Скрыть
Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Скоро твори, страна Завулоня и земле Неффалимля, то есть ускорили обитатели земли Завулоновой идти в плен и обитатели земли Неффалимовой лишиться владений своих. И укрепилось царство, то есть Ассирийское; славен стал венец царей его, усилилось владычество его. И этим указывается время двух царей Ассирийских Феглаффелласара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен Израильтян. Путь моря об ону страну Иордана, то есть не берег морской, но те земли Израильтян, через которые лежал путь к морю из мест, находившихся внутри земли обетованной, которые были сопредельны с владениями Тирян и Сидонян. Пророк говорит, что жители их отведены были в плен со всеми, живущими в Галилее языческой.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 1-2 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

Пророческое слово, имея благовествовать о вочеловечении Господа и предлагая как бы некоторое начало духовного веселия, такими словами приветствует того, к кому обращено благовествование: Cие прежде испий. Пиющий в первый раз принимает в себя питие, поглощая его с жаждой. Ибо тогда особенно ощутительна приятность пития, когда без тошноты и рвоты, по чрезмерной сухости в гортани, желающий утолить жажду питием прохлаждает себя влагами вожделеваемого напитка. Посему и теперь, как бы жаждущим людям благовествуя об ожидаемой благодати, Пророк говорит: Сие прежде испий. Восприими в душу веселие, вложи в нее догмат спасения. Не почитай его ниже чего-либо другого, не думай, чтобы иное было предпочтительнее его: он выше всего; тебе невозможно представить что-нибудь первоначальнее Создавшего тебя или по естеству досточестнее Перворожденнаго всея твари (ср. Кол. 1:15). Прежде испий. Познай, что в начале бе Слово (Ин. 1:1); ничего нет прежде начала; ничего нет прежде Сущаго в начале. Испий прежде не век, не расстояние, не место, в котором не существует Сын, не время, не мгновение, не какое-нибудь пустое представление, могущее составиться в душе. Сие прежде испий, скоро твори. Займись делом не с леностью, не с нерадением, не с беспечностью, не с расслаблением, но с напряжением сил, со всей поспешностью. Таков был Павел; он вдруг испил веру, нимало не умедлил приступить к проповеди; он не приложихся плоти и крови (Гал. 1:16), но как скоротечец, едва получил знак начинать бег, поспешил к концу, к намеренному гоня, к почести вышняго звания (ср. Флп. 3:14).

Страно Завулоня. Пророк обращается к тем, у которых пребывал Господь, к тем, которые прежде ходили в тьме неведения, при восхождении же истинного Света, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин. 1:9), увидели свет велий. Никто да не подумает, что с пророческими словами есть разногласие у Матфея, если он сказал: людие седящии во тме (Мф. 4:16), а у Исаии находим сказанным ходящии во тме. Ибо то же значит - и ходить, и сидеть во тьме, потому что и тот и другой равно не достигают предположенной цели: один как не имеющий движения, а другой как ходящий напрасно. Ибо идущий без цели никогда не придет к ней, и связанный недеятельностью не достигнет ее. Итак, сии люди, омраченные языческим неведением, увидели свет; не свет огня, не свет звезд или луны, не свет солнца или молнии, но Свет велий, воссиявающий существам умопредставляемым и чувственным,- Свет, Который пребывает со Отцем и просвещает человеков, просветляет Ангелов, всем достаточен, и даже сверх того простирает лучи Свои. В какой же стране жили язычники? В стране, осененной смертью. Ибо на них, по причине идолослужения, лежало как бы густое облако, пока пришедший Свет не рассеял тумана и не распростер над ними сияния истины.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую

Сперва, говорит, потерпи наказание; это получается дорогой ценой Иерусалима.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Это прежде выпей, скоро сделай ты, страна Завулонова, Неффалимова и прочие находящиеся при море за Иорданом, Галилея языческая. Народ, ходивший во тьме увидел свет великий, и вам, живущим в стране и тени смертной, свет воссияет вам

Мы представили оба издания (еврейское и LXX), так как свидетельство употребительно и приведено евангелистом Матфеем, представили чтобы было видно и различие и сходство в переводе. И прежде всего нужно заметить, что это свидетельство евангелист Матфей привел не по LXX-ти, а по еврейскому тексту. Ибо слово Евангельское говорит: слышав же Иисус, яко Иоанн предан бысть, отъиде в Галилею. И оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие, в пределах Завулоних и Неффалимлих: да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: земля Завулоня, и земля Неффалимля, путь моря об он пол Иордана, Галилея язык, людие седящии во тьме, видеша свет велий, и седящим в стране и сени смертней, свет возсия им. Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися царство небесное (Мф. 4:13 и сл.). И Евангелист Иоанн повествует, что Иисус, быв приглашен с учениками своими на брак в Кане Галилейской, сотворил там первое чудо, превратив воду в вино: се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей и яви славу свою: и вероваша в Него ученицы Его (Ин. 2:11). Поэтому у LXX и говорится: это прежде выпей, скоро сделай ты, земля Завулонова и земля Неффалимова, земля Завулонова и земля Неффалимова первая увидела чудеса Христовы, так что первая вкусила питие веры та земля, которая первая видела Господа творящего знамения. Применительно же к еврейскому тексту, высказывается, что прежде всего эта земля была облегчена от тяжести грехов, так как в областях этих двух колен Спаситель прежде всего проповедывал Евангелие. Поэтому и в 67 псалме говорится: благословите Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший в умоисступлении, князи Иудовы владыки их, князи Завулону князи Неффалимли (Пс. 67:27, 28); ибо в этих коленах находились селения, из коих уверовали вожди наши апостолы. Вениамин юнейший в умоизступлении— это апостол Павел, который и в другом месте говорил: аще бо изумихомся, Богови (2Кор. 5:13). И уверовали они, по Симмаху, скоро, так что, услышав слова: грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком (Мф. 4:19), тотчас оставили и отца и лодку. В последнее же время отягчена вера их, — при упорстве заблуждений весьма многих из Иудеев. Морем же здесь называет озеро Генисаретское, которое образуется от впадения в него Иордана, и на берегу котораго лежат Капернаум, Тивериада, Вифсаида и Хоразин. В этой области Господь пребывал наиболее, так что народ сидевший или ходивший во тьме видел свет, — и не малый, как свет других пророков, но великий, как свет Того, Который говорит в Евангелии: Аз есм свет миру (Ин. 8:12). И жившим во стране тени смертной свет возсиял им. Между смертию и тенью смертною различие, думаю, то, что смерть есть удел тех, кои с делами смертными отошли во ад, ибо душа согрешающая, та умрет (Иез. 18:20); а тень смерти — удел тех, которые живя во грехах еще не отошли из этой жизни, ибо они могут, если захотят, покаяться.

Вместо Галилея языческая Акила поставил θινας язычников, Симмах — пределы языческие; под словом же θινας мы разумеем песчаные наносы на речных или морских берегах. Верующие во Христа Евреи это место объясняют так: сначала были завоеваны Ассириянами и отведены в неприятельскую землю эти два колена Завулоново и Неффалимово и опустошена Галилея (4Цар. 15:29), о которой теперь пророк говорит, что она облегчена, так как она потерпела за грехи народа; впоследствии же были отведены в плен не только два колена, но и прочия жившия за Иорданом и в Самарии (4Цар. 17 и 4Цар. 18). Теперь же, говорят они, Писание высказывает то, что страна, народ коей первый отведен был в плен и начал служить Вавилонянам и которая прежде находилась во тьме заблуждения, эта страна увидела первый свет проповеди Христовой и из нее Евангелие было рассеяно по всем народам. Назареи, мнение коих я представлял выше, место это стараются объяснять так: когда пришел Христос и возсияла Его проповедь, то земля Завулонова и земля Неффалимова первая освободилась от заблуждений книжников и Фарисеев и свергла с выи своей весьма тяжкое иго преданий Иудейских, впоследствии же, Евангелием апостола Павла, который был последним из апостолов, проповедь была отягчена, т. е. приумножена, и Евангелие Христово осияло пределы язычников и весь путь моря, и таким образом весь мир прежде ходивший или сидевший во тьме и связанный узами идолопоклонства и смерти, увидел ясный свет Евангелия.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 Сие прежде испий, скоро твори, страно Завулоня и земле Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков. Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Множайшии людие, яже извел еси, в веселии твоем: и возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти

Сказав, что дерзнувшие не покоряться Еммануилу изнурены будут и жестоким голодом и скудостью, и что не оскудеют находящиеся в тесноте даже до времене, по вышеприведенному соображению, теперь намеревается показать, кто суть первые уверовавшие и соделавшиеся начатком призванных к познанию Еммануила, говорящего: се Аз, и дети, яже Ми даде Бог (Ис. 8:18; ср. Евр. 2:13), и бывшего в знамения, и чудеса в дому Израиливе от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион (Ис. 8:18). Ибо говорят, что пределы Завулоновы и Неффалимовы лежат при озере Тивериадском и на крайних пределах страны Иудейской, так что они сопредельны с Галилеей языков, тогда как другая лежала к стране Финикиян. Из этих-то преимущественно колен, говорят, происходили по большей части святые Апостолы. И повествуя нам о призвании их, блаженный Евангелист Матфей прежде всего вводит Иисуса в пределы Завулоновы и Неффалимовы; а затем мудро присоединяет то, как Он избрал святых Апостолов. Он пишет о Христе так: и оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие, в пределех Завулоних и Неффалимлих: да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря об он пол Иордана, Галилеа язык, людие седящии во тьме видеша свет велий, и седящим в стране и сени смертней, свет воссия им (Мф. 4:13-16). И присоединяет к сему: ходя же при мори Галилейстем, виде два брата, Симона глаголемого Петра, и Андреа брата его, вметающа мрежи в море, беста бо рыбаря: и глагола има: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста. И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева, и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеом отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста (Мф. 4:18-22). Нужно при этом знать, что морем Галилейским Священное Писание называет Тивериадское озеро, где находились Божественные ученики, занимаясь рыбною ловлею. Итак, в настоящее время Бог всяческих устами пророка обращает слово как бы к странам или городам колена Завулонова и Неффалимова, которые лежали при Тивериадском озере. И как бы чашу спасительного пития подавая им и поднося вино веселящее сердце человеческое, то есть, проповедь о Христе, говорит: сие прежде испий, скоро твори, то ест страна Завулоня и Неффалимля, примите проповедь спасения. Но творите скоро, то есть, без всякого замедления. И скорыми, как я сказал, явились ученики и с великою готовностью поспешили уверовать во Христа. Ибо по Нем идоста, тотчас оставив мрежи и отца; и не нужно им было продолжительное наставление; ибо услышав: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком, – по Нем идоста. Таким же образом, как увидим, призваны и другие из святых Апостолов и восприняли тайноводственное слово о Христе. Иоанн так пишет о Спасителе всех нас Христе: во утрий (же) восхоте изыти в Галилею: и обрете Филиппа и глагола ему: гряди по Мне. Бе (же) Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова. Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса Сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1:43-45). Когда же пришел к Иисусу, и услышал от Него сказанные слова: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя (Ин. 1:48), то сейчас же уверовал, и воскликнул, говоря: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Израилев (Ин. 1:49). Вифсаида же, из которой были Филипп и Нафанаил, также лежала при море Тивериадском. Намекает и блаженный Давид на избрание учеников, и говорит: Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли (Пс. 67:28). А что по времени имели быть призваны не одни только Божественные ученики, но и народы языческие, на это указует, говоря: и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков. Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Ибо обратившиеся из язычников ходили и жили в сем мире так, как будто ночью и во тьме, потому что в уме не имели света истинного богопознания, и как бы падали во всякий ров и претыкались о зло, как о какой-нибудь камень. И живут, говорит, они во стране и сени смертней, потому что у них или в их странах ничего нет иного, как только одна мгла и тьма, разумеется духовная, и они подобны умершим, хотя еще и живут. Ибо тень от тел вполне отражает очертания их и в целом нисколько не уклоняется от них, относительно сходства по внешнему виду разумею. Не знать же Того, Кто есть по естеству и истинно Бог, некоторым образом есть подобие и тень смерти (сень смертная). Но для недугующих этим свет воссиял, после принесенного, конечно, Христом и евангелистского откровения. Отсюда явились множайшия люди, яже извел еси в веселии твоем: потому что подлинно призванных из язычников гораздо больше, нежели уверовавших из Израильтян. Поэтому видеша, сказано, свет велий множайшия люди, яже извел еси в веселии твоем. Выражение же: извел еси употреблено вместо: ты призвал и искупил, как бы бывших пленниками, – из под власти диавольской. И они возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, у якоже делящии корысти. В двояком смысле мы можем понимать эти слова. Ибо или веселящиися в жатву и делящии корысти суть Божественные ученики, и тогда мы можем разуметь так, что они, собирая обращающихся из язычников как бы некий хлеб в житницу владычнюю и очищая его от ветхого заблуждения, веселятся подобно жнущим в полях; а с другой стороны, как бы похищая обольщенных сатаною из мучительской власти, и преводя их чрез веру к благочестию, они радуются якоже делящии корысти; ибо так как одни тех, другие других увлекали, и у каждого из них добычею были спасенные, как у победивших корысти от войны. Или же это можно относить к уверовавшим, и тогда можно разуметь так, что они, не имея никакого плода правды во времена заблуждения, обогатились этим, уверовав во Христа; а также, что прежде осаждаемые и расхищаемые от демонов и от сатаны, чрез Христа победили тех, которые издавна собирали корысти и оказались искуснейшими их грубости. Потому и веселятся они, как говорит пророк, якоже веселящиися в жатву, и якоже делящии корысти.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это

От мрачной картины жизни еврейского народа взор пророка переходит к тому светлому будущему, какое ожидает эту нацию с пришествием Мессии. Там, где царил угнетающий мрак, будут широко разливаться лучи животворного света. Радость освобожденного от ига врагов еврейского народа будет чрезвычайна, потому что с поражением его врагов кончатся навсегда всякие войны. Виновник такой счастливой перемены уже видится пророку, как родившееся Дитя Божественной природы, Которому предлежит вечное царствование и Который водворит на земле господство справедливости и мира. [Вместе с тем, в предыдущих главах совершенно обосновывается человеческое происхождение Мессии… Он не только Бог, но и человек. Прим. ред.]

К этому стиху принадлежат последние слова 22-го стиха 8-ой гл. : но не всегда будет мрак… В Мазоретском же тексте и 1-й стих 3-й главы отнесен к 8-й главе как добавочный, 23-й стих.

Прежнее время. Пророк, собственно, имеет в виду печальное настоящее и ближайшее будущее Израильского царства или его суеверных областей. Но так как он эти действия Израильского царства и вообще еврейского народа видит, с другой стороны, уже покрытыми той радостью, какая будет дана его соплеменникам с пришествием Мессии, то и называет свое время и ближайшее к нему будущее временем прежний, как бы уже минувший.

Земли Завулона и Неффалима упомянуты у пророка вместо двух других, вероятно, потому, что эти земли прежде всего страдали при нашествии ассириян, приходивших с севера.

Приморский путь - это может быть дорога, которая шла по западному берегу Тивериадского моря и вела за Иордан (так правильнее перевести выражение ever hajarden, в русск. синодальном переводе неправильно переданное словами: Заиорданскую страну).

Галилея языческая - правильнее с евр. : округ (gelil) народов языческих. Здесь разумеется тот округ, который был населен язычниками со времени, когда Соломон подарил его царю Тирскому, - именно область колена Неффалимова (3Цар. 15:20; 4Цар. 15:29). Указывая на то, что область, принадлежавшая Израильскому колену, стала называться округом языческим, пророк этим самым ясно указывает, в чем состояло умаление Израильского царства. В чем будет состоять возвеличение этой страны, об этом пророк говорит в следующих стихах.

Евангелист Матфей относит это пророчество к выступлению Иисуса Христа в Галилее (Мф. 4:13-16).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

Обращаясь к жителям Галилеи и Заиорданской области, пр. Исаия предлагает им немедленно принять от него божественное откровение о будущем славном царстве Мессии с величайшим желанием и с чувством живейшей радости, как бы чашу ключевой воды, которую принимают с ощущением сильнейшей жажды и вместе с чувством полнейшего удовольствия изнуренные рабы-жнецы в томительный зной или утомленные воины после жаркой битвы (ср. Ис.9:3-4 и Ис.41:17-18, 55:1-5, 10-11). Как вода ключевая подкрепляет силы телесные, так божественное откровение должно укрепить силы и возвысить жизнь и деятельность духа верующих в среде обитателей Галилеи и Заиорданской страны. Земли, населенные потомками Неффалима и Завулона, детей патриарха Иакова, прилегали к Галилейскому морю и к Финикии. По этим землям пролегал большой торговый путь (с юго-запада на северо-восток); жители колена Неффалимова и Завулонова вели торговлю и были в близких связях с языческими племенами – Финикийцами, Сирийцами и др. Такие отношения познакомили Евреев с обычаями жизни и обрядами религии язычников. Живя на крайнем севере земли Обетованной, вдали от Иерусалима, изредка посещая или совсем не посещая храм Божий, жители этой области Галилеи мало-помалу усвоили себе язычество. Это унижало Галилеян перед иудеями. Посему и пророк называет Галилею «языческой». К нравственному унижению присоединялась еще и сравнительная малочисленность жителей северных колен. Поэтому, в общем, состояние этой страны было приниженным, печальным, мрачным. Но, по воле Божией, открытой пророку, впоследствии, состояние этой страны будет высоко отрадным. Здесь откроется путь в царство Мессии, в царство света, свободы, истины, мира и радости (Ис.9:2-7).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible