Скрыть
Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, –

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям

Когда апостол Павел писал римлянам, то, изложив по отношению к язычникам выше сказанное: Я открылся не вопрошавшим Меня, найден не искавшими Меня, присовокупил: к Израилю же говорит: Я простирал руки Мои к народу неверующему и сварливому (Рим. 10), который когда побеждался благодеяниями Господа и видел знамения высшиe [сил] человека, то говорил: Сей не изгонит бесы, токмо о Веелзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24) и еще: самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. 8:48), и опять: Ты, человек сый, твориши себе Бога (Ин. 10:33). И в другом месте: несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит (Ин. 9:16), и многое другое, что долго было бы приводить. Наконец, когда Он на кресте простирал руки к народу неверующему и говорил: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят (Лк. 23:34), то они прямо говорили: увы, разоряяй церковь и треми денми созидаяй, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Иныя спасе, Себе ли не может спасти? (Мф. 27:40-43).

Об этом и Симеон, держа на руках Младенца, пророчествовал: се лежит Сей на падение и на востание многим и в знамение прорекаемо (Лк. 2:34). В Риме иудеи говорят Павлу: о секте сей ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть (Деян. 28:22). Простертые руки мы можем понимать и в отношении к щедрости Подателя, потому что Он ни в чем ни отказывает просящим, но тотчас и просящему прокаженному даровал исцеление (Мф. 8), и слепорожденный получил прозрение (Ин. 9), и насыщены тысячи алчущeго народа в пустыне, кроме детей и жен (Мф. 14). Обозначают простертые руки и благость Родителя, желающего принять своих чад в объятия. А они, напротив того, ходили путем недобрым и следовали помышлениям своим. Таковым Господь говорит чрез пророка: отврати ногу твою от пути зла (Прит. 4:27). Ибо они любили чужих и подобно блуднице говорили: пойду в след похотников моих (Ос. 2:5). И оставив добрый путь, говорящий в Евангелии: Аз есмь путь (Ин. 14:6), ходили по широкому и пространному пути, ведущему к смерти, и следовали помышлениям своим, избегая которых, пророк молит Господа: от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего. Аще не обладают мною, тогда непорочен буду (Пс. 18:13-14). И апостол учит, что те, кои не имеют познания о Боге, предаются превратному уму, чтобы делать непотребства (Рим. 1). Мы же скажем словом псалмопевца: настави мя на стезю правую (Пс. 26:11).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 Явлен бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне, рекох: се, есмь: языку, иже не призваша имене Моего. Прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих

Это по необходимости присоединяет к сказанному выше; ибо, после того как они сказали: что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего? ожесточил еси сердца наша еже не боятися Тебе (Ис. 63:17) и присовокупили, что бысть пуст Сион, якоже пустыня бысть Иерусалим, на проклятие, дом святыни наш (Ис. 64:10-11), затем, естественно, является лице Самого Христа, как бы изъясняющего вины, за которые им следовало претерпеть это, - вины, которые они не приписывают себе, но возлагают на Того, Кто навел на них соответственную кару. Явлен, говорит, бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне. Действительно: по собственной воле Спаситель, входя в синагоги, учил их, проповедуя Евангелие Царствия, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 4:23), как написано. Ибо из дел, превосходящих слово и ожидание, какое Им не совершено? - Очищались прокаженные, прикосновением руки и мановением боголепным пробуждались умершие из гробов, слепые получали вожделенный свет, хромоногие начинали скакать как олени. Посему Христос и говорил очевидцам этого: аще не творю дела Отца моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом моим веруйте (Ин. 10:37-38). Посему и рекох, говорит, се есмь, языку, иже не призваша имене Моего. Именно, как оказывается, в одном случае Он говорил: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12), в другом: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева Его истекут воды живы (Ин. 7:37-38); но не хотели призвать имени Его, хотя Он многократно и вразумительно говорил: се есмь. А что они остались невнимательными, как бы лишенными слуха, упорными и непослушными, на это указывает, говоря: прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим. Обыкновенно, без слов изъясняясь с глухими, мы с криком складываем руки и стараемся ударить одну об другую пред ними как можно сильнее. Однако не ходиша, говорит, путем истинным: не приняли спасительной проповеди, напротив шли в след грехов своих, т. е. с необузданным влечением ринулись к беспечной и беззаконной жизни, которая навела на них наказание и гибель. И об этом, оказывается, Спаситель им говорил: аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Ин. 8:24). Вразумляемые, они сопротивлялись и убеждали им подручных, говоря: беса имать и неистов есть: что Его послушаете? (Ин. 10:20) и при этом даже кричали: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши Себе Бога (Ин. 10:33).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям

Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному… Напрасно, следовательно, Израиль сетует, что Господь забыл его, что «рука Его сократилась, чтобы спасать, и ухо Его отяжелело, чтобы слушать» (Ис. 59:1). Совершенно наоборот, Всевышний «всякий день простирал… руки… к народу непокорному», т. е. проявлял постоянную любвеобильно трогательную заботу об обращении Израиля (Ис. 50:2). Но Израиль остался нем и глух к этому Божественному призыву, почему вполне и заслужил наименование «народа непокорного» (Ис. 30:1; Иер. 5:23; 6:28; Ос. 4:16), «ходящего путем недобрым», т. е. несогласно с волей и законом Бога, а «по своим помышлениям, или, как выразительнее заметил пророк Исаия в другом месте, угождая «своей прихоти» (Ис. 58:13; ср. 53:6; 55:7; 56:11; 57:17 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.1–2. Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! Вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям.
Ст.1-2. Явлен бых не ищущым Мене обретохся не вопрошающим о Мне, рекох: се есм: языку, иже не призваша имене Моего. Прострох руце Мои весь день к людем не покоряющымся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих.

     
После разделения еврейского царства, при сближении и тесном общении с соседними языческими народами, избранный народ Божий постепенно уклонялся от истинного Бога, так что не имел страха перед Ним, не призывал Его святого имени (Ис.63:17; Ис.64:6-7). Но, щадя Свой народ, как создание Свое, как детей Своих (Ис.63:7-9,15-16; Ис.64:8-9), Господь открывался и ищущим Его – тем, кто не ходил в Его храм, не приносил Ему жертв, ради получения от Него милости (Ис.65:11). Господь давал Себя найти тем, кто прежде не спрашивал о Нем: зная, Кто и когда им нужен, Он говорил через пророков: «Вот Я!» – Так Он говорил народу, который не призывал Его имени ни в клятве, ни даже в молитве (Ис.65:16). Всякий день или постоянно Господь простирал Свои руки к народу, как отец к малюткам-детям, хотя народ оставался непокорным, говорил против Него, иногда осмеивал даже пророков, а в лице их оскорблял и Самого Бога (Ис.57:4; Ис.63:10,17); вообще, народ не шел путем истинными, который определен Законом Моисея, а шел вслед своих грехов – жил и действовал по влечению греховных похотей своей воли, извращенной под воздействием на нее язычества (Ис.65:3-4,6-7,11; Ис.57:3-13; Ис.59:2-4,12-15).
     И непокорному народу Своему Господь открывался или давал о Себе знать различным образом, то путем бедствий и лишений (при нашествии неприятелей), то чрезвычайными милостями (как истребление врагов действием Своего всемогущества, напр. Ассирийцев), то в утешительных обетованиях о Мессии через пророков. Но, кроме евреев, была еще величайшая часть рода человеческого, предоставленная своим путям – законам ума и совести; она блуждала в совершенной тьме язычества, со всем его гибельным нравственным мраком: Господь не оставил Своей благостью и этих несчастных. По истечении времен ветхого завета Господь, в Лице воплотившегося Своего Единородного Сына, явил Себя миру как иудейскому, так и языческому. И великий Апостол Христов Павел, призывая язычников в царство благодати, во имя единого истинного Бога-Спасителя, имел основание и побуждение засвидетельствовать исполнение пророчества Исаии в свое время, в Послании к Римлянам (Рим.9:22-24; Рим.10:17-21).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible