Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью

См. Толкование на Ис. 65:17

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля

Я творю Иерусалим веселием и радостью… и не у слышится в нем более голос плача и голос вопля. Под Иерусалимом блаженный Феодорит разумеет тот вышний Иерусалим, который, по апостолу, «свободен: он - матерь всем нам». (Гал. 4:26. - Ком. СПб. Ак). Следовательно, Иерусалим - центр прежнего, исторического Израиля, берется здесь, в качестве центра и нового, духовно возрожденного Израиля, т. е. новозаветной церкви.

Творю… веселием - в еврейском тексте стоит глагол ארב - «творю из ничего» (Быт. 1:1), т. е. делаю это единственно силой Своей Божественной любви, а не по каким-либо готовым, извне данным побуждениям. [В Славянском переводе с 70-и: ...аз творю веселие Иерусалиму, и людем моим радость. Прим. ред.] Мысль еврейского текста здесь возможно шире и глубже его русского, синодального перевода: буквально она должна быть передана в том смысле, что священный город - Иерусалим и святой его народ - Израиль, из предмета прежней ненависти и позора, будут превращены в предмет веселия и радости для всех народов (Ис. 60:15 и 61:9-11 и др.). Упоминание о «голосе плача и вопля» имело особую убедительность для слушателей пророка, только что переживших бедствия ассирийского нашествия (Ис. 10:30; 37:1-3).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 65:17

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-20 но радость и веселие обрящут на ней, яко се, Аз творю веселие Иерусалиму и людем Моим радость. И возвеселюся о Иерусалиме и возрадуюся о людех Моих, и ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля, ниже будет тамо младенец ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет и проклят будет

Вместо же прежней печали, говорит, радость и веселие обрящут на ней (или в ней). В ком - «в ней»? – Конечно, в церкви Христовой. Следует заметить, что некоторые из толкователей прилагают это не ко времени пришествия, но скорее ко времени грядущему за настоящим веком: будут, говорит, праведники пребывать в радости и веселии, и в бесконечных наслаждениях духовных, когда, то есть, и сама тварь совершенно изменится. Действительно, один из святых апостолов сказал: приидет же день Господень яко тать, в он же небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят; нова же небесеи новы земли по обетованиям его чаем (2Пет. 3:10-13). Пуст - кто имеет смысл, - избирает то или другое из мнений, какое заблагорассудится. A отвергать полезное никак не следует.

Глубоко содержание и весьма невразумителен смысл предлежащего нам пророчества, однако попытаюсь изъяснить (его) насколько можно. Именно: Иерусалимом здесь, по-видимому, именует не тот древний (Иерусалим), но скорее церковь из Иудеев и язычников. Ее то обещает озарить веселием и радостью. Истинность этого подтверждается и самым опытом: в христианской Церкви нет никакого уныния, она богата упованием на жизнь бесконечную и славу неотъемлемую, – имеет много блеска и в этом мире. Или иначе, положу, говорит, для Себя Иерусалим радостью и веселием, ибо возрадуюся о людех Моих; затем приводит и причины веселия, говоря: ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля. Так сказать, из обличений прежних деяний Бог слагает похвалу церкви.

Древле начальники иудейской синагоги судили за дары, не хотели знать об оправдании сироты или вдовы, и так как они стали любителями постыдной корысти, то обвиняли невинного и праведного; но потерпевшим это вполне естественно источать слезы и рыдать с воплем как обиженным. Так, в одном месте сказано об Иерусалиме устами Иеремии: о, граде лживый, всякое насильство в нем! Якоже студену творит кладязь воду свою, тако студену творит ю злоба ея: нечестие и пакости услышатся в нем над лицем его всегда (Иер. 6:6-7). Сказал и другой некто из святых пророков: и бияху пястию во главы убогих, и путь смиренных совращаху (Ам. 2:7). Итак, возрадуюся, говорит, о людех Моих, видя в них делателей правды истинной: никто у них не заплачет, т. е. как обиженный, и никто не возрыдает, как оскорбленный: ниже будет, говорит, тамо младенец, ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет и проклят будет.

По моему мнению, смысл пророчества таков: младенцем, кажется, называет юный еще народ (обращенных) из язычников, о котором Давид говорит: и людие зиждемии восхвалят Господа (Пс. 101:19); им и ученик Христов говорит в послании: яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите (1Пет. 2:2). Значит, младенец – это юный народ, а старец – народ от обрезания или от крови Израиля, как упредивший в призвании своем к духовной церкви; но в призвании, говорит, чрез Христа и во времена пришествия (Его) не будет в этом различаться друг от друга ни младенец, ни старец: все будут совершенны, все исполнят лета, т. е. достигнут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13). Ибо юный народ, т. е. народ из язычников, будет ста лет, вместо: будет совершенным, убеленным сединами по мыслям, достигнет предела возраста духовного; а сто лет есть знак или символ совершенства. Затем же говорит, что и умираяй грешник ста лет, и проклят будет. Этим показывает, что даже совершенство по закону бесполезно имеющим его, если они не приняли веры от Христа и искупления святым крещением, благодаря которому только мы изглаживаем греховные помышления.

Итак, хотя бы кто, говорит, и имел сто лет, т. е. совершенство по закону, и потом умер бы грешником, т. е. не прияв оправдания верою, тот и проклят будет, вместо: окажется причастным преодолениям закона. Действительно, между Иудеями не было никого, кто бы не преткнулся каким бы то ни было образом: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его (Рим. 3:23-24). А что бесплодно в этом случае и старание даже для совершенных по закону, если не принята благодать Христова, - об этом весьма ясно свидетельствует премудрый Павел, написавший некоторым, что он все, относящееся к закону, вменял уметы быти, да Христа приобрящу и обрящуся в Нем, не имый своея правды, т. е. яже от закона, но яже верою Иисус Христовою (Фил. 3:8-9). А Иудеев он обличает как бы в неразумии, говоря так: не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему (Рим. 10:3-4). Сказал и в другом месте: мы естеством Иудеи, а не от язык грешницы: уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом (Гал. 2:15-16). Посему и Христос был клятвою (Гал. 3:13), чтобы бывших под клятвою законною избавить от нее, ибо написано: проклят всяк человек, иже не пребудет во всех написанных в законе книги сей, еже творити я (Втор. 27:26).

Толкование на пророка Исаию.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible