Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Итак, вы должны надеяться получить способность твердо переносить послушание у Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак 1:17), и просить об этом в ежедневных молитвах, и, поступая так, быть уверенными, что вы не чужды тому, что предопределено народу Его, потому что даже то, что вы это совершаете, Он Сам вам дарует.

О терпении

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Если человек и не познал еще того, что он получил, будучи не совершенен верою и скуден в делании добра, но Бог даровал ему совершенное, ибо Писание говорит: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. Но и самое это совершенное дарование не просто и не как случится приобретает кто-либо, хотя бы он употребил для этого всякую человеческую премудрость и всякое мирское знание, но только деланием заповедей Христовых, и это в соразмерности, ибо по различию делания и дар этот открывается нам различно.

Слова нравственно-подвижнические

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Ничья воля или подвиг, хотя бы кто хотел и подвизался, не могут быть настолько достаточны, чтобы обложенный плотью <…> в состоянии был достигнуть верха совершенства <…> если не будет иметь помощь от милосердия Божия, так чтобы заслуживал достигнуть того, чего очень желает или куда стремится. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов.

О постановлениях монастырских

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Ведь сама изменчивость - это тень, которая как бы затемняет свет, если его из-за какого-нибудь чередования изменяет. Но потому что в Боге изменчивость не происходит, никакая тень чередования не падает на Его свет.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

<…> молитвами соделай милостивым ко мне Бога, чтобы Он стал также и Помощником в речах [моих], или лучше - Подателем полного и правого ответа на каждый вопрос, ибо от Него как Источника и Отца всяких просвещающих ведений и сил, соответственно подаваемых достойным, всякое даяние доброе и всяк дар совершенный.

Вопросоответы к Фалассию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Научив, что присущие нам пороки, которыми мы искушаемся, [происходят] не от Бога, а от нас самих, апостол показывает, что всё мыслимое нами добро, напротив, мы получаем в дар от Бога. Поэтому именует Бога Отцом светов, зная, что Он является источником духовных даров. Это согласуется со словами апостола Павла: Что же ты имеешь, чего бы не получил? (1Кор. 4:7). У Которого нет изменения, ни тени перемены. Ибо в природе Бога нет изменчивости, и Его свет не пропадает от какой-либо тени перемены, подобно свету мира сего, и к тому же он не допускает тьмы прегрешений. Вполне понятно, что дары света [предназначены] только для нас.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Если бы мы сказали, что мы получили благодать от Отца светов, от Которого всякий совершенный дар, но не хотим, чтобы вы ее восприняли, справедливо было бы, чтобы мы стали ненавистны и Богу, и вам самим. Однако ныне, когда мы вас от Божественных Писаний к этому побуждаем и на царский путь наставляем, то чем вас обижаем?

Слова (огласительные)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Под Отцом светов разумей Бога, а под светами или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей. У Которого нет изменения и ни тени перемены. У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: Аз Господь Бог ваш, и не изменятся (Мал. 3, 6), а выражение преложения стень означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 16-17 Не льститеся, братие моя возлюбленная: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов

Феофилакт говорит, что дары, которые мы приносим Богу, несовершенны и ущербны. Поэтому и пишет здесь божественный Иаков это изречение. Митрофан же говорит, поскольку выше сказано «что Бог не искушает никого» и не является виновником зол, чтобы никто не думал, что Он и не виновник благ, последовательно здесь говорит: «не льститеся, братие моя» и не думайте, что кто-то другой людям даёт блага, а не Бог. Потому, что каждое благо и каждое совершенное дарование нисходит для людей свыше от Отца светов, чтобы явиться вам, христианам испытанным в искушениях через терпение. Дабы победить вам прилоги вражии, и сие не ваше, но помощь и Благодать сходящая свыше от Бога[10].

Отцом светов разумеет Бога. Светами же называет или ангельские Силы, или просвещённых людей Духом Святым, по Феофилакту. Ареопагит же Дионисий с этого изречения божественного Иакова начинает первую главу книги о небесной иерархии, добавляя, что то же даяние благо, от Отца сходящее на нас, паки возводит нас к соединению с привлекающим всех Отцом и там нас соединяет с Его боготворным единством и простотой как единотворная сила. Во 2-й главе, о божественных именах, светами называет Сына и Духа, Отца имеющих началом и виновником их ипостасей. Говорит «также и то, что источником божественности является Отец, а Сын и Дух – произведения богородящей Божественности, если так можно выразиться, побеги богорастения, своего рода цветы, или сверхсущественные светы, мы восприняли из священных речений».

У пророка Захарии есть это изречение Иакова, как объясняет толкователь Дионисия божественный Максим. И другие многие богословы под светами Отца понимают Сына и Святого Духа.

у Негоже несть пременение, или преложения стень

Почему говорит, что Бог Отец причина только добра, но не зла? Потому что, по святому Митрофану, Он не принимает приближения, абсолютно никакой перемены или изменения Своей непостижимой сущности. Если предположить изменение, то нам будет подаваться как благое, так и злое. Но это невозможно! Бог неизменяем есть по сущности, как Он говорит через пророка Малахию «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» (Малах. 3:6). А под «преложения стень» хочет сказать, что не может кто-нибудь даже заподозрить, что в Боге может быть хоть какой-нибудь след изменения или перемены.

Святой же Митрофан так толкует: «Удивительно соответствующее выражение о нетленной и единой присносущной божественной сущности «преложения стень», этим ясно показывает, что не только Бог не может пострадать от изменения к худшему, но невозможно даже помыслить и тонкого образа перемены, сие у Бога невозможно есть. «Ты же тойжде еси» (Пс. 101:28).

[10] Это изречение приводит и Кирилл Александрийский: «Вот здесь ясно говорит, что слово «свыше» означает «от Отца», так как, не зная ничего другого превышающего тварей, кроме неизреченной природы Бога, ей, собственно, и усвоил это «свыше.» Ведь все другое подлежит игу рабства, один только Бог выше подчинения чему-либо и над всем царствует, почему Он и «над всеми есть» в истинном смысле» (Толкование на Иоанна, кн. 2, гл. 2).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

В этом месте заблуждались еретики, говоря: как Бог правит миром во мраке и свете, в сухих и влажных, в холоде и жаре, так и человеком управляет во благе и зле, в печали и радости, в смерти и жизни. Поэтому апостол говорит: всякое даяние доброе и все остальное от Отца светов.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Свыше, от Отца светов. Ведь [все], что исходит от нас, совершенством не обладает - а бывает даже и весьма несовершенно - и не просвещает душу. Как же совершенство [может исходить от людей], которые [сами] обретают совершенство через преуспеяние, с великим трудом очищаются от родового позора и только так достигают божественного блеска?

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

Имея дать в ст. 17 и 18 положительное и самое сильное опровержение упомянутого в ст. 13 заблуждения, апостол в ст. 16 восклицает: «не обманывайтесь (не прельщайтесь, μὴ πλανᾶσθε), братия мои возлюбленные» - выражение, обычное в апостольских посланиях (см. Ин 3:7; 1Кор.6:9-10; 15:33). Самое опровержение выражено в ст. 17-й и состоит в той мысли, что от Бога, по самой природе Его, происходит только доброе и совершенное; следовательно, Он не может быть виновником или причиною искушений, ведущих человека ко греху и гибели: это противоречило бы свойствам неизменяемого существа Божия. Апостол весьма характерно именует Бога Отцом светов, ό πατήρ τῶν φώτων. Понимать ли с большинством толкователей под словом τὰ φώτα светила небесные или с другими толкователями (блаж. Феофил.) видеть здесь название ангелов, - то и другое согласно с библейским словоупотреблением и оправдывается библейским представлением о Боге, как Творце и светил небесных (напр., Пс 135:7), и ангелов (Иов 38:7), являющихся различным образом и в разной степени отобразом Божественного Света, - во всяком случае здесь заключается мысль об абсолютной чистоте и святости существа Божия: свет светил небесных и даже свет сил ангельских подвержен колебаниям, изменениям; напротив, у Бога - свет вечный и неизменный, всегда себе равный; Он не колеблется между злом и добром, от Него происходит всегда неизменно одно доброе. «У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: «Я есмь и не изменяюсь» (Мал 3:6), а выражение «преложения стень» означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены» (блаж. Феофил.).

[Дионисий Ареопагит}

Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов: также и всякое излияние просвещения, благодатно одождяемое на нас от виновника своего - Бога Отца, как единотворная сила, паки возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим всех Отцем, и к Божественной простоте. Ибо все из Него и к Нему, по священному слову (Рим. 11, 36)

О небесной иерархии

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Как Сам Христос был и камнем утверждения для верующих, и камнем преткновения и соблазна для неверных и соблазнившихся, так и Его Священное Писание верным – воистину КАМЕНЬ УТВЕРЖДЕНИЯ и духовного созидания, неверным же, или зловерным, – КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ И СОБЛАЗНА, как об этом мы уже говорили вначале. Поэтому предстоит нам дело рассмотрения, чтобы отчетливо увидеть преткновение об этот камень и послушать претыкающихся, а дай Боже, и исправить.

Уподобляют нас противники иудеям и еллинам и говорят, что иудеи и еллины не почитали своих идолов как богов, но в идолах почитали истинного Бога. Ибо когда иудеи сделали тельца в Хориве, в том тельце почитали Бога, говоря: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх.32:4). Здесь они ясно говорят, что в тельце почитают того Бога, который вывел их из земли Египетской. Еллины также в своих идолах почитали Бога, ибо, когда их обличали о поклонении идолам как богам, они говорили, что не почитают самого идола как бога, но почитают того, кого изображает идол.
Отсюда противники выводят, что мы подобны иудеям и еллинам, ибо и мы икону Христову не почитаем как Бога, но почитаем как Бога Того, Кого икона изображает. Поэтому в почитании икон иудействуем и еллинствуем, по лживому мнению наших противников. 

Вся суть ответа состоит в том, чтобы показать, что иудеи и еллины почитали своих идолов как богов. Ибо когда мы покажем это, явной станет и ложь противников наших, и отличие нас, православных, от иудеев и еллинов, поскольку мы святые иконы не обожествляем.

Итак, покажу из Священного Писания, что иудеи и еллины своих идолов почитали богами.
Исход, глава 32. Говорят иудеи Аарону: сделай нам бога, который бы шел перед нами (Исх.32:1). И когда увидели отлитого тельца, воззвали: вот бог твой, Израиль (Исх.32:4).
3-я книга Царств, глава 12. То же говорят иудеи о двух золотых телицах: вот боги твои, Израиль (3Цар.12:28).
Книга пророка Иеремии, глава 2. Иудеи говорят дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер.2:27). Видите ли, противники, что иудеи своих идолов называли богами и почитали их как богов?
И если бы они в идолах почитали истинного Бога, как вы говорите, то не забыли бы Того, о Ком идол якобы напоминал им. Но что говорит Писание? Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Втор.32:18). И еще: И сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану... И забыли Бога, Спасителя своего (Пс.105:19, 21). И еще: удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской?» (Иер.2:5–6). И еще: говорит Илия иудеям: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (3Цар.18:21). Здесь Ваал ясно противопоставляется Богу истинному. Поэтому, когда иудеи почитали Ваала, идола, ясно, что не почитали Бога истинного. И еще: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали (Втор.32:17).

Из этих мест Писания не ясно ли, что иудеи самих идолов почитали как богов, а не в идолах, как вы говорите, почитали и славили Бога истинного? Как развращенные иудеи, так и еллины своих идолов называли богами. Послушай, что говорит Писание в Книге пророка Даниила: славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (Дан.5:4). И еще в Книге Премудрости Соломона: надежды их  на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих (Прем.13:10). Но так как пророки в своем Писании гремят на иудеев и еллинов, что идолы не есть боги, ясно, что иудеи и еллины веровали, что они боги. То же читаем и в Деяниях апостольских, где Павел учит, что делаемые руками человеческими не суть боги (Деян.19:26). Если же так учит, не ясно ли, что иудеи и еллины думали и веровали противоположное этому, что идолы есть боги?

Из этих многих доказательств явной становится ваша ложь, противники, ясно же становится и безмерное отличие нас, православных, от иудеев и еллинов. Они своих идолов почитали богами, мы же святые иконы богами не называем и саму икону Христа Бога нашего не считаем Богом, но, почитая образ, возводим ум на первообразное. Они привыкли просить своих идолов как подателей благ, мы же знаем, что: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17). Икона же только побуждение нам, и напоминающий образ, и как бы лестница, возводящая наш ум к Подателю всех благ. Они возлагали надежду на своих идолов, о чем говорит псалмопевец: Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! (Пс.113:16). Нам же да не будет такого безумия, чтобы возлагать надежду на образ, но только на первообразное.
Поэтому вы солгали на свою голову, противники, уподобляя нас иудеям и еллинам, равняя свет с тьмою, показали свою ненависть и неразумие. Но погубит Господь всех, говорящих ложь (Пс.5:7).
 

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Свойство добрых дел должно быть таково, чтобы человек, творящий добро, был благоприятным Богу, праведным и сыном Божиим по благодати, а не нераскаянным грешником.

Скажешь: Апостол Павел говорит: слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим.2:10). Подобное этому говорит и апостол Петр: Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10,34-35).

Отвечаем. Совершенно не подобает быть лицеприятию в судах, чтобы от него не повредилась правда. Такое лицеприятие мерзостно Богу, Который и Сам воздаст каждому по делам его (Откр.20,13; Откр.22,12Примеч.). Но при благодеянии и раздаянии даров обычно существует лицеприятие, ибо и Сам Христос говорит: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф.15,26), – то есть презреть иудеев, а миловать еллинов. Но так как дарование жизни вечной – это неизреченная милость Божия и дар совершенный (который) нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17), поэтому такая благость требует лицеприятия, чтобы бесценный бисер не был повержен перед свиньями. Но так было бы, если бы некающийся грешник получил жизнь вечную.

А что апостол Павел говорит: во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:35), – это понимай не так, что он приятен для Царства Небесного, ибо иначе напрасна была бы вера во Христа, напрасно Крещение, но понимай, что он приятен для призвания ко Крещению и к вере во Христа. Так изъясняет Златоуст. Смотри Маргарит в слове о вере и естественном законе.

Так был приятен Богу Корнилий сотник, еллин, которому святой Петр сказал эти слова. А что апостол Павел говорит: слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во- первых, Иудею, потом и Еллину! (Рим.2:10), – это апостол говорит новым христианам, обратившимся от неверия ко Христу и получившим усыновление Божие по благодати во святом Крещении.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

17.
(церк-сл.) Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение, или преложения стень

Всякое даяние доброе
и проч.: в этих словах – положительное опровержение обольстительного заблуждения. Опровержение таково: Бог есть виновник всякого добра, и от Него происходит и может происходить только даяние благое; следовательно, Он не может быть виновником искушений человека в погибель (Иак.1:13), так как Он в свойствах Своих неизменим. Притом Он столько любит людей, что возродил их словом истины для вечного блаженного единения с Собою, следовательно, не может быть виновником погибели их и искушений, ведущих к погибели (Иак.1:13).

Что Бог – виновник только добра, апостол выражает усиленно, что от Него, и именно только от Него, нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный: различие понятий трудно уловимое; может быть, сим различием выражений указывается на блага временные и вечные, вещественные и духовные, житейские и высшие и т. п.; вообще же означается, что Бог есть источник всяких и всяческих благ и – только благ, а не зол, и – только Он один источник благ.

Свыше: с неба (ср. Деян. 14:17; Деян. 26:13; Ин. 6:32-33). 
От Отца светов: источника всякого света, и духовного, и чувственного. Свет – символ добра, как тьма – символ зла; Отец – источник всяких светов есть, значит, источник всякого добра, и Сам есть Свет – добро, и тьмы, зла, в Нем нет никакой (ср. Ин. 1:4-5 и прим.); следовательно, от Него и не может исходить никакой тьмы – зла, например искушения к погибели.
У Которого нет изменения и проч.: усиление и уяснение наименования Отца светов. Свет светов или светил небесных, который служит символом духовного света божественного, изменчив, непостоянно одинаков; Свет Отца этих светов никогда не изменяется, всегда одинаков, то есть мысль без образа: Бог не колеблется между добром и злом, в Нем и от Него неизменно и всегда одно только доброе, без малейшего оттенка зла, которое несообразно с Самим Его естеством, как существа святейшего и чистейшего. – Блаженный Феофилакт, разумея под Отцом светов Бога, под светами разумеет или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей; но во всяком случае это – вторые светы, неизмеримо выше которых Един Отец светов, в Котором или у Которого «нет изменения, ибо Он Сам взывает чрез пророка: Я есмь и не изменяюсь (Мал. 3:6); а выражение – преложения стень означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены» (Феофилакт). Если встречаются в Писании выражения, указывающие по видимому на изменяемость в Боге, например говорится, что Он гневается, раскаивается и подобное, то это только человекообразное выражение отношений Бога к человеку; неизменный в Своем внутреннем существе, Он изменяет только отношения Свои к человеку соответственно человеческой изменчивости. Как на величайший дар Божий людям из всех и всяческих даяний и даров Его им, апостол указывает на дар возрождения людей словом истины, в доказательство того, что от Бога может нисходить одно только доброе, а отнюдь не злое.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 17-18 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий

Желая яснее показать неразумие обвинения Бога во зле, Апостол напоминает, что от Бога, как Источника всякой жизни (света), подаются только добрые дары, что он вечно неизменен (сравн. (Мал.3:6)); что Он, несмотря на наше изменение, совершившееся чрез грехопадение и отступление от Него, возродил нас словом Христовой проповеди (сравн. (1Петр.1:23)) и, через смерть и воскресение Христа, соделал нас угодными Себе начатками, подобными тем начаткам жатвы, которые по закону посвящались Богу (Лев.23:10) или, иначе говоря, соделал нас новыми созданиями, уготованными для жизни на новой земле, под новым небом, где вечная правда живет, сравн. (Рим.8:23). «Под Отцом светов разумей Бога (говорит блаженный Феофилакт), а под Светами – или силы Ангельские, или просвещенных Духом людей».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 16-18 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

Как интересно апостол Иаков беседует с нами чрез это свое Послание! Сначала он говорит о том, что похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. И мы впадаем в уныние от этих слов. Но уныние само по себе – тоже грех. И апостол подает нам надежду в следующих стихах: Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. И ниже читаем: Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

Чтение слова Божия, особенно чтение Евангелия за Божественной литургией, – само звучание слова Божия очищает нашу душу от греха! Вспомните, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр.1:3).

Поистине, если мы слушаем слово Божие молитвенно, с благоговением срастворяя верой это слово в своем сердце, оно принесет обильный духовный плод. И там, где мы не могли самостоятельно избавиться от грехов и смерти, Господь может спасти нас чрез проповедь Святого Евангелия. Сколько людей утопали в грехах, но Господь Иисус Христос, придя в этот мир, пришел именно к грешным людям. И потому так часто Его можно было видеть среди мытарей и грешников, среди фарисеев и книжников, в самой больной части общества.

Представьте себе, если бы сегодня, скажем, в Москве появился какой-нибудь батюшка, который, будучи движим ревностью о спасении людей, входил с проповедью покаяния в разные варьете, казино, в публичные дома, наконец… Наверняка, нашлись бы люди, которые стали бы осуждать его, говорить, что он поступает неправильно. И вы знаете, что об Иисусе Христе постоянно говорили: Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мк.2:16). О Нем так говорили, потому что не понимали, что Он и пришел в этот мир к грешным людям. Господь пришел спасать не праведных, а именно грешных. Как сказано в Евангелии: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк.5:31).

И слава Богу, Церковь сейчас идет к уголовникам: священники в тюрьмах проповедуют Евангелие. Слава Богу, что Церковь сейчас идет к ожесточенным людям: священники направляются в воинские части, где из-за дедовщины отношения между людьми становятся очень тяжелыми. Церковь сейчас идет к падшим, к спившимся, к наркоманам. А некоторые возмущаются: «Ой, да зачем вы всем этим занимаетесь?!» Некоторые люди говорят мне: «Отец Олег, зачем вы этими сектами занимаетесь? Непонятно! Зачем заниматься этими наркоманами, этими пьяницами?»

Но для чего тогда нужна Церковь? Ведь Церковь – это дом Божий, куда должны приходить грешники для того, чтобы услышать слово Божие и начать новую жизнь: во Христе и со Христом.

Каждый человек, переступающий порог дома Божия и слушающий слово Евангелия, срастворяя это слово верой, – он должен стать «некоторым начатком Его создания», как мы прочитали в 18-м стихе.

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
Ст. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Любовь Апостола к верующим заставляет его высказаться предупредительно к людям, которые были противных мыслей и дел Апостолу (весьма вероятно, что Апостол предупреждает от распространившегося учения еретиков симониан и николаитов, что напоминают, хотя и не именуют еретиков, и другие Апостолы (1Иоан.2:191Тим.6:20, Иуд.1:4,19): не обманывайтесь в том, будто Бог виновен в злых побуждениях и делах человека (Иак.1:14,15). Самое понятие о Боге, как высочайшем добре (Матф.19:17), уже исключает такие мысли. Он есть высочайшее совершенство, чистота и святость. А от совершенного и бывает только совершенное; от чистого – чистое; от святого – святое. Кое общение света со тьмою? Совершенство и красота видимого мира не свидетельствуют ли о высочайшем совершенстве своего Творца? Как же, после этого, можно приписать Ему то несовершенство познаний, заблуждений, перемен и ту тёмную мудрость, коею питаются мудрецы века сего? Совет же Господень стоит вовек (Пс.32:11Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Числ.23:19, под. Притч.19:21, Мал.3:6). Существо самостоятельное так совершенно, что у Него нет даже и тени перемены (τροπής αποσμασμα).

Это согласно и по разуму, который приписывает это свойство Божеству, как Существу самостоятельному; так как в Самосущем не возможно ни расширение, ни стеснение бытия, а в вечном невозможен переход из одного вида в другой. Хотя мир случайный и изменяемый зависит и в начале и в продолжении своем от Бога: но и творение мира и промышление о мире есть дело вечного свободного определения Божия: потому не показывает перемены не только в бытии Божием, но и в воле Божией (архиеп. Филарет, "Православное догматическое богословие").

Правда в Священном Писании является, как будто бы, и некоторая несообразность. Встречаются выражения, по-видимому свидетельствующие и о изменяемости в Боге. Говорится, например, что Бог гневается и потом прекращает гнев свой (Исх.32:9-14, Чис.16:46,25:3, Пс.105:28, Нав.22:17-18); но это только человекообразное изображение отношения Божия к человеку, совершающегося по неизменному от закону воли Божией. А иногда говорится, что Бог раскаялся в том или другому случае (Быт.6:6, Суд.2:14-23,3:8-10,12,4:1-2,6:11Цар.15:29); но связь мыслей показывает, что раскаяние в Боге выражает только недовольство Всеблагого крайнею несообразностию людей с волею Его. Потому что в том же Писании говорится: и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему (1Цар.15:29).

О неизменяемости Божией Бл. Иероним так рассуждает: «тогда, как Сам Он неизменен, изменяется по нашей переменчивости; не в том отношении, как будто подвергается этим смущениям Тот, кто погашает их в нас, но в том, что расположение Божие к нам изучаем мы не иначе, как на нашем языке».

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Орлин Николай Иванович (†XIXв.)

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

От Отца
нашего, у Которого нет перемены светил, солнца и луны, и нет помрачений, зависящих от их движения (τροπῆς), Который живёт во свете присносущем и неизменяемом*, никогда не может исходить нечистого и гибельного, от Него исходит чистое** даяние благое, и нам служащее только к благу, и чистый дар совершенный, и нас ведущий совершенным образом к тому, для чего мы нуждаемся в нём.

* τῶν φώτων... ,,светов» одни толкователи относят к придаточному предложению: от Отца, светов у Которого и проч. Слав. и Рус. переводы „светов» удерживают в главном предложении. Еп. Михаил: „от Отца светов – т. е. светил небесных. При этом чтении и понимании указывается параллельное место из Иов.38:28: кто отец дождю? Общая мысль стиха та же.

** πᾶς в том же смысле, что во 2 ст. (Иак.1:2).

Соборные послания ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра, и ап. Иуды: опыт истолковательного изложения текста их

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

17. (церк-сл.) Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение, или преложения стень.

Зло происходит снизу, с земли, от злой воли перстного человека, а отнюдь не свыше, не от Бога. От Бога нисходит только всякое даяние благое и всякий дар совершенный,– все, что служит к нашему благу и к духовному совершенству. Иначе и быть не может, ибо Он есть Отец светов, т. е. Творец светил небесных. Посмотрите на эти светила, – на солнце, луну и звёзды: как все они светлы и чисты! Но от кого они получили светлость и чистоту? От Того, Кто есть Присносущный Свет. Если же эти светила, имеющие не самостоятельное бытие, светлы и чисты, то судите, какою светлостью и чистотою, т. е. святостью, нравственною чистотою, обладает Он Сам! Без сомнения, судить о Нем по сравнению с ними в сем отношении нельзя. Он выше всякаго сравнения с ними, ибо как ни прекрасны по светлости и чистоте небесные светила, все же в них есть «изменение и тень перемены». Они, как свойственно всем тварям, не могут оставаться неизменными на все века, многие из них уже исчезли с лица неба, другие из самосветящих обратились в темные тела; наступит время, когда, по слову Христову, «солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» (Мк.13:24-25). Иногда светила на время затмеваются, покрываясь тенью, отбрасываемою на них другим небесным телом (преложения стень). В Боге, Отце светов, ничего подобного нет, – Он есть свет вечно чистый, неизменный по своим совершенствам, и «тьмы в Нем нет ни единыя» (1Ин.1:5). Его совершенства не омрачаются никакою тенью, в них не было, нет и не будет оскудения, о силе и степени которого можно было бы судить по сравнению с небесными светилами. Стало быть, не грешно ли думать, что Бог, в Котором нет ни единой тьмы, ни малейшего недостатка и зла, может быть виновником зла или греха, в который впадают люди, подвергающиеся разным искушениям?

Толкование на паремии из новозаветных книг

Александр Васильевич Иванов (†1911)

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены

В подтверждение того, что каждый просящий у Бога каких-либо благ несомненно получит просимое, апостол называет Бога Отцем светов, то есть Существом, от Которого истекает всё светлое и благое и у Которого нет никакой перемены ни в чём, так что Его обетования непреложны и дарования нераскаяны.

[Известно, что перемены в состоянии предмета или лица показывают несовершенство его, а несовершенство свидетельствует о недостатке или неполноте добрых качеств, говорит как бы о примеси тьмы к свету. Но Тот, Кто всесовершен и благ, Кто Сам есть свет и сотворил свет и всякое добро - Тот ни Сам не может изменяться и иметь какую-нибудь тьму, ни для тварей не может быть причиной какой-нибудь тьмы и зла].

В исполнении же наших молитв Богом мы можем быть убеждены ещё и тем, что Бог через проповедь об истинном спасении привёл нас к возрождению: породи нас словом истины (Иак.1:18) и сделал нас начатком своих созданий.

[Начаток ((απαρχή) - первое не только по порядку, но и по чести) в приложении к христианам означает их преимущество перед другими созданиями, их высшее назначение быть посвящёнными Богу. Название взято от начатков плодов, животных и людей, которые обязательно посвящались Богу].

Руководство к изучению Нового Завета. Апостол

митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)

17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

17. 
(церк-сл./греч.) Вся́ко дая́ние бла́го (πᾶσα δόσις ἀγαϑὴ) и всяк дар соверше́н (πᾶν δώρημα τέλειον) свы́ше есть, сходя́й (ἄνωϑέν ἐστι καταβαῖνον) от Отца́ све́тов (ὁ πατὴρ τῶν φώτων), у Него́же несть премене́ние, или́ преложе́ния стень (παρ’ ᾧ οὐκ ἔνι παραλλαγὴ ἢ τροπῆς ἀποσκίασμα).

 В чем же состоит положительное опровержение заблуждения о происхождении искушений ко злу (Иак.1:13)? В доказательстве той положительной мысли, что от Бога происходит только доброе и совершенное. Так как при опровержении ложного мнения, что искушения ко злу якобы происходят от Бога, вполне достаточно доказать мысль, что одно только доброе и совершенное происходит от Бога, и совершенно излишне и неподходяще доказывать, что все благое и совершенное имеет свой источник в Боге, то поэтому выражение «πᾶσα δόσις ἀγαϑὴ καὶ πᾶν δώρημα τέλειον [всякое даяние доброе и всякий дар совершенный]» лучше всего понимать с эксклюсивным оттенком, т. е. слова πᾶσα [всякое] и πᾶν [всякий] перевести чрез наречие: только, а не чрез местоимение «всякий» или «весь»: «только даяние доброе и только дар совершенный свыше есть».

В приведенном выражении, кроме слов πᾶσα и πᾶν, обращают на себя внимание еще слова «даяние» (δόσις) и «дар» (δώρημα). Некоторые экзегеты под даянием разумеют естественные дары, а под даром – сверхъестественные дары благодати, вследствие чего якобы к слову δόσις присоединено определение ἀγαϑή (доброе даяние), а к слову δώρημα определение τέλειον (совершенный дар), так как gratia perficit naturam. Однако такое понимание едва ли верно. Нет оснований полагать, что сущ. δόσις обозначает естественные дары, т. е. дары низшего порядка, а сущ. δώρημα сверхъестественные дары благодати, т. е. дары высшего порядка. Как под именем даяния, так и под именем дара безразлично могут пониматься как естественные, так и сверхъестественные дары. Усиление мыслей св. Апостола состоит не в последовательном употреблении существительных δόσις и δώρημα, а в употреблении различных определительных слов – ἀγαθός [доброе] и τέλειος [совершенный], из которых последнее указывает на дар более ценный и чистый, чем первый, не указывая, однако, того, есть ли это дар естественный или дар сверхъестественный. Различие между существительными δόσις [даяние] и δώρημα [дар] не существенное – именно то, что сущ. δόσις имеет действительное значение, указывая на дающего Бога, а сущ. δώρημα имеет страдательное значение, указывая на принимающего человека. 

Нельзя также не обратить внимания на то, что выражение «πᾶσα δόσις ἀγαϑὴ καὶ πᾶν δώρημα τέλειον» представляет собою стих гекзаметрического размера. Как смотреть на этот гекзаметр? Одни думают, что св. Иаков позаимствовал указанный стих из какого-либо греческого поэта, подобно св. Ап. Павлу, воспользовавшемуся в (1Кор. 15:33) стихом греческого поэта Менандра. Конечно, в таком предположении нет ничего невероятного, но, так как цитата не найдена, то можно думать, что гекзаметрический стих вылился сам собою из-под пера св. Иакова в минуту глубокого воодушевления, тем более что все послание св. Иакова богато поэтическими красотами и исполнено чувства.

Мысль, что только доброе деяние и совершенные дары исходят от Бога, обосновывается, прежде, всего у св. Иакова тем, что указывается происхождение даров свыше (ἄνωϑεν). Дары Божии исходят с неба, т, е. из места, противоположного месту мрака, тьмы и зла – «βασίλειον ᾅδου [царству ада]» (Прем. 1:14, 16:13); (Пс. 113:25); (Ос. 13:14), поэтому они добры и совершенны, след., искушения ко злу оттуда происходить не могут. Еще более усиливается последняя мысль особой конструкцией выражения: «ἄνωϑέν ἐστι καταβαῖνον [свыше есть сходяй]». Выражение «ἄνωϑέν ἐστι καταβαῖνον» едва ли может быть разделено на два предложения – именно: 1) ἄνωϑέν ἐστι [свыше есть] и 2) καταβαῖνον [сходяй], – предложение, сокращенное посредством причастия. При таком разделении, выражение было бы не совсем гладким. Не может также это выражение считаться равносильным выражению «ἄνωϑεν καταβαίνει», нужно думать, что выражение ἄνωϑέν ἐστι καταβαῖνον имеет свой особый оттенок и смысл. Посредством него, как справедливо замечают некоторые комментаторы, ярко оттеняется та мысль, что добрые и совершенные дары непрерывно нисходят с неба, подобно непрестанному дождю или непрерывному солнечному сиянию.

Если с неба нисходит только непрерывный дождь благодеяний, то никак немыслимо происхождение оттуда искушений ко злу, тем более, что податель даров есть ὁ πατὴρ τῶν φώτων, παρ’ ᾧ οὐκ ἔνι παραλλαγὴ ἢ τροπῆς ἀποσκίασμα [Отец светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены]. Весьма затрудняет экзегетов выражение «ὁ πατὴρ τῶν φώτων» – «отец светов». Многие экзегеты думают, что в этом выражении Бог называется «источником духовного света». Τὰ φῶτα [светы], напр., по обяснению Фромонда, – это прежде всего свет разумной природы, потом свет мудрости, славы, веры и знания, далее, освящающая благодать, представляющая собою высочайшую причастницу Божественной сущности и, наконец, все сверхъестественные дарования, как спутники освящающей благодати, ибо все они суть лучи, отражающиеся в способностях души от света освящающей благодати. Однако такое иносказательное понимание слова «светов» (τῶν φώτων) не подходит к последующему, где говорится о затмениях и световых переменах, и, следовательно, имеется в виду свет в собственном смысле. Кроме того, если бы св. Апостол хотел высказать ту мысль, что Бог – источник всего святого и чистого, то он употребил бы слово «свет» в единственном числе (ὁ πατὴρ τοῦ φωτός), как у св. Иоанна Богослова (Ин. 1:5): множественное число в таком случае совсем излишне. Очевидно, св. Апостол хочет сказать нечто другое.

Другие экзегеты понимают выражение: «ὁ πατὴρ τῶν φώτων» в том смысле, что Бог есть отец святых существ, т. е. или ангелов, или учеников Христовых, служащих светом миру (Мф. 5:14), или тех и других вместе. Против такого понимания, как и против предыдущего, говорят последующие выражения о затмении и световых переменах, – выражения, понятные о светилах неба физического, но не духовного.

Нельзя обойти молчанием еще одно оригинальное понимание, особенно потому, что оно принадлежит лучшему и глубокомысленнейшему комментатору, Hofmann’y. Последний прекрасно понял, что под именем τὰ φῶτα можно разуметь только светила небесные, но его поставило в недоумение якобы странное выражение о Боге: «отец светил». Эго выражение будто бы говорит о какой-то эманации небесных светил из Божественной сущности, чего св. Апостол, конечно, сказать не мог. Поэтому Hofmann находит нужным слова «τῶν φώτων» отнести к последующему предложению и видит в них определение не к слову πατήρ, а к существительному следующего предложения παραλλαγή. С этой целью он изменяет знаки препинания, именно ставит запятую не после слов τῶν φώτων, а пред ними. У него, вследствие этого, получается такая мысль: только благие и совершенные дары исходят «от Отца, у Которого не имеет места смена светил и помрачение (их) вследствие обращения», т. е. только добрые даяния исходят от Отца, живущего в ином мире, где светила не сменяются и не потемняются, в мире непрестающего света или, по слову св. Апостола Павла, «во свете неприступнем» (1Тим. 6:16). Несмотря на всю оригинальность и остроумие, понимание Hofmann’a не может быть принято, во-первых, потому, что получается тяжелая и странная конструкция предложений, едва ли даже мыслимая в греческом языке, а во-вторых, потому что самое обяснение отличается некоторой искусственностью. Поэтому слова «τῶν φώτων» лучше всего, вместе со всеми экзегетами, отнести к сущ. πατήρ, понимая их в смысле небесных светил.

Нет ничего странного в том, что Бог называется отцом светил. Известно, что подобное же выражение употреблено в книге Иова (Иов. 38:28): «кто есть отец дождю?» Как это выражение, так и ему подобные нисколько не говорят об эманации явлений видимой природы из Божественной сущности, а говорят лишь о том, что Бог – творец видимой природы: светил, дождя и т. д. Если при этом употреблено слово «отец», а не творец, то лишь с тою целью, чтобы указать на промыслительное отношение Бога к сотворенному. Такое понимание наименее искусственно и принимается большинством комментаторов. Название Бога отцом светил или творцом самой чистой и благотворной световой стихии имеет, конечно, в данном случае тот смысл, что Бог – творец доброго в мире, что Он зла не сотворил, и что от Него, вследствие этого, не мыслимо зло. Правда, светила небесные – эти лучшие творения Божии не чужды некоторых недостатков, – так они подвергаются переменам (παραλλαγή [пременение]), являются и исчезают, вследствие своего обращения (τροπῆς [преложение]) помрачаются (ἀποσκίασμα [стень, тень]), как напр. солнце и луна во время затмений, однако это не значит того, что и в Боге, творце светил, есть недостатки. Бог, как Отец светил, несравненно превосходит их и посему чужд всяких недостатков. В Боге не бывает никаких перемен (παραλλαγή), вследствие чего не бывает и никакого помрачения Его светлого Существа (τροπῆς ἀποσκίασμα). Бог всегда одинаково чист и светел: как же после этого можно думать, что от Бога происходят искушения ко злу?

Соборное послание св. апостола Иакова

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka