Скрыть
Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18-19 И приидут и узрят славу Мою. Так пророк говорит о славе, какую даровал Бог Израильтянам по истреблении их гонителей. И положу на них, то есть на тех, которые будут спасены, знамение страха, то есть знамение, которое Иезекииль видел напечатленным на лицах Иудеев, спасшихся от истребления, постигшего братий их (Иез. 9:4), или знамение страха, внушающее к ним уважение тех народов, к которым были посланы. Таково было знамение, которое видел Феликс и устрашился, когда Павел говорил ему о правде и святости и о грядущем суде (Деян. 24:15). И послю от них, как бы на удивление… во Фарсис… и в Фовель… и в Явану и в другие города, пришедшие на помощь Гогу сотворить брань с Зоровавелем, то есть со Христом, образом Которого был Зоровавель, князь народа, по возвращении его из плена в землю наследия Господня. Ибо народы, восставшие на Зоровавеля, были образом народов, по предсказанию пророка, восставших на Господа нашего, как написано: Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:2). И возвестят славу Мою во языцех, то есть пойдут, и о чудных делах Божиих возвестят язычникам. Все это и совершили апостолы.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-19 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою

Прежде нежели изложить, что означает перечисление весьма многих народов, нужно вкратце сказать о разнообразии перевода. Фарсисом на еврейском языке называется море и (как говорят) страна в Индии, хотя Иосиф, изменив букву, полагает, что вместо Фарсиса называется Тарс, город в Киликии, в который хотел отправиться Иона, когда бежал из Иоппии (Ион. 1). Фудом же или Фулом [называются] Ливийцы и вся Африка до Мавританского моря, в которой теперь [есть] река, называющаяся Фудом, и вся окрестная страна называется Футскою. А Лудом называют Лидийцев, поселенцы которых этруски, теперь называющиеся тусками, некогда бывшие весьма искусными в метании стрел, и теперь называются натягивающими стрелу. Вместо этого в еврейском читается mosche сеseth, что все, кроме Семидесяти, одинаково перевели: натягивающие лук; Семьдесят же поставили Μoσάχ, переведши именем вместо глагола. Если принять это, то он указывает на каппадокийцев, главным городом которых служит Мазака, впоследствии получившая от Цезаря Августа название Кесарии. Они также и в Бытии (гл. 10), — не знаю, с какою целью, — последнего сына Арамова, то есть Дамаска сирийцев, называющегося Мес, перевели Μοδόχ, вместо чего мы правильнее переводим меонийцы. Атубал или Фовел означает или Италию, или Иберию, то есть Испанию [называющуюся] от реки Ибера, отчего и теперь страна испанская называется Кельтибериею. О них прекрасно [говорит] Лукан:

Кельты, соединяющие имя галлов с иберами,

которых мы можем назвать галлоиспанцами. Греки же, которые по-еврейски называются Яван, означают ионян. Следует также принять во внимание то, что он преимущественно указал восточные народы, [происходящие] от Иафета, одного из сыновей Ноя, хотя в Фарсиcе и Фуде упомянул также имена Сима и Хама, то есть Индии и Африки, чтобы обозначить весь мир.

Таким образом, идет Господь, чтобы собрать дела и помышления каждого. Отсюда мы научаемся, что не только дела, но и помышления будут судимы в день суда, ибо всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28), о каковых говорится: „теперь окружили их помышления их“. Тогда Господь будет судить тайные [дела] людей по Евангелию Иисуса Христа, чтобы подтвердилось на истинном суде то, что пишет апостол: между собою помыслом осуждающим или отвещающим, в день, егда судит Бог тайная человеком (Рим. 2:15), чтобы все наши помышления, собранные в один день, подверглись испытанию со стороны праведного Судии при обвинении нас нашею совестию или при оправдании за грех: грехов ли мы имеем более, или добрых дел, и старые ли они, или новые, заглажены ли они покаянием или возобновились в новых преступлениях, как говорит Господь: «пути их Я обратил на главу их, и воздам им за помышления их» (Ос. 4), создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их (Пс. 32:15). О них и в другом месте мы читаем: Ты един веси сердца людей (2Пар. 6:30). Ибо никто весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем (1Кор. 2:11). Поэтому и чрез Иеремию Бог говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не издалеча, глаголет Господь. Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли (Иер. 23:23)? Поэтому к книжникам и Фарисеям говорится: вы есте оправдающе себе пред человеки: Бог же веcть сердца ваша (Лк. 16:15). При этом нужно обратить внимание на то, что не сказал: Отец, сообразно с хулениями еретиков, чтобы не казался исключенным Сын, но: Бог, что есть общее Отцу и Сыну. Ибо в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу (Ин. 1:1-2). О нем тот же Иоанн пишет: Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их, зане Сам ведяше вся: и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:24-25). Ему же приличествует и оное: ведяше же Иисус помышления их (Лк. 6:8). И в другом месте: разумев же Иисус лукавство их (Мф. 22:18). А чтобы не было никакого сомнения, так как еретики делают увертки относительно того, что Слово Божие знало все, то в послании, писанном к Евреям, очень подробно говорится: живо бо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча, обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очами Его, к Нему же нам слово (Евр. 6:12-13). Но когда все помышления будут собраны вместе, обвиняющиe нас или защищающие, тогда будут выведены на средину также народы и языки вместе с своими помышлениями. О языках же мы читаем, по Апостолу Павлу, не только человеческих, но и ангельских (1Кор. 13). Этим дается понять, что все твари будут судимы Господом, не только на земле, но в воздухе и на небесах, согласно с тем, что Сам Он выше сказал: упися меч Мой на небеси, и на землю спадет (Ис. 34:5). Прийдут же все, чтобы видеть славу Божию; и положит на них знамение, которое в начале Иезекииля указывается под значением еврейской буквы тав (Иез. 9). Кто будет запечатлен этим знамением, тот избежит рук поражающего. Это знамение было положено и на дверные косяки домов в Египте, когда при истреблении Египта один только Израиль остался невредимым (Исх. 12). Об этом знамении, которое не хотел получить Ахаз, царь иудейский, пророк Исаия свидетельствует: сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит (Ис. 7:14). Поэтому и пророк умоляет об обещанном: сотвори со мною знамение во благо (Пс. 85:17). И в другом месте: дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука (Пс. 59:6). Его оставил нам, восходя к Отцу, Господь или положил на наших челах, чтобы мы свободно могли сказать: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7).

Следующее же затем: и пошлю из тех, которые спаслись, к народам, и перечисление каждого из них, по-видимому, противоречит нашему объяснению. Ибо если это говорится о дне суда, то каким образом он снова возвращается к первому пришествию Спасителя, когда апостолы направляются к народам и слышат от Господа: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Это так разрешается: предсказывается день суда, или лучше делается угроза, чтобы из страха будущего наказания они приняли пришествие Спасителя и евангелие апостолов, которые наперед будут посланы. И прекрасно сказал: и пошлю из тех, которые спаслись. Ибо если бы Господь не оставил нам семени, то мы были бы тоже, что Содом, и уподобились бы Гоморре (Ис. 1:9). И апостол говорит: „остаток спасся“ (Рим. 9:27). Они посылаются к народам в Фарсис, и Фуд, и Луд, и Мосох, и Фовел, и в Грецию и на весьма многие острова, находящиеся вдали и не слышавшие имени Господа и не видевшие славы Его. О них, применительно к историческому смыслу, мы выше сказали.

Теперь следует вкратце сказать о таинственном значении. Фарсис значит изыскание (exploratio) радости, чтобы мы обращали внимание не на настоящее, а на будущее и удостоились услышать: „в малом вы были верны: войдите в радость Господа вашего“ (Мф. 25:21). Об этом и апостол Петр пишет: радуйтеся радостию неизглаголанною и прославленною (1Пет. 1:8), чтобы мы восхваляли Бога, говоря: исполнишася радости уста наша и язык наш веселия. Следующее же далее Фуд означает исключение уст, чтобы мы, исключая всякую хулу, говорили то, что хорошо, и могли сказать: уста моя возвестят правду Твою, Господи, весь день спасение Твое (Пс. 70:15): И еще: правду Твою не скрых в сердце моем, и спасение Твое рех (Пс. 39:11). Также Луд на нашем языке переводится польза, и Мосохпростирание (extensio) и Тубал или Фовелвовлеченный в печаль или обратившийся или же — все: все это соответствует призванию язычников,—чтобы они следовали пользе чрез исповедание своей души и, забыв прежнее, простирались к будущему. И пусть они оплакивают прежние грехи и привлекаются к печали или скорби, ведущей к жизни. Ибо блаженны плачущие, потому что они возсмеются (Лк. 6:21). И пусть все обратятся к Господу, чтобы в последствии достигнуть благодати и познать сказанное апостолом: слава, и честь и мир всякому делающему благое, иудееви же прежде и еллину (Рим. 2:10). Ибо Бог есть [Бог] не только иудеев, но и язычников.

То, что далее говорится: и островам дальним, которые не слышали имени Моего и не видели славы Моей, применимо к тем, о коих выше мы читали: имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют (Ис. 52:15). И еще: явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне. Рекох: се есмь языку, иже не призваша имене Моего (Ис. 65:1). А что острова означают или народы всего мира, или церкви, рассеянные по всему миру, об этом мы часто говорили.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-18 Се бо, Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне: огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа. Очищающиися и освящающиися во вертоградех и в преддвериих ядущии мясо свиное и мерзости и мыши вкупе погибнут, рече Господь. И Аз дела их и помышление их вем

Достаточно утешивши тех, которые обитают в новом Сионе, то есть, в церкви и обещав им весьма обильное утешение и сообщение духовных благ, а сверх того воскресение из мертвых и вышние обители и свойственную им славу, говорит, что не останутся безнаказанными дела тех, которые не захотели повиноваться Ему. Ибо, говорит, приидет яко огнь и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне.

Изрядно утешив живущих в новом Сионе, т. е. в церкви, и обещав им превосходнейшее утешение, дарование благ духовных, а кроме того еще воскресение из мертвых и горние селения и будущую в них славу, говорит, что, если кто обнаружит непослушание, тому подобный его поступок не пройдет безнаказанным: приидет, говорит, яко огнь, ибо сойдет с небес во славе Отца Своего, со ангелы святыми (Мф. 16:27). Такова именно колесница Его, как поется в псалмах: колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующий (Пс. 67:18). Придет же- воздати яростию отмщение, и прещение во пламени огненне. Прещение обозначает отвержение, ибо Он скажет умершим во грехах: идите от мете проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Таким образом, говорит, судитися будет вся земля, и как бы пораженные мечем божественного гнева мнози язвени будут. Это, конечно, те, которые подвергаются вечному наказанию, идут в огнь неугасимый, опутанные узами собственных прегрешений. Большему в сравнении с прочими наказанию будут подлежать освящающиися и очищающиися в вертоградех, т. е. те, которые отвергают искупление чрез Христа и бесчестят благодать святого крещения, оправдывающую нечестивого и освобождающую от всякой вины оскверненных грехами,-которые любят более пребывать в заблуждении и невежестве, покланяться несуществующим богам и прибегают к нечистым и гнусным очистительным обрядам.

Очищаются же они, - как сами думают, обольщая себя и других, - или тем, что окропляются водою, или тем, что носят кругом зажженные факелы в уверенности, что это очищает души их от скверн порока. А что при этом совсем не может быть и речи о благопристойности и приличии, или даже человеческого смысла, но что они, напротив, уподобляются скотам несмысленным, это показывает, говоря: очищаются в вертоградех, т. е. в рощах или дубравах, под дубом, и под елию, и под древом ветвенным (Ос. 4:13): выстроены были у них там жертвенники и храмы демонам, и в преддвериях храмов они ели мясо свиное. Но в этом – признак сластолюбия. Покланялись они и мерзостям и мышам: до такой степени умопомрачения дошли некоторые из суеверов, что имели в святилищах статуэтки и изображения мышей. Но, говорит, все они вкупе погибнут, т. е. вместе с непокорными из Израильтян, ибо Аз вем дела их и помышление их. Помышлением называет похоти, последовав которым, они сделались изобретателями худых начинаний, в силу чего и появилось введение мерзостей, хотя надлежало служить единому, естественному и истинному, Богу.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Ис.56:10-12.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис.66:18-22; также и пророк Иер.3:14-15, и оно утверждено Спасителем: Еф.4:11.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою

Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» - правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 ст.: «и вот, приду собрать есть народы…» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.18–21. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
Ст.18-21. И Аз дела их и помышление их вем, и гряду собрати вся народы и языки, и приидут и узрят славу Мою: и оставлю на них знамение, и послю от них спасеных во языки, во Фарсис и в Фуд, и в Луд и в Мосох, и в Фовел и во Елладу, и во островы дальния, иже не слышаша имени Моего, ниже видеша славу Мою, и возвестят славу Мою во языцех, и приведут братию вашу от всех язык дар Господеви, с конми и колесницами и с носилами мсков, под сеньми во святый град Иерусалим, рече Господь, аки бы принесли сынове Израилевы жертвы своя Мне со псалмы в дом Господень: и от тех поиму Себе жерцы и левиты, рече Господь.

     
Господь осуждает на погибель всех идолопоклонников, ибо знает и гнусные дела их, и основания этих дел, преступные помышления. Но, истребляя нечестивых, Господь не погубит Своей Церкви; вместо погибших Он соберет других; как любвеобильный Пастырь, Он пойдет и со всего мира соберет к Себе, в Свою Церковь, как бы во Свой двор, избранных из всяких племен и народов и они приидут, или обратятся, и увидят славу Его – в суде над упорными врагами Его, в особенности над народом Еврейским. На них, этих призванных и спасенных на Сионе, Господь оставит или положит знамение – особый знак спасения: подобно тому, как некогда Господь возложил особое знамение на лицо проклятого Каина; так на челе благословенных Им будет запечатлен дар спасительной благодати Святого Духа. Из числа этих спасенных Господь пошлет Своих избранных вестников к разным и многим народам для обращения и их к истинному богопознанию и спасению, а именно: в Фарсис  финикийскую колонию на отдаленном западе (в Испании), в Фуд – к племенам, населявшим окраины и оазисы Ливийской степи (в Африке), в Луд – к туземным племенам Египта, в Мосох – к кочевым племенам Сирийских пустынь, в Фовел – к племенам южного Кавказа, во Елладу – к племенам, населявшим Азиатскую и Европейскую Грецию, и во островы дальния – к обитателям островов средиземного моря, лежащих далее Кипра и Крита. По всем этим семи направлениям пойдут вестники о спасении мира и распространят славу имени истинного Бога Спасителя всюду там, где о Нем никогда ничего не знали. Посланные Господом обратят многих к почитанию Его и к спасению, и эти обращенные из всех народов придут на Сион, в дом Божий, как братья Израиля, не по плоти, а по духу истинной веры и любви: они придут и на конях, и на колесницах, и на носилках, и на мулах, под сеньмипод покровом легких палаток (которыми, обыкновенно пользуются на востоке знатные путники). Такое обращение языческих народов и приведение их на Сион в храм Господа Бога будет как бы дарами и жертвами Ему с Его мировой нивы, из Его вселенского стада, подобно тому, как в обычное время Еврейский народ приносил в храм свои жертвы со своих полей, от своих стад и, благодаря, восхвалял Его торжественной молитвой с псалмами. Но обратившиеся к Богу будут Ему не только жертвами, а и служителями; Господь изберет из среды их, как истинно очищенных и освященных силой Его слова и дарами благодати, жрецов и левитов, а наследственное Ветхозаветное служение колена Левиина в храме будет упразднено, ибо жрецы и левиты осквернили себя самым гнусным идолослужением.
    Хотя многие ревностные чтители Иеговы, еще и в Ветхом Завете, в последнее время существования церкви Иудейской, обходя море и сушу, распространяли истинные понятия веры и привлекали в недра Церкви последователей из всех народов; но сами же эти проповедники, утратив истинный дух откровения, не сохранили святого храма, потеряли священство, так что церковь Божия слилась с гражданскими обществами языческого мира, а её члены остались в порабощении у иноплеменных повелителей. Только Господь Иисус Христос, Основатель церкви Новозаветной, избрав достойнейших проповедников Евангелия царствия небесного, послал их призывать и обращать все племена и народы к истинному Богу, в Его небесное царство, – царство совершеннейшей истины, преизобильной благодати, Божественной славы и вечного блаженства. И Апостолы пошли в мир весь и проповедали Евангелие царствия Божия по всей вселенной. Так возникла и пребывает вселенская Церковь Христова; мир украсился, бесчисленными и великолепными храмами Богу истинному: Сион представляет их единое всемирное средоточие, а они служат подобием его.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible