Скрыть
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Это - закон свободы, а не рабства, потому что это, конечно, закон любви, а не страха, о котором и апостол Иаков говорит: Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы. И потому и он больше уже не боялся, как раб, закона Божия, а по внутреннему человеку находил в нем удовольствие; однако он все еще видит в членах своих иной закон, противоборствующий закону ума его (Рим 7:23).

О природе и благодати

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Мы готовим себе блаженство, не слушая слово и тут же забывая его, но исполняя дела.

О семи Кафолических посланиях (Иак. 4:6)


Законом совершенной свободы апостол называет евангельскую благодать, ибо закон ничего не довёл до совершенства (Евр. 7:19). И в другом месте: ибо вы не приняли духа рабства снова в страхе, но приняли Дух усыновления (Рим. 8:15). И ещё: а где Дух Господень, там – свобода (2Кор. 3:17). И Сам Господь говорит: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Тот стал не забывчивым слушателем, но исполнителем дела; он будет блажен в своём действии. Блаженство уготовляется не бесполезным слушанием слова, но исполнением дела. Так и Господь сказал ученикам: Если вы это знаете, то будете блаженны, когда это исполните (Ин. 13:17).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Приникий же в закон совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет

Апостол сказал «кто приникнет», а не «войдет», ибо духовный закон, везде имея преимущество и величие, умеет привлекать и самым кратким чтением его.

К словам закон совершен прибавил свободы, чтобы указать на отличительную его черту - свободу, ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его через эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Приникий же в закон совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет

Смотри возлюбленный читатель, что брат Божий сказал здесь «приникий» в закон совершенный свободы, а не сказал входящий внутрь. Этим словом он показывает, что духовный закон Евангелия столько вожделен и велик, что знающий, вожделевает его и тянется хоть немного преклониться в него, даже и оставаясь не вошедшим внутрь[19].

Поскольку сказал закон совершенный, далее говорит «свободы», чтобы показать что, свобода имеет величайшее значение, и она есть прямой образ Евангельского закона благодати. Потому что, закон Христов избавил христиан от рабства плоти (как это было в ветхом законе, пребывающим в плотских обрезаниях, очищениях тела, субботствах и в прочих подобных, ничтожных предписаниях, законоположенных для Иудеев) и свободных поставил их, чтобы прибегали к нему. И ещё, через свободу сию сделал так, чтобы внимали и вожделевали пребывать в нём, избавив их от страсти забвения, которая растлевает всё доброе[20].

Но и Митрофан законом совершенным и законом свободы называет Новый Завет, в отличие от ветхого закона, который имел в себе только образ домостроительства воплощения, а не сами вещи, поэтому-то и был не совершен. Как говорил Павел «ничтоже бо совершил закон» (Евр. 7:19) и ещё «кончина бо закону Христос» (Рим. 10:4). Как тогда, поскольку он имел Иудеев порабощёнными телесным предписаниям, то не мог быть законом свободы, но рабства. Новый же Завет, как освободитель от телесных предписаний и назван законом свободы. По этому поводу Господь сказал Иудеям «аще убо Сын вы свободит, воистину свободни будете» (Иоан. 8:36), и Павел писал к Галатам «Темже, братие, несмы рабынина чада, но свободныя» (Гал. 4:31), и ещё «Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся» (Гал. 5:1), и паки «вы бо на свободу звани бысте, братие» (Гал. 5:13).

«Приникающего» же имеет ввиду – изучающего со тщанием и с большим вниманием Новый Завет, привносящий свободу в душу. Призывает и Господь Иудеев изучать также и ветхий закон, сказав «испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный» (Иоан. 5:39), и сказал им это, потому что не был дан ещё евангельский закон, но чтобы от ветхого, руководились к новому. А как был проповедан евангельский, то нет больше нужды пребывать всё время в изучении ветхого. Итак, вникающий и изучающий Новый Завет зажигается любовью от божественных слов, как Клеопа и шедший с ним, и исследует как как исполнить его делами, дабы стать блаженным и исполнителем дел правды.

[19] Тот, кто рассмотрев вначале Божий закон, как в зеркале, после же делает то, что увидел, тот воплощает так сказать, увиденное, и образует его в себе самом, или лучше скажем, что таковой образует себя самого в увиденном, такой человек не пребывает в забвении. Поскольку всегда имеет в душе, и в сердце, через сообразные дела, зеркало Божественного закона, и всегда видит в нём своё лицо и радуется. Так Богоносный Максим превознесённым мечтанием, называет созерцание без делания, также и делание без созерцания он называет слепым.

[20] Поэтому святой Марк Подвижник, тремя исполинами умных иноплеменников называет три этих страсти: неведение, забвение и нерадение (Послание к монаху Николаю).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Экумений (†VIв.)

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Сказав: закон совершенный, [апостол] добавил: закон свободы, представляя таким образом свободу как нечто, этому [закону] присущее. Ведь закон Христов избавляет от всякой телесной повинности - от субботы, обрезания, обрядов очищения.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Будьте же исполнители и проч.: чтобы насаждаемое слово воздействовало ко спасению души, недостаточно только того, чтобы человек был скор на слушание его (ст. 19), надобно быть исполнителем слова слушаемого, надобно усвоять его так, чтобы оно осуществлялось в действиях человека, в жизни его, чтобы вся деятельность человека была выражением того, чтό содержит в себе и чему поучает это слово истины. Иначе, слушающий только слово, а не исполняющий его будет лишь обманывать себя самого: он может вообразить себе, что от одного слышания он может быть совершен, может быть блажен (ст. 25), тогда как этого быть не может, и, таким образом, таковой человек обманывает сам себя, ибо совершенство и блаженство не в слушании и не в знании, а в деятельности, сообразной со слышимым и знаемым словом истины (ср. Мф.7:24-26 и прим.). Апостол далее наглядным примером уясняет эту истину, что блажен не слышатель слова, а исполнитель его.

Кто слушает только слово истины (ст. 18), а не исполняет, не осуществляет слышимого в своей деятельности, тот подобен человеку, посмотревшему на себя в зеркало, который, посмотрев и отошедши, забыл, каков он, то есть, посмотрев и отошедши, уже не видя себя, забывает о чертах лица своего и, занятый другими делами, не вспоминает о них. То же бывает и со слушающим слово, а не исполняющим: послушал, перестал и, занятый разными делами, забыл о них, не воспоминает о слышанном, не заботится о нем. При таком отношении человека к слову истины оно очевидно не может быть спасительно для него, как не осуществляющееся в деятельности, не пребывающее в нем слово (Ин.5:38). «От обыкновенного зеркала апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведши из представленного в кратких словах примера. Говоря полнее, он сказал бы так: «Кто слушает закон и не исполняет его, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале.

Как этот посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, именно – для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало. Ему следовало бы воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался». И не без цели так поступает апостол, умалчивая нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо блаженны не такие слушатели, а соединяющие со слушанием дело» (Феофилакт). Спасительно слово истины только для того, кто не слушает лишь, а вникнет в него и пребудет в нем, таковой блажен, потому что он исполнитель, вся деятельность его сообразна со словом истины слышимым, возрастает оно в нем и приносит плод; им направляется, одушевляется, возвышается и освящается вся деятельность человека. 

Кто вникнет: слово означает внимательное отношение к слышимому, понимание и усвоение его разумом и верою, правильное и, по возможности, обширное.

Закон совершенный свободы: так называется здесь то слово истины, которым возрождается человек от Бога (ст. 18), то есть Евангелие. Так называется оно как новый закон, или завет, сравнительно с ветхим законом, или заветом, несовершенным (Евр.7:18-19) законом рабства (Гал.5:1), от коего освободил христиан новый закон (Рим.8:2), даровал им дух свободы и сыновства Богу, закон любви и благодати. «К словам закон совершенный прибавил (апостол) закон свободы, чтобы указать на отличительную его черту – свободу, ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его чрез эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго» (Феофилакт).

И пребудет в нем: не как тот, смотрящийся в зеркало, – посмотрел и ушел; пребудет, то есть сделает его постоянным законом своей деятельности и жизни, не отступит от него. «Апостол сказал – вникнет, а не войдет, ибо духовный закон, во всем имея преимущество и величие, способен привлекать и самим кратким чтением его» (Феофилакт).

Таков блажен будет в своем действовании: так как действование его все проникается и освящается совершенным законом; блажен – в том же смысле, как и в ст. 12 – переносящий искушение; блаженство внутреннее, духовное и здесь, на земле, и полное там – на небесах.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-25 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Слово истины, чтобы приводить людей ко спасению, не только должно быть тщательно и внимательно слушаемо, но, подобно зерну, принимаемому и усвояемому землею, должно быть всажденным в почву сердца человеческого и дать соответствующий росток, т. е., выразиться и проявиться в добрых делах; вся жизнь и деятельность человека-христианина должна быть выражением и осуществлением того, чему поучает слово истины. Кто не проводит слова истины в жизнь свою, тот лишь обманывает себя самого, ошибочно думая, что божественное слово и в таком случае будет для него полезным, принесет ему блаженство (ст. 25), спасение, чего в действительности не может быть: совершенство и блаженство достигаются не простым слушанием или знанием слова истины, а деятельностью, сообразной с опознанным словом истины (ср. Мф 12:24-26). Истину эту Апостол далее уясняет наглядным примером: слово Божие, сообщающее человеку истину (ст. 18), уподобляется у св. Иакова зеркалу, причем, если в зеркале человек рассматривает образ своего внешнего бытия (πρόσωπον τής γενέσεως), в слове Божием изображается внутренний облик человека, образ его нравственного существа; но как человек, увидавший в зеркале черты лица своего и не сделавший никакого применения из своего наблюдения, не оправивший, напр., своей головы, скоро и бесследно утрачивает из памяти полученное при смотрении в зеркало впечатление, так и человек, слушающий слово евангельской истины и не исполняющий его, не имеет слова Божия «пребывающим» (Ин 5:38) в нем, забывает о нем, и оно не приносит ему спасительных плодов. «От обыкновенного зеркала Апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведши из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: кто слушает закон и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале. Как этот посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как смотревшийся в зеркало: ему следовало бы воспользоваться виденным, а он, каков и тот. И не без цели поступает так Апостол, умалчивая нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо «блаженны не такие слушатели, а соединяющее с слушанием дело» (блаж. Феофил). Полезно и спасительно слушание и изучение слова евангельского лишь в том случае, если за этим слушанием и изучением следует деятельное пополнение правил и заветов Евангелия. Слово евангельской истины (ст. 18), как слово, посеянное в сердцах наших (ст. 21), написанное не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца (2Кор. 3:3), есть божественное слово, вполне соответствующее нашей истинной природе. В этом смысле оно есть «закон совершенный, закон свободы» (νόμος τέλειος, ν. τής ελευθερίας, ст. 25), сравнительно с ветхозаветным законом, который у другого апостола именуется законом немощным и несовершенным (ср. Евр 7:18-19) и законом рабства (Гал 5:1): «то был закон внешний, дробный, порабощающий волю, а это закон внутренний, действующий внутренне на волю человека» (проф. Богдашевский). О свободе закона евангельского Ап. Павел говорит: «закон бо духа жизни во Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти» (Рим 8:2). «К словам «закон совершен» прибавил (Ап. Иаков) «закон свободы», чтобы указать на отличительную его черту - свободу; ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его чрез эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго» (блаж. Феофил.). Если в Ветхом Завете праведность состояла в соблюдении «заповедей и оправданий Господних» (Лк 1:6), то в рассматриваемом месте у Апостола (ст. 25) говорится о таком проникновении в закон природы, о таком усвоении его, которое ведет к осуществлению закона. «Закон свободы» есть не только закон, свободно исполняемый, но и закон, дающий вам свободу, но все это - при условии «пребывания» (παραμείνας) христианина в этом законе, т. е., если он сделает его постоянным законом жизни и деятельности своей, - и при стремлении человека быть его «не слушателем забывчивым», но «творцом дела». «Под блаженством, которое обещается исполнителю закона, разумеется прежде всего блаженство самого делания, как видно из выражения έν τή πυιήσει αύτου («в делании своем»), а потом и будущее блаженство, вливающее отраду в сердце человека при делании его в настоящей жизни» (еп. Георгий).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.


Как бы припоминая вышеприведенное и другие сравнения Господа о различно слушающих слово истины (например, сказанное после нагорной проповеди – (Мф.7:24–29)), Апостол Иаков также говорит через пример. Он изображает слушающих Слово Божие, но не исполняющих его, в примере, хорошо всем знакомом: как, посмотревшись в зеркало и отойдя от него, человек легко забывает черты своего лица. Между тем, кто углубится в закон, вдумается в его требования, совершенство и дух, непохожий на закон рабства, тот не будет забывчивым слушателем его, но станет исполнять его, и блаженство будет уделом его здесь и на небе. О блаженстве исполнения закона особенно часто говорил святой царь и пророк Давид (Пс.1:1–2); сравн. (Нав.1:8). И Апостол Павел говорить: «не слышатели закона праведны пред Богом, но творцы (т. е. исполнители) закона» (Рим.2:13). «Истина сделает вас свободными», говорит Иисус Христос, увещевая принять Его учение и исполнять его (Ин.8:32). Поэтому закон Господень часто представляется законом свободы и духа жизни (Рим.8:2), и за исполнение его обещается блаженство (Мф.7:24), как оно обещалось и в Ветхом Завете (Пс.1:2).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чтении Священного Писания.

Ин.12:48. Благодать Божия дается не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20. Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому, что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6; Иак.1:22-26; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17; Сир.3:21-24;38:24-25.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible