похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет и кончится, особенно когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжение и острые боли служат причиною страданий, а после родов – успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями – веселы и радуемся; а когда родим злое дитя, грех, тогда, видя позор рожденного, мучаемся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие женщины. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение.

Фрагменты

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Ст. 14-15 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Крестившиеся по силе Христовой таинственно получили очищение и освящение, по своему же маловерию каждый подпадает действию греха, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14-15).

Слова нравственно-подвижнические. Слово 4-е

Августин Аврелий, блж. (†430)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Итак, каждый искушается собственной похотью (Иак 1:14), а потому пусть борется с ней, пусть ей сопротивляется, с ней не соглашается, ей не поддается, не позволяет ей зачать то, что она потом породит. Вот похоть ластится к тебе, подстрекает, настаивает, требует, чтобы ты совершил что-нибудь дурное: не уступай ей – и она не зачнет. Если ты охотно допускаешь ее в свои размышления, она зачинает, и тогда она родит, чтобы ты умер. Смотри, что говорит апостол: сделанный грех рождает смерть.

Проповеди

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Вожделения грешников - родовые муки смерти.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Существует три этапа искушения: прилог, сочетание и сложение. Прилог – подсказанный врагом образ или мысль, его рассмотрение – сложение и согласие – сочетание с ним нашей слабости. Не желая сочетаться тому, что подсказывает нам враг, и соглашаться с ним, мы побеждаем искушение и по праву принимаем венец жизни. Позволяя нашептанному врагом увлечь нас с праведного пути и подтолкнуть на путь греха, мы раним Бога, но еще не впадаем в смертельный грех. Однако когда мы соглашаемся с искушением, и принимаем его в свое сердце, и подкрепляем порочными действиями, мы капитулируем перед врагом и предаем себя смерти.

О семи Кафолических посланиях


Искушение происходит трояким образом: посредством внушения, услаждения и согласия. Через внушение – от врага, а через услаждение и согласие – от нашей немощи. Поэтому, если при вражеском наущении мы не хотим наслаждаться грехом или не соглашаемся с ним, то само искушение благоприятствует нам к победе, которой мы заслуживаем венец жизни. Если же под действием вражеского наущения мы мало-помалу отклоняемся от доброго намерения и начинаем обольщаться пороком, то хотя мы и погрешаем услаждением, однако ещё не совершаем смертного падения. Но если вслед за услаждением от зачатого в сердце преступления следует ещё рождение злодеяния, то враг с победой отходит от нас, уже повинных смерти.

Покажем это на примерах. Иосифа искушали слова [его] госпожи, но, поскольку он не имел сладострастной похоти, то мог быть искушаем только внушением, а не услаждением и согласием, и потому стал победителем [врага]. Давида искушал вид чужой жены, а, поскольку он ещё не победил плотское вожделение, то увлёкся и обольстился собственною похотью. А как только совершил зачатое [в сердце] преступление, то, осуждённый даже собственными устами, стал повинен смерти, которую, впрочем, избежал покаянием. Иуду искушало сребролюбие, а, так как он был жаден, то, будучи увлечён и обольщён собственной похотью, через согласие пал к погибели. Иов был искушаем различными способами, но, поскольку ни имущество, ни здоровье тела он не предпочёл Божественной любви, то мог быть искушаем только вражеским наущением, никоим образом при этом не желая ни соглашаться с грехом, ни хотя бы наслаждаться им. Совершённый грех порождает смерть. Сказанное здесь противоположно тому, что было сказано выше о человеке, который переносит искушение, потому что, став испытанным, он получит венец жизни. Ибо если побеждающий в искушении заслуживает награду жизни, то обольщённого собственными похотями побеждает искушение, и он справедливо терпит поражение к смерти.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, почему говорит: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак.1:17), тогда как все, происходящее от нас, имеет несовершенство.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Григорий Палама, свт. (†1359)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Какую смерть? – Вечную, которая выражается в разлучении души от Бога, вызванная грехом, за которой ныне последовала от Адама вплоть до конца мира и телесная смерть; тогда же, в будущем веке, последует для не покаявшихся здесь невыносимое и нескончаемое мучение души и тела, справедливо осужденных посредством могущего и душу и тело погубить в геенне.

Беседы (омилии). Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 14-15 Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть

Поскольку брат Божий выше показал, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает (по Феофилакту, речь идёт о страстных помыслах смущающих душу, потому что от Бога приходящие помыслы не возмущают душу человека, но более того они её умиротворяют, утверждают и озаряя её просвещают) поскольку, говорю, это показал нам брат Господень, то здесь говорит, что злая похоть человека зачинает сначала грех со сластолюбивым сочетанием и сосложением. Потом рождает грех через исполнение его на деле, как толкует Иоанн Зонара. Грех же совершённый на деле, рождает смерть души.

Возможно, что здесь речь идёт о смертных грехах как блуд, прелюбодеяние, убийство и подобных. Если пребудет только в пожелании то грех простителен, если же будет совершён на деле, то он есть смертный. Так, например, злая похоть тех еврейских двух старцев, зачала грех прелюбодейства против целомудренной Сосанны, и в итоге принесла им двойную смерть тела и души. Как сказал Даниил одному из них «доброта прельсти тя, и похотение разврати сердце твое» (Дан. 13:56). Так похотения умерщвляют и нерадивых, так что они не делают ничего своими руками, как сказал Соломон «похоти лениваго убивают; не произволяют бо руце его творити что» (Притч. 21:25). Так и пожелание богатства погружает человека во всегубительство и погибель, как сказал Павел «хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (1Тим. 6:9).

Как было сказано, злое пожелание зачинает грех, поэтому напротив доброе пожелание зачинает добродетель через сосложение и рождает её через делание, добродетель же исполненная рождает жизнь души, как сказал Соломон «древо бо жизни желание доброе» (Притч. 13:12), и ещё «возжеление убо премудрости возводит к царству» (Прем. 6:20). Поэтому-то и Даниил назван Архангелом Гавриилом – мужем желаний (Дан. 9:23) лучше же сказать Духом, по Богослову Григорию (слово к своему Отцу).

Это изречение приводит и божественный Александрийский Кирилл, говоря: «те, которые терпят идолов в душе своей и допускают в ней присутствие непристойных образов и помыслов, пусть знают, что они будут жилищем нетопырей, то есть нечистых духов.

Кийждо же, говорит, искушается от своея похоти влекомь и прельщаемь и прочее. Итак будем подавлять зародыши страстей и отвергнем новые идолы, посредством помыслов вторгающиеся чувственные вожделения, помня написанное: Аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави, яко изцеление утолит грехи велики» (Еккл. 10:4) (Беседа 2 на Исаию, том 2), т.е. исцеление прилогов помыслов, которое воспрепятствует совершению греха на деле, имеются ввиду те прилоги, которые происходят от сочетания и сосложения помыслов. И в другом месте тот же Кирилл, на то же изречение заметил, что «видишь, как в похотях совершается первоначальное зарождение порочности и в непристойных удовольствиях зарождаются первоначальные семена греха» (кн. 4 на Иоанна том 4).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

А сделанный грех рождает смерть: так как смерть есть необходимое следствие греха, как возмездие за него (Рим. 6:23); смерть разумеется не телесная, а духовная, как и под жизнию выше (Иак. 1:12) разумеется духовная жизнь. Таков конец искушаемого от своей похоти, если он, разумеется, не употребит надлежащих, данных Богом средств к препобеждению таковых искушений и восстанию от таковых падений: искуситель (предполагаемый или подразумеваемый только у апостола), обольщение, или увлечение похотию, грех, смерть. Примечательна эта параллель путей, по которым идут впадающие в искушение, переносящие его (Иак. 1:2-4, 12) и искушающиеся своею похотию (Иак. 1:14-15): там плод искушения – терпение, ведущее к нравственному совершенству, а конец – вечная блаженная жизнь; здесь плод искушения – грех, а конец – вечная смерть. Радоваться ли и в этих последнего рода искушениях, которые, конечно, бывают также не без попущения Божия? Они также могут служить к нравственному совершенствованию, если человек, при помощи Божией, с ними борется и, побораемый от них, снова восстает, и в этом случае, конечно, и таковые искушения должно принимать с радостию. Но если человек, не борясь с ними, только увлекается ими, погрязает во грехах и лишается вечной жизни, то плач и стенание должны заменить здесь радость. Апостол здесь не раскрывает, впрочем, сего, ибо цель его здесь только показать и доказать, что не Бог виновник искушения, ведущего к смерти, а сам человек.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Доселе Апостол говорил об искушениях вообще, не различая их по источнику происхождения и самой природе их, и указывал высокое благотворное значение их, как испытаний для воли и веры человека (ст. 2, 4, 12). Теперь, имея в виду склонность людей слабовольных и маловерующих оправдывать свои падения в искушениях указанием, что искушения посылаются Богом, Апостол предлагает читателям строго различать искушения по происхождению и сущности.

Те испытания или лишения, о которых доселе говорил Апостол, посылаются людям Богом с благою, спасительною целью - утвердить людей, путем испытаний, в добре и привести их к истинному благу, к жизни в истинном смысле. В качестве примеров таких испытаний в Ветхом Завете можно назвать испытание веры Авраама (Быт 22:1 сл.), Иова (Иов I-II гл. и дал.) и израильтян во время странствования их по пустыне (Втор 8:2). Во всех этих и подобных примерах испытания людей Богом, в случае выдержания ими искуса, результатом или плодом искушения является терпение, нравственная крепость, нравственное совершенство испытуемых, а конец всего - вечная блаженная жизнь (Иак 1:2-4, 12). Но есть совершенно иные искушения, приходящие от диавола или же зарождающиеся в душе самого человека. В рассматриваемых стихах Апостол говорит об этих последних искушениях, и даваемое Апостолом изображение искушения имеет большую религиозно-психологическую ценность, начертывая полностью весь процесс или поступательный ход развития искушения в душе человека. Прежде всего (ст. 13) Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Боге, как существе всесвятом и всеблагом - «Бог не искушается злом (θεός απείραστός έστι κακών), и Сам не искушает никого». Слово απείραστός должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе - в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод: «несть искуситель злым», как и Вульгаты: intentator - не точны, тем более, что, в случае принятия такой передачи, получалась бы тавтология с последующим выражением: «и Сам не искушает никого».

По ст. 14-15, подлинный источник и действительное основание искушения является «собственная похоть», ιδία επιθομία, человека. «Кто чрез грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушение и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот, - говорит Апостол, - искушается не от Бога, но от собственной похоти» (блаж. Феофил). Желая показать, каким образом зарождается в душе человека искушение (ст. 14) и какими гибельными следствиями оно оканчивается (ст. 15), Апостол для большей ясности пользуется сравнением этого психического процесса с зачатием и рождением дитяти. Производителями греховного искушения в душе являются, с одной стороны, собственная похоть человека, имеющая основание в первородном, прирожденном человеку, грехе (ср. 1Ин. 2:16), но возрастающая и укрепляющаяся под влиянием сознательной склонности каждого отдельного человека; с другой же стороны, - свободная воля человека, соизволяющая похоти. Похоть есть фактор более пассивный, однако, на слабую волю действие ее так же сильно и гибельно, как действие блудницы на обольщаемого ею мужчину. Воля же человека, соизволяющая искушению, есть уже активное, оплодотворяющее начало, от преступного соединения которого с похотью происходит зачатие, а затем и рождение столь же преступного дитяти - греха, а грех затем, уже в свою очередь, рождает свое исчадие - смерть, именно вечную духовную смерть. А коль скоро искушения указанного свойства имеют своим плодом грех и смерть, то ясно, что они не могут исходить от Бога, Который есть самая святость и истинная жизнь. Ясно и то, что попытки людей оправдывать свои падения в искушениях ссылкою на Бога не имеют никакой опоры. Но все же в рассмотренных ст. 13-15 эта мысль аргументирована лишь с отрицательной стороны, и потому в следующих ст. 16-18 Апостол доказывает ее и положительным образом.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные:


Искушение
злое происходит главным образом от греховных пожеланий, от которых рождаются грехи, приводящие к смерти телесной и духовной. Так было при первом искушении (Евы и Адама), так бывает и ныне. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, хуления», говорит Сам Сердцеведец Христос (Мф.15:19). «Не обманывайтесь», говорит Апостол Иаков, заключая свою защиту правды Божией; а Павел Апостол, после подобного слова, присоединяет: «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7)

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

…похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 

Итак, похоть. Кто не знает, что такое похоть? Это неуемная страсть, которая подчас всецело овладевает человеком. Например, похоть наркомана… Что такое похоть наркомана? Это страсть, ради которой наркоман входит в конфликт со своей семьей, со своими близкими. Он готов украсть, готов обмануть, готов совершать самые разные преступления, чтобы только удовлетворить свою похоть. Он ночью вскочит и побежит по городу искать наркотики.

Кстати, любая похоть обнаруживает мощный физический потенциал в каждом из нас. Но если мы ради греха можем ночью вскочить и бегать по городу, как хорошо было бы, если бы ради Господа мы вставали ночью: читать Псалтирь, поклоны класть и т.п. В утреннем молитвенном правиле есть такое выражение: … якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему… (Молитва 8-ая, ко Господу нашему Иисусу Христу). Теперь ушло то время, когда мы поднимались по ночам ради блуда, ради пьянства, ради наркотиков! Наипаче, с еще бОльшим усердием надо подниматься на молитву, ставить себя перед Богом.

А получается все наоборот: хотим грешить – у нас энергия появляется, у нас время сразу есть, энтузиазм какой-то нас подогревает откуда-то снизу (прямо из преисподней идет этот «подогрев»). А помолиться надо – немощь какая-то одолевает, зевота. И человек думает: что же это такое? Весь день бегал, кричал, шумел, а только стал на молитву – уже немощь, зевота… Сразу начал о каких-то делах вспоминать. Кончилась молитва – опять часа три сидит на кухне, разговаривает; и энергия появляется, и спать расхотелось. Силы есть и телевизор посмотреть, и знакомым позвонить.

Но разве все это не доказывает каждому из нас ту очевидную истину, что духовная борьба – удел каждого человека. Духовная брань – это реальность нашей жизни. Апостол говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6:12).

И мы снова читаем 15-й стих: похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Я думаю, никто из нас не хочет смерти. Но похоть влечет человека ко греху. Похоть тянет наркомана к шприцу, хотя он не хочет умереть от наркотиков! Ни один наркоман не хочет умереть от наркотиков, ни один пьяница не хочет умереть от алкоголя, ни один блудник не хочет умереть от блуда! Но диавол – хитрый обманщик, он внушает наркоману: «Ничего, у этого наркотика правильная доза, у тебя не будет передозировки». Пьянице он нашептывает: «Ничего, ты и раньше выпивал столько же и даже больше! Все будет нормально: пей, веселись, радуйся». «Ничего, – говорит диавол блуднику, – ты и раньше грешил с этой женщиной, чего ты опасаешься? Все нормально, все будет в порядке, ничем ты не заболеешь!»

Но мы постоянно слышим о том, как люди умирают от наркомании, умирают от алкоголизма, умирают от блуда. Поистине, как сказано у святого апостола Павла, любой грех, который мы творим, приносит разрушение именно нам (Рим.7:5). Разрушая других, мы разрушаем себя. А про грех блуда в Писании сказано особо: блуд прямо разрушает тело человека, это грех против собственного тела (1Кор.6:18).

Сейчас, кстати, появилось очень много грехов против собственного тела. И мы должны понять, что эта сладость греха, то, к чему стремится похоть, это только порожек, за которым – смерть. Страшная смерть!

Но ужас смерти, о которой здесь говорится, заключается в том, что это не только физическая смерть, рожденная от греха: это, прежде всего, смерть духовная.

Православные христиане, как правило, не боятся физической смерти: мы знаем, что все умрем. Но православные умирают, приготовив свою душу к смерти. Мы постоянно говорим о нашей грядущей смерти в молитвенных текстах богослужения, когда испрашиваем для себя христианской кончины. Но смерть духовная, соединенная со смертью физической, рожденной от греха, – вот то, чего мы все должны бояться. Вот то, против чего мы должны решительно восставать. Но увы, люди устроены так, что они обращают на какую-то проблему внимание только тогда, когда эта проблема касается их самих.

Если человек заболел раком, он начинает интересоваться, что такое рак. Он начинает находить какие-то книги об этой болезни, спрашивать об этом окружающих, тратит большие деньги.

В Библии есть много примеров того, как люди в борьбе с той или иной болезнью теряли все свое имение. Помните женщину, которая была кровоточивой в течение двенадцати лет? Она все свое имение потратила на врачей и разных целителей, но никто ей не помог (см.: Мф.9:20-22).

Как нам избавиться от этой смерти, которая рождается содеянным грехом? (Кстати, можно сказать, что любой сделанный грех является смертным, поскольку рождает смерть.)

Что такое грех? Представьте себе корабль, огромный корабль. Он плывет и вдруг получает пробоину: вода начинает поступать в трюм. Если эту пробоину не заделать, то корабль, каким бы мощным он ни был, пойдет ко дну.

Апостол Павел предупреждает верующих, чтобы они опасались именно кораблекрушения в вере (1Тим.1:19). Когда нераскаянные грехи наполняют нашу душу, смерть затопляет ее. Поэтому единственный выход избавиться от ответственности за грехи (а ответственность за грех одна – смерть) – исповедовать эти грехи перед Господом Иисусом Христом.


 

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
Ст. 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Каждый искушается, как показывает Апостол, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (ύπό της ίδίας έπιθυμίας έξελχόμενος χαί σελεξόμενος). И это справедливо по наблюдению духовной опытности (Лествица ст. 15: «Не верь бренной плоти во всю свою жизнь и не надейся на воздержание ея, дóндеже преставишися Христу. Не думай, что ты по причине своей осторожности, пасти не можешь: ибо был некто, который и ничего не вкусивши свержен был с неба... Победить природу не в нашей состоит силе: а где природа побеждается, там конечно есть присутствие Существа, которое выше природы»). Грех отворил себе двери в мир, употребив вместо оружия самую же плоть человека (Рим.6:13), и для своего владычества проложил тремя путями свое шествие (1Иоан.2:16), на которых действует согласно и единично. Так было в начале, когда он первый доступ сделал к нашей праматери Еве. Об этом мы читаем в Писании: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, – вот похоть плоти; и что оно приятно для глаз, – является и похоть очей; и вожделенно, потому что дает знание – гордость житейская. И взяла плодов его и ела (Быт.3:6), или что тоже: похоть же, зачав, рождает грех (ή έπιθυμιά συλλάβθσα τίχτει άμαρτίαν). Это выражение у Иакова сильное, психологическое. Женщина, когда рождает, терпит скорбь (Иоан.16:21). И в душе человека, когда он приступает к совершению греха, великая происходит борьба между врожденным от Бога к стремлением добру и привившимся к человеку диким отростком – злою похотию. Борьба эта тогда происходит долго – влечением и обольщением, пока не зачнется, пока не приимет своего начала похоть в намерении, которое бывает уже способным скоро перейти и в самое действие – родить грех.

Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим.7:23). Так изображает другой Апостол внутреннюю брань плоти. А как все люди происходят от одного человека, то грех и имеет одинаково верный способ доступа ко всем (Рим.5:12). Способ этот в нас самих – та же наша похоть, или желание, простертое далее пределов естественного желания. Не будем слишком жаловаться на наших прародителей за их слабость к падению. Они, не испытав горести греховнаго плода, по неведению вкусили. Обратившись к себе самим, мы найдем в себе то же в обширных размерах. Но при этом заметим, что в этом случае мы будем иметь менее извинения, мы, которые не раз испытывали и испытываем горесть плода греховного в себе самих и разрушительную силу его видим на других.

Как было в начале, так есть и теперь: похоть плоти действует и в нас. Мы сами слишком заботливо питаем и греем плоть свою, и служим ей, как другу и владыке. Действует и похоть очей, которая ищет, не благоразумного пользования предметами видимого мира, но ищет жадного наслаждения и завладения ими. Действует и гордость житейская – желание превозносить себя над другими, а других видеть ниже себя. И мы безжалостно и всецело пригвождаем себя ко всем видам сих похотей, действующих в нас иногда порознь, а иногда вместе и притом сообразно степени возраста, как телесного, так и духовного; но всех их одна цель. Все похоти собираются и влекут под одно знамя грехапохоть же, зачав, рождает грех. И далее, как уже конечную цель, где все похоти, истощив всю свою губительную силу, прекратятся – под знамя смертиа сделанный грех рождает смерть, не только во времени, по естеству плоти, но и в вечности по душе, которая, по воле Бога, бессмертна. Это подтверждается и в другом месте Священного Писания, где говорится, что оброцы греха смерть (Рим.6:23). Значит, семя смерти лежит в похоти человека (Об источниках искушения и главном виновнике их превосходно пишет один из пастырей церкви: «Если самоискушение от похоти, говорит он, иногда еще не решительно греховной, впрочем способной зачать грех: то нетрудно усмотреть многочисленные источники искушений, по следующему указанию Апостола: все еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, присовокупляет Иоанн согласно с Иаковом, от мира сего есть (1Иоан.2:16), Дополним еще, что и мир, как творение Божие, не есть сам по себе гнездо похоти, или работная храмина искушений: не к сему назначил его премудрый худолжник и Создатель Бог, но к сему силится обратить его, чрез преслушание первого человека вошедший в него, зло-художник и разрушитель дьявол, который и есть искуситель по преимуществу, как и называется в Священном Писании (Матф.4:3). Если он нагло дерзнул приступить в сем качестве к Самому Иисусу Христу, в Котором не имел ничесоже (Иоан 14:30), в Котором, т. е., не было ничего греховного, или поврежденного, или нечистого, и следственно никакой внутренней пищи искушению, то не должно ли заключить, что сей адский ветр всегда, до предсказанного решительного запечатления бездны (Апок.20:3), приметными или неприметными, прямыми или косвенными исходами дышет в мире, и силится раздуть всякую искру похоти в человеке, и всё еже в мире, превратить в дрова огню сему нечистому» (сл. и речи м. Филарета ч. 1, стр. 280–281); значит, сам человек отворил дверь и в мир (Рим.5:14), и в душу к себе (Рим.7:19-20) такому опустошительному врагу, а не Бог, Который не желает смерти грешника (Иезек.18:23).

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Николай Зефиров, протоиерей (†1917)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Похоть это – наша склонность ко греху. Если мы боремся с этою склонностью ко греху, то мы выходим победителями из искушения, а если мы не боремся со склонностью ко греху, поддаемся той или другой похоти, сродняемся с нею в мыслях своих. Это в нас как бы является зачатие греха, зародыш греха, а за тем в дальнейшем несопротивление похоти рождается, совершается самый грех, т. е. то или другое греховное действие, поступок. Совершивши грех, человек нравственно падает, духовно умирает, удаляется от Бога.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible