Скрыть
Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его

Иаков, конечно, устрашил их ради их спасения, чтобы они не считали себя верными только вследствие своей веры, живя при этом во зле.

О воздержании

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его

Теперь апостол начинает более подробно рассуждать о делах милосердия, чтобы утешить тех, кого он привёл в страх сказанным ранее. Он указывает, как ежедневными средствами [исправления] изглаживаются даже повседневные прегрешения, без которых здесь [никому] не прожить. Дабы человек, который, когда согрешит в одном, становится виновным во всём (Иак. 2:10), согрешая во многом (ибо все мы во многом согрешаем (Иак. 3:2)), не предстал на Суд строгого Судьи с бременем накопленных преступлений и не был лишён милости, как не оказавший милости, но чтобы он заслужил для себя оставление долгов и исполнение обетований, прежде всего, тем, что сам оставлял и прощал [другим].

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его

Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Совершение сего важно. Напротив, тяжкое осуждение тем, которые не оказали благорасположения к подобным себе. Тех, которые не сжалились над ближними, согрешившими против них, постигнет осуждение злого раба (Мф. 18, 32-35) с воздаянием по молитве, в которой мы просим Бога простить нам, как и мы прощаем согрешившим против нас (Мф. 6, 12), а тех, которые немилостивы или жестоки к нуждающимся в телесной помощи, встретит суд без милости. Хвалится милость на суде, ибо милостивые, по изречению Господа, помилованы будут (Мф. 5, 7).

Или иначе. Милосердие к бедным могло доставить прощение даже идолослужителям, как мы слышим от пророка (Дан. 4, 24). Чего же не доставит оно людям верующим? Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его

Видишь, возлюбленный, духовную мудрость блаженного Иакова. Поскольку он не сказал только, если имеешь веру, но «кая польза?» Он как бы так, говорит: покажи мне христианин действия и дела веры, и тогда от дел я предположу имя веры которую ты имеешь. Сначала действия, и после нарекают им имена, а не наоборот, «дела, как сказал один премудрый, слов не требуют; словам же подобает быть с делами наипаче». И сие сказано братом Господним.

Если христианин не покажет делами, что верит в Бога, излишне, да и бесполезно называться ему верным и христианином. Потому что, не есть верующий тот, кто просто и как придётся, пустыми словами говорит, что он Господень, но тот есть верный, кто настолько любит Господа, в которого уверовал, что от любви дерзает принять и смерть. И что такая цель слов брата Господня, видно из примера, который он приводит ниже, говоря об Аврааме и Раав, которые делами показали, что веровали в Бога. По этому поводу хорошо сказал богоносный Игнатий «те, которые исповедуют себя христианами, познаются не только от того что говорят, но обнаружатся по делам своим. Дерево познается по плоду своему. Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Не в слове царство Божие, но в силе» (Послание к Ефесянам).

И Великий Василий говорит «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, - таковому нет никакой пользы от наименования» (Правило 45). И ещё божественный Игнатий: «подобает не только называться христианами, но и быть. Не называться, но быть, делает блаженными» (Послание к Магнезийцам).

Говорит же и божественный Златоуст: «при таких обычаях (т.е. лукавых и сатанинских) какая польза человеку от того, что он именуется христианином? Ведь как девица, пока сохраняет своё девство, достойно и благоприлично называется девою и на самом деле дева, но если обольстит её кто-нибудь и растлит и она утратит своё девство, тогда она уже более не дева, - так и глаголемый христианин, если он преступил завет и попрал свои обеты и слово святого Евангелия отверг и живёт по-язычески, тогда ему бесполезно и называться христианином» (Слово о лжепророках). И ещё говорит «христианину не принесут никакой пользы правые догматы, если он небрежёт о своей жизни» (Беседа 13, на Бытие).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Андрей Монах (†?)

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его

То, что [Иаков] говорит, означает: если кто-либо не покажет делом, что верует Богу, то тщетно и исповедание. Ведь не тот верующий, кто просто говорит, что есть Господь, но тот, кто так любит Господа, что ради веры в него дерзает и до смерти.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Что вера без дел, как вера мертвая, не может принести пользы так верующему, апостол разъясняет примером сочувствия к положению бедных, ограничивающегося лишь словами, но не выражающегося ни в каком добром деле по отношении к ним. Пример представлен в той же форме, как и в ст. 3 и 4. –

Если брат или сестра, то есть принадлежащие к христианской общине и потому имеющие более прав на вспоможение во имя Христово, бедны и несчастны до того, что не имеют даже одежды прикрыть наготу свою (наги – конкретное обозначение бедности) и не имеют насущного пропитания, а кто-нибудь из вас, имеющих возможность помочь им в бедности – дать одежду и напитать, не сделает этого, а только скажет им, даже с участием и благожеланием, без гнева и негодования: идите с миром куда хотите, грейтесь и насыщайтесь – приобретайте себе одежду, в которой можно было бы согреться во время холода, и пропитание, где хотите и где знаете, – что пользы (ст. 14) в такой участливости на словах без дела? Что пользы: по ходу речи – для выказавшего такую участливость, чтό пользы для спасения его, может ли такая участливость быть полезна ему в деле нравственного совершенствования и спасения?

В форме вопроса опять выражается отрицание: нет пользы от такой участливости. Без соответствующего дела такая участливость – пустая участливость, бессодержательная, мертвая, подобна мертвому бездыханному трупу.

Точно так же и вера, если не имеет дел, мертва: лишена жизненной силы, как труп – души, и потому недейственна, следовательно – бесполезна и не может спасти человека, это не вера, а один лишь призрак веры. Из этого видно, что под делами, о которых здесь речь, разумеется не что-либо такое, чтό можно приложить или прибавить к вере, но что возрастает из веры, дела добрые, которых корень заключается в вере. Если нет этих плодов веры, значит, корень сух, безжизнен, мертв; иначе, если бы он был жив, были бы и плоды. Вот почему дела веры суть доказательства жизненности самой веры.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.


Здесь ап. Иаков раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в то же время дает понять и необходимость ее, или такое отношение ее к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры. Недостаточность одной веры без дел для спасения или оправдания человека ап. Иаков в (Иак.2:16) основывает на том, что одна вера так же бесполезна, как слова или мысли, обещания или благие пожелания, не сопровождаемые делом. «Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: какая польза (от одних слов без дела)?“ Точно также – какая польза от веры, если она не приносит плодов, не производит соответственных ей дел? Какое преимущество у имеющего такую веру пред неверующим? Подразумевается: никакого нет. – Недостаточность для спасения веры без дел апостол основывает далее (Иак.2:18) на том, что эта вера ни в чем не обнаруживается. «Скажет кто-нибудь: ты имеешь веру“ (одну лишь веру), «а я имею дела» (сообразные с верою): «покажи мне веру твою без дел твоих» (подразумевается: вот и не можешь показать ее, так что, может быть, ее совсем нет у тебя), «а я покажу тебе веру из дел моих». – Недостаточность веры без дел обнаруживается и в том, что она может соединяться с бесовским страхом, со страхом конечного осуждения (ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть, Иак.4:17), а из этого вытекает, что такая вера не может считаться в человеке началом или причиною вечной жизни (и беси веруют, и трепещут, Иак.2:19); радость оправдания, усыновления и избрания для вечного блаженства соединяется с верою действенною, а не бесплодною.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его

Апостол уже ранее показал, что истинная вера необходима и существенно выражается деятельною любовью к ближним, особенно помощью нуждающимся разного рода: 1:27; указал равным образом высокое оправдывающее значение деятельной любви на суде Божием, 2:13. Теперь, со ст. 14 до конца главы (до ст. 26 включительно), Апостол подробно раскрывает тот же момент христианского благочестия - момент деятельного осуществления верований ума и сердца. Вера, не свидетельствуемая соответствующею деятельностью, которая должна вытекать из веры, как следствие из своего основания, - такая вера ничтожна, мертва (ст. 17, 20, 26). Апостол во главе всех рассуждений прямо, хотя и в вопросительной форме, ставит основное положение о недостаточности одной теоретической веры для оправдания и спасения человека. «Говорил как бы так: покажи мне дело, по которому бы я придал бы тебе название верующего, ибо в этом дело веры… Если кто делом не докажет, что он верен Богу, такого не нужно и называть верным. Ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в него готов и на смерть» (блаж. Феофил).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Уже не раз Апостол говорил о сообразности слова с делом, понимания дела с исполнением его; теперь он с особенною ясностью и полнотою раскрывает учение об отношении веры к делам и их значение в деле спасения. Показав в живом примере бесплодность одной веры, он заключает так: «вера, аще дел не имать, мертва есть». Это изречение в несколько иной форме повторяется в 20-м стихе и потом в конце главы, как заключение к ряду доказательств о благотворности веры, соединенной с добрыми делами.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере.

Мф.8:13. Сотник не сам себе сказал: «как я верую, так будет мне», а Господь сказал ему это за его смирение и любовь к народу: Лк.7:5. Самонадеянность в деле веры опасна: 1Кор.10:12; Иак.2:14; Мф.7:26; и Писание повелевает надеяться только на Господа, а не полагаться на свой разум: Прит.3:5.
 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О любви к Богу и ближнему.
 

Лк.10:27. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4; Иак.1:27; 2:14-17. Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible