Скрыть
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Святые отцы

Прочие

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

К правоте догматов, премудрый, следует присовокуплять любомудрие в образе жизни, если истинно - а истинно несомненно - то, что вера без дел мертва. Когда же растворено и некоторым образом соединено то и другое, тогда именно по сочетании воедино и благочестия, и добродетели появляется [в человеке] совершенная и самая высокая благоискусность.

Письма. Книга II

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

Ибо как вера мертва без дел, так, по нашему мнению, истинно и обратное. Следовательно, пусть вместе со славой благой жизни сияет и безупречность в вере.

Послание на святой символ веры

Максим Исповедник, прп. (†662)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

Разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры - истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в вещах божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной, в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: вера без дел мертва.

Мистагогия

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

Хоть апостол Павел и учил, что человек оправдывается верою, без дел, неправильно его поймет тот, кто решит, что, однажды уверовав во Христа, он может творить злодеяния, жить в бесчестье и пороке и все равно быть спасенным верой. В этом отрывке своего послания Иаков объясняет, как надо понимать слова апостола Павла, и использует пример Авраама, чтобы показать, что вера тщетна, если не подтверждается добрыми поступками; на примере Авраама и апостол Павел показывал, что человек оправдывается не делами. Автор послания напоминает, что вера Авраама добрыми делами как раз подтверждалась, и ясно показывает, что апостол Павел учил на примере Авраама об оправдании верою не затем, чтобы кто-то решил, что не так уж и важно поступать хорошо. Павел имел в виду, что никто не должен считать, что своими прежними добрыми делами он заслужил дар оправдания; дар этот обретается только по вере.

О семи Кафолических посланиях (Иак. 4:6)


Апостол Павел, проповедующий оправдание человека [одной лишь] верой, без дел, был неверно понят. Некоторые восприняли сказанное [Павлом] таким образом, что считали, будто они, однажды уверовав во Христа, спасены через веру, даже если [при этом] совершают зло, и живут порочно и нечестиво. Поэтому апостол Иаков объясняет мнение апостола Павла и показывает, как следует понимать это место в его Послании. В качестве примера тщетности веры без добрых дел он приводит прежде всего Авраама, потому что именно пример Авраама использовал Павел, чтобы доказать возможность оправдания человека без дел. Упоминая о добрых делах Авраама, которые сопутствовали его вере, апостол Иаков достаточно [ясно] показывает, что апостол Павел учит об оправдании человека [одной лишь] верой, без дел, не с той целью, чтобы уверовавший не делал добра, но скорее для того, чтобы никто не считал, что оправдание, которое зависит от веры, даровано ему заслуженно, за прежние добрые дела. Иудеи желали, чтобы за это их ставили выше верующих во Христа язычников, говоря, что они заслуженно, за добрые дела под законом, получили евангельскую благодать. Из-за этого многие уверовавшие из них соблазнялись тем, что необрезанным язычникам подавалась благодать Христова. Поэтому апостол Павел говорит, что человек может быть оправдан через веру, без дел, имея в виду предшествующие [вере дела]. Но разве может [человек] быть оправдан через веру, не поступая праведно?

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Хощеши же ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть

Пустым называет человека, который хвалится одной только верой, потому что, не осуществляя ее в делах, он не приобрел никакой полноты.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Хощеши ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть

Суетным, т.е. пустым называет божественный Иаков того христианина, который хвалится только поверхностной верой, не имея веры постоянной, которая есть – благие дела и заповеди. Святой же Митрофан говорит, что брат Божий не посчитал достойным назвать такого верным христианином, а только пустым человеком. Первая причина, по которой он не считает его верным, та, что он уподобился демонам, и дабы не быть вынужденным назвать и бесов верными, поскольку и те имеют поверхностную веру без Божию и по подобию, для делания тех благих дел, которые направлены к славе и благоугождению Бога, - его Творца, (как написано у Екклесиаста «Конец слова, все слушай; Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек» (Еккл. 12:13), т.е. для этого и создан каждый человек, бояться Бога и хранить Его заповеди), сей же окаянный остаётся пустым и лишённым того, что есть по подобию Божию и чести, которая была ему дана Богом, как говорит псалмопевец «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48:13).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

А дела без веры? И дела без веры мертвы: это не добродетели, а, можно сказать, струп добродетелей, или, если не нравится это сравнение, это - вид, картина добродетелей, а не самая добродетель. Ибо откуда взяли бы дела жизнь, если не от веры? От наклонности к добру? Она в нас мала и слаба, сама требует оживления. От соображений рассудка и внушений ума? Они, во-первых, холодны и коль скоро сами не проникнуты чувством добра, не утверждены на глубоком основании, то слабы, притом перекрещиваются в действии внушениями страстей, самолюбия, расчетами… [пропущено слово по неразборчивости], и прочим. От примера других людей? Но много ли примеров добра чистого, действий святых? От хвалы и одобрения человеческого? Этот ветер переменчив и непостоянен. Он иногда рвет паруса порывами, а иногда веет в противную сторону; иногда нельзя узнать по нему, куда ветер. Посему и дела без веры мертвы.

Мысли о бессмертии

Экумений (†VIв.)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

Неосновательным [апостол] называет человека, который хвалится одной лишь верой, никак не подтверждая ее делами.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Но хочешь ли знать и проч.: этот стих составляет вступление к доказательству из Писания той же истины, что вера без дел мертва и не может спасти человека. Вопросительная форма речи: хочешь ли знать, в соединении с названием противника неосновательным человеком, выражает сознание и торжество победы над ним.

Неосновательный человек: точнее – пустой человек; слово греческое означает не недостаток мысли, но нравственный недостаток души, отсутствие твердых основ нравственной жизни и деятельности; в приложении к настоящему противнику выражение значит: ты, человек с пустою, бессодержательною и с бессильною верою, довольствующийся своею пустою, ничего не содержащею в себе верою. «Пустым называет человека, который хвалится одною только верою, но, не осуществляя ее в делах, не воспитал в себе твердой основы для своей деятельности» (Феофилакт). Мертва: см. прим. к ст. 17.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва

Апостол переходит теперь, ст. 20, к доказательству утверждаемой им истины из ветхозаветного Писания и обращается к предполагаемому противнику в такой форме, которая говорит о предстоящем сейчас окончательном поражении возражателя: «хощеши ли разумети» θέλεις δε γνώναι. При этом Апостол называет его суетным, пустым, неосновательным человеком, греч. κενός. «Пустым называет человека, который хвалится одною только верою, потому что, не осуществляя ее в делах, он не приобрел твердой основы для своей деятельности» (блаж. Феофил.). При этом Апостол повторяет (ср. ст. 17) свое основное положение «вера без дел мертва», ἡ πίστις τῶν ἔργων νεκρά ἐστιν Впрочем, вместо принятого νεκρά, мертва, некоторые авторитетные греческие списки (Ватиканский, Парижский и некоторые другие), как и некоторые древние переводы (Армянский, Вульгата), имеют другое слово ἀργή, бездеятельна, бесполезна, напрасна. По связи с предыдущим (ст. 19) и последующим (ст. 21 след.) это разночтение заслуживает внимания и предпочтения.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

Некоторые ученые западные видят в учении Апостола Иакова о значении в деле спасения веры и дел некоторое несогласие с учением о сем Апостола Павла; так как, говорят они, Апостол Иаков учит о спасении через дела, а Павел Апостол – через веру. Но это несогласие видится потому, что неверно представляется учение обоих Апостолов. Как в стихах 14 и 17, так равно в 19–20 и далее в стихе 24 и 26 Апостол Иаков говорит о вере, как бессердечном, рассудочном только признании истины Откровения, без живого проникновения ими; о той вере, какую имеют и бесы, и которую обличает Апостол в своих читателях, получивших ее как бы в наследство от своих отцов Иудеев, тщетно ожидавших спасения через холодную веру. Веру же истинную, живую Апостол Иаков одобряет, считает ее содействующею добрым делам и способствующею к оправданию пред Богом и приближению к Нему. Таким образом, Апостол Иаков говорит о спасении не через одни дела, а в связи с живою верою (24 ст.). То же видим и у Апостола Павла, который говорит, что во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема (Гал.5:6). Из указанных Апостолом Павлом дел видно, что он не придавал значения в деле спасения не делам вообще, а только делам обрядовым (обрезанию и т. п.), потерявшим свое значение с установлением Нового Завета. Должно заметить еще, что Апостол Павел в примере верующего указывает на того же Авраама, на которого указывает и Апостол Иаков. Перед Апостолом Иаковом были люди, принявшие веру Христову, но продолжавшие жить по-язычески; перед Апостолом Павлом были лжеучители, утверждавшие, что без соблюдения закона Моисеева и всех его установлений нельзя спастись, чем ниспровергалось самое существо учения об оправдании через веру во Христа. Поэтому святой Апостол Иаков в своем послании говорит о недостаточности холодной веры без дел; требует, чтобы вера была не мертвая, а живая; Апостол же Павел говорит о недостаточности дел закона без сердечной веры (Рим.3:31; 9:31:32). Таким образом они вполне сходятся в требовании от христиан веры и дел благочестия. Одинаково также они говорят и о содействии веры делам и дел вере, сравн. (Иак.2:22) и (Евр.11:33–37). Апостол Иаков указывает даже такое место Писания, которое, по-видимому, более подходит к несправедливо предполагаемому исключительному учению Павла, а именно: на вменение Аврааму в праведность его сердечной веры, не перешедшей еще в дело (в жертвоприношении Исаака).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере и делах.

Ин.3:15-18. Одной верой бездеятельной не спасешься: Иак.2:19-20, ибо сказано еще соблюсти заповеди: Мф.19:17; Ин.14:15. Царство Небесное силою берется: Мф.11:12. Упокоение обещано труждающимся и обремененным: Мф.11:28-29. Необходимо и милосердие: Мф.25:35.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible