамы Авраама, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Ибо как могут быть детьми его те, которые говорили дереву и камню: ты мя родил еси (Иер. 2:27), между тем как, наоборот, те, которые от веры, называются детьми Авраамовыми? А вас, говорит, истребит Господь, чтобы вы назывались не обрезанием (circumcisio), но зарезанием (concisio), чтобы вы были лишены жизни вечной, чтобы вы не имели Того, который говорит: Аз есмь живот (Ин. 11:25).

Рабов же Своих, говорит, назовет иным или новым именем, которое будет прославляться во всей вселенной. И будет благословляться, так что кто будет назван этим именем, тот будет благословляться о Господе и получит знамение истинного обрезания [или благословения], аминь, которым часто для подтверждения сказанного пользуется Господь в Евангелии: аминь, аминь глаголю вам (Ин. 5:19). Имя же новое или иное есть только то, которое происходит от имени Христова, чтобы народ Божий не назывался Иаковлевым, и Иудейским, и Израилевым, и Ефремовым, и Иосифовым, а христианским. Ибо всякий, кто будет клясться на земле, будет клясться не идолами и ложными богами, но Богом, каковая мысль опять подтверждается знаком аминь. Далее, [сказанное] у Семидесяти, которые вместо аминь перевели: Бога истиннoго, в том смысле, что будет благословляться истинный Бог и что клянущиеся на земле будут клясться истинным Богом, мы не относим, согласно с заблуждением ариан, только к лицу Бога Отца, о котором написано: да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси, Иисус Христе (Ин. 17:3), но к Сыну, который и сам есть истинный Бог, как говорит евангелист Иоанн: Сын Божий прииде, и дал есть нам разум, да познаем истину и да будем в истиннем Сыне Его, Иисусе Христе (1Ин. 5:20). Он есть истинный Бог и жизнь вечная. Ибо если Спаситель говорит о Себе: Аз есмь истина (Ин. 14:6), то следовательно истинный Бог получил имя от истины, так что Он называется Богом не по ложным богам, но по истинному Богу Отцу, и Сам есть истинный Бог. В противном случае, если бы Он не был истинным, то был бы подобен идолу, что падает на головы тех, которые не признают Христа за истинного Бога. Новое же имя это есть то, которое пишется Ему в Апокалипсисе (Откр. 2:17) на камне, которое благословляется во всем мире.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Сего ради тако глаголет Господь: се, работающии Ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии Ми пити будут, вы же возжаждете: се, работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся: се, работающии Ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачетеся. Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь. Работающим же мне наречется имя новое

Всегда вслед за наградами полагает и наказания, чтобы тем и другим привести к необходимости избрать, мыслить и делать угодное Ему, ибо как награды увлекают к подвигу добродетели, так и горечь наказания иногда отдаляет от порочных деяний и направляет к лучшему. Таким образом, весьма благоискусно поощряет сердца призываемых, и обещая им награды, и угрожая наказаниями. Ясти, говорит, будут работающии Ми, вы же взалчете, они пити будут, вы же возжаждете; они будут радоваться, вы же посрамитеся: познавшие истинного и по естеству Бога, отвергнувшие лжеименных (богов) и возжелавшие красоты истинного богослужения насладятся воистину горними благословениями, насыщая сердца, приступая к животворящей трапезе Спасителя всех нас Христа и вкушая хлеб жизни с божественным питием, вследствие чего они могут быть причастниками горнего веселия, ибо это очищает грехи, изгоняет печаль и не дает страху наказания овладеть нашими мыслями.

Еще более радуемся мы в надежде на блага, которые, как говорит Священное Писание, уготованы любящим Бога. Вы же, говорит, закосневшие в заблуждении, возопите в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачетеся: когда сойдет с небес Спаситель всех нас Христос и воздаст каждому по делам его, восплачут все и восстенают не познавшие Бога истинного, но умершие во грехах своих. Остависте бо, говорит, имя ваше в насыщение избранным моим, вас же избиет Господь. Опять прошу вникнуть в глубину мысли. Иногда боговдохновенное писание говорит в насыщение вместо: до пресыщения, до отвращения, так в одном месте Бог говорит Израильтянам: ктому не стерплю грехов ваших: бысте Ми в сытость (Ис. 1:14).

Итак, вы, говорит, не неоставившие лжеименных богов, но умершие во грехах своих, оставили имя свое в насыщение или в предмет отвращения для избранных Моих. Никто, конечно, не может заставить однажды избранных принять имя идолопоклонников: каждый избегает наименования богоненавистника, идолослужителя, безбожника и сквернавца, напротив желает именоваться народом святым, родом избранным, царским священием, по слову божественного Петра (1Пет. 2:9). Если же кому угодно применить сказанное к Израильтянам,-так, чтобы о них говорилось – остависте имя ваше в насыщение избранным моим,– то скажем, что Израиль некогда назывался чадами, народом и наследием Божиими, когда же они неудержимо бросились в разнузданность, то лишились подобной славы, и вместо них сделались наследниками призванные из язычников. Об этом, думаю, Бог говорит устами Осии: нареку не народ Мой народом Моим, и реку не людем Моим, людие Мои есте вы (Ос. 2:23).

Все бо Христе стало новым-и служение, и жизнь, и закон: мы более не прилепляемся к бесполезным сеням и образам, но совершаем поклонение и служение Всевышнему Богу в духе и истине (Ин. 4:23), носим имя не как Израильтяне по патриархам или отцам, Ефрему, Манассии, или по какому другому колену, не следуем стезею книжников и фарисеев, ценя выше всего ветхую букву, но в обновлении жизни (Рим. 4) евангельской шествуем ко Христу и, украшаясь званием от Него как бы венцем, именуемся Христианами. Вот славное и благословенное имя по всей поднебесной.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем

И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия… Бедствия, которые имеют обрушиться на голову непокорного Израиля, столь ужасны и беспощадны, что они и самое имя его сделают как бы нарицательным обозначением Божественной кары, вообще (ср. Иер. 29:22).

И убьет тебя Господь Бог… Повторение и усиление мысли 12 стиха. Самый текст этой фразы взят, по мнению Английского настольного комментария, из специальной проклинательной формулы.

А рабов Своих назовет иным именем…, т. е. «народом святым», «духовным Израилем», «христианами» (См. комм. Ис. 62:2, 12), и «семенем благословенным» (см. ниже, ст. 23-й).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 65:11

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.15–16. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
Ст.15–16. Оставите бо имя ваше в насыщение избранным моим, вас же избиет Господь: работающым же Мне наречется имя новое, еже благословится на земле, благословят бо Бога истиннаго: и клянущиися на земле клятися будут Богом истинным, забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце.

     
Продолжая излагать приговор Своего суда отступникам Своим (Ис.65:6), Господь говорит им: «Вы оставите имя ваше избранным Моим в насыщение, точнее – для умножения, а вас избиет (убьёт) Господь», – потому что вы за идолослужение обречены проклятию и, как проклятые, должны быть истреблены мечем (Ис.65:12); а имя ваше, после истребления вашего, перейдет в наследие избранных рабов Божиих, т.е. имя Иакова и Иуды, распространенное прежде на многочисленном потомстве этих патриархов и оскудевшее потом, при истреблении богоотступных племен этого народа, снова распространится, ибо Господь произведет новых и многочисленных наследников их имени и обетованной им земли (Ис.65:9). Этим умножится и восполнится число носителей благословенного имени. «Работающим же Мне наречется имя новое», – кроме наследственного имени патриарха Иакова (или Иуды), народу избранному будет дано имя новое, соответственно новым достоинствам его характера, деятельности и жизни, в новом Завет с Богом. Это имя и носители этого имени будут благословенны на земле, ибо и они будут благословлять истинного Бога, а не «демона» или «богиню счастья», которых призывали богоотступники. «И кто будет клясться на земле, тот клясться будет Богом истины», – тогда как прежде не поминал Его имени ни в молитве, ни в клятве (Ис.65:1). При таком благословении, избранные рабы Божии забудут свою скорбь первую или прежнюю, она не взойдет им на сердце, или они не вспомнят о ней (Ис.65:17), при полной сердечной радости и совершенном довольстве, что дарует им Господь (Ис.65:13-14,17-19).
     Кроме прежнего благословенного имени Израиля, избранные рабы Божьи, вступив в новый завет с Богом, через Христа, Возлюбленного Сына Божьего, получат новые имена – «благословенных», «возлюбленных», «искупленных», «святых» детей Божиих (Ис.61:9; 62:2,4,12; Ис.63:8) и, наконец, приснославное (достойное вечной славы) имя христиан.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible