Сꙋ́дъ бо без̾ ми́лости не сотво́ршемꙋ ми́лости: и҆ хва́литсѧ ми́лость на сꙋдѣ̀.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Милосердие - прекрасное дело и защита занимающихся им; оно приятно Богу и всегда близ Него. Оно, когда хочет, легко испрашивает милости, только не совершалось бы нами несправедливо; а совершается несправедливо, когда делаем это из похищенного, как будто это чисто. Оно дает большое дерзновение оказывающим его; оно нужно и для оскорбленных - такова его сила, и для согрешивших. Оно разрывает узы, рассеивает тьму, погашает огонь, умерщвляет червя, удаляет скрежет зубов.

Фрагменты

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Само волеизъявление наказывается мучением - либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении мера [см. Мф. 7:2, Мк. 4:24, Лк. 6:38 - прим. ред.] имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может.

Послания

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Подобно тому как елей позволяет борцу ускользать от рук соперника, так же и милосердие готовит тех, кто его практикует, ускользать и избегать демонов.

Фрагменты

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Если мы хотим быть судимы милостиво, то и сами должны быть милостивы к тем, кто против нас согрешил, ибо столько отпустится нам, сколько мы отпустим тем, кто причинил нам какой-либо вред злостью. <…> но как мы хотим быть [Богом] судимы, так должны судить и братьев наших, если они в чем-либо согрешат против нас: ибо суд без милости не оказавшему милости.

Собеседования

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Знай, досточудный, что суд без милости не оказавшему милости - не из чужих только даров, которых лишаешь ты нищих, но и из собственных, которыми должен ты делиться добровольно.

Письма. Книга I

Браулио Сарагосский, свт. (†651)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Да не рассеет Он нас повсюду судом Своей строгости. Но пусть милость превознесется над судом и с привычным благочестием, лишь бы Ему было благоугодно, Он соберет нас в прохладе обители Своей.

Послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Без милости будут судить того, кто прежде, чем быть судимым, хотя и мог оказать милость, но не оказал её. Это справедливое отношение ко всем жестоким. Хорошо известно, что, чем большую милость каждый [из них] получал от Господа, тем более несправедливо он отказывал в милости нуждающемуся ближнему, и тем справедливее он понесёт наказание за своё нечестие. Потому и Господь заранее предупреждает: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам (Лк. 6:37–38). Ибо суд без милости будет к тому, кто не оказал милости. Милосердие же превозносится над судом, ибо как не оказавший милости, осуждённый на Суде Божьем, будет скорбеть, так и оказавший милость, получив вознаграждение, будет ликовать и радоваться. По-другому: милосердие превозносится над судом. Не сказано: милосердие одерживает победу над судом. Ведь милосердие не противоречит суду, но превозносится над ним, потому что милосердие [хотя и] защищает многих, но лишь тех, кто оказал милость. Блаженны милостивые, ибо они Богом помилованы будут (получат милость – Vlg.) (Мф. 5:7). Таким образом, слова милосердие превозносится над судом означают, что милосердие ставится выше суда. У кого на Суде будет найдено [хотя бы одно] дело милосердия, [у того,] даже если будет причина для его наказания, милосердие, словно водный поток, потушит пламя греха.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-13 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит. А что об этом он говорит, видно из предыдущего наставления. Заповеди «не прелюбодействуй», «не убий» указаны для примера. Примечай, что и они взяты из закона, относящегося к совершенству любви, ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело. То же можем сказать и о прочих добродетелях. Кто несовершенно придерживается целомудрия или справедливости, но нечто опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему делу добродетели.

Итак, под словами весь закон должно разуметь закон о любви, о которой речь у апостола по преимуществу, а законом свободы он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет. 2, 19).

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Суд бо без милости не сотворшему милости; и хвалится милость на суде

Если мы прощаем здесь прегрешения тех, кто согрешили против нас, толкует Феофилакт с Икумением, и если здесь мы даём милостыни бедным и нуждающимся от того что имеем, то конечно и Бог хочет помиловать нас в тот страшный день суда, потому что воистину, велика эта добродетель, чтобы прощать прегрешения брата своего и быть милостивым к нищим. Как и наоборот, тяжкого и великого осуждения достойно то, чтобы закрыть своё благоутробие от братий своих, имея одно человеческое с ними естество. Потому что те, которые явятся не сострадательными и не простят прегрешений своих братий, примут осуждение того лукавого раба, имеющего долг в тысячи талантов и прощённого, но не простившего брату своему долг в сто динариев.

И не может исполниться на таковых воздаяние, которое просят у Бога говоря в молитве Отче наш «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Матф. 6:12), поскольку они не оставили долги братий своих, то и Бог не оставит долги их. Для тех же, которые оказались жестокими и немилостивыми к имеющим нужду бедным, суд Божий окажется жестоким и без милости. Как говорит Нисский Григорий «праведный суд Божий для нас, есть подобие нашего внутреннего устроения» (Слово о Маккавеях).

«Хвалится милость на суде» потому что Господь сказал о милостивых, что они будут помилованы в день суда, «блажени милостивии яко тии помиловани будут» (Матф. 5:7).

И если милостыня к нищим ходатайствует оставление грехов для идолослужителей, как читаем у пророка Даниила, который сказал царю Навуходоносору: «Сего ради, царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих» (Дан. 4:24), если, говорю, милостыня прощает грехи идолослужителей, насколько более она прощает грехи верных христиан?

А ещё милостыня делает следующее дело: как те, которые борются, перед борьбой намазывают себя маслом чтобы ускользать от рук и захватов противника, так и в день суда, милостыня которую даём сейчас нищим, даст нам выскользнуть от рук и захватов демонов[29].

Подобает же знать и ещё, что милостивым называется не только тот человек, который делает семь дел телесной милостыни, т.е. накормить голодных, напоить жаждущих, позаботиться и ввести странников, одеть нагих, посетить болящих, позаботиться о заключённых и погребать умерших, но тот, кто делает семь дел душевной милостыни, т.е. приклонить грешников оставить грех, научить незнающих тому что сам знает о Боге и вере, дать правильный совет тому кто нуждается в совете, просить Бога за брата своего, утешать скорбящего, терпеть безропотно неудачи и скорби и прощать прегрешения брату своему.

И ещё скажу кратко, что милостивым называется, имеющий сердечную и истинную любовь к своим братьям, и любовью приклоняется миловать и быть благоутробным к ближнему, так чтобы носить бремена его и долготерпеть о нём, как говорит Соломон «милостив муж долготерпит» (Притч. 19:11). Таковой милостивый конечно будет помилован у Господа в день суда, как говорит здесь божественный Иаков.

[29] Святой Митрофан говорит, что божественный Иаков говорит здесь эти слова, чтобы напомнить нам, решение Господа, которое он произнесёт на немилостивых в день суда: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен и в темнице, и не посетисте Мене» (Матф. 25:41-44), и почти то же самое как бы говорит Христианам брат Господень: братья Христиане, любите братьев ваших, посещайте вдов и сирот, милуйте имеющих недостаток и бедных, и притесняемых избавляйте от неправедных рук, дабы и вы были помилованы в день суда, как говорит божественное Евангелие, т.е. закон свободы. Потому что, если вы не будете миловать нуждающихся, тогда и вы не будете помилованы. Что же хочет сказать фразой «хвалится милость на суде»? То, что милостыня будет иметь похвалу, и как бы противостанет суду Божию, как некая победительница, и явится сильнее его, явно показывая недейственным то решение, которое будет произнесено на грешников. Так как она освободит возлюбивших её грешников, от вечных мук, хоть они и имели грехи, но ради неё, успели отступить от греха и покаяться до смерти. К таковым скажет Судья: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» и проч. И как же не хвалиться милости, когда она побеждает Божий суд, и освобождает от страшных мучений, поистине достойных этих мучений грешников, за содеянные ими грехи? «будет побеждено (дословно говорит святой Митрофан), всякое слово Божественной справедливости, объявляемое против всякого греха, когда в верных найдётся ходатайствующая милость». Поэтому сказал Сирах: «милостыня очистит грехи» (Сир. 3:30), и Товит: «милостыня бо от смерти избавляет» (Тов. 12:9), и Соломон: «Избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. 13:8). Утвердительно об этом сказал божественный Давид, что человек который милует, будет иметь снисхождение в словах своих на суде Божием: «Благ муж щедря и дая; устроит словеса своя на суде» (Пс. 111:5), потому что будет иметь отвечающую и ходатайствующую за него милостыню. По толкованию Кирилла Александрийского смысл такой: «смотри же какие награды положены человеколюбивому, так, что пребывает и непрестанно плод, и избавляет от искушений, и во свете таковой ходит, потому что взыскал Бога. Бог же щедр, так, что, и прегрешений оставление принимает человек, и защитника себе сотворяет на будущем Суде. Это и есть «устроит словеса своя на суде», т. е. приуготовит себе защитника и отвещевателя. Не будет такому тогда уже осуждения, милостыня будет отвечать за него уже во благо» (Из неизданной серии премудрого Никиты на Псалмы). Икумений же слово «хвалится» толкует не как побеждает, но борет или притупляет. Стоит заметить что, согласно с изречением «суд без милости не сотворшему милости» говорит и Великий Василий: «ты не миловал, и не будешь допущен в Царствие; не дал хлеба, и не получишь жизни вечной» (Беседа к обогащающимся). И Богослов Григорий: «если кто не дал, да не надеется». И ещё: «Как здесь мы отмеряем другим, так даст и Великий Бог»

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19-20; 2Тим.2:16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31-32; 2Кор.10:7,17,18; Рим.14:2,10,12,13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1,2-5.

Оружие правды

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия.

Трактат на семь Кафолических посланий

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Преткновение

Водворение в вечном блаженстве, ожидающее святых в священных книгах, приписывается милости Божией, а не делам человеческим: Благослови, душа моя, Господа… окружает тебя милостью и щедротами (Пс.102,2-4). Еще: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5,7). Еще: суд без милости не оказавшему милости (Иак.2:13).

Исправление претыкающимся

Отвечаем первое возражением. Водворение святых в вечном блаженстве в других местах приписывается делам: ибо Ты воздашь каждому по делам его (Пс.61,13). Еще: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16,27). Еще: ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим.2,5-6). И еще: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр.22,12). А что в псалме полагается венец милости: Благослови, душа моя, Господа… окружает тебя милостью и щедротами (Пс.102,2-4), то против него полагаем венец правды: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды (2Тим.4,7-8).

Отвечаем второе. Священное Писание не может себе противоречить, ибо везде в Священном Писании говорит один и тот же Святой Дух, который водворение в вечном блаженстве приписывает милости Божией. Тот же Святой Дух то же водворение в вечном блаженстве приписывает и человеческим добрым делам. И Тот, Кто венчает венцом милости, Тот же венчает и венцом правды. Но как это может сочетаться вместе? Превосходно соединяются оба – венец правды тот же, что и венец милости, если право рассудим. Поскольку мы ничего доброго не можем делать без Божией милости и Его благодати, по слову Христову: без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5); Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе (Ин.15:4), – поэтому и сами добрые дела мы имеем от милости Божией. Следовательно, вечное блаженство, поскольку дается за добрые дела, – это венец правды. Но поскольку те же самые добрые дела происходят от милости Божией и Его благодати, возбуждающей нас к доброделанию, наставляющей и способствующей нам, то из-за этого то же вечное блаженство, даваемое за дела, происходящие от милости Божией, – это милость Божия и венец милости. Итак, одна и та же вечная жизнь в различном смысле – это и венец милости, и венец правды. Для святых Божиих есть венец милости, а для их дел есть венец правды. Например, если бы какой-нибудь царь венчал воина победным венцом за его подвиги, и те же подвиги, если бы имели всю свою силу от царя – доспехи, помощь, победа – все от царя. Такой венец поистине мог бы называться и венцом милости, и венцом правды, как это можно рассудить по здравому смыслу.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 12-13 Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Ст. 12-13 Та́ко глаго́лите и та́ко твори́те, я́ко зако́ном свобо́дным (διά νόμε έλευθερίας) хотя́ще суд прия́ти (μέλλοντες χρύνεσθαι). Суд бо без ми́лости не сотво́ршему ми́лости, и хва́лится ми́лость на суде́.

Говорить и поступать сообразно с законом свободы, или иначе, располагать свои отношения к ближним, значит, по Иоанну, любить ближних не словом или языком, но делом и истиною (1Ин.3:18). Если же отношения наши к ближним, хотя и хорошия сами по себе, но будут происходить не от свободы действий, а из страха наказаний законных, т. е. если сердце наше осудит нас в несвободе поступков наших, то кольми паче Бог, Который больше сердца нашего и знает все (1Ин.3:20). Добрые свободные поступки христианина ценны единственно потому, что происходят из чистоты намерений сердца, и суть как бы отражение творческой свободы в нем. Не любить тех, которых любит Творец, не значит ли это возставать против Творца своего, или что тоже, подвергает себя свободно наказанию закона? Милосердие Творца, готовое миловать кающагося грешника, ожидает и даже требует от нас, чтобы мы оказывали милость себе подобным. Какой легкий договор! Аще отпустите человеком согрешения их: отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф.6:14). Если же человек отвергает этот договор Творца своего, или лучше сказать, ходатайство Творца его у него за ближних; то после этого может ли надеяться он, что молитвы к Сыну Божию и Святым Его, им приносимыя, будут приняты как чистыя, как достойныя внимания Божия? Может ли он без зазрения совести просить в молитве оставления долгов себе, когда не оставляет должникам своим? Не будет ли заключаться в словах Иакова осудительный для него приговор: суд без милости не сотворшему милости?

Хвалится милость на суде (χατααύχατα’ έλεος ’σεως), – милость превозносится над судом. Высший судит низшаго, Творец судит тварь. Но сильному приличнее миловать слабаго, нежели подвергать наказанию. Притча о должнике (Мф.18:23-35) да послужит в этом случае для христианина таким уроком, из котораго он возмог бы выразуметь себе безукоризненныя правила жизни по отношению к людям, и заслужить себе милость на суде Творца, где она во всем своем величии превознесется над судом.

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Так говорите и проч.: этими стихами заключается ряд мыслей, начатых с 1-го стиха, и с 14-го начинается новый. Апостол убеждает по этому изложенному им учению действовать во всей жизни, и – говорить, то есть учить, и поступать, то есть осуществлять именно это учение в жизни, а не так, как учат и поступают зараженные лицеприятием.

Как имеющие быть судимы (на последнем Страшном суде Христовом; см.: Мф.25:31 ;и далее) по закону свободы: закон свободы есть тот же закон совершенный, о котором была выше речь (Иак.1:25), то есть закон Христов, который учит, что согрешивший в одном становится виновным во всем (ст. 10), и который есть по преимуществу закон любви и милости, составляющих главные характеристические черты чистого и непорочного благочестия (Иак.1:27). Имея в виду суд над всеми христианами по этому закону, все и должны поступать сообразно с ним.

Ибо этот суд будет без милости не оказавшему милости: то, чтό на этом суде решает дело, есть милость, или милосердие, благотворительная любовь ко всем, особенно к бедным и несчастным, почему она и составляет главную черту истинного благочестия (Иак.1:27). Если мы простили ближним согрешения их против нас, если из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигает тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе» (Феофилакт). Совершенно соответственно сему изображение Страшного суда Самим Спасителем (Мф.25:36 и далее).

Милость превозносится над судом: суд по правде Божией грозит осуждением всякому грешнику, а грешны пред правдою Божиею все, и верующие христиане; но милость, благотворительная любовь по закону Христову, носит в себе самой уверенность (κατακαυχᾶται; ср. Иак.3:14; Рим.11:18), что она превозможет угрожающую силу суда и освободит от заслуженного наказания за грехи, оправдает, спасет. Вера в Иисуса Христа составляет первооснову чистого и непорочного благочестия, благотворительная любовь, особенно к бедным и несчастным, есть главное свойство такового благочестия (ст. 1; Иак.1:27), дела таковой любви оправдают человека на суде, не имеющему же их – суд без милости. Таким образом, дела благотворительной любви совершенно необходимы для человека, для его оправдания, или спасения, – эту мысль и раскрывает теперь апостол подробно в отделении – до конца главы, обобщая понятие о добрых делах и доказывая, что самая вера без них ничто в деле оправдания и спасения человека. Что пользы, то есть для оправдания и спасения человека, как показывают последующие слова – может ли эта вера спасти его? В виде вопроса выражается очевидно прямое отрицание, именно: вера без дел не может спасти человека, а потому бесполезна.

Если кто говорит (о себе), что имеет веру: то есть веру в Господа Иисуса Христа, составляющую первооснову благочестия; о ней именно речь, и если далее обобщается эта вера, как вера вообще в Бога (ст. 19 и далее), то потому, что примерами из Ветхого Завета, примерами мужей древних, веровавших в Бога, апостол хочет доказывать и доказывает мысль свою.

А дел не имеет: то есть добрых дел, состоящих в исполнении закона, данного Тем, о вере в Кого говорится здесь. Возможна ли такая вера? Оборот речи: если кто говорит, что имеет веру (без дел) показывает, что апостол как будто такую веру не считает верою, а только мечтанием, что это – вера (если говорит, что... а на самом деле не имеет); тем не менее он все же называет ее верой, только мертвой (ст. 17, 20, 26). Эта вера – отвлеченная, головная, теоретическая вера, признание истинности евангельского учения о Христе, но не проникшее во внутреннюю жизнь духа, а потому и не выражающееся в делах любви христианской и вообще в делах исполнения закона Христова. Возможность такой веры видна уже из того, что апостол обстоятельно доказывает ничтожность ее в деле спасения; собственно говоря, это – не вера, в строгом смысле, но имеет только вид веры, почему и называется мертвою, как труп бездыханный имеет вид человека, но не есть живой человек.

Спасти его: даровать блаженство в будущем Царстве Христовом (как и Иак.1:21); образ выражения взят от того, что грешному человеку по самой его греховности грозит гибель, или вечное осуждение; чтобы сделать его блаженным, нужно избавить (спасти) его от этой гибели.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

В заключение отдела, после обличения недолжного отношения к ближним (ст. 2-4, 6, 9), Апостол увещает читателей поступать по закону свободы (см. 1:25), который есть закон любви: этот закон и легок для исполнения, и имеет столь непреложно-обязательное значение для христианина, что по этому именно закону любви, по мере выполнения этого закона, христиане будут судимы на последнем суде Христовом (Мф 25:34 сл.). И на этом страшном суде благотворительная любовь по закону Христову имеет и носит в себе твердую уверенность (слав. «хвалится», греч. κατα­καυχᾶται ), как бы заранее торжествует, что она превозможет страшную, угрожающую силу будущего суда, освободит человека от наказания и гибели. «Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигнет тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе… Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным дает нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блаж. Феофил).

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Возвратившись к прежнему предмету речи – о нелицеприятном суждении о лицах, по духу новозаветного закона, святой Иаков убеждает жить сообразно с сим законом, такт» как по сему закону будет производиться и суд, на котором все немилосердные подвергнутся осуждению, срвн. (Мф.7:2). Наконец, как бы обобщая свой взгляд на немилостивое и неснисходительное суждение о всяких лицах, преимущественно же о бедных, Апостол, имея в виду как древние изречения Священного Писания (напр. (Прем.10:6)), так и новозаветный свободный дух закона – любви (см. (Мф.18:33)), говорит: «хвалится», т. е. имеет преимущество помилованья над осуждением. «Человеческий суд достоин тем большей похвалы, чем больше в нем оказывается милости, нежели чрезвычайной строгости» говорит один из толкователей сего послания (см. Изъяснение Соборного послания святого Апостола Иакова, соборным иеромонахом Феоктистом, читанное в кафедральном Могилевском Соборе в 1803 г.).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

   Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

   Если мы немилостиво относимся к другим людям (хотя теперь это трудно оправдать, ведь мы выяснили, что все мы виновны Иак.2:10), то суд над нами тоже будет немилостивый. А милость – она превозносится над судом, и в том числе над судом Божиим. Если мы милостиво, милосердно относимся к каждому человеку, то милость Божия непременно обратится к каждому из нас. И этого мы должны искать, к этому должны стремиться.
   Следовательно, если вы избавились от какого-то греха, например, от греха пьянства, то не говорите, что вам нарколог помог, не говорите, что вы сами нашли в себе силу воли. Скажите, что это произошло с Божией помощью, и вы будете правы! Если вы избавились от блудных страстей, не говорите, что это вы так хорошо постились, усердно молились и у вас, наконец, получилось. Некоторые люди так молятся, что иногда и в прелесть впадают, в грех осуждения: начинают считать себя праведными и гибнут. Спасает нас только Господь, потому что только Он – Спаситель наш. Если какие-то добрые изменения и происходят в нашей жизни, то это дает нам Господь. Мы с вами уже читали у апостола Иакова: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак.1:17); только Он один может что-то изменить в нас, в каждом из нас. Это надо помнить и этим надо очень-очень дорожить. В противном случае мы будем делить людей на тех, которые преуспели в духовной жизни, и на тех, которые не очень в ней преуспели. Но духовная жизнь – это не занятия физкультурой, где один накачал мускулы, а другой еще не успел. Господь смотрит на наши сердца, ищет проявлений нашей доброй совести, чтобы она откликнулась на Его призыв. А когда мы откликаемся на призыв Бога, Он Сам начинает действовать в нас. И то, что раньше казалось нам невозможным, совершается Господом. Вот почему в Писании сказано: "един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим.2:5) Своим истинным человечеством, то есть Своим измученным, распятым на кресте телом, Он ходатайствует на небесах как Богочеловек – за каждого из нас. И только в Нем мы можем найти изменение своей природы. Господь Иисус Христос называется вторым Адамом (см. 1Кор.15:45-47), потому что в Нем начинается новое человечество: человечество, уходящее от греха.
   Да, мы все виновны. Да, мы все грешны. Но мы видим, как жизнь наша меняется. Мы видим, как многие наши грехи уходят в прошлое. И это творит с нами Господь – Он Сам это делает! А если бы мы остались один на один со своими грехами, то давно бы уже погибли. Многие просто уже умерли бы физически! Но Господь спасает каждого из нас. Некоторые люди задают вопрос: чем же будут заниматься спасенные праведники в вечности? Но даже вечности не хватит на то, чтобы благодарить Господа за Его несказанную милость к нам, грешникам, которых Он извлек из бесконечной пропасти греха! И если Господь сподобит нас блаженной вечности, то мы будем вечно благодарить Его за те великие дары, которых Он нас сподобил.
   Там мы, конечно, узнаем несравненно больше, чем знаем теперь. Там мы узнаем, сколько раз Господь помогал нам, сколько раз Он исправлял наши стопы, вопреки стремлениям нашей греховной воли. И мы будем воспевать Его чудное имя, будем прославлять Его. Мы – православные христиане. Мы – те, кто правильно славит Господа; кто знает, за что они славят Его. Мы прославляем Его за те чудеса, которые Он сотворил с нами, и сами поражаемся этим чудесам Божиим!
   Некоторые люди, очищенные Господом от греха, рассказывают: «Сам не знаю, как я бросил пить: если бы не Господь, я бы никогда не смог этого сделать!» Бывший наркоман говорит: «Сам не знаю, как бросил наркотики: это Христос помог мне!»
   Дело очищения, исправления каждого из нас – это дело всей нашей жизни. И если мы христиане, то это дело будет продолжаться, пока мы живы.
   А диавол ненавидит нас за то, что мы очищаемся от грехов: ведь для него-то покаяние закрыто! Он завидует нам, он постоянно напоминает нам о наших прошлых грехах. И последний его удар будет направлен на нас тогда, когда мы окажемся на смертном одре: тогда он припомнит нам все наши бывшие грехи и будет повергать нас в отчаяние: «И куда ты собрался с такими грехами? Дорога тебе только одна – прямо в ад!». Он будет делать это для того, чтобы мы прямо на смертном одре впали в уныние и, согрешив унынием – этим смертным грехом, – попали бы прямо к нему. Нет! Мы должны твердо верить в то, что Христос Спаситель избавляет нас от грехов!
   Недавно ко мне пришел на исповедь один молодой человек. И он открыто, в присутствии окружающих, стал называть такие грехи, что все удивлялись! Он стоял и громко говорил: «У меня был такой грех, такой грех!»… Все говорил и говорил, потом даже улыбка на лице появилась. Улыбка, в которой была радость освобождения от этих грехов! И наши прихожане стыдили его: «Так же неприлично – тебя все слышат!» Мои помощники тоже сказали ему об этом. Но он отвечал: «Я говорю об этих грехах, но грешил ими уже не я – это был другой человек: я был тогда другим!»
   Вот как мы должны относиться к нашей прежней греховной жизни – как к жизни другого человека! Таинство исповеди называют вторым крещением. А в крещении мы умираем для одной жизни, чтобы ожить для другой. Это и символизирует погружение в воду: умирание для одной жизни и рождение для другой. Так и в исповеди: священник покрывает тебя епитрахилью, ты покрываешься ею словно погребальным саваном – и умираешь для греха. Епитрахиль снимается – саван снимается с тебя, ты воскрес к новой жизни!
   Поэтому, братия и сестры, какими бы тяжелыми ни были ваши прошлые грехи, кем бы ни были свидетели вашей прежней греховной жизни, как бы язвительно они ни напоминали вам об этих грехах – вы говорите так: «Батюшка простил мне этот грех». Вам возразят: «А кто такой – твой батюшка?». – «А батюшка у нас прощает от имени Иисуса Христа».
   Сам Господь Иисус Христос дал власть священникам – преемникам святых апостолов – прощать грехи. Ключи Царствия Небесного в руках Церкви. То, что Церковь разрешит на земле – будет разрешено на небе. То, что Церковь свяжет на земле – будет связано и на небесах (см. Мф.18:18). То есть Церковь – это открытая дверь в Царствие Небесное!
   Когда Господь изгнал из рая Адама и Еву, врата рая затворились и Ангел был поставлен на страже. А сейчас эти врата вновь открыты!
   Мы с вами пришли в храм… Что такое храм? Это здание? Да, но несравненно больше, чем просто здание. Что такое храм, и где он? На земле? Да, на земле, но и неизмеримо выше, чем на земле! Храм Божий – это и есть преддверие рая, это небо на земле! Каждый православный храм – это и есть то, о чем говорил Господь Иисус Христос и писали пророки: "приблизилось Царствие Божие" (см. Мк.1:15). Настолько приблизилось, что оно уже на земле. И не просто на земле, а "Царствие Божие внутрь вас есть" (см. Лк.17:21).
   Когда мы причащаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, Господь Сам входит в нас. Мы исповедуемся, соборуемся, венчаемся… Мы умираем, и нас отпевают… Эта благодатная жизнь Царствия Божия – она уже в нас и вокруг нас, она здесь! В Евангелии сказано: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Кто посреди? Сам Господь! Чего же мы тогда боимся? Боимся своих прежних грехов, которых уже нет – ведь мы их уже исповедали? Боимся будущих? Но если Господь защитит – у нас не будет никаких будущих грехов!
   Нас с вами больше, чем двое или трое, братия и сестры, значительно больше. Мы говорим о Господе, говорим с упованием, свидетельствуем из слова Его – и мы должны чувствовать Его присутствие! Господь не оставляет нас, прежде всего, Своей милостью, Своей заботой о нас. И нам надо благодарить Его! Как я уже сказал: нам вечности не хватит, чтобы благодарить Его за те великие чудеса, которые Он сотворил с каждым из нас!

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Орлин Николай Иванович (†XIXв.)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Ибо суд будет без милости
всякому, не оказавшему милости, объясняет и доказывает апостол своё наставление, милость же* превозносится** над судом, не боится суда исполняющий закон любви и милости, будет уверен, что не будет осуждён (ср.Мф.5:7; Притч.17:5).

* δέ – находится в код. А; но в код. Sin. ВСКL отсутствует.

** Ср. Иак.1:9-10: торжествует, радуется, несмотря на предстоящий суд.

Соборные послания ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра, и ап. Иуды: опыт истолковательного изложения текста их

митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)

Ст. 12-13 Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Ст. 12-13 (церк-сл./греч.) Та́ко глаго́лите (οὕτως λαλεῖτε) и та́ко твори́те, я́ко зако́ном свобо́дным хотя́ще суд прия́ти. Суд бо без ми́лости не сотво́ршему ми́лости, и хва́лится (καυχᾶται) ми́лость на суде́.

Обличив лицеприятие читателей, как грех против важнейшей заповеди закона Божия – заповеди о любви (Иак.2:1-11), св. Иаков, следуя своему обычному приему изложения мыслей, в заключении указывает характер истинного отношения к ближним, подобно тому как в первой главе после указания неправильного отношения к слову истины (Иак. 1:19-26) он указал истинное, правильное служение Богу и Его св. закону (Иак. 1:27). При этом, как там изложение положительного взгляда начато словом αὕτη [то], так и здесь оно начинается словом οὕτως [так], – как там нет соединительной частицы, так нет ее и здесь, что объясняется особой силой речи св. Апостола.

Неправильно представляют связь с предыдущим те, которые утверждают, будто бы раньше св. Иаков обличал лицеприятие на основании ветхозаветного закона (Иак.2:8-10), теперь же он отсылает читателей к новозаветному закону и к имеющему состояться по его масштабу суду. Еще неправильнее представляется дело теми, которые не видят связи настоящих стихов с ближайшим предыдущим, но находят в них возвращение к теме (Иак.1:19-26), где шла речь о законе свободы, и где употреблен глагол λαλεῖν [глаголати, (Иак.1:19, церк-сл. - да бу́дет всяк челове́к скор услы́шати и ко́сен глаго́лати], чем якобы и объясняется употребление сего глагола и в данном случае: οὕτως λαλεῖτε [та́ко глаго́лите]. Увещание οὕτως λαλεῖτε понятно и без допущения возвращения св. Апостола к теме (Иак.1:19-26). Так как во (Иак. 2:2-3) было упомянуто о тех недостойных, исполненных лицеприятия, речах, с которыми обращались читатели к богатым и бедным христианам, входившим в их собрание, то указание, как должно говорить, в данном случае вполне уместно, посему увещание οὕτως λαλεῖτε нисколько не странно.

Точно также понятно и употребление в данном случае, как и в (Иак. 1:25-26), выражения: «закон свободы». Так как раньше говорилось о грехе лицеприятия – поступке для возрожденного человека несвободном (ибо для возрожденного человека свободны только поступки, вытекающие из любви), то вполне естественна речь о поступках по закону свободы, под которым разумеется, как видно из последующего, евангельский закон милости и любви. Помимо того, что закон любви, как закон свободы, легок и не труден для исполнения, к исполнению его должно побуждать христианина и то соображение, что будущий страшный суд имеет быть произведен по закону любви. Кто поступал с ближними не по любви, кто не творил милости, того ожидает суд без милости.

Под судом разумеется не наказание и осуждение (poena, damnatio), так как такое значение не подходит ни к предыдущему выражению: «имеющие быть судимы по закону свободы» (ибо что значит быть наказанным по закону любви?), ни к последующему: «и хвалится милость на суде» (каким образом слово суд здесь может значить «наказание», «осуждение»?!). Очевидно, разумеется суд как процесс. Ведение суда, будучи строгим и страшным для немилосердных, не страшно для любящих и милосердных: «и хвалится милость на суде». Последнее выражение выигрывает в силе без союза «καί [и]», которого в некоторых кодексах, действительно, или нет, или который часто заменяется более подходящим, но несомненно не первоначальным союзом противоположности δέ: посему лучше всего выражение читать без всякого союза.

Мысль в таком случае будет стоять в прямой и сильной противоположности к предыдущей мысли о строгости суда над немилосердным. Мысль выражения: «хвалится милость на суде» понимается экзегетами несколько различно. Одни понимают глагол καυχᾶσϑαι [хвалится] в смысле похвалы на суде: «милость похваляется, одобряется на суде». Другие понимают глагол καυχᾶσϑαι в каком-то пространственном смысле «превышать», «превосходить» [как в синодальном: превозносится]. И то, и другое понимание неправильны. Глагол καυχᾶσϑαι [хвалится] обозначает внутреннее, субъективное похваление, одобрение, торжество, радость (Иак.1:11-12). Следовательно, имеется в виду внутреннее, душевное состояние милосердного или – в отвлеченном выражении св. Иакова – милости. Поэтому, выражение будет иметь такой смысл: «милосердый торжествует в виду суда», т. е. не боится его, или: «милость (милосердый) радостно себя чувствует, не смотря на имеющий быть суд».

Соборное послание св. апостола Иакова

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Кто из вас в отношении к ближнему руководится не Евангельским законом любви, а расчетом и лицеприятием и в этом смысле не оказывает бедному милости, т. е. относится к нему свысока, презрительно, того и самого постигнет суд без милости. Милость превозносится над судом, т. е. человек милующий других, любящий их, встанет выше суда пред правдой Божией; он не будет осужден.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible