но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

Святые отцы

Прочие

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Ст. 14-15 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Крестившиеся по силе Христовой таинственно получили очищение и освящение, по своему же маловерию каждый подпадает действию греха, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14-15).

Слова нравственно-подвижнические. Слово 4-е

Августин Аврелий, блж. (†430)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

От этого порока, носящего характер заболевания, просят помощи у Того, Кто от всех недугов этого рода может исцелить не отделением от нас чужеродного естества, а обновлением в нас нашей собственной природы.

О воздержании


Родительницей же является похоть, а порождением грех. Но похоть не рождает грех, не зачав его, и не зачинает, не обольстив, то есть не получив согласие желающего совершать зло. Стало быть, тогда происходит борьба с ней, когда стараются, чтобы она не зачала и не породила грех.

Против Юлиана-пелагианина

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Об этом стихе говорит Иероним в [сочинении] «Против Иовиниана»: «Как в добрых делах совершителем является Бог, чтобы мы могли достичь цели, а это зависит, конечно, не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего и помогающего (ср. Рим. 9:16), так и в злых делах и грехах, наши семена – побуждения, а исполнение – от диавола. После того как увидит, что на основании Христовом мы воздвигли сооружение из сена, дерева и соломы, он подкладывает огонь. Будем же строить из золота, серебра, драгоценных камней (ср. 1Кор. 3:12), и он не дерзнёт нападать, хотя и в этом случае нет уверенности и спокойствия, ибо лев сидит в засаде и в потаённых местах, чтобы убить невинного (1Пет. 5:8; Пс. 9:29). И к тому же, сосуды гончара испытывает печь, а людей праведных – искушение скорбью (ср. Сир. 27 – СП; 27 – Vlg.)».

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, почему говорит: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак.1:17), тогда как все, происходящее от нас, имеет несовершенство.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 14-15 Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть

Поскольку брат Божий выше показал, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает (по Феофилакту, речь идёт о страстных помыслах смущающих душу, потому что от Бога приходящие помыслы не возмущают душу человека, но более того они её умиротворяют, утверждают и озаряя её просвещают) поскольку, говорю, это показал нам брат Господень, то здесь говорит, что злая похоть человека зачинает сначала грех со сластолюбивым сочетанием и сосложением. Потом рождает грех через исполнение его на деле, как толкует Иоанн Зонара. Грех же совершённый на деле, рождает смерть души.

Возможно, что здесь речь идёт о смертных грехах как блуд, прелюбодеяние, убийство и подобных. Если пребудет только в пожелании то грех простителен, если же будет совершён на деле, то он есть смертный. Так, например, злая похоть тех еврейских двух старцев, зачала грех прелюбодейства против целомудренной Сосанны, и в итоге принесла им двойную смерть тела и души. Как сказал Даниил одному из них «доброта прельсти тя, и похотение разврати сердце твое» (Дан. 13:56). Так похотения умерщвляют и нерадивых, так что они не делают ничего своими руками, как сказал Соломон «похоти лениваго убивают; не произволяют бо руце его творити что» (Притч. 21:25). Так и пожелание богатства погружает человека во всегубительство и погибель, как сказал Павел «хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (1Тим. 6:9).

Как было сказано, злое пожелание зачинает грех, поэтому напротив доброе пожелание зачинает добродетель через сосложение и рождает её через делание, добродетель же исполненная рождает жизнь души, как сказал Соломон «древо бо жизни желание доброе» (Притч. 13:12), и ещё «возжеление убо премудрости возводит к царству» (Прем. 6:20). Поэтому-то и Даниил назван Архангелом Гавриилом – мужем желаний (Дан. 9:23) лучше же сказать Духом, по Богослову Григорию (слово к своему Отцу).

Это изречение приводит и божественный Александрийский Кирилл, говоря: «те, которые терпят идолов в душе своей и допускают в ней присутствие непристойных образов и помыслов, пусть знают, что они будут жилищем нетопырей, то есть нечистых духов.

Кийждо же, говорит, искушается от своея похоти влекомь и прельщаемь и прочее. Итак будем подавлять зародыши страстей и отвергнем новые идолы, посредством помыслов вторгающиеся чувственные вожделения, помня написанное: Аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави, яко изцеление утолит грехи велики» (Еккл. 10:4) (Беседа 2 на Исаию, том 2), т.е. исцеление прилогов помыслов, которое воспрепятствует совершению греха на деле, имеются ввиду те прилоги, которые происходят от сочетания и сосложения помыслов. И в другом месте тот же Кирилл, на то же изречение заметил, что «видишь, как в похотях совершается первоначальное зарождение порочности и в непристойных удовольствиях зарождаются первоначальные семена греха» (кн. 4 на Иоанна том 4).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Искушения на инока возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мира, от человеков и от демонов. Собственно источник искушений один: наше падшее естество. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в нас самих, соблазны мира не имели бы на нас никакого влияния, человеки не восставали бы друг против друга, падшие духи не имели бы повода и права приступать к нам. Потому-то и говорит Писание: Кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем.

Приношение современному монашеству. Глава 32

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Выше апостол говорил об искушениях вообще, в общем понятии (ст. 2-12); здесь и далее различает искушения по их происхождению, или по родам. Искушения бывают от Бога, от самого человека и диавола. Есть особенный, высший род искушения душ совершенных или приближающихся к совершенству, как, например, Бог искушал Авраама (Быт. 22:1) или Иова и подобные. Есть искушения, посылаемые или попускаемые Богом, это более обычный род искушений. Есть искушения, происходящие от самого человека, и искушения от искусителя (Мф. 4:3) по попущению Божию. Различие этих искушений и имеет в виду теперь апостол. В противоположность искушениям, какие попускает или посылает Бог как испытания, необходимые и благодетельные для нравственного совершенствования человека (ст. 2-4, 12), апостол начинает (на что указывает и отсутствие соединительной частицы же) говорить об искушениях, имеющих корень и основание собственно в самом человеке и ведущих ко греху и смерти, а не к совершенству. Вероятно, между людьми, к которым отправлялось послание апостола (как и вообще между людьми нередко), были такие, которые, впадая во грехи, оправдывали себя тем, что это – искушения, посылаемые от Бога; таким образом, не имея мудрости (ст. 5) различать искушения, Бога почитали виновником греха. Против таких-то людей апостол здесь и указывает это различие искушений. Потому понятие искушения здесь берется несколько в ином смысле, чем в стихе 2-м: там искушение есть испытание веры для возвышения нравственного совершенства человека, нередко не зависящее от воли человека искушаемого, здесь искушение есть греховное действие самого человека или, точнее, внутреннее расположение ко греху, ведущее человека, увлеченного им, к нравственной смерти. В этом последнем смысле искушение есть собственное дело самого человека, и Бог отнюдь и ни в каком случае не есть виновник его и следующего за ним греха. Выражая сначала кратко эту мысль, апостол далее раскрывает ее и с положительной, и с отрицательной стороны, указывая истинный источник такого рода искушений. – В искушении – таком, которое состоит в греховном действии человека и доводит его до нравственной смерти, никто не говори, никто не должен говорить, а следовательно и мыслить, как совершенно неправильное и несогласное с истиной, что Бог меня искушает, что Он есть виновник такого искушения и, следовательно, греха и смерти. Несогласно это с истиною, потому что противоречит самому основному понятию о Боге как Всесвятейшем и Всеблагом. Как Всесвятейший, Он и Сам не искушается злом, ибо Он неизмеримо выше приражения всякого зла, которое совершенно чуждо Его природы по святости ее, и Сам не искушает никого в силу той же святости и еще благости и любви к человеку. Чуждая всякого зла и греха, природа Его не может быть причиною зла и греха и в людях; попуская искушаться грехом человеку вследствие его свободной воли, Он Сам не производит греха, потому что не может производить. И если по Своим премудрым целям попускает на людей и даже, может быть, иногда наводит искушения, то потому, что искушение для самих людей полезно. Например: полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от самопрельщения, поставить на пути истинного покаяния и исправления; полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству; полезно и очищенную уже веру и усовершенствованную добродетель посредством искушения открывать, дабы ее познали и приняли за образец для подражания. Так, Бог попускает на людей искушения, но Сам не искушает на зло и не искушается злом. Если же говорится в Писании об искушении Бога людьми (ср. Евр. 3:8-9 и под.), то это говорится лишь человекообразно, для обозначения известных превратных отношений людей к Богу, причем неприкосновенно остается мысль о неискушаемости Бога злом, хотя подобные превратные действия людей и вызывают карательные действия к ним со стороны Бога. Если же говорится прямо об искушении Богом людей (напр., Втор. 13:3 и под.), то разумеются искушения не как возбуждения к злу, производящие зло, а как возбуждения к добру, производящие добро, возбуждения в душе начал добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для нравственного укрепления и совершенствования. Итак, злом искушается человек не от Бога (ст. 13). От кого же? Есть искуситель человеков по преимуществу, который искусил прародителей в раю и стал виновником греха в мире, который дерзнул искушать Самого Иисуса Христа, быв, впрочем, побежден от Него. Он человекоубийца и лжец, следовательно – искуситель по преимуществу (Ин. 8:44 и прим.).

Но не сего исконного первоискусителя имеет в виду апостол в настоящем месте, а самого человека. Его считает виновником или, точнее, виновным в искушении, говоря, что всякий искушается от своей похоти, и, указывая, таким образом, основание искушения в самом человеке, показывает, как это бывает и чем это оканчивается (Иак. 1:14, 15). Под похотию разумеется здесь прирожденная со времени прародительского греха склонность человека к злу вообще, вожделение, в обширном смысле слова (ср. 1Ин. 2:16), и эта-то похоть есть виновница злых искушений человека. Каким это образом, апостол объясняет непосредственно за сим. Свободную волю человека увлекает за собою похоть, или обольщающая его греховная наклонность. Как скоро человек примечает это обольщение и увлечение, то совершается в нем самое действие искушения. Если воля человека устоит против обольщения и отвергнет его, то человек победил искушение, устоял в добре и более окреп нравственно. Но как скоро воля поддалась обольщению и увлечению, является зародыш известного греха и потом рождается самый грех как определенное безнравственное действие, противное воле Божией, выраженной в положительном ли данном законе или законе совести; предмет этого безнравственного действия определяется предметом вожделения, к которому, увлекаемый похотию и обольщаемый, не устоял человек; искушение совершилось злое, рожден грех; но это искушение не от Бога произошло, а от своей собственной похоти человека, не устоявшего против злого увлечения, а потому не Бог виновник такового искушения и греха, а сам человек.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Доселе Апостол говорил об искушениях вообще, не различая их по источнику происхождения и самой природе их, и указывал высокое благотворное значение их, как испытаний для воли и веры человека (ст. 2, 4, 12). Теперь, имея в виду склонность людей слабовольных и маловерующих оправдывать свои падения в искушениях указанием, что искушения посылаются Богом, Апостол предлагает читателям строго различать искушения по происхождению и сущности.

Те испытания или лишения, о которых доселе говорил Апостол, посылаются людям Богом с благою, спасительною целью - утвердить людей, путем испытаний, в добре и привести их к истинному благу, к жизни в истинном смысле. В качестве примеров таких испытаний в Ветхом Завете можно назвать испытание веры Авраама (Быт 22:1 сл.), Иова (Иов I-II гл. и дал.) и израильтян во время странствования их по пустыне (Втор 8:2). Во всех этих и подобных примерах испытания людей Богом, в случае выдержания ими искуса, результатом или плодом искушения является терпение, нравственная крепость, нравственное совершенство испытуемых, а конец всего - вечная блаженная жизнь (Иак 1:2-4, 12). Но есть совершенно иные искушения, приходящие от диавола или же зарождающиеся в душе самого человека. В рассматриваемых стихах Апостол говорит об этих последних искушениях, и даваемое Апостолом изображение искушения имеет большую религиозно-психологическую ценность, начертывая полностью весь процесс или поступательный ход развития искушения в душе человека. Прежде всего (ст. 13) Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Боге, как существе всесвятом и всеблагом - «Бог не искушается злом (θεός απείραστός έστι κακών), и Сам не искушает никого». Слово απείραστός должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе - в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод: «несть искуситель злым», как и Вульгаты: intentator - не точны, тем более, что, в случае принятия такой передачи, получалась бы тавтология с последующим выражением: «и Сам не искушает никого».

По ст. 14-15, подлинный источник и действительное основание искушения является «собственная похоть», ιδία επιθομία, человека. «Кто чрез грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушение и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот, - говорит Апостол, - искушается не от Бога, но от собственной похоти» (блаж. Феофил). Желая показать, каким образом зарождается в душе человека искушение (ст. 14) и какими гибельными следствиями оно оканчивается (ст. 15), Апостол для большей ясности пользуется сравнением этого психического процесса с зачатием и рождением дитяти. Производителями греховного искушения в душе являются, с одной стороны, собственная похоть человека, имеющая основание в первородном, прирожденном человеку, грехе (ср. 1Ин. 2:16), но возрастающая и укрепляющаяся под влиянием сознательной склонности каждого отдельного человека; с другой же стороны, - свободная воля человека, соизволяющая похоти. Похоть есть фактор более пассивный, однако, на слабую волю действие ее так же сильно и гибельно, как действие блудницы на обольщаемого ею мужчину. Воля же человека, соизволяющая искушению, есть уже активное, оплодотворяющее начало, от преступного соединения которого с похотью происходит зачатие, а затем и рождение столь же преступного дитяти - греха, а грех затем, уже в свою очередь, рождает свое исчадие - смерть, именно вечную духовную смерть. А коль скоро искушения указанного свойства имеют своим плодом грех и смерть, то ясно, что они не могут исходить от Бога, Который есть самая святость и истинная жизнь. Ясно и то, что попытки людей оправдывать свои падения в искушениях ссылкою на Бога не имеют никакой опоры. Но все же в рассмотренных ст. 13-15 эта мысль аргументирована лишь с отрицательной стороны, и потому в следующих ст. 16-18 Апостол доказывает ее и положительным образом.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные:


Искушение
злое происходит главным образом от греховных пожеланий, от которых рождаются грехи, приводящие к смерти телесной и духовной. Так было при первом искушении (Евы и Адама), так бывает и ныне. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, хуления», говорит Сам Сердцеведец Христос (Мф.15:19). «Не обманывайтесь», говорит Апостол Иаков, заключая свою защиту правды Божией; а Павел Апостол, после подобного слова, присоединяет: «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7)

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

Да, действительно, братия и сестры, мы очень часто хотим видеть причину искушения вне себя. Мы говорим: «Это такой город, здесь такая жизнь – нельзя без выпивки, не обойтись без беспорядочных знакомств».

Как-то я беседовал с одним мужчиной, который постоянно ругался матом. Через два-три слова у него проскакивал мат. Я спросил его: «Зачем вы это делаете?». Он ответил: «А иначе нельзя, это для связки слов. Иначе меня не поймут!»…

Люди всегда ищут какие-то причины, чтобы в искушениях обвинять не себя, но кого-то другого. Говорят часто: «здесь так принято», «иначе нельзя, не поймут» и так далее. А кто-то сказал мне однажды: «Такая теща – посмотрел бы я на тебя, если бы ты пожил с ней и не искусился: не сказал бы ей все, что ты о ней думаешь в самых резких тонах!».

Мужья обвиняют жен, жены – мужей. Мы часто слышим, как говорят: «Ах, искушение, отойди от меня!», – и машут рукой на ребенка. Но некоторые, как некогда праотец Адам, обвиняют даже Бога. Вспомним, как Адам обвинял Бога, когда отвечал ему: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт.3:12).

Некоторые говорят: «Если бы Господь не дал мне такого здоровья, наверное, я не впадал бы в эти грехи», или просто: «такая у меня наследственность».

Один мужчина, который очень плохо постился, пытался так оправдать свое невоздержание: «А кто мне дал такой аппетит? Это, наверное, все промыслительно, это не просто так». И тут же вспоминал, что и отец, и дед его имели такой же аппетит, как и он. Он хотел сказать, что это у него от Бога, никак не иначе. Но слово Господне учит: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.

Хотя искушения и окружают нас, хотя они постоянно вокруг нас, но опасными они становятся для нас только тогда, когда находят отклик в нашей душе. Об этом и говорится в 14-м стихе: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью.

Есть такая монашеская шутка. Один монах во время поста решил съесть яичко. Но как его сварить? На кухню пойдешь – братия увидит. Взял он тогда свечку, зажег ее и стал яйцо поджаривать. С одной стороны, с другой… Вдруг открывается дверь (он забыл ее закрыть), входит кто-то из братии и говорит: «Что ты делаешь? Сейчас же пост!» А монах этот отвечает: «Это меня лукавый попутал». Тогда диавол не выдержал, выскочил из-за печи и говорит: «Даже я до такого бы не додумался!»

Действительно, братия и сестры, мы часто бываем искушаемы своей собственной плотью. Своей личной жадностью, своей личной похотливостью, своей личной неуемностью во грехе. Да, искушений много. Но Господь, посылая в мир учеников Своих, говорил: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16).

Истинный христианин должен быть тем светом, который светит во тьме и которого тьма не может объять (Ин.1:5). Но если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф.6:23) – спрашивает Господь.

Значит, искушение уже проникло в тебя – вот почему ты искушаешься. Ты сроднился с этим искушением, ты сделал его частью своего характера. Это твои привычки, это твой образ жизни. Задайте себе вопрос: самые тяжелые грехи, которые мы имеем, – как давно они появились в нашей жизни? Многие люди говорят: «Я постоянно делаю одни и те же грехи». Действительно, с юных лет и до старости человек страдает одними и теми же дурными наклонностями и привычками. Кто его этому научил? Но сказано: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Собственные мысли губят человека, собственный желудок нарушает целомудрие поста. Человек с поврежденным религиозным сознанием, не понимающий истинных путей Божиих в каждом члене своего тела будет находить повод для искушения.

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
Ст. 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Каждый искушается, как показывает Апостол, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (ύπό της ίδίας έπιθυμίας έξελχόμενος χαί σελεξόμενος). И это справедливо по наблюдению духовной опытности (Лествица ст. 15: «Не верь бренной плоти во всю свою жизнь и не надейся на воздержание ея, дóндеже преставишися Христу. Не думай, что ты по причине своей осторожности, пасти не можешь: ибо был некто, который и ничего не вкусивши свержен был с неба... Победить природу не в нашей состоит силе: а где природа побеждается, там конечно есть присутствие Существа, которое выше природы»). Грех отворил себе двери в мир, употребив вместо оружия самую же плоть человека (Рим.6:13), и для своего владычества проложил тремя путями свое шествие (1Иоан.2:16), на которых действует согласно и единично. Так было в начале, когда он первый доступ сделал к нашей праматери Еве. Об этом мы читаем в Писании: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, – вот похоть плоти; и что оно приятно для глаз, – является и похоть очей; и вожделенно, потому что дает знание – гордость житейская. И взяла плодов его и ела (Быт.3:6), или что тоже: похоть же, зачав, рождает грех (ή έπιθυμιά συλλάβθσα τίχτει άμαρτίαν). Это выражение у Иакова сильное, психологическое. Женщина, когда рождает, терпит скорбь (Иоан.16:21). И в душе человека, когда он приступает к совершению греха, великая происходит борьба между врожденным от Бога к стремлением добру и привившимся к человеку диким отростком – злою похотию. Борьба эта тогда происходит долго – влечением и обольщением, пока не зачнется, пока не приимет своего начала похоть в намерении, которое бывает уже способным скоро перейти и в самое действие – родить грех.

Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим.7:23). Так изображает другой Апостол внутреннюю брань плоти. А как все люди происходят от одного человека, то грех и имеет одинаково верный способ доступа ко всем (Рим.5:12). Способ этот в нас самих – та же наша похоть, или желание, простертое далее пределов естественного желания. Не будем слишком жаловаться на наших прародителей за их слабость к падению. Они, не испытав горести греховнаго плода, по неведению вкусили. Обратившись к себе самим, мы найдем в себе то же в обширных размерах. Но при этом заметим, что в этом случае мы будем иметь менее извинения, мы, которые не раз испытывали и испытываем горесть плода греховного в себе самих и разрушительную силу его видим на других.

Как было в начале, так есть и теперь: похоть плоти действует и в нас. Мы сами слишком заботливо питаем и греем плоть свою, и служим ей, как другу и владыке. Действует и похоть очей, которая ищет, не благоразумного пользования предметами видимого мира, но ищет жадного наслаждения и завладения ими. Действует и гордость житейская – желание превозносить себя над другими, а других видеть ниже себя. И мы безжалостно и всецело пригвождаем себя ко всем видам сих похотей, действующих в нас иногда порознь, а иногда вместе и притом сообразно степени возраста, как телесного, так и духовного; но всех их одна цель. Все похоти собираются и влекут под одно знамя грехапохоть же, зачав, рождает грех. И далее, как уже конечную цель, где все похоти, истощив всю свою губительную силу, прекратятся – под знамя смертиа сделанный грех рождает смерть, не только во времени, по естеству плоти, но и в вечности по душе, которая, по воле Бога, бессмертна. Это подтверждается и в другом месте Священного Писания, где говорится, что оброцы греха смерть (Рим.6:23). Значит, семя смерти лежит в похоти человека (Об источниках искушения и главном виновнике их превосходно пишет один из пастырей церкви: «Если самоискушение от похоти, говорит он, иногда еще не решительно греховной, впрочем способной зачать грех: то нетрудно усмотреть многочисленные источники искушений, по следующему указанию Апостола: все еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, присовокупляет Иоанн согласно с Иаковом, от мира сего есть (1Иоан.2:16), Дополним еще, что и мир, как творение Божие, не есть сам по себе гнездо похоти, или работная храмина искушений: не к сему назначил его премудрый худолжник и Создатель Бог, но к сему силится обратить его, чрез преслушание первого человека вошедший в него, зло-художник и разрушитель дьявол, который и есть искуситель по преимуществу, как и называется в Священном Писании (Матф.4:3). Если он нагло дерзнул приступить в сем качестве к Самому Иисусу Христу, в Котором не имел ничесоже (Иоан 14:30), в Котором, т. е., не было ничего греховного, или поврежденного, или нечистого, и следственно никакой внутренней пищи искушению, то не должно ли заключить, что сей адский ветр всегда, до предсказанного решительного запечатления бездны (Апок.20:3), приметными или неприметными, прямыми или косвенными исходами дышет в мире, и силится раздуть всякую искру похоти в человеке, и всё еже в мире, превратить в дрова огню сему нечистому» (сл. и речи м. Филарета ч. 1, стр. 280–281); значит, сам человек отворил дверь и в мир (Рим.5:14), и в душу к себе (Рим.7:19-20) такому опустошительному врагу, а не Бог, Который не желает смерти грешника (Иезек.18:23).

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Николай Зефиров, протоиерей (†1917)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

т. е. источник искушений наших ко злу кроется в нашей похоти.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

 Чтобы убедительнее доказать, что искушение ко злу происходит не от Бога, св. Иаков, указывает действительный источник искушения – собственную похоть человека (ἰδία ἐπιϑυμία). Под похотью разумеется не первородный грех, как он врожден человеку, так как похоть называется собственной (ἰδία) похотью человека; под ней, очевидно, разумеется такое греховное стремление, которое, хотя хотя имеет свое основание в первородном грехе, однако развилось и окрепло под влиянием свободной воли человека. Пока есть одно лишь греховное стремление, но нет согласия на него свободной воли человека, – греха еще нет. Однако, он не далек и всегда возможен, так как похоть (ἐπιϑυμία) влечет (ἐξέλκει) и прельщает (δελεάζει) человека, т. е. его волю. Глагол ἐξέλκειν – извлекать, вытаскивать, по замечанию Schneckenburger’a и Pott’a, сначала употреблялся в языке звероловов и рыболовов для обозначения вытаскивания, извлечения добычи из сетей, а потом отсюда был перенесен inremamatoriam и употреблялся для обозначения действий блудницы, извлекавших человека из его обычного, нормального состояния. В данном случае глагол ἐξέλκειν взят из второго употребления, о чем свидетельствует последующая речь св. Апостола, где употреблены образы зачатия и рождения. Смысл выражения, следовательно, такой: похоть, как блудодейная жена, извлекает человека из его обычного, нормального состояния, влечет ко греху. Второй глагол δελεάζειν тоже сначала употреблялся в языке звероловов и рыболовов, а потом стал обычным inreamatoria и обозначал приманки и обольщения блудницы. Как свидетельствуют последующие образы, и этот глагол взят из второго употребления: похоть, как блудодейная жена, манит к себе человека, «прельщает». Пока человек не поддался греховному влечению и обольстительной приманке похоти, грех еще не совершен. Однако, стоит только человеку дать согласие на влечение и прельщения похоти, стоит только допустить этот перелом в своей воле, и похоть зачинает, т. е. происходит грех в зародыше.

Соборное послание св. апостола Иакова

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят: 
 Мы под благодатью и от греха освободились (Рим.6:14-181Пет.2:24)

 

Ответ:
В Послании к Римлянам (Рим.6:14-18) апостол призывает христиан, возродившихся в таинстве крещения, к тому, чтобы грех не владел более их волею («да не царствует» Рим.6:12). Он хочет верующих отклонить от греха, чтобы они представили себя «в рабы праведности... на дела святые» (Рим.6:19), достигали, побеждая греховные влечения, святости и конца ее – жизни вечной (Рим.6:22).
Апостол здесь не говорит, будто христиане совсем избавлены благодатью крещения от склонности ко греху и возможности греха. Такая мысль противоречит слову Божию (Мф.6:12; Мк.10:181Ин.1:8-10; Рим.3:4; Иак.3:23Цар.8:46; Еккл.7:20 и др.). Напрасны были бы и нравственные увещания апостольские в посланиях, если бы человек по своем обращении ко Христу не грешил. Так может говорить только надменный сектант, «невежда, неутвержденный» в истинах веры, вопреки очевидному свидетельству из собственной жизни (отлучение порочных членов из сектантских общин).
«Вы не под законом», который только усиливал сознание грехов и ответственность за них и, предписывая заповеди, не подавал никакой помощи и сил к исполнению их, «но под благодатью», которая дает силы побеждать греховные влечения и исполнять волю Божию (Рим.6:14).
Апостол Петр (1Пет.2:24) говорит, что Иисус Христос претерпел крестные страдания, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», но христиане по своей свободной воле, склонной ко злу, «обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14), грешат.
«Человек может ли пасть, имея благодатное дарование? Если вознерадит», – наставляет преподобный Макарий Египетский, – «то падает; потому что враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености. Кольми паче не должен ты прекращать искания своего пред Богом. Ибо много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы, по-видимому, испытан ты был в самом таинстве благодати».*
-------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа 15,1904 г., стр. 117.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible