Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.15Вар.123456Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.1234Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
[Заⷱ҇ 51] Тѣ́мже, бра́тїе моѧ̑ возлю́бленнаѧ, да бꙋ́детъ всѧ́къ человѣ́къ ско́ръ ᲂу҆слы́шати, (и҆) ко́сенъ глаго́лати, ко́сенъ во гнѣ́въ,

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Ведь истину безопасней выслушивать, чем проповедовать, поскольку, когда ее выслушивают, сохраняют смирение, а когда проповедуют, едва ли в ком из людей не закрадывается пусть крохотное, а самодовольство, в котором, запятнавшись, обязательно увязают стопы.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Иаков совершенно справедливо призывает скорее учиться, нежели учить, поскольку было бы глупо желать учить тому, кто не учился у других. Следовательно, тому, кто стремится к мудрости, необходимо просить Бога об этом даре, смиренно учиться у достойного учителя и, между тем, обуздывать свой язык, чтобы не говорить ничего пустого, но проповедовать истину, которую только что принял от других.

О семи Кафолических посланиях


Вам хорошо известно, говорит апостол, что вы могли окончательно погибнуть, однако вас просветил Господь. Это произошло благодаря предваряющей вас небесной благодати, а не по вашим заслугам. Всякий человек да будет скор, чтобы слушать, а медлен, чтобы говорить. Далее апостол даёт слушателю нравственные наставления. Прежде всего, он призывает как можно скорее настроить слух к научению, а потом уже раскрывать рот для обучения [других]. Ибо глупцом является всякий, кто желает проповедовать другим то, чему сам не был научен. Любящий мудрость, пусть прежде просит её у Бога, как указал выше апостол, а затем, как смиренный ученик, пусть ищет учителя истины. Во время же обучения, пусть он со всей осмотрительностью удерживает свой язык не только от праздных речей, но также от проповеди самой истины, которой научился. По этой причине Соломон о различии времён говорит в Писании: время молчать, и время говорить (Еккл. 3:7). По этой причине пифагорейцы, руководящие обучением естественной науке, определяют своим ученикам хранить молчание в течение пяти лет и только так допускают [их] к проповеди. Ибо безопаснее слушать истину, чем её проповедовать. Потому что при слушании сохраняется смирение, а при проповеди едва ли возможно, чтобы кому-нибудь из людей не вкралась хотя бы малая часть тщеславия. По этой причине Иеремия, описывая жизнь хорошо наставленного юноши, относит благоразумное молчание к числу главных упражнений в добродетели. Он говорит: благо человеку, когда понесёт он ярмо от юности своей. Он будет сидеть уединённо и молчать (Плач Иер. 3:27–28). И медлен на гнев. Совершенная мудрость приобретается лишь в спокойствии духа. Ибо написано: гнев покоится в сердце глупца (Еккл. 7 – СП; 7 – Vlg.). Апостол порицает быстроту на гнев не для того, чтобы одобрить медлительность на гнев. Этим он скорее советует нам быть осторожными, чтобы во время душевного беспокойства и споров к нам не вкрался гнев. А если гнев всё же проникнет, то сдержим его приступ в ограде уст, и после того, как минует опасность, вовремя удалим его из нашего сердца, чтобы нам было легче [возвратиться] к прежнему состоянию. Верно и другое: апостол наставляет нас быть медлительными на гнев, чтобы без видимой причины, по любому поводу, мы не превращали своего спокойного лица в угрюмое. Если, к примеру, мы увидим, что ближние, особенно вверенные нам, не могут быть исправлены иначе, то проявим к ним строгость в слове или даже в более суровом порицании, памятуя о том, что человек многое сносит с покорностью, когда мы пребываем в спокойном состоянии духа. Хотя, как мне известно, Финеес, Самуил, Илия и Пётр и были медлительны на гнев, однако же они умертвили грешников кто мечём, а кто словом. Даже Моисей, будучи кротчайшим человеком, вышел весьма разгневанным от фараона, видя его упорство, [и] угрожал тому карой, которую [потом] и наслал.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения Божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром. Посему один богомудрый муж часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался. Так и блаженный Давид заповедует: гневаясь, не согрешайте (Пс. 4,5), то есть не гневайтесь скоро и не впадайте от гнева в бешенство. Подобна этой и настоящая заповедь о словах и о гневе, особенно о гневе, который, быв допущен до безрассудства, лишает правды Божией. Почему и говорит апостол: ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20).

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышти, (и) косен глаголати [14], косен во гнев

Поскольку брат Божий выше сказал о догматах, и какую славу подобает нам иметь у Бога, теперь украшает слово нравственным учением и говорит, да будет каждый христианин быстр слушать советы и душеполезные слова других. Эта быстрота должна быть практической и действенной, т.е. готовность не только слушать поверхностно, но и делать те душеполезные дела, которые он слышит. Потому что брат Божий знал, что тот, кто с радостью и готовностью слушает, тот готов дать себя в дело услышанного. Также и наоборот он знал, что кто мешкает в какой либо вещи, тот может быть воспрепятствован совершенно начать дело. Поэтому для божественного поучения и для душеполезных слов, повелевает, чтобы проявляли христиане быстроту, готовность и послушание, в вещах же опасных и вредных повелевает медлить.

А то, чтобы кто-то говорил и гневался, или говорил в ярости – не будет иметь доброго конца. Поэтому-то один богомудрый отец сказал, что тот, кто много говорил раскаялся в этом, а тот кто молчал об этом не пожалел. Сказал же и блаженный Давид «гневайтеся и не согрешайте» (Пс. 4:5), т.е. если случится вам разгневаться, братья, не мстите. С этими словами Давида о гневе согласен и брат Господень, потому что должен замедлять эти движения человек и совершенно не мстить.

Премудрый же Митрофан это изречение так толкует: «Каждый человек пусть будет скор слушать, медлен же говорить, ускоряя слух свой к говорящему и зовущему, положив устам своим хранение и дверь ограждения, не говоря ничего неподобающего и неполезного. Но со многим исследованием и рассуждением всегда говорить то, что подобает, к созиданию и пользе слушающих».

Как говорит Приточное слово «иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение» (Притч. 18:14) и ещё «уста же непокровенна творят нестроение» (Притч. 26:28) и паки «за грех устен впадает в сети грешник» (Притч. 12:13).

Говорит же божественный Павел «слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть к созданию веры» (Еф. 4:29).

Смотри возлюбленный, что божественный Иаков не сказал – да будет всяк человек безмолвен абсолютно, но «косен глаголати», т.е. пусть говорит, но да не торопится этого делать, с рассуждением и те слова которые подобает, и когда подобает. Также не сказал - да будет всяк человек безгневен абсолютно, но гневается, хотя лучше и не спешит этого делать, на грех и на дьявола. Согласно же это учение апостола с учением Господа, который воспрепятствовал неразумному гневу, и не благословил, говоря «гневаяйся на брата своего всуе» (Матф. 5:22), как и далее мы скажем об этом в сноске «гнев бо мужа правды Божия не соделовает».

[14] Поэтому и авва Нисферой сказал, к вопросившему его авве Иосифу: «если тебе случится с кем беседовать, то более слушай нежели говори». И один премудрый сказал «что, поэтому и природой даны нам два уха и один язык, чтобы от этого учился человек, больше слушать и меньше говорить». И не без причины, по Приточнику: «От многословия не избежиши греха» (Притч. 10:19). И по Екклесиасту, неведение показывает тот, кто много говорит: «безумный умножает словеса» (Еккл. 10:14). Сказал же и один от внешних, Секст Эмпирик так: «непредусмотрительное слово и необдуманный гнев, не делают благ». Это же изречение брата Божия, приводит и преподобный Иоанн Карпафский говоря: « И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную. Не будем же почитать языкоболие малою болезнию; ибо злоречевые и суесловые заключают для себя Царствие Небесное… Добре сказал некий мудрый муж, что лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка. Надлежит нам потому послушаться Св. Иакова, который пишет: «да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати». Сказал же и Великий Василий: «поскольку наша природа имеет нужду в слышании слова, то соответственно и имеем мы два уха и один язык» (О девстве).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Лука Крымский, свт. (†1961)

Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гнев

Обращаюсь к вам словами святого апостола Иакова: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.

Как редки ныне умные люди, умеющие слушать! Чрезвычайно много иных, скорых на болтовню, которые, не выслушав, что им говорят, не вникнув в заданный вопрос, немедленно, не обдумав, отвечают. Язык их неудержимо рвется поскорее говорить.

Когда люди даже просто беседуют между собой, то редко слушают друг друга, каждый спешит показать свой ум, блеснуть своим красноречием, оба не слушают, а только говорят, ибо не умеют быть медленными на слова.

Мало людей, которые взвешивают свои слова, прежде чем их произнести. Трудно найти таких, которые заботятся о том, чтобы сказанное им было исполнено сдержанности, скромности, смирения и полезно для слушающих. Для того, чтоб быть такими, надо стяжать ум Христов, надо быть глубоко сосредоточенными на важнейшем на святом. А у огромного большинства из нас этого качества совсем нет,– язык неудержим, люди не хотят и не умеют молчать. Особенно среди женщин много таких, которые с утра до ночи болтают, не сознавая, что этим утомляют слушающих, мешают им.

Еще меньше людей, которые медленны на гнев, раздражение, почти никто не умеет сдерживать себя. Вспыхивают, как порох, от всякого слова не только обидного, но даже неприятного, сейчас же отвечают резкостями и бранью. Удерживать гнев умеют те, кто не лишен мудрости, чтобы укротить свои страсти, кто стяжал мир душевный, в чье сердце вселился Дух Святой. Премудрый Соломон очень глубоко верно сказал, что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7:9).

Псалмопевец Давид сокрушается: Смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8),– от ярости, раздражения я потерял способность различать добро от зла, ибо гнев закрывает глаза на все, что свято, и чисто, и истинно.

Премудрый Соломон еще наставлял: гнев губит и разумных (Притч. 15:1), то есть тех, которые, стяжав разум, еще не научились владеть своими страстями, сдерживать себя, когда сердце готово вспыхнуть от гнева. И далее: кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1). Вспыльчивый в момент может сделать глупость (Притч. 14:17). Действительно, как много глупых дел люди творят в состоянии вспыльчивости и раздражения: отвечают грубо и дерзко, обидными словами, принимают дурные решения, а когда вспышка гнева уляжется, стыдятся своих резких слов и неразумных решений.

Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31). Все видели людей, объятых яростью,– какой отвратительный и отталкивающий у них вид: глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.

Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся. Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев. Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти. Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле. Аминь.

Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Слово на Послание св. ап. Иакова

Экумений (†VIв.)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Слово быстр относится не просто к слушанию, а к слушанию действенному, которое побуждает к исполнению услышанного. [Апостол] знает, что тот, кто сразу склоняет ухо к речам, проявит готовность и к осуществлению сказанного, а тот, кто воспринимает медленно, отложит дело, а то и вовсе от него откажется.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

На истине, выраженной в стихе 18-м о возрождении христиан словом истины, апостол основывает и излагает далее практически нравственные наставления об отношении возрожденных к этому слову истины: быть слушателями (внимательными) сего слова (ст. 19-21), и не только слушателями, но и исполнителями его (Иак. 1:22-25). Итак, вследствие того, что Бог, по Своей любви и милости к вам, возродил вас словом истины, вы должны вести себя в отношении к сему слову, как требует самая важность дела, именно: всякий из вас да будет скор на слышание, пусть будет всегда готов и усерден к слышанию сего слова, то есть Евангелия (ср. прим. к Иак. 1:18), но медлен на слова и на гнев, должен воздерживаться от слов и от гнева. Под медленностию на слова апостол разумеет, как можно заключать из сличения со словами Иак. 3:1-2 и далее, осторожное отношение к учительству и обуздание языка; под медленностию на гнев разумеет воздержание от спорливости и сварливости, от которых далее также предостерегает он (Иак. 3:14 и далее). Может быть, предлагая наставление сие, апостол имел в виду и напоминал своим читателям евреям известное наставление ветхозаветного мудреца: буди скор в слушании твоем и с долготерпением отвещавай ответ (Сир. 5:13).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души

Слово истины евангельской - для того, чтобы быть в состоянии приносить благие плоды в жизни людей, прежде всего должно быть слушаемо и воспринимаемо с должным настроением. Необходимы, прежде всего, полная готовность и усердие к слышанию слова Евангелия. При этом Апостол внушает читателям своим и всем христианам более всего слушать и усвоить слово истины, и менее всего стремиться к речам, к обилию слов. Здесь, напротив, нужна великая умеренность и осторожность (ср. III:1-2). Еще более необходимо избегать страстного гнева, выражающего настроение плотского человека, безмерно далекого от правды Божией (20). Напротив, христиане, изгнав из сердец своих всякую нечистоту и всякий остаток себялюбия и злобы, должны с кроткостью принимать в свои души, как в удобренную почву, насаждения евангельской истины, производимые видимым образом проповедниками Евангелия, а невидимым образом Самим Богом - в духовно-благодатном возрождении (ст. 21, см. ст. 18). Апостольское наставление (ст. 19) касательно медленности в слове напоминает увещание ветхозаветного мудреца: «буди скоре в слушании твоем и с долготерпением отвещай ответ» (Сир 5:13); для первоначальных читателей послания, происходивших из евреев, наставление это было особенно понятно и внушительно, но и общий смысл его имеет большую психологическую ценность и важность. Блаж. Феофилакт по поводу этого апостольского наставления замечает: «Скорым нужно быть на слышание, не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу. Ибо известно, что, кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать oт предприятия. Посему относительно изучения божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы: слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром».

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.


Возбуждая христиан к осторожности мыслей и чувств, Апостол особенно убеждает слушать слово истины и удаляться от злословия, злобы и вообще от всего злого и составляющего остаток прежней необлагодатствованной Христом жизни. В особенности же Апостол предостерегает от проявления гнева, на что также обращали часто внимание и другие Апостолы. «Отложите та вся: гнев, ярость, совлекшеся ветхаго человека», говорит Апостол Павел (Кол.3:8–9). Даже язычники говорили, что неправ тот, кто гневается. «Говорливость во гневе не оканчивается добром» (говорит блаженный Феофилакт). Гнев, говорит Апостол Иаков, не ведет к правде. «Гнев губит и разумных» (Притч.15:1). И, напротив, слово истины, принимаемое с кротостью, может повести ко спасению, если кто хранит его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении, как о сем сказал Сам Иисус Христос в известной притче о сеятеле (Лк.8:15).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев… 

Смотрите, как говорится: всякий человек да будет скор на слышание. Те люди, которые скоры на слышание, которые спешат слушать слова Божии, – они являются исполнителями воли Бога. Ибо слово Господне учит, что нам надо быть такими людьми: скорыми на слышание. То есть скорыми в деле слышания слова Божия, скорыми к посещению церкви. Как говорил святой царь и псалмопевец Давид: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень (Пс.121:1). То есть, когда дело касается духовной жизни, мы должны быть всегда скорыми, стремительными.

А далее мы читаем, что надо быть медлительными. Когда дело касается греха, мы должны быть очень медлительными! Поэтому апостол Иаков и говорит: да будет медлен на слова… Потому что когда мы говорим много слов, то можем сказать что-то лишнее. Надо быть медленными и на гнев. Если гнев появился – надо его успокоить, не дать ему выйти наружу, надо контролировать его.

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
Ст. 20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

Этими словами Апостол увещевает произносить слова с рассуждением неопрометчиво, расслушавши хорошо говорящего, или лучше, понявши слова его; так как непонимание слова часто бывает причиной вспышки сердца и гнева, а отсюда и нарушением спокойствия не только внутреннего, но и внешнего. «Если хочешь сохранить свое спокойствие, – говорит Златоуст, – воздерживайся не только от непотребных слов, но и вообще от слов». И Св. Амвросий: «срамных слов да не произносим из уст наших, да чрез то не впадем в грех: но словам твоим сотвори вес и меру».

От пустого словоречия, – говорит Апостол, – рождается гнев, который ослепляет человека до такого состояния, в котором он свободнее делает шаг к преступлению. Иногда бывает, что одно слово, опрометчиво сказанное, требует упорной защиты со стороны сказавшего для поддержания самолюбия, для показания самостоятельности. (И сколько чрез это породилось ересей!) Свое я мы редко поддерживаем без гнева. А во гневе человек не творит правды Божией, потому что гнев, подобно страсти, помрачает и обессиливает рассудок его. Гневайтеся, говорит пророк, потому что человеку, по природе, отчасти и свойственно гневаться, но как гневаться? Гневаясь, не согрешайте (Пс.4:5); ибо гнев человека не творит правды Божией. Или иначе: во гневе человек не способен сделать ничего доброго; потому что вспыльчивый может сделать глупость (Притч.14:17).

«Гневаться хотя свойственно человеку, – пишет Бл. Иероним, – но христианин не должен поддаваться гневу».

Почему значит, что пустое словоречие пагубно; потому что из себя рождает гнев.

В этом также отношении и Екклесиаст дает прекрасное наставление: не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле (Екк.5:1, под. Притч.17:27, Сир.5:13).

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Орлин Николай Иванович (†XIXв.)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Вы это знаете, братия мои возлюбленные*! Заканчивает апостол предшествующие речи. – Да будет же** всякий человек, обращается далее апостол с наставлением, как христиане должны вести себя в отношении к слову истины, возродившему их, скор на слышание, всегда готов слушать, и медлен на слова, чтобы говорить обдуманно, и медлен, сдержан на гнев.***
Правило общечеловеческой мудрости говорит, что человек, который охотно слушает, в обыденной человеческой жизни лучше человека, который необдуманно и много говорит и быстро воспламеняется и гневается. Это правило приложимо и к христианину в его поведении в отношении к слову истины. Апостол подтверждает и разъясняет это указанием на то, что гнев препятствует водворению правды Божьей среди людей.

* ίστε по Sin. АВС переводам Копт., Арм., Сир.; по КLР и многим катенам ώστε, посему.

** ἕστω δε... по Sin, ABC; έστω без КLP.

*** Иеромонах Георгий: говорится не о гневе против Бога, или против слова истины, а о гневе вообще.

Соборные послания ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра, и ап. Иуды: опыт истолковательного изложения текста их

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.

19. (церк-сл.) Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати (на слова), косен во гнев.

Если, как сказано в предыдущем стихе, мы возрождены "словом истины", т.е. словом Евангельским , то для сохранения благодати возрождения всякий обязан быть «скорым на слышание» этого спасительнаго слова, с поспешностью являться в места христианских собраний, оглашаемых Евангельскою проповедью и смиренно внимать ей. Слова Евангелия суть слова мира и любви. Действие их на душу должно проявляться в словах мира и любви по отношению к ближним. Посему скорый на слышание слова Божия да "будет медлен на слова, медлен на гнев", то есть да удерживает язык свой от слов гнева. Как бы ни были сильны порывы гнева в твоей душе, не увлекайся ими, не спеши выражать их словами, дай себе время успокоиться. В этом ты не будешь раскаиваться; но не сдержав порывов гнева, наговоришь много необдуманнаго, в чем будешь раскаиваться, хотя быть может поздно.

Толкование на паремии из новозаветных книг

митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)

19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20. ибо гнев человека не творит правды Божией.


Указание в предыдущем стихе на возрождение человека посредством слова истины (Иак.1:18) дает св. автору повод говорить о надлежащем отношении христианина к слову истины – таком отношении, при котором слово истины становится спасительным. Новый отдел речи св. Апостола примыкает к предыдущему чрез частицу противоположности δέ (но, же). Эта частица в данном случае объясняется из того, что св. Апостол начинает говорить о другом, новом предмете, предмете до некоторой степени противоположном предыдущему. В 18-м стихе говорилось об отношении Бога к человеку, о возрождении человека словом истины, теперь же, начиная с 19 стиха, говорится об отношении человека к Богу или иначе – к дарованому Им слову истины. Связь такая: если Бог возродил человека словом истины, то всякий человек с своей стороны должен относиться к слову истины правильно.

Отношение к слову истины у св. Апостола указывается как с положительной так и с отрицательной стороны. Отношение к слову истины, рассматриваемое с положительной стороны, состоит во внимательном слушании слова истины, в тщательном изучении христианской истины, в надлежащем усвоении христианской религии (religionem christianam discere). Такой именно смысл имеют слова: «всякий человек да будет скор на слышание». С отрицательной стороны отношение к слову истины определяется у св. Апостола так: человек должен избегать речей о слове истины, должен отклонять от себя ту мысль, будто он все постиг, как следует, и все знает. Эта мысль высказана так: «медлен на слова». Обе мысли св. Апостола об отношении к слову истины несколько напоминают собою изречение Иисуса, сына Сирахова: «буди скор в слушании твоем и с долготерпением отвещавай ответ» (Сир.5:13). Может быть, изречение Иисуса, сына Сирахова, и лежит в основе наставлений св. Иакова. Сильно и решительно смысл указанных выражений передает Рюкерт в словах: «имей два уха и один рот».

Кроме внимательного изучения слова истины и избежания самомнения относительно своих познаний в евангельской истине, для надлежащего усвоения Евангелия необходимо еще обладать соответствующим настроением. Усвоению Евангелия особенно препятствует гневное, злое настроение, весьма понятное в читателях иудейской национальности. Евангельское слово, как слово любви и благости, не может войти в душу, исполненную вражды и злости. Поэтому христианин должен остерегаться подобного настроения: «медлен на гнев». Замечательно то, что сказано «медлен на гнев», но не сказано: «не гневайся». Очевидно, только скорый и не основательный гнев есть всегда нечто порочное и греховное и посему запрещается св. Апостолом. Из данного нами объяснения видно, что речь идет не о гневе против Бога или против слова истины, также не о гневе в спорах и рассуждениях о слове истины, но вообще о гневе, вытекающем из злого настроения, по разным, часто незначительным, побуждениям и в разных обстоятельствах. Об искоренении такого настроения и говорит св. Апостол, так как оно с своими частыми вспышками никогда не может быть одобрено и посему всегда препятствует росту доброго евангельского семени.

Человек, скорый на гнев, часто и без надлежащих оснований гневающийся, свидетельствует о том, что его гнев – не более, как гнев человека и, как таковый, правды Божией не творит(δικαιοσύνην θεοῦ οὐ κατεργάζεται). Так как гнев человека противополагается правде Божией, то ясно, что разумеется гнев, основы которого – чисто человеческие, не имеющие ничего общего с правдой Божией. Гнев этот коренится, как выражается один экзегет, в плотском свойстве сердца, а не в Боге. Следовательно, гнев, о котором говорит св. Апостол, свидетельствует о невысоком нравственном настроении человека, даже более: как часто и без оснований возникающий, он свидетельствует о том, что душа человека исполнена эгоизма и злости. Такой гнев, действительно, может быть назван только гневом человека.

Очевидно отсюда, что может быть другой гнев, вытекающий из высших побуждений человеческого духа. Этот гнев не может быть назван гневом человека и, как гнев высшего порядка, соделывает правду Божию. Так, например, гнев автора нашего послания (Иак. 5:1-6) не есть гнев человека, так как св. Апостол ревнует о правде Божией. Таким образом, выражение: «гнев человека» прекрасно разъясняет то, что за грех разумелся в предыдущем выражении: «медлен на гнев».

Еще яснее виден греховный характер гнева, о котором говорит св. Апостол, из дальнейших слов, что гнев «правды Божией не творит». Этому выражению придается различный смысл. Многие понимают его в том смысле, что гнев, о котором речь, не производит состояния праведности, оправдания (δικαιοσύνη), по одним, в самом человеке гневающемся, по другим, в тех, на кого направлен гнев: это дело Божие. Такое понимание объясняется тем, что вместо глагола κατεργάζεσϑαι читают глагол ἐργάζεσϑαι [творит - в русск.], который часто значит «производить», «рождать». При указанном значении глагола ἐργάζεσϑαι естественно сущ. δικαιοσύνη [правда] понимать в отношении к субъекту, как состояние субьекта, иначе – как праведность. Однако, так как глагол ἐργάζεσϑαι часто употребляется в том же значении, что и глагол κατεργάζεσϑαι, т. е. в значении «исполнять», «делать», и так как выражение о гневе – общего характера, то лучше всего слово δικαιοσύνη понимать в объективном смысле, как требование правды Божией или иначе, как благую волю Божию, закон Божий. Выражение ἐργάζεσϑαι или κατεργάζεσϑαι δικαιοσύνην θεοῦ имеет такое же значение, как выражение ποιεῖν δικαιοσύνην [делать/творить правду] (Быт. 18:19); (1Ин. 2:29; 3:7, 10). Подобное же значение имеют выражения κατεργάζεσϑαι τὸ κακόν [делать злое] (Рим. 2:9), κατεργάζεσϑαι τὸ καλόν [делать доброе] (Рим. 7:18), κατεργάζεσθαι ἀσχημοσύνην [делать срам] (Рим. 1:27) и др. По нашему пониманию, следовательно, выражение κατεργάζεσϑαι δικαιοσύνην θεοῦ значит: «творить то, что праведно пред Богом», «творить праведную волю Божию». Гнев человека, говорит св. Иаков, не творит того, что праведно пред Богом. Смысл слов несколько сходен с выражением (Сир. 1:22): οὐ δυνήσεται ϑυμὸς ἄδικος δικαιωϑῆναι (неправедный гнев не может быть оправдан), хотя и не тожественен, так как «быть оправданным» и «творить праведное» – не одно и тоже. Первое есть акт суждения, второе – акт воли.

Соборное послание св. апостола Иакова

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible