Скрыть
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Святые отцы

Прочие

Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Сказанное же в Писании: взывал один к другому, - показывает, я думаю, что они свои умозрения боговидения щедро передают друг другу. И еще то объяснение имени серафим мы сочтем достойным памяти, что еврейский язык Писаний называет святейшие существа серафимов выразительным именем серафимов из-за того, что они в своей божественной и вечно подвижной жизни пламенны и кипящи.

О церковной иерархии

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Серафимы взывали: Свят, Свят, Свят… и тем изобразили нам тайну Святой Троицы.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Мы вспоминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия престола и двумя крылами закрывающих лицо, двумя же ноги, а двумя летающих и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. И для того преданное нам от серафимов богословие это повторяем, да соделаемся причастниками песнопения вместе с премирными воинствами.

Огласительные слова для просвещаемых

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Херувимы и серафимы, непрестанно вознося хвалу, говорят: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Не однократно говорят, дабы ты не думал о единственном лице в Божестве, не дважды говорят, дабы ты не исключал Духа, и не «святы» говорят, дабы ты не предполагал множественности, но трижды повторяют и говорят одно и то же, чтобы и в гимне ты уразумел различие лиц Троицы и единство Божества. Когда они говорят это, называют Бога.

О Святом Духе. Книга 3

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

«Вокруг Него стояли Серафимы». Кого он называет серафимами? Бесплотные силы горных существ, которых добродетель и блаженство можно видеть из самого их названия; в еврейском языке «серафим» значит: «огненные уста».

О чем же мы узнаем из этого? О чистоте существа их, неусыпности, бдительности, стремительности, деятельности, беспорочности. Так и пророк Давид, желая показать нам беспрепятственное служение, скорость исполнения и великую деятельность горных сил, сказал: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103:4), выражая названием этих стихий скорость, легкость, деятельность. Таковы эти силы, воспевающие Господа чистыми устами, имеющие это постоянным занятием своим, – возносящие славословия, как непрестанное служение. На их достоинство указывает их близость к престол Божьему. Как у земных царей отличающиеся бóльшими достоинствами стоят перед самым царским престолом, так точно и эти силы, по своей превосходной добродетели, окружают горный престол, постоянно наслаждаясь неизреченным блаженством и восхищаясь блаженным жребием этого служения.

«У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». Что означают эти перья и что выражают эти крылья? У бестелесных сил, конечно, нет таких крыльев; но этими чувственными изображениями пророк опять означает нечто таинственное, снисходя к слабости тогдашних слушателей, впрочем и чрез это снисхождение точно открывая нам мысли, превосходящие всякое разумение.

Итак, что же означают крылья? Высоту и превосходство этих сил. Так и Гавриил представляется летящим и нисходящим с небес, чтобы ты познал его быстроту и легкость. И удивительно ли, что Писание употребляет такие выражения о служебных силах, когда и в речи о самом Боге всех оно не чуждается такого приспособления? Так Давид, желая изобразить или бестелесность Его, или быстроту явления Его повсеместных, говорит: «шествуешь на крыльях ветра» (Пс. 103:3), хотя, конечно, ни ветры не имеют крыльев, ни Он сам не ходит на крыльях; как в самом деле это может быть с Тем, Кто присутствует везде? Но, как я выше сказал, Он, снисходя к слабости слушателей, возвышает их ум такими представлениями, какие доступны для них. И в другом месте, желая показать помощь Божью и происходящую от нее безопасность, он употребляет те же выражения, говоря так: «в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8). А здесь посредством крыльев пророк показывает нам не только возвышенность и легкость, но и нечто другое поразительное. Он показывает, что, хотя это видение было снисхождением, каково оно действительно было, но самые горные силы и в этой мере не могли выносить его. Закрывать ноги и закрывать хребты свойственно трепещущим, ужасающимся блеска, не выносящим молнии, которая исходила от престола. Потому оградой крыльев как бы некоторой стеной, они закрывали свои лица; и что обыкновенно испытываем мы, когда разражается гроза и блестят молнии, от которых мы преклоняемся на землю, тоже испытывали и они.

Если же серафимы, эти великие и дивные силы, не могли без страха взирать на сидящего Бога, сидящего именно на престоле, но покрывали и лица и ноги, то какое слово выразит безумие тех, которые говорят, что ясно знают самого Бога и исследуют Его нетленное существо? «И двумя летал. И взывали». Что значит: «летал», и что он хочет этим выразить? То, что они постоянно находятся близ Бога и не отступают от Него, но в этом и состоит их жизнь, что они постоянно поют пред Ним, всегда прославляют Создателя. Он не сказал: воззвали, но: «взывали», т.е. непрестанно делают это. «Друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят». Этим выражается их стройное пение и славословие, совершаемое с великим согласием. Это заключает в себе не только славословие, но и пророчество о благах, ожидающих вселенную, и точное наставление касательно догматов. Почему они не однажды сказали это слово, и потом замолчали, и не дважды, и потом остановились, но прибавили тоже в третий раз? Не очевидно ли, что они поступали так, воспевая песнь Троице? Потому-то Иоанн относит эти слова к Сыну, Лука к Духу, а пророк к Отцу. И последующие слова открывают нам ту же мысль. После такой песни они прибавляли: «вся земля полна славы Его!» Это было свойством точного пророчества, что они предвозвещают будущее ведение, через которое вселенная исполнилась славы Божьей, так как прежде и в то время, когда были произносимы эти слова, не только прочие части вселенной, но и сама страна иудейская была исполнена нечестия, и никто не славил тогда Бога. Об этом свидетельствует сам пророк, когда говорит: «всякий день имя Мое бесславится» (Ис. 52:5). Когда же земля исполнилась славы Его? Тогда, когда эта песнь принесена на землю, когда земные люди присоединились к лику горных сил, и стали возносить одну песнь и совершать общее славословие. Если же иудей бесстыдно отвергает это, то пусть он покажет, когда вся земля исполнилась славы Его, славы, происходящей от богопознания? Он не может показать этого, хотя бы тысячекратно упорствовал в своем бесстыдстве.

Толкование на пророка Исайю


Хочешь ли ты научиться, как произносят имя Его небесные силы, с каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением? Видел я Господа, - говорит пророк, - сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Гомилии «О статуях, к народу антиохийскому»


Что же? О существе ли Божием они беседуют там и вопрошают друг друга? Нет, но о чем? Они прославляют, покланяются, непрестанно с великим трепетом воссылают хвалебные и таинственные песнопения; и одни говорят: Слава в вышних Богу (Лк. 2:14); серафимы взывают: Свят, Свят, Свят, и отвращают очи свои, не имея сил сносить даже снисхождения Божии.

Против аномеев


«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят». И воззвание их также служит для нас величайшим знаком их удивления; они не просто воспевают, но весьма громко, и не только громко, но и постоянно делают это. Тела светлые, хоть бы они были даже чрезвычайно светлыми, обыкновенно поражают нас только тогда, когда мы в первый раз обращаем на них взоры; а когда мы посмотрим на них дольше, то от привычки перестаем удивляться, так как глаза наши присматриваются к этим телам. Потому видя и царское изображение, лишь только выставленное и светло блистающее красками, мы удивляемся; но чрез один или два дня уже не удивляемся. Что я говорю о царском изображении, когда мы испытываем тоже самое и в отношении к солнечным лучам, светлее которых нет никакого тела? Таким образом привычка уничтожает удивление ко всем телам; но в отношении к славе Божией бывает не так, а совершенно напротив. Чем более те силы созерцают эту славу, тем более они изумляются и больше удивляются; потому они с того самого времени, как начали существовать, доныне созерцая эту славу, никогда не переставали восклицать с изумлением; то, что испытываем мы в течение короткого времени, когда молния проносится пред нашими глазами, это они испытывают постоянно, и непрестанно с некоторым удовольствием чувствуют удивление. Притом они не только взывают, но делают это взаимно друг к другу, что служит знаком сильнейшего изумления. Так и мы, когда гремит гром или трясется земля, не только вскакиваем и восклицаем, но и сбегаемся в домах друг к другу. Тоже делают и серафимы; потому они и взывают друг к другу: «свят, свят, свят».

Узнали ли вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское, потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение. Потому и этот великий первосвященник, представ пред святою трапезою, совершая словесное служение, принося бескровную жертву, не просто призывает нас к этому славословию, но наперед сказав херувимскую песнь и упомянув о серафимах, таким образом повелевает всем возносить это страшное воззвание, чтобы напоминанием о существах, поющих вместе с нами, возвысить ум наш от земли, и как бы так взывает к каждому из нас: ты поешь вместе с серафимами; стань же вместе с серафимами, распростирай крылья вместе с ними, летай вместе с ними около Царского престола.

Беседа 6-я. О Серафимах


Восемь молчат, и четыре взывают. Чему же учит нас Писание? Тому, чтобы не всякую мысль о Боге мы высказывали, но одни мысли утверждали молчанием, другие прославляли верою и делали предметом богословствования. Что же взывают? Ту самую песнь, которую старался извратить сатана. Будь, прошу, внимателен. Херувимы не просто, как мы, говорили: свят, свят, свят, а обращались один к другому, так как написано: «и взывали они друг ко другу». «Свят», – говорят, – мы должны сказать зараз. Один говорит: «свят»; затем другой, и в третий раз – «свят». Но если мы насчитали три, не подумай, что три Бога. Что же значит: «свят, свят, свят Господь»? – Един Господь, едина вера, едино крещение. Подобно тому, как при псалмо­пении поют стихи попеременно, так и горние силы воспевают переменными хорами и воссылают славословие по способу анти­фонного пения.

Беседа о втором дне творения

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

См. Толкование на Ис. 6:02

Августин Аврелий, блж. (†430)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Скажите мне, что мы будем там, то есть в Царстве Небесном, делать? Спать? Ведь здесь люди, которым нечего делать, спят. Однако там не будет сна, поскольку нет там никакой усталости. Итак, если не будем мы там делать необходимые дела, не будем также и спать, то что же будем мы там делать? Никто пусть не страшится пресыщенности, никто пусть не думает, что и там будет пресыщенность. Разве быть здоровым вызывает пресыщенность? Все в этом веке надоедает, но здоровье не надоедает. А если здоровье не надоедает, неужто надоест бессмертие? Итак, какое будет у нас там дело? «Аминь» и «Аллилуйя». Ибо здесь мы делаем одно, а там будем делать другое, не скажу - день и ночь, но весь бесконечный день, подобно тому как небесные силы, серафимы, неустанно говорят: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф.

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его

Уста серафимов полны славословий, потому что они славословят, и при том попеременно, не по причине усталости, как я думаю, а скорее, уступая честь один другому и попеременно воздавая славословие. Ибо вышнее все находится в порядке и благоустроении. Трижды же произносят Свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая через это во едином естестве Божества Святую Троицу, потому что мы несомненно признаем здесь подразумеваемым Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого. И никакое слово не рассекает каждого из поименованных на различные естества, но в трех ипостасях разумеется единое Божество.

Говоря, вся земля полна славы Его! - серафимы провозглашали будущее и предвозвещали тайну совершенного Христом домостроительства. Ибо прежде того, как Слово стало плотью (Ин 1:14), над поднебесною имел власть тот губительный демон, змей, отступник; воздавалось также и поклонение твари вместо Творца и Создателя (Рим. 1:25). Когда же Единородное Слово сделалось человеком, тогда славою Его наполнилась вся земля.

См. также Толкование на Ис. 6:1

Толкование на пророка Исаию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Серафимы, воспевая такую песнь, дают нам знать, что природа Божия едина, так как они употребляют слово Господь в единственном числе, воспевая свят три раза, указывая на Святую Троицу. Ибо Свят, Свят, Свят ясно указывает на Троицу, а Господь Саваоф относится к одной природе Божества. Воспевают же вечную Божественную природу серафимы как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славой. Именно это совершил Господь наш и Спаситель, вочеловечившись, ведь после пришествия Господа языки получили луч богопознания.

Комментарии на пророка Исаию

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Исаия тоже причисляет ко славе Троицы единого Святого Духа: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг него стояли Серафимы… И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! - и далее: И услышал я голос Господа говорящего: …пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.

Проповеди

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы его.


Воззвания серафимов тожественны с воззваниями четырёх животных, которых Иоанн Богослов видел окружающими престол Божий (Откр. 4:8). Слова: Гд҃ь Саваѡ́ѳ (ср. толков. Ис.1:9) в Апокалипсисе заменены словами: «Господь Бог Вседержитель», как и 70 толковников многократно вместо «Господь Саваоф» говорят: Господь Вседержитель» (см. например, Иер.31:36;32:15;45:2;46:18,25. и мн. др.). Троекратное «свят», как и другие повторения одного и того же известного слова (например, Иер.7:4: «храм Господень, храм Господень, храм Господень здесь»; Иер.22:29: «о, земля, земля, земля!» Иез.21:27: «низложу, низложу, низложу»...), могло бы служить только к усилению мысли, выраженной словом «свят». Евр. слово קרש буквально значит «отделённый, выделенный, выходящий из ряда» – по своей нравственной чистоте и другим высоким совершенствам. Эти совершенства приписывались бы Господу в высочайшей степени. Нельзя вместе с тем отказываться от древнего мнения, по которому троекратное «свят» указывает на три Лица Божественной Троицы. Замечательно, в самом деле, что именно в книге пророка Исаии находится самое ясное из всех ветхозаветных свидетельство о троичности Божественных Лиц, которое и может служить пояснением того мнения, что троекратное «свят» относится к трем Лицам Святой Троицы. В Ис.63:9 и сл. Исаия говорит: во всякой скорби их Он (Господь) не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их... Но они возмутились, и огорчили Святого Духа Его... Здесь под «Ангелом лица Его» надо разуметь Ангела, в котором является Он Сам – Господь: см. Втор.4:37: лицо Его, т. е. Он Сам, вывел Тебя из Египта; Исх.33:14Сам Я (буквально Лицо Моё) пойду (пред тобой) и введу тебя в покой, ср. Исх.32:34Ангел Мой пойдёт пред тобою. «Ангел лица Его» – Существо, являющее Собой миру Бога невидимого (Ин.1:18; Кол.1:15). Испо́лнь вся земля̀ сла́вы его = невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимых (Рим.1:20); вместе с тем Его действия, в мире нравственных существ, охрана праведных и наказания грешникам служат для внимательных ясным указанием на Его владычественное положение в мире (Пс.17:47 и сл. Пс.17:65).

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

И взывали... По-видимому, серафимы разделены были на два лика и хора, которые поочередно возглашали хвалу Богу.

Свят, т. е. отдален от всего греховного, от всякого несовершенства. Это определение, для высшего усиления, повторяется трижды, подобно тому как у Иезекииля, напр., трижды повторяется слово: низложу (Иез. 21:27; ср. Иер. 7:4). Но кроме этого толкования троекратного повторения слова свят, имеет свои основания и другое объяснение, очень древнее, по которому серафимы здесь изобразили тайну Святой Троицы (святой Ефрем Сирии, блаженный Иероним).

Именно у пророка Исаии есть место, доказывающее веру современной ему ветхозаветной Церкви в Троичность лиц Божества. Это место - 63 гл. ст. 9 и сл., где упоминается особо о Боге, особо об Ангеле лица Его или о Сыне Божием, и особо о Духе Святом. Отсюда следует, что и в троекратном повторении слова свят Исаия мог указать на эту великую тайну. [В Славянском переводе с 70-и текст Ис. 63:9 изложен так: Не ходатай, ниже аггел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их: сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века.

Как выше указывалось, исключение из Синодального перевода слов о Высшем Совете, посланником которого является Мессия, которые есть в греческом переводе 70-и и славянском изводе, приземление его (Мессии) сущности (плод земли, вместо - семя небесное), привело к забвению многих очевидных указаний на Троическую сущность Всевышнего. Прим. ред.].

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Совершеннейшие умом, чистейшие нравом, ближайшие служители власти, непосредственные слышатели велений и свидетели действий Господа, Серафимы суть постоянные и истиннейшие свидетели и царственной славы Его. Служа промышлению Божию, они знают мир земной и свидетельствуют, что вся земля исполнена царственной славы Божией. Господь, как царь, всюду являет свое могущество, благость и правду; но на земле, за грех подверженной проклятию, для Серафимов тем блистательнее открывается совершеннейшая святость Господа. Как греховность принадлежит человеку в трех отношениях его уму, сердцу и воле; так всесовершеннейшему Первообразу человека Творцу принадлежит тройственная святость: совершеннейшая истинность ведения, беспредельная благость сердца и неизменно-непогрешимая деятельность. Как свят Господь Сам в Себе, так свят Он и в Своем откровении: Он свят в создании мира и человека, свят в промышлении о мире и человечестве, свят в спасении человека. Эта тройственная святость Господа так высокоторжественно теперь открывается достойнейшему из ревнителей святости Божией Исаии. Мысль глубоко понимающих Откровение, святых отцов и учителей церкви, с дерзновением и осторожностью, справедливо проразумевает здесь указание на тайну тайн веры – на троичность Лиц в едином Боге, открывшем Себя миру Творцом, Промыслителем и Спасителем. И не странно при этом признавать, что высочайшие духовные существа, близь самого престола Господня сущие, были не чужды некоторого понятия о триедином Боге и «воспевали песнь Пресвятой Троице» (Иоанн Златоуст, бл. Иероним).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible